Характеристики эффективного коммуникатора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать эффективные характеристики коммуникатора.
Задача работы – рассмотреть характеристики эффективного коммуникатора, выявить особенности ведения делового общения, контакта с аудиторией, определить влияние вербальных и невербальных характеристик на продуктивную взаимосвязь, проанализировать на собственном опыте примеры коммуникации на предмет наличия в них характеристик эффективной коммуникации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
І. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ И РОЛЬ КОММУНИКАТОРА В НЕМ
1.1 Деловое общение. Его виды и формы 5
1.2 Основные принципы ведения делового общения 7
1.3 Основные ошибки при ведении делового общения 8
1.4 Контакт с аудиторией 9
1.5 Невербальные особенности коммуникатора 11
1.6 Характеристики личности коммуникатора 13
ІІ. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ЭФФЕКТИВНОГО КОММУНИКАТОРА
2.1 Эффективная коммуникация на собственном опыте 18
2.2 Интервью 19
2.3 Общение с аудиторией 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Характеристики эффективного коммуникатора.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

4. Креативность или способность к творческому решению задач.

Залогом эффективного общения является то, способен ли коммуникатор воспринимать элементы новизны и творчества непосредственно во время коммуникации с собеседниками, а также поддерживать их идеи. Такой специалист обладает поразительной изобретательностью и находчивостью для достижении цели, умеет найти выход из безвыходного положения.

5. Стремление к достижению цели и предприимчивость.

Пожалуй, это важнейшие черты эффективного коммуникатора. В тесной связи с ними находится склонность личности к риску. Коммуникатор не должен останавливаться на половине дела, должен быть способен рисковать и просчитывать свой риск. Как говорится, кто не рискует…

6. Ответственность и надежность в исполнении заданий.

Дефицит этих человеческих качеств мы постоянно ощущаем в повседневной жизни. Коммуникатор должен быть ответственным и надежным человеком.

7. Чуткость, внимательность.

Эффективный коммуникатор, чтобы сохранить  и укрепить свою позицию, должен быть исключительно внимательным к своим собеседникам, строг и объективен. Наравне с убеждением он должен оказывать определенную поддержку людям, которые вступают с ним в коммуникацию.

8. Способность ставить цели.

Коммуникатор уделяет внимание важности каждого из выполняемых  поручений, объясняет общую задачу, дает оценку быстроте выполнения каждого из заданий, обеспечивает надежную обратную связь.

9. Способность планирования.

Коммуникатор составляет четкую программу  действий по воплощению в жизнь поставленных целей .

10. Пунктуальность. Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться.

11. Конфиденциальность. Секреты учреждения, корпорации или конкретной беседы необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Нет также необходимости пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни. [3, с.84]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эффективная коммуникация на собственном опыте

Как говорил великий полководец Суворов – «тяжело в учении, легко в бою». Чтобы стать эффективным коммуникатором, достаточно правильно освоить теорию, и пытаться применить ее на практике. Все приходит с опытом, и становление человека как эффективного коммуникатора – не исключение.

Дабы не быть голословной, я решила выбрать в практический пример моей темы себя. Я, как человек, ведущий активную коммуникационную деятельность каждый день, применяю на практике многие законы ведения эффективной коммуникации, даже не всегда подмечая это. Общение с преподавателями, одногруппниками, друзьями, родителями, интервьюируемыми, с публикой во время ведения концертов – все это коммуникация. И будет ли она эффективной, зависит только от правильного ее построения и ведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интервью

Этот устный вид делового общения способен более широко раскрыть  личность, выделить определенные особенности, дать выговориться и зачастую найти ответы на те вопросы,  на которых в повседневной жизни человек не способен заострить внимание. За 4 года журналистской практики мне часто приходилось брать интервью у людей, связанных с культурной сферой. В основном это были музыканты и люди театра. Когда общаешься с творческими личностями, стоит учитывать каждую мелочь, начиная от их психологического состояния и заканчивая местом встречи. [7]

Для того чтобы интервью получилось успешным, стоит изначально определить цель его взятия. Для  этого надо ответить на 4 вопроса:

- Почему вы хотите взять интервью у этого человека?

- Чем он может быть интересным читателям?

- Что нового об этом человеке или событии вы можете раскрыть в интервью?

- Какие результаты планируете получить после публикации интервью?

Чтобы беседа получилась живой и не скучной, стоит поработать с большим количеством материалов: с другими интервью этого человека, с его биографией, с мнениями о нем других людей. Вы обязательно расположите к себе собеседника, если у вас не будет ранее заданных вопросов и вы покажете свою просвещенность в сфере его жизни и деятельности.

Не стоит выпячивать свои интересы на первый план, следуя принципу: «главное, чтобы меня это устраивало». Это одна из главных ошибок в ведении делового общения, которая блокирует коммуникацию в самом начале. Стоит помнить, что никто не обязан вам давать интервью. Опытные журналисты советуют не говорить потенциальному собеседнику слово «интервью» (оно звучит официально и может некоторых насторожить/отпугнуть). Гораздо эффективнее во время разговора/переписки употребить словосочетания «поделитесь своими мыслями по поводу…», «давайте поговорим о…», «читатели … хотели бы узнать о …». Но изначально стоит определить, интересна ли эта беседа интервьюируемому. Если ответ положительный, то этот человек будет стараться вместе с вами сделать интервью ярким и необычным.

