Административная и уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 13:31, курсовая работа

Краткое описание

Тема моей курсовой работы актуальна в наше время, так как по сравнению с иными природными ресурсами земля выполняет наиболее широкие и значимые функции в системе общественных отношений, поэтому нарушение земельного правопорядка, неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых требований отрицательно сказываются на использовании и охране земель.
В написании работы я ставлю перед собой цель изучить и анализировать возникновение административной и уголовной ответственности за нарушение земельного законодательства. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: дать определение земельного правонарушения, определить элементы правонарушения, правовые основания и условия ответственности за земельное правонарушение, определить основания разграничения видов ответственности, дать характеристику всем видам юридической ответственности за нарушение земельного законодательства. Подробно разобрать административную и уголовную ответственность за нарушение земельного законодательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
§ 1. Понятие правонарушения и ответственности…………………………..….5
§ 2.Разграничение видов ответственности……….…………………………….10
§ 3.Административная ответственность……………………………………….12
§ 4.Уголовная ответственность……………………………………………...…20
Заключение……...……………………………………………………………..…27
Список литературы…………………………………...………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

2) носящие экономический характер (имеет место посягательство на землю как хозяйственный, имущественный объект) ст.170 Уголовного Кодекса РФ об регистрации незаконных сделок с землей.

Целью статьи является обеспечение законности деятельности государственного аппарата в сфере оборота земли как объекта собственности и одновременно ценнейшего национального достояния. Общественная опасность преступления состоит в нарушении экономических интересов государства, а также равенства граждан как участников оборота земельных участков9.

Обязательным признаком субъективной стороны преступления является мотив, определенный в ст. 170 УК РФ как корыстная или иная личная заинтересованность. Корыстная заинтересованность выражается в стремлении субъекта получить в результате совершения указанных в ст. 170 УК РФ деяний имущественную выгоду. Если должностное лицо за полученное им незаконное вознаграждение регистрирует незаконную сделку с землей, либо искажает учетные данные Государственного земельного кадастра, или занижает размер платежа за землю, то оно подлежит уголовной ответственности по правилам о совокупности преступлений – по ст. 170 УК РФ и за получение взятки по ст. 290 УК РФ. Иная личная заинтересованность выражается в желании субъекта извлечь из данного деяния выгоду неимущественного характера. Должностное лицо должно для этого использовать свое служебное положение, совершить действия умышленно при наличии корыстной или иной личной заинтересованности.

3) связанные с землей (имеющие  непосредственное отношение к  тому, что произрастает на земле).

а) Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 231)

Предметом преступления при посеве или выращивании являются запрещенные к возделыванию растения, содержащие наркотические вещества. В соответствии со ст. 18 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" на территории РФ запрещается культивирование опийного мака, кокаинового куста, а также в целях незаконного потребления или использования в незаконном обороте наркотических средств конопли. Кроме вышеуказанных сортов конопли и мака, могут быть и другие растения, содержащие наркотические вещества. 
Порядок разрешения культивирования растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, устанавливается Правительством РФ. Объективная сторона данного преступления выражается в выращивании, посеве и культивировании. Преступление имеет формальный состав, считается оконченным с начала выполнения действий по посеву, выращиванию, культивированию растительных культур, содержащих наркотические вещества. Сбор урожая рассматривается как приготовление к изготовлению наркотических средств. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что осуществляет посев, выращивание или культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества, и желает этого. Мотивы и цели преступления на квалификацию не влияют. 
Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста. При этом следует учитывать, что совершение преступления организованной группой может совершаться с распределением ролей и не все участники группы могут выполнять непосредственно объективную сторону состава преступления: некоторые участники будут выполнять иные функции (например, охрану участков).10

б) нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 ч.2)

С объективной стороны преступление, нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. К тяжким последствиям по смыслу комментируемой статьи относятся массовое распространение болезней растений на значительных площадях (эпифитотия); полное или частичное вынужденное уничтожение или гибель большого количества сельскохозяйственных культур значительных площадей посевов; гибель или порча семенного или элитного фонда; уничтожение или повреждение до степени прекращения роста леса; массовая гибель диких животных, птиц. 
Субъективная сторона рассматриваемого преступления аналогична субъективной стороне нарушения ветеринарных правил. 
Субъектом преступления может быть как должностное лицо Государственной службы по карантину растений, так и иные лица. Ответственность за данное преступление предусмотрена законом с 16 лет. 
Пленум ВС РФ в п. 10 Постановления от 05.11.98 N 14 разъяснил, что должностные лица государственных предприятий, учреждений, организаций или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, виновные в совершении экологического преступления, должны нести ответственность по соответствующей статье гл. 26 УК, а при наличии в действиях признаков злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, несут также ответственность соответственно по ст. 285 и 201 УК. 11

в) незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260)

Комментируемая статья устанавливает ответственность за незаконную порубку деревьев, кустарников и лиан, находящихся в естественном природном состоянии, включая и те, которые высажены человеком для пополнения лесного и нелесного растительных фондов для выполнения защитных функций. Завладение теми деревьями, которые срублены и приготовлены к складированию, сбыту или вывозу другими лицами, квалифицируется как хищение имущества (п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.98 N 14). Как хищение квалифицируется порубка с целью завладения искусственно выращенными фруктовыми и декоративными деревьями и кустарниками в лесопитомниках, фруктовых питомниках и тому подобных местах, поскольку здесь деревья и кустарники являются продукцией товарного производства предприятий, производятся для продажи и выполняют экономические, а не экологические функции. Порубка не входящих в государственный лесной фонд защитных и озеленительных насаждений на землях транспорта, водного фонда и землях иных категорий квалифицируется как незаконная порубка леса. С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом. Мотивы преступления для квалификации значения не имеют. Субъект преступления - лицо, использующее свое служебное положение (ч. 2 комментируемой статьи), и любое другое лицо. Ответственность за данное преступление наступает с 16 лет. 12

г) уничтожение или повреждение лесов (ст. 261).

С объективной стороны преступление может быть совершено как действием (поджог, выброс в лес загрязняющих веществ), так и бездействием (непринятие мер пожарной безопасности в лесах при использовании источников повышенной опасности). Уничтожение означает полное сгорание леса или иных насаждений или полное превращение их в сухостой в результате воздействия загрязняющих и отравляющих веществ, отходов, выбросов и отбросов. Субъект преступления - лицо, достигшее 16 лет. 
Рассматриваемое преступление следует отличать от преступлений, предусмотренных ст. 167, 168 УК. Предметом является древесно-кустарниковая растительность, отнесенная к категории имущества, товарно-материальной ценности и выполняющая экономические, а не экологические функции: плодовые деревья в садах граждан, фруктовые и ягодные плантации, саженцы, выращиваемые в питомниках на продажу, и т.п.13

Таким образом, рассмотрев данный параграф, мы можем сделать вывод, что ответственность за уголовные преступления достаточно разнообразна и использует разнообразную палитру возможных видов уголовного наказания. Веками человечество пытается понять «сколько надо дать», чтобы и осужденный исправился, и другим было неповадно. Общественное мнение нередко полагает, что уголовное наказание и его жесткость являются главными факторами предупреждения преступлений. Вносятся предложения о дальнейшем ужесточении санкций за правонарушения, увеличении выносимых наказаний.

 

 

 

 

Заключение.

Проведенная мной работа по теме: «Административная и Уголовная ответственность за нарушения         земельного         законодательства» позволяет сделать следующие выводы.

Юридическая ответственность наступает за совершение земельного правонарушения. Земельное правонарушение, как и любое другое, характеризуется четырьмя элементами: объектом, субъектом, объективной стороной и земельной стороной. В качестве конкретного объекта выступает земля, конкретный земельный участок, земельные распорядки, права собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земли. Для того чтобы привлечь субъекта к ответственности необходим ряд условий:

- Противоправное поведение  субъекта;

- Наличие вреда;

- Наличие причинной связи  между вредом и деянием;

- Вина нарушителя.

Каждая из правовых форм ответственности применяется за совершение соответствующего правонарушения: дисциплинарного проступка, административного проступка, уголовного преступления, гражданскоправового нарушения.

