Этническая ситуация и приемы ее презентации в печатных сми крыма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - описать этническую ситуацию сквозь призму печатных медиа Крыма.
Задачами данной научной работы определены следующие:
1. Определить понятие «этническая ситуация» и указать ее место в тематической презентации печатных СМИ.
2. Описать суть контент-анализа и его составляющие.
3. Провести мониторинг прессы Крыма по проблемам этнической ситуации.
4. Систематизировать материал и составить графики по темам публикаций.
5. Охарактеризовать роль заголовков и определить их влияние на реципиента.
6. Определить специфику подачи материала об энической ситуации на станицах крымских газет.

Содержание

Введение………………………………………………………………
Глава 1. Контент-анализ и его значимость для изучения коммуникативных отношений………………………………………
Суть метода и сфера применения………………………………..
Методика контент-анализа………………………………………
Количественный и качественный контент-анализ……………..
Глава 2. Этническая ситуация и категории ее описания………….
Глава 3. Специфика подачи этнического материала в печатных медиа Крыма. ………………………………………………………………..
Мониторинг печатных СМИ……………………………………..
Элементы влияния на аудиторию………………………………..
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсавая.doc

— 665.50 Кб (Скачать файл)

- она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;

- она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;

- она должна легко идентифицироваться;

- число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку;

     Если в качестве единицы анализа избирается тема, то она также выделяется в соответствии с некоторыми правилами:

- тема не может выходить за пределы абзаца;

- новая тема возникает, если происходит смена воспринимающего, действующего, цели, категории.

     Существуют также и специальные методики контент-анализа, адаптированные к нуждам исторических и историко-философских исследований.

  Четвертый этап.  Выделение единиц счета – газетных публикаций, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы (частота упоминаемости органов власти, национальных объединений, национальных лидеров, представителей политических партий и властных структур АРК), во втором — исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

- физическая протяженность текстов;

- площадь текста, заполненная смысловыми единицами;

- число строк (абзацев, знаков, колонок текста) и прочее [5].

     В некоторых случаях исследователи используют и другие элементы счета. Принципиальное значение на этом этапе контент-анализа имеет строгая дефиниция его операторов.

Пятый этап. Непосредственно процедура подсчета. Она в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул, статистических расчетов [5].

Шестой этап. Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел проанализировать и подчеркнуть его автор.

 

         2.3. Количественный и качественный контент-анализ

 

     Выделяют два основных типа контент-анализа: количественный и качественный.

     Количественный контент-анализ (также именуется содержательным) основывается на исследовании слов, тем и сообщений, сосредоточивая внимание исследователя на содержании сообщения. Таким образом, собираясь подвергнуть анализу выбранные элементы, нужно уметь предвидеть их смысл и определять каждый возможный результат наблюдения в соответствии с ожиданиями исследователя [19].

     На деле это означает, что в качестве первого шага при проведении контент-анализа этого типа исследователь должен создать своего рода словарь, в котором каждое наблюдение получит определение и будет отнесено к соответствующему классу [19].

     Проблема состоит в том, что исследователь должен предвидеть не только упоминания, которые могут встретиться, но и элементы их контекстуального употребления, а для этого должна быть разработана детальная система правил оценки каждого случая употребления. Эта задача обычно решается посредством пилотажа подлежащей анализу совокупности сообщений (то есть с помощью выявления на материале небольшой выборки газетных статей тех типов ключевых упоминаний, которые с наибольшей вероятностью могут встретиться в последующем, более полном анализе) в сочетании с арбитражными оценками текстов и способов употребления различных клише.

     Более трудной является задача, заключающаяся в необходимости приписывания ключевым упоминаниям конкретных оценок, — когда мы должны решить, приводится ли данное упоминание в позитивном или негативном смысле, «за» или «против» интересующего нас объекта исследования и т. д., а также когда нам надо ранжировать ряд упоминаний соответственно силе их оценок (т.е. в соответствии с тем, какое из них самое положительное, какое следующее за ним по положительности и т. д.). При этом исследователь нуждается в показателях достаточно тонких, которыми можно было бы измерять не только настроения политических субъектов, но и силу этих настроений. Особенно трудным выполнение этой задачи является в исторических, историко-философских и психологических исследованиях, поскольку предполагает высокий уровень гуманитарной подготовки специалистов, использующих методику контент-анализа. Существует множество методов, облегчающих принятие такого решения. Чаще всего приходится опираться на суждения авторов-журналистов, выступающих экспертами в значимости или силе (интенсивности) некоторых тем, имен, событий, этнических настроений, межнациональных прецедентов. В качестве примера таких приемов можно привести метод Q-сортировки и шкалирование методом парного сравнения. На рубеже XX-XXI вв. специалисты по применению математических методов в исторических исследованиях много внимания уделяли разработке специальных компьютерных экспертных систем (в рамках идеологии искусственного интеллекта).

