Зземельные отношения и принципы их регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 13:35, реферат

Краткое описание

В соответствии со статьей 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. При этом они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Данная норма включена в положения, составляющие основы конституционного строя РФ, и в силу ее принципообразующего характера является базовым императивом, определяющим характер правового регулирования земельных отношений и содержание земельного законодательства.

Вложенные файлы: 1 файл

ВСЕ О ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

По  общему правилу право распоряжаться  земельными участками, государственная  собственность на которые не разграничена, оставлено за органами местного самоуправления муниципальных районов, городских  округов. В то же время теперь закреплено два исключения из этого правила.

Они касаются, во-первых, земельных участков, государственная собственность  на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, (столицами) субъектов Российской Федерации. Распоряжение названными земельными участками осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

Во-вторых, исключение из общего правила установлено  в отношении земельных участков, государственная собственность  на которые не разграничена, в субъектах  Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Распоряжение такими земельными участками осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов РФ, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения.

В статье 17 ЗК РФ закрепляются способы  возникновения федеральной собственности  на землю.

В федеральной собственности находятся  земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. Следует заметить, что по поводу данного основания высказывались различные точки зрения. Одни полагали, что в таких федеральных законах должны конкретизироваться земельные участки, признаваемые объектом федеральной собственности, посредством указания его кадастрового номера, площади и других характеристик. Другие считали, что для признания федерального закона в качестве правоустанавливающего документа достаточно указания на земли, относящиеся к федеральной собственности. Например, согласно статье 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" земли, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности; согласно статье 13 Федерального закона от 19 июля 1998 года N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий, относится исключительно к федеральной собственности и находится под охраной государства. Последняя точка зрения была поддержана Высшим Арбитражным Судом РФ.

Также в федеральной собственности  находятся земельные участки, право  собственности Российской Федерации  на которые возникло при разграничении  государственной собственности  на землю. Согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

- земельные участки, предоставленные  органам государственной власти  Российской Федерации, их территориальным  органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

- иные предусмотренные федеральными  законами земельные участки и  предусмотренные федеральными законами  земли.

Кроме того, в федеральной собственности  находятся земельные участки, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Российская Федерация вправе приобретать земельные участки у граждан, юридических лиц, субъектов РФ, муниципальных образований; может получить их в собственность от граждан в порядке наследования, выкупить для государственных нужд и др.

Способы возникновения права собственности  субъекта Федерации на землю в  целом аналогичны способам для признания  права федеральной собственности  на землю, предусмотренным в статье 17 ЗК РФ.

Согласно  пункту 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения  государственной собственности  на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:

- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися  в собственности субъектов РФ;

- земельные участки, предоставленные  органам государственной власти  субъектов Российской Федерации,  а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- иные предусмотренные федеральными  законами земельные участки и  предусмотренные федеральными законами земли.

Муниципальная собственность представляет собой  форму собственности, существующую параллельно с государственной. По своему характеру и юридической  природе она находится в одном  ряду с правом государственной собственности. В соответствии со статьей 130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, то есть имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Управляют муниципальной собственностью согласно статье 132 Конституции РФ органы местного самоуправления.

Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее  на праве собственности городским  и сельским поселениям, а также  другим муниципальным образованиям (пункт 1 статьи 215 ГК РФ).

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения независимо от форм собственности и целевого назначения.

Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, - население непосредственно, органы местного самоуправления могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.

Муниципальная собственность на землю возникает  в результате разграничения государственной  собственности на землю, признания  таковой федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ либо в случае приобретения земельных участков, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися  в собственности соответствующих  муниципальных образований;

- земельные участки, предоставленные  органам местного самоуправления  соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

- иные предусмотренные федеральными  законами и принятыми в соответствии  с ними законами субъектов РФ земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

Следует отметить, что в муниципальной  собственности находятся земельные  участки, признанные таковыми не только федеральными законами, но и принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации. Что касается гражданско-правовых оснований приобретения муниципальной собственности на земельные участки, то в отличие от государственной собственности она может возникать и в порядке статьи 225 ГК РФ и на бесхозные земельные участки, от которых отказались собственники.

При разграничении государственной  собственности на землю в собственность  того или иного муниципального образования  переходят земли, находящиеся в границах этого образования. Однако муниципальное образование может приобрести, например, купить земельный участок, находящийся за пределами территории муниципального образования. Точно так же субъект РФ или непосредственно Российская Федерация могут передать безвозмездно в собственность муниципального образования любой участок, в том числе и находящийся за пределами его границ, для обеспечения развития территории этого муниципального образования.

 

6.1.2. Постоянное (бессрочное) пользование

земельными участками

 

В субъектный состав лиц, которым могут  быть предоставлены земельные участки  на праве постоянного бессрочного  пользования в соответствии с  пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, входят: государственные  и муниципальные учреждения, казенные предприятия, а также органы государственной власти и местного самоуправления. В постоянное бессрочное пользование этим лицам предоставляются земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.

Необходимо  иметь в виду, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, которые не указаны в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность до 1 января 2013 года. Данное правило не распространяется на случаи, если земельные участки на правах постоянного (бессрочного) пользования предоставлены:

- садоводческим, огородническим или  дачным некоммерческим объединениям  граждан;

- организациям, при которых до  вступления в силу Федерального  закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О  садоводческих, огороднических и  дачных некоммерческих объединениях граждан" были созданы (организованы) садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, пользующиеся такими земельными участками.

В указанных случаях права постоянного (бессрочного) пользования этими  земельными участками переоформляются в порядке, установленном статьей 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

До 1 января 2010 г. цена приобретения земельного участка в городах с численностью населения свыше 3 млн. человек устанавливается в пределах 20% кадастровой стоимости и 2,5% кадастровой стоимости - на земельные участки "в иной местности". Данная норма действует для коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, если находящиеся в их собственности здания и строения были отчуждены из государственной собственности, и для граждан и некоммерческих организаций, если право их частной собственности возникло до вступления в силу Земельного кодекса.

Другие  собственники зданий, строений, сооружений на государственных или муниципальных земельных участках приобретают до 1 января 2010 г. земельные участки в населенных пунктах с населением свыше 3 млн. человек по цене от пяти до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; в населенных пунктах с численностью от 0,5 до 3 млн. человек - по цене от пяти до семнадцатикратного размера ставки земельного налога; в населенных пунктах до 0,5 млн. человек и за пределами границ населенных пунктов - от трех до десятикратного размера.

Если  предприниматель не может выкупить землю, закон устанавливает его  права приобрести ее в аренду. Арендная плата за использование указанных  земельных участков определяется в  соответствии с пунктом 3 ст. 65 ЗК РФ. Порядок же определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах:

- двух процентов кадастровой стоимости  арендуемых земельных участков;

- трех десятых процента кадастровой  стоимости арендуемых земельных  участков из земель сельскохозяйственного  назначения;

- полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

Земельные участки, которые находятся в  государственной или муниципальной  собственности и на которых расположены  здания, строения и сооружения, находящиеся на день введения в действие ЗК РФ в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, предоставляются в собственность указанных организаций бесплатно.

Информация о работе Зземельные отношения и принципы их регулирования