С принятием и вступлением в силу нового Кодекса об Административных Правонарушениях РФ многие проблемы административной ответственности за земельные правонарушения были решены. Предусматривается также ряд новых составов административных правонарушений в этой области, существенно увеличены размеры штрафных санкций, в число субъектов административной ответственности за земельные правонарушения, наряду с гражданами и должностными лицами, включены также и юридические лица. Но в то же время не обошлось и без потерь, которые не были вызваны объективными причинами. Примерами могут служить: неполное регулирование ответственности должностных лиц, нарушающих земельное законодательство; не включение специальных норм об ответственности за захламление земель, нерациональное использование земель и др. Существенным недостатком законодателя также является разбросанность статей о земельных правонарушениях и расположение их вперемежку со статьями, относящимися к нарушениям в сфере других отраслей законодательства, что значительно усложняет их применение на практике. Низкий уровень эффективности уголовной ответственности за земельные преступления в настоящее время также обусловливается несовершенством уголовного законодательства. Несмотря на то, что законодатель признал общественную опасность порчи земли (ст. 254 Уголовного Кодекса РФ), назначив за ее совершение значительные санкции, на практике количество возбужденных уголовных дел измеряется десятками, а количество привлеченных к ответственности  по     ней    единицами. Существующие штрафные санкции (размер их ничтожно мал), применяемые к конкретным должностным лицам, не способствуют восстановлению нарушенного преступной деятельностью экологического баланса. Штрафы, которые могли бы быть наложены на юридическое лицо, в силу их многократно большего размера, по мнению специалистов, были бы способны выполнять восстановительную функцию.

Таким образом, можно сделать вывод, что российское законодательство несовершенно. Для решения обозначенных проблем необходимо:

  1. за порчу земли, т.к. сохранение существующих тенденций прогрессивной деградации земель, когда почва, как естественная саморегулирующаяся система биосферы, уже не справляется с современной техногенной нагрузкой, ведет к разрыву связей природной экологической среды;
  2. отличать преступление "порча земли" от одноименного правонарушения, предусмотренного в Кодексе об Административных Правонарушениях РФ;
  3. дополнить Кодекс об Административных Правонарушениях РФ такими видами правонарушений, как неповиновение законным распоряжениям должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль в области рационального использования и охраны земель, или органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль, а также невыполнение в срок законных предписаний названных должностных лиц; установить административную ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль в области рационального использования и охраны земель, или органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль, за нарушение порядка привлечения к ответственности лиц, совершивших земельные правонарушения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Земельное право: Учебник / С. А. Боголюбов, Е. А. Галиновская; Под ред. С. А. Боголюбова. Издательство Проспект, 2004г.
  2. Ерофеев Б.В. Земельное право. Учебник для вузов. – Издательство «Профобразование», 2001г.
  3. Крассов О. И. “Земельное право”: Учебник.- М.: Юрист, 2000г.
  4. Уголовное право. Общая часть. Учебник для вузов./под ред. И. Я. Казаченко и З. А. Незнамова. – М.: НОРМА – ИНФРА – М, 1999.
  5. Украинцев О.Ю. Учебный курс (учебно-методический комплекс) Земельное право.
  6. Конституция РФ
  7. Земельный кодекс РФ
  8. Комментарий к земельному законодательству РФ.
  9. Кодекс об Административных правонарушениях РФ
  10. Уголовный Кодекс РФ
  11. Комментарии к УК РФ

1 Конституция Р.Ф.

2 Земельное право: Учебник / С. А. Боголюбов, Е. А. Галиновская; Под ред. С. А. Боголюбова. Издательство Проспект, 2004г.

 

3 Земельное право: Учебник / С. А. Боголюбов, Е. А. Галиновская; Под ред. С. А. Боголюбова. Издательство Проспект, 2004г.

 

4 Крассов О. И. “Земельное право”: Учебник.- М.: Юрист, 2000г.

 

5 Комментарий к земельному законодательству РФ.

6 Украинцев О.Ю. Учебный курс (учебно-методический комплекс) Земельное право.

7 Земельное право: Учебник / С. А. Боголюбов, Е. А. Галиновская; Под ред. С. А. Боголюбова. Издательство Проспект, 2004г.

 

8 Ерофеев Б.В. Земельное право. Учебник для вузов. – Издательство «Профобразование», 2001г

9 Уголовное право. Общая часть. Учебник для вузов./под ред. И. Я. Казаченко и З. А. Незнамова. – М.: НОРМА – ИНФРА – М, 1999.

10 Комментарии к УК РФ.

11 Комментарии к УК РФ.

12 Комментарии к УК РФ.

13 Комментарии к УК РФ.

 

 


Информация о работе Административная и уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства