Этническая ситуация и приемы ее презентации в печатных сми крыма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - описать этническую ситуацию сквозь призму печатных медиа Крыма.
Задачами данной научной работы определены следующие:
1. Определить понятие «этническая ситуация» и указать ее место в тематической презентации печатных СМИ.
2. Описать суть контент-анализа и его составляющие.
3. Провести мониторинг прессы Крыма по проблемам этнической ситуации.
4. Систематизировать материал и составить графики по темам публикаций.
5. Охарактеризовать роль заголовков и определить их влияние на реципиента.
6. Определить специфику подачи материала об энической ситуации на станицах крымских газет.

Содержание

Введение………………………………………………………………
Глава 1. Контент-анализ и его значимость для изучения коммуникативных отношений………………………………………
Суть метода и сфера применения………………………………..
Методика контент-анализа………………………………………
Количественный и качественный контент-анализ……………..
Глава 2. Этническая ситуация и категории ее описания………….
Глава 3. Специфика подачи этнического материала в печатных медиа Крыма. ………………………………………………………………..
Мониторинг печатных СМИ……………………………………..
Элементы влияния на аудиторию………………………………..
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсавая.doc

— 665.50 Кб (Скачать файл)

     По  итогам Всеукраинской переписи населения 2002 года, сегодня в Крыму проживает   1 млн. 180,4 тыс. русских (58,5%),   492,2 тысячи  украинцев (24,4%),  243,4 тысячи (12,1%) крымских татар. Количество крымчан пенсионного возраста по сравнению с предыдущей переписью 1989 года возросло до 454,9 тыс. человек и составляет 22,5% населения (было 18,2%). Детей на полуострове стало меньше – 364,6 тыс. человек, т.е. 18% (было – 24,2%). Соотношение женщин и мужчин   увеличилось пользу первых. В Крыму мужчин 46,1% (937,6 тыс.человек) и 53,9% женщин (1096,1 тыс.человек).

      77% крымчан считают русский язык  родным языком. Крымскотатарский – родной для 11,4% крымчан, а украинский – для 10,1%. Но не всегда человек, относящий себя к какой-либо национальности, считает свой национальный язык родным, т.е. языком постоянного общения.

     Русский  язык, по данным переписи населения  2002 года, - родной для 99,7% крымчан-русских, для 59,5% украинцев и для 5,9% крымских татар. Свой национальный язык считают родным 93 % крымских татар и только 40,4% украинцев.

     С  1989 года крымчане стали образованнее. По данным Всеукраинской переписи  населения, количество крымчан, имеющих высшее и полное среднее образование, возросло по сравнению с предыдущей переписью 1989 года на 20,7% и теперь составляет 1206,9 тыс. человек.

     Зарегистрировано 8,7 тыс. крымских армян, 4,5 тыс.  евреев, 3,8 тыс. поляков, 3,7 тыс. молдаван, 3,7 тыс. азербайджанцев, 2,9 тыс. узбеков, 2,9 тыс. корейцев, 2,8 тыс. греков, 2,5 тыс. немцев, 1,9 тыс.цыган, 1,9 тыс. болгар, 1,8 тыс. грузин, 1,1 тыс. марийцев и др.

     Обобщив  сведения об этнической ситуации, можно выделить следующие значимые категории, которые могут быть предметом рассмотрения и обсуждения в медиапространстве:

- межэтнический прецедент;

- ретроспективный анализ исторических событий;

- защита национальных интересов;

- оценка развития украинского языка и культуры;

- конфессиональные отношения;

 - деятельность национальных организаций;

 - развитие национальных культур;

 - языковой вопрос;

 - межнациональное сотрудничество;

 - земельные отношения в межнациональной плоскости;

 - дискриминация по национальному признаку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Глава 3.

Специфика подачи этнического материала в печатных медиа Крыма

 

     4.1. Мониторинг печатных СМИ

 

       Уровень развития информационной среды общества является одним из самых весомых факторов во всех сферах национальной безопасности. Это обусловливается стремлением каждого государства реализовать собственные национальные интересы, которые направлены на формирование национального информационного ресурса в условиях глобализации мировых информационных процессов. 
            Исторический опыт свидетельствует, что страны, которые не смогли своевременно пополнить национальное информационное пространство более эффективными технологиями, замедляли свое экономическое развитие. И наоборот, страны, которые имели мощный информационный потенциал, быстро возобновляли свою роль в мировом распределении сфер влияния даже после военных поражений. 
             Экономическую и научно-техническую политику государства стоит рассматривать через призму его информационного пространства. Будучи открытой, ориентированной на соблюдение законных прав граждан на информацию и интеллектуальную собственность, информационная  политика государства должна быть протекционистской, поддерживать отечественных производителей технологий, которые защищают внутренний рынок от проникновения в него спрятанных элементов информационного оружия. Это особенно важно сегодня, когда информационные технологии массово закупаются за рубежом, а собственный научно-технический и производственный потенциал имеет тенденцию к разрушению. Показательным, на наш взгляд, является факт наполнения центральных печатных изданий Украины: 90% новостей , которые включаются в выпуск, формируются по признаку шести «С» и одного «Г» (Скандалы, сенсации, страх, секс, смерть, смех и гроши –деньги). Однако следует иметь в виду, что  в рассмотрении медиа-пространства Крыма необходимо учитывать все нюансы информационной политики Украины, мультикультурность и многоэтничность самого региона, различные политические взгляды и особую языковую среду. Сегодня перед представителями СМИ остро стоят вопросы векторов развития медиасферы и обеспечения информационной безопасности в АР Крым.

     Показательным  в этом отношении следует рассматривать мониторинг  печатных медиа Крыма и известных информагентств. Предметом анализа явились газеты «Крымская правда», «Крымские известия», «Крымское время», «Республика Крым», «Полуостров», «События», «1 Крымская», «Голос Крыма», «Южная столица», «Крымская светлица», Крымский обозреватель», «Свежая газета», Интернет-издание «Крымское эхо», информационные агентства «Новый регион», «Контекст-медиа», «КИА» и др. 

       Мониторинговое исследование любого  материала позволяет по-иному  взглянуть на регион, выявить  те явления, которые консолидируют  общество или разъединяют его,  определить тенденции жизнедеятельности в различных сферах человеческого пребывания. Аналитический обзор сведений о картине мира, особенно представленный в сравнении с другим временным срезом, делает работу актуальной и имеющей несомненное практическое значение.

  1.        Например, неделя августа с 04-10.08.2008 г. была представлена в информационном пространстве Крыма различными событиями, получившими по воле работников социальной коммуникации свое видение [ 25 ].

     Так,  абсолютный рейтинг публикаций  по ключевым событиям недели выявил целый ряд тем, признанных лидерами в публикациях недели – представлены нами в таблице 1.

 

      Относительный рейтинг публикаций по ключевым событиям недели можно представить следующим образом: Президент Украины пытается командовать Черноморским Флотом – 12%; День независимости – годовщина неоправданных надежд – 23%; Украина начала охоту на людей с двойным гражданством – 32%; президиум меджлиса крымскотатарского народа призывает всех жителей Крыма выступить против эскалации военного противостояния между Грузией и Россией – 33% (см.таблицу 2)

        

С помощью проведенного мониторинга крымской прессы нами выявлена тематика публикаций, актуализированных  в медиа-   04-10.08 2008 г.:

  1. 1) Ключевые межнациональные события в хронологическом порядке: Проблема раскола мирового православия снята с повестки дня (06.08.08); Монастырь Сурб-хач отпраздновал свой 650-летний юбилей (08.08.08); Меджлис призвал Совбез Украины рассмотреть деятельность городского совета Симферополя (09.08.08); "Балканский сценарий" на Кавказе (10.08.08);  Украина в Юго-Осетинском конфликте (10.08.08). 2)Ключевые социально-экономические события по тематическому каталогу: Развитие национальных культур; Земельные отношения в межнациональной плоскости; «Милли Фирка» требует признать депортацию крымских татар актом геноцида и исключить Украину из Всемирной торговой организации и Совета Европы; Защита национальных интересов; Межнациональное сотрудничество; Корабли Черноморского флота возвращаются в Севастополь;  С российской стороны было высказано беспокойство «односторонней и необъективной позицией Киева относительно агрессии Грузии против Южной Осетии»; Межэтнический прецедент ("Балканский сценарий" на Кавказе, Меджлис призвал Совбез Украины рассмотреть деятельность городского совета Симферополя, Представители ряда пророссийских политических сил Крыма установили в Ялте, перед зданием почетного консульства Грузии, палатки). Фрагмент представленного нами мониторинга прессы за неделю с 04-10.08.2008, а также проведенный мониторинг последующих месяцев позволяет анализировать уровень социально-коммуникативных отношений в крымском регионе.

 

 

     Ретроспективный  анализ исторических событий  (27%), межнациональное сотрудничество (25%), защита национальных интересов  (15 %), деятельность национальных организаций (13%),   тематически представленные в крымских медиа-,  в рассматриваемый период оказались приоритетнее таких, как языковой вопрос (6%), межэтничный прецедент (7%), конфессиональные отношения (4%),  земельные отношения в межнациональной плоскости (3%), оценка развития украинского языка и культуры (1%).

