Эволюция системы жанров отечественного телевидения и ее трансформация в условиях глобализации информационного пространства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 06:43, автореферат

Краткое описание

Рубеж ХХ и ХХI веков наглядно продемонстрировал те структурные изменения, которые произошли в мировой медиасистеме с точки зрения ее включенности в процесс глобализации и формирования «информационного общества». Телевидение в подобном контексте оказалось зоной конфликтного противостояния разных взглядов на роль СМИ в жизни общества. Проблема заключается в том, что реальная практика журналистской деятельности поставила перед теорией новые задачи, требующие смены концептуального отношения непосредственно к самим СМИ и анализа тех проблем, которые влечет за собою изменение роли медиа в обществе. Их изучение – насущная потребность теории журналистики. Практики отечественной медиасферы отчетливо понимают тупиковость эксплуатации той модели функционирования медиа, которая спонтанно возникла в середине 1990-х годов на постсоветском информационном пространстве, и ныне обрела черты системы. Последняя эксплуатируется как сложившийся организм, чутко реагирующий на микро- и макроизменения окружающей среды (реальности) во всех ее проявлениях.

Вложенные файлы: 1 файл

Эволюция системы жанров отечественного телевидения и ее трансфор.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

Для выполнения поставленных задач в исследовании применена методология, которая предполагает использование комплексного междисциплинарного подхода, объединяющего как филологические методы, так и методы других гуманитарных наук: теории журналистики, социальной информациологии, теории массовой коммуникации, эстетики,  философии, психологии, связей с общественностью. В ходе анализа автор применял и общенаучные методы: проблемно-хронологический,  историко-сравнительный, синхронический, системно-аналитический. Использовались также элементы диахронического метода и системного анализа, контент-анализа.

Эмпирической базой исследования является  контент отечественного телевидения практически на всем протяжении существования – с конца 1950-х годов (выборочно) по настоящее время (преимущественно). По мере необходимости привлекались примеры из мировой практики телевещания. Основное внимание автор обращает на постсоветский период развития электронного медиа (с начала 1990-х гг. до 2000-х гг. включительно). Те процессы, которые обозначались тогда, получили развитие и продолжают формировать отечественное информационное пространство сегодня, в условиях глобализации. Они находили отражение в самых разных единицах эфирного контента (здесь и далее – ЕЭК) независимо от их жанровой модификации.

Анализу подвергались не только видовые и форматные признаки (хронометраж, периодичность появления в эфире, режиссерские приемы, структура и т.д.), но и содержательные элементы: фактор интерактивности, наличие/отсутствие ведущих и публики в студии, стилистика речевого поведения участников, драматургические приемы, тематическое и фактологическое наполнение, степень информационной насыщенности и т.п.

Важными источниками диссертации являются действующие законодательные акты РФ (федеральные законы, указы президента РФ, постановления правительства РФ, хартии, кодексы и т.д.). Активно использовались результаты проведенного автором контент-анализа ряда каналов (Первый, «Россия», НТВ, ТНТ, СТС, «Пятый», ТВ-3, «2х2» и др.). В исследовании существенную часть источников составили  видеозаписи из текущего архива автора, касающиеся конкретных программ и атрибутируемые по различным периодам истории отечественного телевещания. Кроме того, активно использовались мнения экспертов, полученные в ходе проведения исследования, интервью автора с отечественными теоретиками и практиками медиасферы. Автор опирался в исследовании и на собственный практический опыт профессиональной журналистской деятельности в электронных СМИ.

Конкретный перечень программ, проектов, передач, циклов и иных форм организации эфирного контента, ставших объектами научного изучения, в целях сохранения компактности объема диссертационного текста выделен  в специальные приложения, сформировавшие второй том  работы (см. приложения 1,2,4,5).

Таким образом, объектом исследования является не только контент отечественного телевещания в соответствии с избранным ракурсом его научного рассмотрения, но и совокупность условий его создания, формирования, структуризации и восприятия аудиторией.

Предметом настоящего исследования является анализируемая номенклатура возникающих и существующих  видов, форматов и жанров вещания, их тематическая и креативная специфика в контексте взаимоотношений с реальностью с учетом игровой природы телевидения и виртуализации информационного пространства в условиях глобализации.

