Государсвенный мониторинг лесов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 04:39, контрольная работа

Краткое описание

5. В зависимости от территориальности осуществляется республиканский, региональный и локальный государственный мониторинг лесов:
1) республиканский - охватывает всю территорию лесного фонда Республики Казахстан;
2) региональный - охватывает территории, ограниченные физико-географическими, административными, лесорастительными, лесоэкономическими и иными границами;
3) локальный - ведется на территориальных объектах ниже регионального уровня, вплоть до отдельных участков лесного фонда и элементарных структур лесных экологических систем.

Вложенные файлы: 1 файл

законы о лесах.docx

— 407.63 Кб (Скачать файл)

Государсвенный мониторинг лесов.

 

Порядок ведения государственного мониторинга  лесов     

5. В зависимости от территориальности осуществляется республиканский, региональный и локальный государственный мониторинг лесов: 
      1) республиканский - охватывает всю территорию лесного фонда Республики Казахстан; 
      2) региональный - охватывает территории, ограниченные физико-географическими, административными, лесорастительными, лесоэкономическими и иными границами; 
      3) локальный - ведется на территориальных объектах ниже регионального уровня, вплоть до отдельных участков лесного фонда и элементарных структур лесных экологических систем. 
      6. Мониторинг лесов включает работы по: 
      1) выполнению систематических наблюдений (изыскания, съемки, обследования, инвентаризация) по категориям государственного лесного фонда; 
      2) проведению оценки состояния лесного фонда; 
      3) разработке рекомендаций по регулированию антропогенных воздействий на состояние лесного фонда; 
      4) разработке прогноза состояния лесного фонда на определенный период времени. 
      7. Оценка состояния лесного фонда выполняется путем анализа проводимых наблюдений, изучения направленности и интенсивности изменений. 
      8. По результатам состояния лесного фонда составляются оперативные сводки, доклады, рекомендации и научные прогнозы с приложением к ним тематических карт, диаграмм, таблиц, характеризующих динамику, направленность и интенсивность развития изменений, в особенности имеющих негативный характер. 
      9. Для ведения государственного мониторинга лесов используются материалы: 
      1) дистанционного зондирования; 
      2) государственного учета лесного фонда и государственного лесного кадастра; 
      3) лесоустройства; 
      4) фондовых данных (планы, карты, схемы, табличные и другие материалы); 
      5) натурных исследований и изысканий. 
      10. Результаты государственного мониторинга лесов оформляются в виде отчетов, таблиц, карт и картографических материалов как на бумажных носителях, так и с использованием электронных систем сбора, обработки и хранения информации.

Заключительные  положения     

11. Уполномоченным органом  данные мониторинга лесов, представляемые  территориальными и областными  исполнительными органами, обобщаются  и анализируются для представления  их пользователям. 
      12. Пользователями данных по государственному мониторингу лесов являются: 
      1) государственные исполнительные и представительные органы - по вопросам планирования и разработки программ по рациональному использованию природных ресурсов, другим вопросам, связанным с управлением лесными ресурсами; 
      2) центральный исполнительный орган в области охраны окружающей среды для ведения сводного банка данных - по вопросам ведения Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов; 
      3) иные физические и юридические лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная инвентаризация лесов.

 

Государственная инвентаризация лесов (ГИЛ) – это долгосрочная программа, направленная на получение статистически  обоснованной информации о состоянии  и развитии лесов России для информационного  обеспечения управления в области  использования, охраны, защиты, воспроизводства  лесов, а также в области государственного лесного контроля и надзора. Она  проводится в обязательном порядке  в отношении всех лесов наземными  и аэрокосмическими методами независимо от принадлежности прав владения, распоряжения и их пользования.

Задачи ГИЛ (Государственная инвентаризация лесов):

Представление объективной информации для разработки перспективных планов и обоснования лесной политики.

Объективная оценка запасов и текущих  изменений различных древесных  и недревесных ресурсов леса по регионам, лесорастительным, зонам и в целом по стране. Динамика запасов, покрытых лесом земель, прироста за определенный промежуток времени.

Динамика состояния лесов, их экологическая  изменчивость, определение влияния  внешних факторов на структуру лесов (в том числе предоставления данных об углеродном балансе).

Оценка экологического состояния  лесов и биологического разнообразия.

Определение степени достижения установленных  целевых прогнозных показателей  по субъектам РФ.

Своевременное представление в  федеральный орган исполнительной власти в области лесных отношений  отчетов по субъектам РФ с количественными  и качественными характеристиками состояния лесов и соответствующим  картографическим материалом.