     При Q-сортировке используется шкала жесткого распределения из девяти пунктов: пункт 1 соответствует минимальной степени интенсивности измеряемого признака (например, наименьшей степени одобрения), а пункт 9 — максимальной степени интенсивности (например, наивысшей степени одобрения). Цель здесь состоит в том, чтобы просто ранжировать (упорядочить) все суждения вдоль единой оценочной оси. Эксперту дается определенная жесткая квота на каждую категорию шкалы (то есть ожидаемое число слов или фраз, которые должны быть им отнесены к данной категории), а затем ему предлагается распределить заданный набор терминов так, чтобы установленные квоты не нарушались. Квоты основаны на предположении (не обязательно верном), что колебания в интенсивности слов и фраз должны укладываться в рамки нормального распределения (когда изучаемые случаи максимально сосредоточены в средней части шкалы, а по мере продвижения к ее полюсам их число равномерно убывает). Эксперты, таким образом, вынуждены давать относительные оценки конкретным словам и фразам (случаям), относя их к определенным категориям шкалы[19].

     После того как эксперты завершили свою работу, вычисляется средняя арифметическая оценка шкалы для каждого случая, а затем полученные средние оценки соответствующим образом ранжируются. Далее результаты этого ранжирования случаев по интенсивности используются для приписывания анализируемым текстам кодов, обусловленных встречаемостью в них слов или тем, получивших позитивную или негативную оценку. Произвольность оценки одного исследователя компенсируется, таким образом, наличием других мнений [19].

     Шкалирование методом парного сравнения имеет те же цели, что и предыдущий метод, но техника его несколько иная. Каждый случай, подлежащий оценке, последовательно сравнивается попарно со всеми другими случаями, при этом каждый эксперт должен решить, какое из слов (или фраз) в каждой паре «сильнее» (или интенсивнее) другого. Так, если надо сравнить пять различных случаев, то каждый эксперт будет последовательно сравнивать сначала 1-е из них со 2-м, с 3-м, 4-м, 5-м, потом 2-е с 3-м, 4-м, 5-м и т. д., всякий раз при этом отмечая, какое из двух более интенсивно. Подсчитав, сколько раз каждый случай оказался в оценке всех экспертов «сильнее» других, и, разделив полученное число на число экспертов (то есть вычислив среднюю оценку, вынесенную группой экспертов каждому утверждению), мы получаем возможность осуществить количественное ранжирование всех случаев по степени их интенсивности. Чем выше средняя оценка того или иного текста/названия статьи/описывамого события, тем оно, по мнению экспертов, «сильнее» [19].

     Однако, с методами Q-сортировки и парного сравнения связаны по меньшей мере две сложности. Во-первых, в обоих этих случаях исследователь полагается полностью на решения экспертов, критерии оценки которых могут быть, а могут и не быть правомерными или состоятельными. В экспертизе такого рода стандарты не всегда ясны или, во всяком случае, не всегда ясно определены, и вследствие этого сами оценки носят дискуссионный характер. Встречаются случаи, когда один и тот же эксперт выставляет различные оценки одному и тому же утверждению в серии различных публикаций на одну определенную тему. Кроме того, отбор экспертов в высшей степени произволен. Следовательно, и надежность результатов, полученных при опросе таких экспертов, весьма относительна. Поэтому данные методы следует использовать, делая скидку на «человеческий фактор» [19].

     Помимо слов, тем и других элементов, обозначающих содержательную сторону печатных статей, существуют и иные единицы, позволяющие проводить качественный или, как он еще называется, структурный контент-анализ. В этом случае исследователя интересует не столько что говорится, сколько как говорится [19].

     Например, может ставиться задача выяснить, сколько времени или печатного пространства уделено интересующему предмету в том или ином источнике или сколько слов или газетных столбцов было уделено каждому из политиков и национальных лидеров во время эскалации определенного межнационального конфликта [19].