 

   

 

 

  Существенным, на наш взгляд, представляется упоминание органов власти регионального уровня (АРК и Симферополя как столицы Крыма), а также рейтинг упоминаемости национальных лидеров и национальных объединений Автономной Республики Крым, что способствует определению абсолютного или относительного влияния тех или иных личностей или структур на ситуацию полуострова.

 

 

 

 

         На сегодняшний день координировать  и исследовать крымское информационное пространство можно с помощью прогнозирования, выявления и оценки уровня потенциальных угроз информационной безопасности, оценки последствий их реализации; немаловажен анализ дестабилизирующих факторов в информационной сфере, причин их появления и заострения. Поэтому, на наш взгляд, регулярное проведение мониторинга крымской прессы  поможет определить «температуру» социально-коммуникативных отношений.

 

     4.2. Элементы влияния на аудиторию

 

       Сообщения об "этнических" ситуациях имеют не только прямое идеологические и символическое влияние на читательскую аудиторию, но и принимают участие в производстве и легитимизации дискурса об этих событиях. Такие сообщения соотносят представителей меньшинств и мигрантов других этнических групп чаще всего с социальными проблемами, конфликтами, отклонениями, или даже различного рода угрозами. Культурные различия подчеркиваются и часто негативно интерпретируются как источник многочисленных социальных проблем мультикультурного общества.

     На восприятие населением информации об "этнических" ситуациях, представляемых в прессе, оказывают влияние несколько факторов: стиль публикации, язык описания "этнической" ситуации, который, представляя определенные точки зрения, или интересы, организует также значительное воздействие этих точек зрения на социальную атмосферу.

      Определенное влияние также оказывают названия публикаций, которые, часто формулируясь эмоционально отрицательно, во многом предопределяют негативные установки общественного сознания, даже если основное содержание публикации не соответствует названию. В качества примера приведем следующие названия публикаций, которые могут сформировать негативные установки к информации, содержащейся в публикации, прежде чем будет прочитано ее содержание. Приведены наиболее яркие случаи за период 01.08-31.09.08:

19.08.08 УКРАИНА НАЧАЛА ОХОТУ ЗА КРЫМЧАНАМИ  С ДВОЙНЫМ ГРАЖДАНСТВОМ / Александр  МАЩЕНКО / Крымское время

20.08.08 Проверку на вшивость Украина  не выдержала / Юлия ВЕРБИЦКАЯ  / Крымское ЭХО

19.08.08 Уши Буша, или Грузинский сценарий в Севастополе / Алексей БУРЯК. / Крымская правда

27.08.08 На танке в вышиванке / Юлия  ВЕРБИЦКАЯ. / Крымская правда

29.08.08 Милиция поучаствует в дерибане / ГЛЕБ СЕРГЕЕВ / 1К

27.08.08 Американский цугцванг или САМИ  ВЫ ГОНДУРАСЫ! / Андрей НИКИФОРОВ / Крымское ЭХО

29.08.08 Русский исключается / Крымская  газета

03.09.08 Диагноз: "лингвоцид" / Наталья  ПУПКОВА. / Крымская правда

04.09.08 НЕ БОЙТЕСЬ ПОЛУЧИТЬ ПИНОК  ПОД ЗАД ОТ РУССКОГО ШОВИНИСТА! / Александр МАЩЕНКО / Крымское  время

02.09.08 Новости / «Контекст-медиа», «Новый  регион» / Крымское время

АВТОНОМИЯ КАК КОСТЬ В ГОРЛЕ

05.09.08 КРЕМЛІВСЬКІ ПОМИЇ ДЛЯ РОСІЯН / Крымская светлица

05.08.08 «Опиум», оплаченный казной МОЧИЛОВО / Ольга ФОМИНА / Крымское ЭХО

10.08.08 Украина вступает на тропу войны? / Алексей БАШКИРОВ / Крымское ЭХО

05.09.08 Русофобия как работа / Дмитрий  КИСЕЛЁВ. / Крымская правда

09.09.08 ВАРЯГОВ ЗАПИСАЛИ В ЩИРЫЕ... / Крымское  время

02.09.08 Украина "шестерит" себе в  убыток / Наталья КИРЕЕВА. / Крымская  правда 10.09.08 «Дешевый понт» по-натовски / Анна ПЕСТРИКОВА / Крымское ЭХО

