Компетенция РФ
и ее субъектов определяется также
их совместной компетенцией, предусмотренной ст. 72 Конституции РФ. В совместном
ведении РФ и ее субъектов находятся:
1) защита прав
и свобод человека и гражданина,
обеспечение законности, правопорядка,
общественной безопасности (в том
числе в области земельных
отношений);
2) вопросы владения,
пользования и распоряжения землей, недрами,
лесными и другими природными ресурсами;
3) разграничение государственной
собственности (прежде всего на
землю, на другие природные
ресурсы);
4) природопользование, охрана
окружающей среды и обеспечение
экологической безопасности, особо
охраняемые природные территории;
5) земельное, водное, лесное
законодательство, законодательство
о недрах, об охране окружающей
среды.
Вне пределов ведения и
полномочий РФ по предметам совместного
ведения РФ и ее субъектов субъекты
РФ согласно ст.73 Конституции РФ обладают
всей полнотой государственной власти
(см. ст.10 ЗК РФ)13.
Это размежевание
компетенции по вертикали представляется
весьма важным и осуществляется на всех
уровнях: на федеральном - Государственной
Думой и Советом Федерации Федерального
Собрания РФ, Президентом и Правительством
РФ; на уровне субъектов - правотворческими
органами субъектов РФ.
Значительные полномочия предоставлены
Правительству РФ. Согласно ст.18 Федерального
конституционного закона “О Правительстве
Российской Федерации” правительство
организует деятельность по охране и рациональному
использованию природных ресурсов, регулированию
природопользования.
Совершенствование
законодательства и реализация полномочий
в области земельных отношений
осуществляются в трех направлениях. Статьями 9-11 и др. Земельного
кодекса разграничены полномочия между
РФ, ее субъектами и органами местного
самоуправления.
В подпункте 7 п.
1 ст.9 Земельного кодекса упоминаются
“иные полномочия, отнесенные к полномочиям
Российской Федерации другими федеральными
законами”. К ним относится, например,
Водный кодекс РФ, которым регулируются
лимиты водопользования (водопотребления
и водоотведения). Под ними понимаются
предельно допустимые объемы изъятия
водных ресурсов или сброса сточных вод
нормативного качества, которые устанавливаются
водопользователю на определенный срок
и имеют прямое отношение к землепользованию14.
В Водном кодексе РФ и других федеральных
законах предусмотрена обязанность
землевладельцев - граждан и юридических
лиц принимать меры по сокращению
потерь и сбросов воды из мелиоративной
сети, предотвращению попадания рыбы
в мелиоративную сеть, осуществлять в
необходимых случаях мероприятия по предупреждению
загрязнения грунтовых вод и подъема их
уровня.
Орошение, в том числе с использованием
сточных вод нормативного качества,
осушение и другие мелиоративные
работы должны осуществляться в комплексе
с природоохранными
мероприятиями, обеспечивающими защиту
земельных и водных объектов и их водосборных
площадей.
Таким образом, собственность Российской
Федерации на землю именуется
федеральной собственностью. Полномочия
России в области земельных отношений,
предусмотренные
Земельным кодексом, основываются на
Конституции РФ. Существует также совместная
компетенция Российской Федерации и её
субъектов в области регулирования земельных
отношений.
4. Собственность
на землю субъектов Российской Федерации.
Полномочия субъектов Российской Федерации
в области земельных отношений
В целях разграничения
государственной собственности
на землю к собственности субъектов
РФ относятся:
1) земельные
участки, занятые зданиями, строениями,
сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ;
2) земельные
участки, предоставленные органам
государственной власти субъектов
РФ, а также казенным предприятиям,
государственным унитарным предприятиям
или некоммерческим организациям,
созданным органами государственной
власти субъектов РФ;
3) иные предусмотренные
федеральными законами земельные
участки и предусмотренные федеральными
законами земли.
Распоряжение
земельными участками, государственная
собственность на которые не разграничена,
в субъектах РФ - городах федерального
значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется
органами исполнительной власти указанных
субъектов РФ, если их законами не установлено,
что данные полномочия осуществляются
органами местного самоуправления внутригородских
муниципальных образований городов федерального
значения.
К собственности
субъектов РФ - городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга
относятся земельные участки, расположенные
в границах этих субъектов РФ.
Субъекты РФ
сами определяют особенности распоряжения
земельными участками на своей территории. В качестве примера
может быть приведен такой акт, как распоряжение
вице-мэра Москвы от 2 марта 1992 года N 110-РВМ
“Об аренде земли как основной форме земельно-правовых
отношений в г. Москве” (с изменениями
от 5 сентября 1994 г., 11 января 1996 г.), утвердившее
форму договора аренды земельных участков
в г. Москве.
Кроме того, в
г. Москве решением одиннадцатой сессии
Моссовета от 12 октября 1992 года также
был утвержден Порядок предоставления
в аренду участков земель г. Москвы.
Реализацию компетенции
субъектов РФ в сфере земельных отношений
можно рассмотреть на нескольких примерах.
Решением Нижегородского областного представительного
органа “Об утверждении программы приватизации
земли и реорганизации сельскохозяйственных
предприятий Нижегородской области”
было начато реформирование сельского
хозяйства по нижегородской модели. По
этому пути пошли многие хозяйства Ростовской,
Рязанской, Орловской и ряда других областей,
отразивших эту модель в своем законодательстве.
Разработана и утверждена региональная
Программа продолжения земельной и аграрной
реформы в агропромышленном комплексе
Оренбургской области. В ее развитие приняты
целевые программы “Плодородие”, “Белок”,
“Селекционно-племенная работа”, “Техническое
перевооружение сельского хозяйства”,
“О поддержке фермерского сектора Оренбургской
области” и др. Коллегия Минсельхоза России
своим постановлением одобрила работу
Главного управления сельского хозяйства
Оренбургской области по оценке состояния
и создания организационно-правовых условий
развития агропромышленного комплекса
области в период перехода к рыночным
отношениям. С учетом накопленного опыта
рекомендовано и другим территориям активнее
проявлять законодательную инициативу
в указанном направлении15.
Природные, в частности земельные,
условия в различных
регионах имеют свою специфику, так же
как и развитость инфраструктуры, промышленности,
обеспеченность профессиональными кадрами,
уровень их подготовки, состояние иных
компонентов влияют на состояние землепользования
и в целом на положение сельского хозяйства.
Во многих субъектах РФ их законодательство
в области землепользования, охраны
окружающей среды, агропромышленного
комплекса в значительной степени
повторяет федеральное законодательство
по этому же вопросу, что не вызвано
необходимостью. Наглядно
это проявляется на примере нормативных
актов о крестьянском (фермерском) хозяйстве,
где положения федеральных законов в основном
дублируются.
В Ленинградской и Московской областях,
Чувашской Республике были несколько
конкретизированы нормы федерального законодательства.
А в Белгородской, Тюменской и
ряде других областей отдельными актами
устанавливаются региональные правила
регулирования внутрихозяйственных
земельных отношений, которые мало
затронуты в федеральном законодательстве,
хотя и имеют значение для
деятельности крупных сельскохозяйственных
коммерческих организаций, поскольку
влияют на осуществление отношений внутрихозяйственного
расчета.
Поскольку федеральным законодательством
не решались некоторые проблемы использования
земель для складирования,
переработки и перевозки отходов, их регулирование
нередко осуществлялось актами субъектов
РФ. Известным в этом смысле становится
пример Самары, на базе которой проводятся
всероссийские семинары и обмен опытом
по использованию земель для утилизации
и захоронения промышленных, бытовых,
токсичных и иных категорий отходов.
Учитывая изменения, а в ряде
случаев и отмену некоторых положений
Земельного кодекса РСФСР 1991 года, субъекты
РФ принимали свои земельные законы,
прежде всего по вопросам, не урегулированным
федеральным законодательством. В Республике
Дагестан были приняты законы “О земле”,
“О земельной реформе”, “О крестьянском
(фермерском) хозяйстве”, которые представляют
определенный интерес, поскольку в них
отражены многие современные тенденции
развития земельного права в направлении
более рационального и социально справедливого
использования земли, предупреждения
и пресечения бюрократически-централизованного
режима потребления национализированных
природных ресурсов, поддержки традиций
и обычаев, обусловленных своеобразием
региона (небольшие земельные участки
в горах, террасное земледелие, многонациональный
состав, уважение религии, старших).
Аналогичный закон был принят Воронежской
областной думой. В нем отмечалась
обязательность соответствия актов субъекта
РФ и органов местного самоуправления
требованиям федерального законодательства,
обязательность применения к земельным
отношениям не только земельного, но и
гражданского законодательства, предусматривались
гарантии и защита земельных прав физических
и юридических лиц, вводились институты
земельного сервитута и залога16.
Закон Свердловской области “О регулировании
земельных отношений” отразил введение
частной собственности на землю
и сделок с землей. Этот правовой
акт субъекта РФ регулирует режим
несельскохозяйственных
земель различных категорий более подробно,
чем ЗК РФ.
Таким образом, таковы возможности
реализации субъектами РФ полномочий,
не отнесенных к полномочиям РФ и
органов местного самоуправления. Предстоит
большая работа по приведению этих
нормативных
правовых актов субъектов РФ в соответствие
с Земельным кодексом РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно
сказать, что тема, взятая мною на изучение,
раскрыта полностью, насколько позволяют
рамки объёма, предусмотренные для
контрольной работы.
В процессе изучения данной темы выяснилось,
что государственная собственность на
землю является одной из форм собственности
на данный природный объект наряду с частной
и муниципальной. Но всё же большинство
земель в Российской Федерации находится
в основном в государственной собственности.
При разграничении государственной
собственности на землю законодатель
выделяет собственность Российской
Федерации, собственность субъекта
Российской Федерации, а также собственность
муниципального образования. Законодательство по данному
вопросу за последнее время претерпело
значительные изменения.
Собственность Российской Федерации
на землю именуется федеральной
собственностью. Полномочия России в
области земельных отношений, предусмотренные
Земельным кодексом, основываются на Конституции
РФ. Существует также совместная компетенция
Российской Федерации и её субъектов в
области регулирования земельных отношений.
Достаточно велики возможности
реализации субъектами Российской Федерации
своих полномочий, не отнесенных к
полномочиям Российской
Федерации и органов местного самоуправления.
Предстоит большая работа по приведению
этих нормативных правовых актов субъектов
РФ в соответствие с Земельным кодексом
России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
Земельный кодекс РФ / "Собрание законодательства РФ", 29.10.2001,
N 44, ст. 4147. (с изменениями от 14.07.2008).
Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” / "Собрание законодательства РФ", 29.10.2001,
N 44, ст. 4148.
Федеральный закон от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” / СЗ РФ. 2006. N 17
(ч. I). Ст.1782.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” / СЗ РФ. 1997. N 30. Ст.3594.