В соответствии со статьей 90 Лесного  кодекса Российской Федерации государственная  инвентаризация лесов представляет собой мероприятия по проверке состояния  лесов, их количественных и качественных характеристик, проводится в отношении  лесов, расположенных на землях лесного  фонда и землях иных категорий.

Вопросы государственной инвентаризации лесов регулируют следующие нормативно-правовые акты: ст. 90 Лесного кодекса РФ, Постановление  Правительства РФ от 26.12.2007 г. №407 «О проведении государственной инвентаризации лесов».

В мировой практике инвентаризация применяется для изучения лесов  на различных уровнях — от лесного  участка до всей страны, при этом, в зависимости от цели, выделяют несколько типов инвентаризации: оперативную, хозяйственную и национальную или региональную.

В Финляндии инвентаризация лесов  проводится с 1921 г. За прошедшее время  осуществлено девять полных государственных инвентаризаций всех лесов страны. Сейчас идет десятая, которая началась в 2004 г. Главной целью национальной инвентаризации лесов всегда было получение информации для планирования лесозаготовок, лесовосстановления и лесомелиорации на региональном и государственном уровнях, для принятия решений об инвестициях в лесную промышленность, а также для создания основы для налогообложения лесного дохода.

Система государственной инвентаризации лесов Швеции основана в 1923 г. В системе  национальной инвентаризации лесов  данные, необходимые для оценки их состояния и управления ими на уровне страны и отдельных провинций, собираются отдельно от данных, нужных для оперативного хозяйственного планирования. Для нужд национальной инвентаризации лесов используется выборочная статистическая инвентаризация, основанная на регулярной сети пробных площадей. Для нужд оперативного хозяйственного планирования (составления планов ведения хозяйства) проводится повыдельная инвентаризация лесов конкретного владения, аналогичная российскому лесоустройству.

Проведение национальной инвентаризации лесов в Канаде базируется на использовании  данных о лесных ресурсах, получаемых от множества организаций. Традиционно  основные данные для национальной инвентаризации предоставлялись провинциями, так  как именно в их ведении находятся  управление и мониторинг состояния  распложенных на этой территории лесных земель и лесных ресурсов. Первоначально  национальная инвентаризация лесов  представляла собой периодический (примерно каждые 5 лет) сбор информации о лесах путем суммирования данных лесоустройства в провинциях и на территориях и данных дистанционного зондирования (авианаблюдений). Органы лесного хозяйства провинций и территорий предоставляли Лесной службе данные о лесных насаждениях, где они преобразовывались в соответствии со схемой национальной классификации лесов. По такой технологии инвентаризации проводились в 1981, 1986, 1991 и 2001 гг. После инвентаризации 2001 г. Канада перешла на новую систему инвентаризации лесов.

Инвентаризация лесов на территории США осуществляется государственными органами управления лесным хозяйством и пастбищными территориями (Лесная служба Министерства сельского хозяйства США) на уровне страны в целом и отдельных штатов, а также лесопромышленными компаниями на уровне насаждений при проведении лесоустройства. В первом случае речь идет о государственной инвентаризации лесов США, включающей анализ состояния и получение оценок таксационных показателей лесов страны.

С 1930 г. инвентаризация лесов осуществлялась как государственный учет лесов, в рамках которого собирались сведения о расположении и состоянии лесных площадей, древесных породах, размерах и санитарном состоянии деревьев, об общем приросте деревьев, величине отпада, тенденциях развития лесов, а также о заготовке и вывозке заготовленной древесной продукции. Оценивалась интенсивность заготовки леса в отношении различных видов продукции.

В настоящее время расширенная  программа национальной инвентаризации лесов США включает, кроме перечисленного, получение информации о состоянии  древесных крон, почв, растений-индикаторов  озона, обо всех разновидностях растительности и крупных древесных остатках.

ГИЛ Российской Федерации относится  к национальному или региональному  типу инвентаризации. Это экстенсивная инвентаризация, проводимая в отношении  лесов, расположенных на землях лесного  фонда и землях иных категорий. ГИЛ  проводится в рамках Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации  на период до 2020 г., утвержденной приказом Минпромторга России и Минсельхоза России от 31 октября 2008 г. № 248/482.

Для проведения государственной инвентаризации лесов в филиале ФГУП «Рослесинфорг» «Центрлеспроект» создан Центр по проведению ГИЛ и лесоустройству, подразделения которого оснащены современным комплексом приборов для работы в полевых условиях. При обработке полевых измерений используются полевые компьютеры и специализированное программное обеспечение FieldMap, позволяющее получить отчетные данные с учетом мировых стандартов на основе существующих лесоустроительных планшетов и таксационных описаний. С использованием космических снимков среднего и высокого разрешения полученные цифровые карты актуализируются и используются для планирования работ по ГИЛ.