     С другой стороны, могут браться в расчет и другие, возможно, более тонкие вопросы, относящиеся к форме сообщения: сопровождается ли конкретное газетное сообщение фотографией или какой-либо иллюстрацией, каковы размеры заголовка данного газетного сообщения, напечатано ли оно на первой полосе или же помещено среди многочисленных рекламных сообщений. При ответе на подобные вопросы внимание исследователя фокусируется не на тонкостях содержания, а на способе презентации сообщения. Основным вопросом здесь является факт наличия или отсутствия материала по теме, степень его выделенности, его размеры, а не нюансы его содержания. В результате такого анализа часто получаются более надежные измерения, чем в случае исследования, ориентированного на содержание (поскольку формальным показателям в меньшей степени присуща неоднозначность), но зато, как следствие, и куда менее значимые [19].

     Измерения в параметрах, исследуемых в ходе качественного контент-анализа, поверхностно затрагивают само содержание каждой статьи в отличие от детального и внимательного обследования, необходимого при количественном анализе. В результате качественный контент-анализ обычно более прост в разработке и проведении, а потому и более дешев и надежен, чем содержательный контент-анализ. И хотя его результаты, возможно, удовлетворят в меньшей степени, ибо они дают скорее набросок, чем законченную картину сообщения, но при ответе на конкретный исследовательский вопрос они могут зачастую оказаться вполне адекватными.

 

 

 

 

 

 

3.Глава 2.

Этническая  ситуация и категории ее описания

 

 

     Следует   отметить,   что   дефиниции    "этнос", "этничность" даются  многими  исследователями  через   понятие "групповой идентичности".* Так,  А.П. Садохин, определяя понятие «этнос в конструктивизме» пишет: ...это общность людей, формирующаяся на основе культурной самоидентификации (самоопределения) по отношению к другим общностям, с которыми она находится в фундаментальных связях… Этничность в таком понимании пердставляет собой процесс социального конструирования воображаемых общностей, основанный на вере в то, что они связаны естественными и даже природными связями, единым типом культуры и идеей или мифом об общности промсхождения и общей истории. Практическими проявлениями этничности становятся этническое чувство и формируемые в его контексте представления, которые являются не чем  иным, как интеллектуальным конструктором, создаваемым писателями, учеными, политиками»[24, с.108].    

     Таким  образом, этническая ситуация  – такая, которая ориентируется на моно- или полиэтничность и восприниается как совокупность этносов и связанных с ними языков и культур в их территориально-социальном взаимодействии, понимаемом как динамическое равновесие, в границах определенного региона или административно-политического образования и в рамках определенного временного среза.

     Автономная республика Крым (АРК) – самый многонациональный регион Украины, где на фоне историко-правовых и политических споров о его территориальной принадлежности, о статусе АРК и Севастополя, о разделе и базировании Черноморского флота и иных конфликтных факторов возникла особенно сложная межэтническая ситуация. В Крыму русские составляют подавляющее большинство, но не являются государствообразующим этносом, а украинцы – фактически национальное меньшинство, но титульный этнос. Ситуация осложняется и той позицией, которую занимает в вопросе о будущем Крыма радикальное крыло крымскотатарского национального движения. Оно открыто провозглашает своей конечной целью создание крымскотатарского государства. Кроме того, проживающие здесь армяне, болгары, немцы, евреи, караимы, крымчаки и другие немногочисленные этнические группы не с меньшим основанием считают Крым своей исторической родиной. Большинство из них имеет собственное и, к сожалению, не всегда справедливое представление о том, каким должно быть национально-государственное устройство Крыма. Таким образом, порождается целый спектр межэтнических противоречий как на государственном, так и на бытовом уровнях. 
     Разумеется, на сложившуюся ситуацию продолжают оказывать влияние унаследованные от прошлого глубокие психологические травмы, связанные с массовыми депортациями и репрессиями на этнической почве, практика этнокультурной унификации народов. Теперь завязывается другой узел противоречий: общее для всех этносов в Крыму стремление к суверенизации вступило в формальный конфликт с необходимостью политической консолидации населения в рамках унитарного государства, каковым по Конституции является суверенная Украина. И все это происходит на фоне низкой правовой и политической культуры как властных структур, так и населения в целом. Например, форсируя возрождение и развитие собственной этнокультуры, украинцы пренебрежительно относятся к аналогичному стремлению национальных меньшинств, упрекая их в отсутствиии гражданского самосознания, в игнорировании интересов национальной безопасности и территориальной целостности Украины. 
Не менее противоречиво складывается в Крыму и этнорелигиозная ситуация. Здесь примерно 500 организаций представляют свыше 30 конфессий, но наиболее активно проявляют себя Украинская православная церковь (УПЦ) и мусульманские религиозные общины.

Информация о работе Этническая ситуация и приемы ее презентации в печатных сми крыма