Положения, выдвигаемые на защиту:

  1. Cуществующая в практике отечественного телевидения современная система жанров генетически восходит к прежним условиям функционирования всей медиасистемы и потому частично сохраняет ее родовые черты. Данная система жанров складывалась и формировалась под значительным доминирующим влиянием типологии жанров, характерных для печатных СМИ и шире – для всей литературной деятельности.
  2. Сложившаяся в ХIХ веке литературоцентричная система  организации и обработки информации в следующем веке вошла в противоречие с доминантным развитием средств массовой коммуникации. Однако существовавшие традиции и объективные обстоятельства позволили сохранить  приоритет вербальной составляющей до середины нового столетия. Но в общем цивилизационном  процессе развития культуры лидером восприятия стал визуальный канал коммуникации, что определило его приоритетное положение во второй половине ХХ века в системе массовых коммуникаций.
  3. Особенности развития телевидения в данный период вскрыли игровую природу его происхождения и воздействия на аудиторию, что выявило  наличие ролевой концепции журналистики как специфического вида креативной деятельности, которая существенно повлияла на виртуализацию всего информационного пространства и расширение способов и видов доставки и организации эфирного контента.
  4. Новая ролевая концепция журналистики воздействовала на сущность и смысл функций медиа, предопределив их включение в своеобразную модель взаимоотношений с эмпирической реальностью,  определяемую как «шоу-цивилизация». В свою очередь, качество и особенности которой повлияли на содержание деятельности телевидения как наиболее могущественного  современного СМИ, постоянно увеличивающего возможности воздействия на аудиторию, в том числе и за счет современных видов, форматов и жанров вещания.
  5. Объективные факторы, влияющие на систему электронных СМИ, определили наличие в номенклатуре их функционала, таких функций как экономическая и рекреативная, что способствоввало трансформации контента как с содержательной, так и формообразующей стороны,  привело к конвергенции традиционных жанров, появлению новых и расширению прежней типологической триады (информационные, аналитические, художественно-публицистические) с присоединением к ней сегмента развлекательного (игрового) телевидения.
  6. С учетом противоречивых и динамично меняющихся обстоятельств функционирования электронных  СМИ автор  использует новую методическую основу для выявления типологии структурообразующих элементов эфирного телеконтента. В ее основе, с одной стороны, лежат отношения с информационной составляющей эмпирической реальности, а, с другой, амбивалентность тематического наполнения конкретной ЕЭК и формально-структурирующих элементов, определяемых экономическими, организационными, идеологическими и иными факторами.
  7. Подобная методология позволяет более адекватно фиксировать, описывать и анализировать существующий  телеконтент, учитывая воздействие на него как самих субъектов вещательного процесса, так и творческих индивидуальностей, которые занимаются наполнением эфира соответствующей аудиовизуальной продукцией.

Научная новизна исследования заключается в принципиально новом подходе к анализу современного отечественного телевизионного контента - с точки зрения его структурообразующих элементов (виды, форматы и жанры) и в соответствии с общим контекстом функционирования данного электронного СМИ. Автор основывает свой метод на концепции игровой природы телевидения, которая позволяет рассматривать тележурналистику как совокупность ролей и функций, участвующих в творческом процессе индивидуумов. Полемически интерпретируя  сложившуюся систему жанровой типологии в телевизионной журналистике, автор  расширяет   содержание данной творческой деятельности за счет включения фактора влияния на нее экономической и рекреативной функций.

Подобный подход  адекватен тем процессам виртуализации информационных потоков, которые характерны для современного состояния медиакультуры, развивающейся в контексте «шоу-цивилизации»,  пришедшей в современном социуме на смену «обществу спектакля». Именно интерпретация информации  является  прагматическим трендом развития телевидения как СМК, позволяющим навязывать аудитории искаженное отражение эмпирической реальности, маскируемое усилением развлекательных элементов эфирного контента.

Такая оценка состояния российского телевидения является для нашего исследования смыслообразующей, раскрывающей теоретические предпосылки для анализа современной медийной ситуации, связанной с повышением суггестивных и манипулятивных возможностей электронных медиа, которые влияют на формирование определенных аксиологических тенденций в сознании  массовой аудитории. Игровая природа телевидения определяется как структурообразующий элемент системы жанров, теоретически оправдывающий и объясняющий новую совокупность ценностей и смыслов, которая прямо или опосредованно транслируется в общество посредством телевещания.

Научно-практическое значение исследования заключается в теоретическом обосновании новой типологической идентификации жанровой системы отечественного телевидения, которая основана на реальности функционирования и использования в практике эфирного вещания тех или иных видов, форматов и жанров. Взгляд на телевизионную журналистику как специфический ролевой вид человеческой деятельности в контексте более широкой игровой ситуации и интерпретации эмпирической действительности позволяет обозначить более прагматичный подход к смыслу и структуре деятельности журналиста (либо иной творческой единицы) в системе электронного вещания. Именно в данном случае формируется возможность более лабильного варианта совокупности действий в отношении информации.

Новая методология исследования позволяет не только теоретически описывать и анализировать прагматическую составляющую в функционировании субъектов электронного вещания в том виде, в каком они существуют в настоящий момент, но и определять направления развития российской медиасистемы.

Апробация работы. Основные результаты, выводы и положения исследования нашли  отражение в теоретических разработках автора, опубликованных в различных трудах: монографии, учебных пособиях, статьях. Они излагались в докладах, с которыми автор выступал на всероссийских и международных конференциях во ВНИИТР ( 2002, 2003 гг.), в СПбГУ (2002-2005, 2007-2008, 2010 гг.), в МГУ им. М.В.Ломоносова (2004-2005, 2008-2010 гг.), в НовГУ им. Я.Мудрого (2005, 2008 гг.), в ЮУрГУ (2007, 2008 гг.) и других вузах Санкт-Петербурга и России.

Cистематизированные материалы  диссертации использовались непосредственно в преподавательской практике автора, в том числе в процессе разработки, внедрения и преподавания курсов лекций «Авторские программы в теле- и радиожурналистике», «Новые жанры и формы вещания в электронных СМИ», «Электронные СМИ и политическая жизнь общества». Материалы исследования использовались автором, как методически, так и практически, во время проведения обучающих научно-практических семинаров с преподавателями различных вузов Российской Федерации, иностранных магистрантов, на курсах повышения квалификации практиков радио и телевидения, организованных при факультетах журналистики СПбГУ (2002-2010 гг.), МГУ имени М.В.Ломоносова (2004, 2010 гг.), НовГУ им. Я.Мудрого (2005 г.), Псковского государственного педагогического университета им.С.М.Кирова (2007 г.), Южно-Уральского Государственного университета (2007, 2008 гг.), Курганского государственного университета (2008 г.).

Принципиальные теоретические разработки, сделанные в ходе проведения исследования, легли в основу подготовки магистерской программы «Спортивная журналистика», в структуре которой значительный сегмент учебного плана посвящен знакомству со всей совокупностью новых видов, форм и жанров электронного вещания. Они использовались непосредственно в процессе обучения магистрантов.

Автор исследования в течение ряда лет имел возможность практически  реализовывать свои теоретические идеи в качестве действующего журналиста в электронных СМИ. Так в 1980-1990-х гг. он участвовал в создании  ряда телепрограмм ТРК «Петербург- 5 канал». С 1997 года он является автором и ведущим  радиоцикла «Легенды и мифы ХХ века» (ТРК «Петербург-5 канал»). С 2003 года – автором и ведущим обозрения «Восемь с половиной» (Радио «Россия», ТРК «Петербург-5 канал»).

В 1999-2002 гг. являлся автором и ведущим телевизионного ток-шоу «Мужские истории Сергея Невского» (ТРК «Петербург – 5 канал»). В 2007-2009 гг. автор участвовал в эфирном эксперименте по конвергенции СМИ (радио+телевидение) на телеканале СТО ТВ в качестве ведущего программы «Кинозвук».

Научные результаты исследования были опубликованы в монографии «Отечественное телевидение на рубеже столетий», в учебных пособиях: «Интервью в журналистском творчестве», «Современные аудиовизуальные СМИ: новые жанры и формы вещания», «Отечественное телевещание постсоветского периода: история, проблемы, перспективы», «ТВ в эпоху Интернета», в ряде статей и иных материалов (всего более 50), включая 13 публикаций в научных журналах, рекомендованных ВАК.

Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографии и пяти приложений.

 

 

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

 

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется объект, предмет, цели и задачи исследования, его научная новизна и научно-практическая значимость, а также дается общая характеристика работы.

В первой главе «Игровая природа телевидения: онтология экранной реальности» телевидение теоретически осмысливается как общественный медиум, существующий по своим законам как социокультурный феномен, имеющий в основе виртуальную игровую природу.

В параграфе 1.1 «Телевидение и современная медиакультура» телевидение рассматривается в контексте функционирования медиакультуры. С самого начала внедрения в общую систему СМИ оно являлось дуалистическим феноменом. С одной стороны, ввиду новизны внедряемой технологии распространения информации, и шире – разных видов и типов  аудиовизуального продукта (АВП), оно воспринималось как канал распространения информации. При таком подходе телевидение играет роль средства массовой коммуникации. Оно понимается как вторичная система связи, производная от технических задач обеспечения массовой аудитории информацией.

С другой стороны, культурологический соблазн гуманитарного восприятия окружающей реальности продуцирует изучение телевидения в социально-историческом аспекте. Тогда оно мыслится  как абсолютно законная и существенная часть современной культуры.

Функционирование телевидения как части современной медиакультуры позволяет предметно проанализировать его онтологические связи и коммуникационное сходство с другими видами творческой деятельности (кинематограф, радио, театр). При этом автор приходит к выводу, что именно телевидение сохраняет лидирующие позиции в социуме как вид организации свободного времени в обществе.

Зрелищность как важнейшее онтологическое свойство телевидения предопределяет его диалектические отношения как СМК с уже устоявшимся перечнем искусств в иерархии ценностей мировой цивилизации и, прежде всего, с кинематографом. Анализируя обстоятельства возникновения, развития и существования кинематографа и телевидения, автор рассматривает вектор их возможного сближения и принципы эстетического родства. Существенным обстоятельством явился литературоцентричный тип массовой культуры в ХIХ в., каковой был характерен для всей европейской цивилизации. Слово было основным носителем социальнозначимой информации.

Информация о работе Эволюция системы жанров отечественного телевидения и ее трансформация в условиях глобализации информационного пространства