Через определенный промежуток времени (5-10 лет) на пробных площадях делаются повторные измерения, по которым  можно судить о тех измерениях, которые происходят в лесах, как  в результате деятельности человека, так и природных явлений (пожары, вредители, болезни и т.д.)

Государственная инвентаризация лесов  проводится уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти. Основными  исполнителями Государственной  инвентаризации лесов является ФГУП «Рослесинфорг» со своими филиалами. Государственная инвентаризация лесов проводится наземными и аэрокосмическими методами. Филиал ФГУП «Рослесинфорг» «Центрлеспроект» выполняет инвентаризационные методы наземными методами. В зону деятельности предприятия входят Республики Коми, Мордовия, Саха (Якутия) и Марий Эл, а также Московская, Тверская, Рязанская, Ярославская и Костромская области.

 

Организация государственного управления лесами.

ИЗУЧЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО  ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВОМ ЛЕСОВ: США, КАНАДА, ФИНЛЯНДИЯ

Статья посвящена  изучению опыта зарубежных стран  в организации государственного управления воспроизводством лесов. В  качестве объектов изучения выбраны  страны с различными подходами к  ведению лесного хозяйства: на основе частного лесовладения – Финляндия, на основе государственной собственности на лесные ресурсы – Канада и со смешанным подходом – США.

Значительное место в построении научных теорий и гипотез отводится  изучению зарубежного опыта в  исследовании аналогичных вопросов (явлений, процессов). Научная мысль, как известно, интернациональна [1], и поэтому очень важно в  процессе создания либо описания знания изучить накопленный мировой  опыт с целью приобретения и использования  положительного потенциала и учета  существующих проблем и «узких мест». Сказанное актуально и в теории организации государственного управления.

Воспроизводство лесов как объект государственного управления является составной частью более сложной  системы, а именно системы организации  лесного хозяйства. В мировой  практике можно выделить три экономические  системы ведения лесного хозяйства: централизованно планируемая, рыночная система организации лесного  хозяйства с частным лесовладением и регулируемые рыночные отношения с различными формами собственности на леса [2].

Централизованно планируемая система  с бюджетным финансированием  лесохозяйственной деятельности используется только в некоторых странах социалистической ориентации, таких как Куба и Монголия.

Рыночная система организации  лесного хозяйства с частным  лесовладением осуществляется на основе следующих базовых принципов: владение, пользование и воспроизводство леса осуществляют частные лесовладельцы; в руках государства сосредоточены регулятивные и контролирующие функции, которые реализуются посредством различных административных методов и фискальной политики; лесохозяйственная деятельность финансируется в основном за счет средств лесовладельцев под контролем государственных органов. Данная система нашла широкое распространение в ряде стран Европы, например Финляндии, в Латинской Америке – это Бразилия, Чили, Колумбия, Мексика, Аргентина, Перу, Боливия, в Центральной Америке – это США, а в Восточной Азии – это Китай [3].

В странах, пользующихся регулируемыми рыночными отношениями с различными формами собственности на леса, как уже отмечалось ранее, осуществляется государственное регулирование лесного хозяйства в условиях рыночной экономики при балансе интересов государства и фирм (предприятий), использующих лесные ресурсы при различных формах собственности. Такая система как наиболее универсальнаябыла и продолжает оставаться основной формой лесопользования и хозяйственного управления лесами в ряде развитых стран умеренного пояса, а также во многих развивающихся странах, особенно в странах с большими площадями тропических лесов [4].  Представители данной системы встречаются практически на каждом континенте: в северной Америке - это Канада [8]; в Европе – Германия, Польша, Норвегия, Австрия; в Западной и Центральной Африке – это практически все многолесные страны: Камерун, Центрально-Африканская Республика, Кот-д'Ивуар, Демократическая Республика Конго, Габон, Гана и Либерия [9]; в Юго-Восточной Азии аренда является преобладающей формой лесопользования в Камбодже, Индонезии, Малайзии и Папуа - Новой Гвинее [9]; а в Латинской Америке - это Боливия, Гайана, Никарагуа и Суринам [10].

Организация управления воспроизводством лесных ресурсов в конкретной стране в большей степени будет обуславливаться  выбранным путем (системой) построения отношений между государством и  лесопользователями. Однако, как показывает практика, государство может достичь значительных успехов в ведении лесного хозяйства при любой выбранной системе.

Информация о работе Государсвенный мониторинг лесов