09.09.08 ОПЕРАЦИЯ «Ы» И ДРУГИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ  УКРАИНЫ / Александр МАЩЕНКО / Крымское время

12.09.08 Школьников учат ненавидеть Украину  / Лана Мирная / События

11.09.08 Голодомор важнее клятвы Гиппократа? / Наталья АСТАХОВА. / Крымская правда

25.09.08 ХОТИТЕ ГОЛОДОМОР? ПОЛУЧИТЕ ГОЛОДОМОР! / Крымское время

25.09.08 «Да в рот тот народ!» ЗЕМЕЛЬНЫХ  ПИКЕТОВ СТАНОВИТСЯ БОЛЬШЕ / Наталья  ГАВРИЛЕВА / Крымское ЭХО

     Другой фактор влияния на восприятие информации составляют экспертные суждения (например, слова известных политических, общественных или научных деятелей), которые приводятся, как правило, в качестве обоснования или более яркого представления информации, но при этом, обладая определенным авторитетом для общественного мнения, усиливают воздействие информации, формируют определенные массовые установки, чаще всего негативные. Например, в следующих названиях статей нередко приводятся цитаты официальных заявлений должностных лиц и известных политических деятелей Украины и Крыма, которые, в зависимости от контекста, могут быть поразному интерпретированы.

05.08.08 Осторожно: Вакарчук! / Пресс-служба  Русской общины Крыма / Крымское  ЭХО

07.08.08 Вакарчук опять дернул крымчан  за язык / Юрий ПОЛЯКОВ / Крымское время

06.09.08 ЛЕОНИД ЖУНЬКО ПОСОВЕТОВАЛ НАРОДУ  НЕ ЛЕЗТЬ НЕ В СВОЕ ДЕЛО / Анна КОКОРИНА / Крымское время

12.09.08 «Милли Фирка» зовет в Крым  российские танки? / Петр Волченко / События

10.09.08 Крым завяжут в «Морской узел»? / Юлия ВЕРБИЦКАЯ. / Крымская правда

09.09.08 Лукашенко дружбой не торгует! / По сообщениям агентства Интерфакс-Украина. / Крымская газета "Ведь нелегальных (мигрантов), которые хотят, но так и не

23.09.08 КРЫМ БУДЕТ ИГНОРИРОВАТЬ РАСПОРЯЖЕНИЯ  ОБ УКРАИНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ  / Василий ТАШИН. / Крымский обозреватель

27.09.08 БУРНАЯ РАДОСТЬ ГРИЦЕНКО / Александр  МАЩЕНКО / Крымское время

СУДЬИ ДАЛИ ПО РУКАМ ШЕМЧУКУ И КОМПАНИИ

23.09.08 ДЖЕМИЛЕВ НЕ ХОЧЕТ МСТИТЬ? / Крымское  время

     Кроме указанных факторов, сообщения об "этнических" ситуациях также создаются с помощью фиксированного списка этнических категорий, правил их соответствующего упорядочения, когнитивных и речевых стратегий. Одна из целей последних состоит в том, чтобы, с одной стороны, достичь оптимальной самопрезентации, а с другой, представить негативно описания "других". Эти приемы облегчает создание аргументированных выводов, делающих оценки "этнических" ситуаций достоверными или социально приемлемыми.

     Интенсивность упоминания тех или иных "этнических" категорий в прессе приводит к созданию определенных "этнических" имиджей. Одними из самых распространенных приемов при описании этнически маркированных персонажей и создания собирательного образа являются использование стереотипов, повторяющихся метафор и закрепление ролей за "этническими" действующими лицами. Можно отметить, что эти приемы используются и в случае сообщений о ситуациях, участниками которых являются предствители тех или иных национальных групп и организаций, действующих на территории Крыма.

         Как и любое другое, информационное пространство Крыма нуждается в обеспечении реального баланса интересов и потребностей личности, общества и государства, в обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации.

 

 

 

 

 

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Связь между транслируемой в печатных СМИ Крыма информацией и ростом этнофобий, хотя не жесткая и не прямая, существует. Анализируя материалы печатных изданий, я обратила внимание, что, когда речь идет об эскалации межнациональных конфликтов и различных прецедентных видах межэтнического противостояния, то чаще других объектом агрессии становятся крымские татары и организации украинских националистов. Присутствие этих этносов в Крыму достаточно значительное, значительно их вличние на политку и социальную сферу полуострова. В то же время национализм по своей распространенности существенно уступает антисимитским настроениям.

Информация о работе Этническая ситуация и приемы ее презентации в печатных сми крыма