Государсвенный мониторинг лесов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 04:39, контрольная работа

Краткое описание

5. В зависимости от территориальности осуществляется республиканский, региональный и локальный государственный мониторинг лесов:
1) республиканский - охватывает всю территорию лесного фонда Республики Казахстан;
2) региональный - охватывает территории, ограниченные физико-географическими, административными, лесорастительными, лесоэкономическими и иными границами;
3) локальный - ведется на территориальных объектах ниже регионального уровня, вплоть до отдельных участков лесного фонда и элементарных структур лесных экологических систем.

Вложенные файлы: 1 файл

законы о лесах.docx

— 407.63 Кб (Скачать файл)

Лесная служба, получая бюджетные  ассигнования из Конгресса, стремится  к стабилизации дохода, с тем чтобы фактические доходы и расходы соответствовали плановым сметам, которые являются основными финансовыми документами. Лесной службе не выгодно экономить предоставляемые средства на лесохозяйственную деятельность, поскольку они могут быть снижены Конгрессом. Поэтому Лесная служба заинтересована в увеличении затрат на проведение лесохозяйственных и лесовосстановительных работ, мотивируя использованием в процессе работ дорогостоящих проектов, материалов, оборудования, но вместе с тем не стремится к превышению получаемых доходов от реализации древесины над расходами на лесохозяйственную деятельность, поскольку недостаток средств покроется ассигнованиями из бюджета, а излишек уйдет в казну.

Система финансирования, существующая в США в настоящее время, вместе с контрактной системой организации  лесопользования и ведения лесного  хозяйства позволяет реализовывать  лесную политику не только в части  эффективного использования всех ресурсов и услуг леса, но и создания здоровых лесных экосистем с сохранением  их биологического разнообразия.

Лесная служба оказывает влияние  не только на национализированные, но и на частные леса. В этом случае в лесные отношения вступают три  субъекта: государственные органы управления лесами, собственники частных лесов  и привлекаемые для исполнения контрактов предприниматели.

Особое место в США занимают так называемые неиндустриальные леса, площадью 116 млн. га (55% от всей площади  лесов). В этих лесах ведением лесного  хозяйства занимаются мелкие частные  собственники, для которых воспроизводство  леса сводится лишь к посадке леса, а заготовка древесины в промышленных целях не является источником дохода, поэтому в этих лесах использование  существующих ресурсов не превышает 50-60% от потенциально возможных. Одной из приоритетных задач Лесной службы США является включение этих лесов в общегосударственную лесную политику страны [19].

В Финляндии на долю частных лесов  приходится 61%, леса частных компаний составляют 9%, государственные леса - 25%, в других формах собственности  находится 5% лесов. Площадь лесов, ежегодно отводимых для заготовки древесины, составляет 550 тыс. га, а площадь лесовозобновления составляет 160-170 тыс. га, причем на естественное лесовосстановление приходится 37% [21].

В Финляндии существуют два вида рубок: рубки ухода, целью которых  является сокращение сроков выращивания  имеющегося древостоя, и рубки возобновления, направленные на создание нового древостоя. Создание новых лесных насаждений возможно различными способами:

- естественным лесовосстановлением;

- созданием лесных культур;

- содействием естественному лесовосстановлению.

Если после рубки не позаботились о лесовозобновлении, лесоиспользование временно приостанавливается, а средства на лесовозобновление взимаются законодательным путем с лесовладельца. С другой стороны, государство вознаграждает лесовладельцев денежной поддержкой или кредитами за хороший уход за лесом. Поддержку получают обеспечившие постоянное воспроизводство древесины, в частности за счет ухода за молодыми лесами, а также многообразие лесов и заботу о здоровье леса [20].

При наличии достаточного количества подроста, согласно законодательным  требованиям, их количество должно составлять, например: сосна - 1100-1300 шт./га; ель - 1000-1200 шт./га; лиственные породы – 1000 шт./га, - в этом случае можно говорить о естественном лесовосстановлении.

К мерам содействия естественному  лесовосстановлению относятся оставление равномерно расположенных семенников (30-50 шт./га для сосны) с одновременным посевом и обязательной обработкой почвы. На тех участках, где имеется недостаточное количество подроста, необходимо создавать лесные культуры, чаще всего это участки, пройденные сплошными рубками. За счет эффекта селекции оборот рубки в монокультурах сокращается. Выбор породы для создания монокультур зависит от почвенных, лесорастительных, экономических условий и типов леса. Густота посадки при создании лесных культур напрямую зависит от выбранной породы. Так, для сосны рекомендуемая густота посадки составляет - 2,0-2,5 тыс. шт./га; для ели - 1,8-2,3 тыс. шт./га; березы - 1,2-1,6 шт./га. В основном посадка осуществляется весной, исключение составляет посадка на слабопромерзающих почвах, осуществляемая в августе или сентябре [21].

Дополнение лесных культур в  Финляндии проводят через 1-2 года после  посадки и через 2-3 года после  посева лесных культур, при этом предпочтение отдают крупномерному посадочному  материалу. В середине лета или осенью в Финляндии проводят уход за культурами с целью удаления поросли нежелательных  пород и предотвращения зарастания культур травянистой растительностью. При проведении рубок ухода в  молодняках хвойных пород возможно сохранение до 10-30% лиственных пород  от густоты молодняка. Однако, если речь идет о сосновых молодняках, осина удаляется полностью, а высота оставляемой березы должна быть меньше высоты культивируемой сосны (на бедных почвах – на 0,5 м, на богатых - на 1,5 м) [21].

Через 5 лет после посадки лесных культур проводят оценку их качества, которое считается удовлетворительным при густоте культур - 1,2 - 1,5 тыс. жизнеспособных стволов на 1 га. Ответственность  за лесовозобновление несут владельцы земель. В Финляндии Законом о лесе определены сроки по созданию молодняков – это не более 5 лет от начала рубки или в течение 3 лет после ее завершения. Для обеспечения этих мероприятий в отдельных случаях Лесной центр может потребовать внесение залога [21].

Особое внимание в Финляндии  уделяется качеству семенного и  посадочного материала, производство и купля-продажа которого регулируется Законом о торговле лесокультурным материалом. Для посева используются селекционные семена, собранные с лесосеменных плантаций. Реестр семенных плантаций ведет Институт леса Финляндии.

Качество посадочного материала  контролирует Центр по инспекции  продукции растениеводства. Важнейшей  предпосылкой устойчивого развития лесных экосистем является баланс интересов  собственников лесов, лесопользователей и общественности. Очень важно определить оптимальное соотношение между различными формами собственности на леса. Накопленный многовековой опыт ведения лесного хозяйства и лесопользования говорит о том, что эффективно вести лесное хозяйство можно и в частных, и в государственных лесах. Результат этой деятельности будет зависеть от строгого соблюдения всех законов и принятых правовых форм, касающихся использования и воспроизводства лесов, с учетом общенациональных интересов. Необходим жесткий контроль со стороны государства за деятельностью лесопользователей, берущих в долгосрочную аренду леса, при проведении рубок лесных насаждений, своевременным и качественным восстановлением леса на вырубках, охраной леса от пожаров, вредителей и болезней.

Перечисленные методы лесопользования, такие как  долгосрочная аренда лесов в Канаде, контрактная организация лесохозяйственного производства США, частное лесовладение в Финляндии, их преимущества и недостатки заслуживают большего внимания при организации лесопользования и воспроизводства лесов в России.

 

Структура управления лесами.

 

На всех этапах развития лесного  хозяйства организация устойчивого  управления лесами, их многоцелевое, непрерывное  и неистощительное использование

было стратегически важной задачей.

Государственное управление землями лесного фонда (на федеральном

уровне) осуществляет Правительство Российской Федерации, органы исполни-

тельной власти субъектов  Российской Федерации, а также специально уполномоченные государственные органы управления лесным хозяйством: Федеральное

агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), территориальные органы Рослесхоза в

федеральных округах (рис. 12). Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются

лесничества и лесопарки. В настоящее время на территории Российской Федерации организовано  1 484  лесничества  и  лесопарка,  которые подразделяются на

7 618 участковых лесничеств.

Действующее лесное законодательство коренным образом изменило систему лесных отношений. Основные полномочия по использованию, охране,

защите и воспроизводству лесов  были переданы субъектам Российской Феде-

рации. На федеральном уровне осуществляется:

разработка политики развития лесного  комплекса;

правовое регулирование в лесном комплексе;

контроль  исполнения полномочий, переданных субъектам Российской Федерации;

межрегиональное управление охраной  лесов от пожаров;

государственная инвентаризация лесов;

обеспечение кадастрового учета лесных участков;

мониторинг организации использования лесов, лесопожарный и лесопатологический мониторинг, мониторинг радиационной обстановки в лесах;


организация лесного семеноводства;

формирование лесного реестра  на федеральном уровне;

координация деятельности региональных управлений лесами в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

оптимизация лесной науки и лесного  образования;

выполнение международных обязательств Российской Федерации по

лесам;

организация межрегионального взаимодействия при возникновении

чрезвычайных ситуаций в лесах.

Помимо Рослесхоза, государственное  управление лесами осуществляют

Федеральная служба по надзору  в сфере природопользования –  в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области обороны, безопасности, – в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной


собственности.


Федеральное агентство лесного  хозяйства осуществляет свою деятельность


непосредственно, через свои территориальные  органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной


власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. На региональном уровне управление землями лесного фонда может

иметь 4-уровневую или 3-уровневую  систему

Лесное планирование направлено на обеспечение устойчивого развития территорий и является основой использования лесов. В Российской Федерации принята многоуровневая система лесного планирования (рис. 14).  

Лесной план определяет основные направления  использования, охраны, за-

щиты и воспроизводства лесов  субъекта Российской Федерации  в  соответствии с

их ресурсно-экономической, экологической  и социальной значимостью. Лесной

план составляется на 10 лет. Лесные планы утверждены по всем субъектам Российской Федерации.

Лесохозяйственный регламент представляет собой свод установленных

нормативов и параметров комплексного освоения лесов применительно к конкретной территории и характеристикам лесорастительных условий лесничества или лесопарка. Он определяет правовой режим лесных участков и применяется при организации их использования, охраны, защиты и воспроизводства.

Предельный срок действия лесохозяйственного регламента – 10 лет, а конкретный срок зависит от интенсивности освоения лесов и динамики экономического развития региона. Все лесничества и лесопарки имеют утвержденные лесохозяйственные регламенты.

Проект освоения лесов разрабатывается  на основе лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра,

данных лесоустройства и иных специальных  обследований, документов территориального планирования.

Проект освоения лесов подлежит обязательной государственной или муниципальной экспертизе, которая проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

На 01.01.2011 г. насчитывается  53 737 лесных участков, из них на 32 193 разработаны проекты освоения лесов, из которых 30 229 прошли государственную экспертизу.

В 2011 г. проводилась корректировка  лесных планов в соответствии с изменениями лесного законодательства. Были уточнены новые нормативные правовые акты.

Государственная инвентаризация лесов (ГИЛ) представляет собой мероприятия  по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик.

Цели государственной инвентаризации лесов:

своевременное выявление и прогнозирование  развития процессов,

оказывающих негативное воздействие на леса;

оценка эффективности мероприятий  по охране, защите, воспроизводству  лесов;

информационное обеспечение управления в области использования,

охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также в области федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).

В соответствии с Порядком проведения государственной инвентаризации

лесов, утвержденным приказом Рослесхоза от 06.06.2011 № 207 (№ гос. регистрации в Минюсте России 21452 от 22.07.2011), государственную инвентаризацию лесов на всей территории Российской Федерации осуществляет Рослесхоз. На закладываемых статистическим методом постоянных пробных площадях в границах 34

лесных районов с учетом схем стратификации объектов устанавливается  достоверная информация о лесных ресурсах Российской Федерации и  их динамике. В

2011 г. в рамках определения  количественных и качественных  характеристик лесов было заложено 4549 пробных площадей. Окончательное  формирование национальной системы  государственной инвентаризации  лесов с закладкой около 82 тыс.

Информация о работе Государсвенный мониторинг лесов