Земельное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 10:37, реферат

Краткое описание

Цели данной работы заключаются в следующем: раскрыть понятие земельного права; представить землю как объект материального мира и общественных отношений; обратить внимание на особенности и свойства земли, функциональные характеристики; выявить круг отношений, составляющих предмет правового регулирования земельного права, как отрасли права; выявить особенности предмета современного земельно-правового регулирования; представить систему земельного права и каждый из её элементов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3
1. Предмет земельного права РК………………………………………………….4
2. Метод земельного права РК……………………………………………….……6
3. Система земельного права РК…………………………………………………11
4. Принципы земельного права РК………………………………………...……14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

Земельное право Реф.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

    За пределами границ  юридических дозволений регулирование  обеспечивается средствами и  способами присущими императивному  методу.

    Императивный метод правового регулирования базируется на установлении обязываний и запретов, подлежащих безусловному исполнению (соблюдению). Запреты содержат требования к субъектам земельных правоотношений воздерживаться от совершения определенного рода действий. Обязывания, наоборот, означают необходимость активного поведения со стороны субъектов земельных правоотношений.

    Нормы, содержащие запреты  и обязывания, определяют границы, характер и способы должного, необходимого поведения соответствующих  субъектов земельных отношений. Императивный и диспозитивный методы, являющиеся в сущности универсальными для всей системы правового регулирования, применительно к отдельным сферам или конкретным ситуациям земельных отношений, в зависимости от их особенностей реализуется в различных сочетаниях и комбинациях

    Изложенное подтверждает  зависимость метода правового  регулирования от содержания  и характера регулируемой сферы  общественных отношений. Поэтому  происходящие изменения в предмете  земельно-правового регулирования  предопределяют необходимость корректировки соотношения средств и способов юридического воздействия в строгом соответствии с природой и сущностью современных земельных отношений. Несвоевременная и неадекватная коррекция юридического инструментария, выражающего метод земельно-правового регулирования, окажет негативное воздействие на развитие земельных отношений, способна затормозить их преобразование в русле объективных закономерностей, характерных современному этапу функционирования нашего общества.

        Поэтому метод  земельно-правового регулирования не просто системообразующий фактор отрасли земельного права, степенью его совершенства определяется уровень эффективности регулятивного воздействия отрасли земельного права на земельные отношения.

 

3. Система земельного права РК

 

Система отрасли земельного права отражает последовательность расположения, принципы, правила упорядочения образующих ее элементов в зависимости от их значимости, содержания, характера и особенностей регулируемых земельных отношений.

Система земельного права в конечном итоге обусловливается объективными факторами и под их воздействием непрерывно изменяются ее элементы, их соотношение и взаимодействие. Поэтому система земельного права, прежде всего, позволяет уяснить закономерности внутренней расстановки и группировки, функциональных взаимосвязей входящих в эту отрасль нормативных положений.

Исходным элементом системы земельного права является правовая норма, состоящая из таких обязательных компонентов, как гипотеза, диспозиция и санкция.

Земельно-правовая норма закрепляется в тексте закона или же вытекает из смысла действующего законодательства, содержит правило поведения, установленное для субъектов земельных отношений и направленное на многократное применение к повторяющимся ситуациям земельной сферы.[8]

Гипотеза земельно-правовой нормы определяет условия, необходимые для ее применения или реализации. Такими условиями чаще всего выступают факты и события, имеющие юридическое значение.

Диспозиция земельно-правовой нормы устанавливает характер, содержание и параметры поведения субъектов.

Санкция земельно-правовой нормы выражает меру ответственности, предусматривает наказание за нарушение требований земельного законодательства, неблагоприятные последствия неправомерного поведения субъектов земельных отношений. Именно санкция обеспечивает регулятивный эффект правовой нормы, отражает ее специфику, отличительную особенность от иных норм социального регулирования (нормы морали в сфере землепользования, традиции и обычаи земледельческих народов, групп и общин).

Элементы земельно-правовой нормы могут оказаться в одном нормативно-правовом акте или его структурах: разделе, главе, статье, пункте. Однако чаще всего они бывают разбросанными по нескольким нормативным актам, относящимся иногда к различным отраслям законодательства. Земельно-правовые нормы, регулирующие однородные виды или цельную общность земельных отношений, объединяются в отдельный правовой институт. Так, например, нормы, призванные регулировать отношения, связанные с изъятием земель для государственных нужд, составляют правовой институт изъятия земель для государственных нужд. Нормы, определяющие гарантии, основания, условия и порядок возмещения причиненного ущерба земле, образуют правовой институт возмещения ущерба земле.

Система земельного права в конечном итоге складывается из двух крупных компонентов - общей и особенной частей.

Общая часть земельного права состоит из правовых институтов, содержащих нормативные положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, действие которых охватывает все или большинство видов земельных отношений и при этом она выражает общезначимые и основополагающие начала, принципиальные положения всего земельно-правового регулирования.

Исходя из содержания земельного законодательства, к общей части следует отнести институты: права собственности на землю; права землепользования; государственного управления земельным фондом; защиты права собственности и иных вещных прав на землю; юридической ответственности за земельные правонарушения; земельного процесса.

Институты общей части отличаются емким, сложным содержанием. Они, как правило, состоят из нескольких субинститутов (пединститутов), каждый из которых представляет собой относительно самостоятельный и достаточно целостный блок нормативных образований.

Например, институт права собственности на землю состоит из таких блоков, как право государственной собственности на землю и право частной собственности на землю. Институт государственного управления земельным фондом включает субинституты: контроля за использованием и охраной земель; государственного земельного кадастра и землеустройства; государственной поддержки землеохранных мероприятий; разрешения земельных споров. Институт права землепользования проявляется через такие взаимосвязанные и в то же время существенно различающиеся нормативные блоки, как право государственного землепользования, право негосударственного землепользования, право постоянного или временного землепользования, право землепользования граждан или юридических лиц и т.д.

Одни и те же нормы или нормативные массивы общей части могут входить одновременно в состав двух и более правовых институтов. Например, нормы о возмещении ущерба земле могут рассматриваться как элемент института государственного управления земельным фондом, если исходить из аспекта охраны земель, вместе с тем без них сложно представить институт защиты права собственности и иных вещных прав на землю. Таким образом, земельно-правовые нормы, их блоки в рамках двух и более правовых институтов могут взаимопроникать, дополнять друг друга, создавая тем самым нормативные предпосылки эффективного правового регулирования.

Нормы институтов общей части земельного права действуют напрямую либо опосредованно - через нормы институтов особенной части Последними они конкретизируются, детализируются с учетом специфики подлежащих регулированию вопросов земельных отношений.

Особенная часть земельного права состоит из институтов, определяющих правовой режим использования и охраны отдельных категорий земель.

В соответствии с предусмотренными в законодательстве категориями земель, выделенными по их основному целевому назначению, особенная часть включает следующие институты, определяющие право войрежим: земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения; земель особо охраняемых природных территорий; земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса.

Институты особенной части отражают специфику, особенности правового регулирования отношений управления, использования и охраны земель каждой отдельной категории земельного фонда.

 

4. Принципы земельного  права РК

 

Принципы отрасли права - это основополагающие начала, которыми руководствуются участники правоотношений. Особенностью принципов земельного права является их фиксация в отраслевом земельном законе - Земельном кодексе Республики Казахстан.

Земельное законодательство Республики Казахстан основывается на следующих принципах:

1) целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости  территории Республики Казахстан;

2) сохранения земли как природного ресурса, основы жизни и деятельности народа Республики Казахстан;

3) охраны  и рационального использования  земель;

4) обеспечения  экологической безопасности;

5) целевого  использования земель;

6) приоритета  земель сельскохозяйственного назначения;

7) обеспечения  информацией о состоянии земель  и ее доступности;

8) государственной  поддержки мероприятий по использованию  и охране земель;

9) предотвращения  нанесения ущерба земле или  устранения его последствий;

10) платности  использования земли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Земельное право, представляя собой юридическое выражение социально-экономических условий развития земельных отношений, призвано сохранять объективно обусловленные функциональные и качественные характеристики земли как объекта общественного интереса. Сообразно этому метод земельно-правового регулирования в значительной степени определяется особенностями объекта и характером регулируемых земельных отношений.

Предметом отрасли права, в том числе и земельного, является определенная группа общественных отношений, регулируемая соответствующими нормами права. Таким образом, отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель и регулируемые нормами земельного права, составляют предмет этой отрасли права.

C изменением  содержания общественных отношений  по поводу земли происходят  изменения в предмете и задачах  земельного права. В условиях  земельной реформы и совершенствования управления экономикой развивается самостоятельность пользователей земли, демократизация земельных отношений, расширение прав собственников земли и землепользователей, в том числе арендаторов. Развиваются институты права частной собственности на землю и рыночные отношения, создаются крестьянские (фермерские) хозяйства. Государственное управление земельным фондом сочетается с широкой самостоятельностью хозяйств - пользователей земли. В результате изменился сам предмет и, следовательно, задачи земельного права.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Архипов И.Г. Земельное право. Учебное пособие.- Алматы: ЮРИСТ, 2000.

2. Закон РК от 31 марта 1998 г. № 214-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

3. Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442 //Казахстанская правда от 26 июня 2003г. № 183-184 (24123-24124).

4. Конституция Республики Казахстан, принятая на Республиканском Референдуме 30 августа 1995 года. Внесены изменения и дополнения Законом Республики Казахстан от 7 октября 1998 года, Законом Республики Казахстан от 21 мая 2007года, Законом Республики Казахстан от 2 февраля 2011 года.

  5. Постановление Пленума Верховного суда РК от 14 мая 1998 года N 2 «О некоторых вопросах практики применения судами земельного законодательства».

6. Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 декабря 1997 года № 1813 «Об утверждении Порядка предоставления земельного участка собственникам помещений (участникам) кондоминиума».

 


Информация о работе Земельное право