Когда я определилась с целью и объектом интервью, собрала материал,  подготовила вопросы, я договариваюсь по телефону о месте и времени встречи. Телефонный разговор исключает невербальную коммуникацию, поэтому мне надо постараться расположить собеседника с помощью голоса и интеллигентного общения. Изначально стоит представиться, объяснить цель своего звонка, поинтересоваться о занятости человека и возможности встретиться, скоординировать свои действия, связанные с местом и временем, попрощаться. Не стоит заводить светскую беседу с вопросами: «Как ваши дела?», «Чем занимаетесь?» с человеком, которого вы увидите впервые. Это может быть расценено как фамильярность с вашей стороны.

При личной встрече не стоит сразу переходить на «ты», даже с человеком младше вас или  ровесником. Чтобы расположить к себе собеседника, стоит показать ваше уважение к нему. Не стоит в первом же вопросе брать «быка за рога», задавать самые главные и серьезные вопросы. Для начала надо установить контакт и просто начать беседу. Беседу можно начать с шутки, но здесь надо быть очень осторожным. У каждого человека собственное чувство юмора и оно может не совпадать с вашим. Неудачная шутка может испортить все интервью.

В начале разговора можно  сделать комплимент. Только не стоит  просто льстить человеку. Аргументируйте свое восхищение человеком или его работой/произведением/открытием. («Я прочитал Вашу последнюю книгу «…». Нашел много полезного для себя. Давайте поговорим о ней подробнее»).

Закончить интервью нужно  в оговоренное время, не задерживая собеседника. В конце интервью можно спросить, не хочет ли собеседник что-то добавить к выше сказанному.

Напоследок задайте  вопрос о чем-то приятном (о детях, домашних животных) или поблагодарите  за уделенное вам время и пожелайте  успехов/здоровья. Это позволит оставить приятное впечатления о вас и разговоре с вами. [6, c.44-102]

В одном из своих интервью с вокалистом группы «Калачиком рядом» Никитой Емельяновым, чтобы расположить его к общению, я начала с вопросов, ответить на которые было бы интересно ему самому.

— Никита, как известно, ты еще и поэт...

 — Я не считаю  себя поэтом. Мне слабо удается  ужать в словесную форму то, что я хочу сказать, то, что  мне интересно говорить.

— Поэзия и  музыка. Какие грани различия и  сходства существуют между ними?

 — Я думаю, что  все виды искусства похожи друг на друга. Различны они только способом передачи и соответственно способом восприятия — человек это услышит или прочитает. Если говорить о поэзии, то здесь есть рифма. И в скульптуре она существует также, и в танце, и в музыке, только называется по-другому.

 Кроме того, в каждом  искусстве имеется сочетание  интереса самого автора — интереса  к какой-то теме, и совершенно  точно автор отдает себе отчет,  что будет интересно увидеть  или услышать. Вот эти сочетания  и дают результат.

— А для тебя самого, если взять стихотворение и песню, что будет различно?

 — Стихотворение  я читаю, а музыку слушаю. На  стихотворение мне нужно больше  времени, чтобы его понять.

— Что ты ставишь  для себя на первое место: музыку или  поэзию?

 — Это как спросить: кого ты любишь больше — маму или папу? Ты сможешь ответить? Я — нет.

— Чего не хватает  современным поэтам и музыкантам?

 — По правде  говоря, я мало интересуюсь современными  поэтами и музыкантами, как  в последнее время мало интересуюсь  и классиками. Из того, что вижу... Сейчас происходит какая-то, не знаю, что этому способствует, тенденция со времен Мистера Малого и господина Дадуды — тенденция «уродов». Уроды сейчас в моде. И как музыка, так и поэзия идет к утрированию. Т. е. существует достаточно большой ряд каких-то классических, стандартных «фишек», которые народ «схавает», их просто достаточно изучить и использовать. Этим и занимаются саундпродюссеры, которые приходят и говорят: «Вот это надо играть, а это не играй, потому что народ это не «схавает». И я думаю, что этим грешат многие.

 Дело в том, что  люди перестали искать что-то, они перестали копаться, интересоваться  самой сутью того, во что они  окунулись. Они выдают то, что  у них есть сейчас. Они не  увлечены. Я думаю, что так было  всегда и вырывались только те, кому везло, либо те, кому было плевать. Именно их называли потом гениями или, по крайней мере, талантами. «…»

Человеку приятно просвещать, наставлять, показывать свои знания и  некоторое превосходство. Интервьюеру  не стоит говорить больше, чем интервьюируемому, нельзя перебивать и сбивать с мысли. Лучше дослушать ответ до конца, а во время обработки материала выбрать самое главное. Если человек говорит охотно и много, значит, вы наладили коммуникацию и расположили собеседника к себе.

В конце интервью, чтобы оставить приятное впечатление от беседы и возможность при случае ее повторить, я задала вопрос, отличный от основной линии разговора, который в некотором роде приятно услышать любому человеку.

— О чем  мечтает Никита Емельянов?

 — О копченых  ребрышках Никита Емельянов мечтает (смеется). Он мечтает, чтобы люди, которые с ним работают, и он сам имели возможность делать это всегда, когда им заблагорассудится. А ему этого хочется всегда!

 Мне нравится моя  работа (я преподаю детям математику  и информатику во Дворце детского творчества), но еще больше я люблю заниматься музыкой. Все мои музыканты больше, чем что либо другое, любят заниматься музыкой. Вот об этом я и мечтаю: чтобы дать им и себе этим заниматься. Ну и чтобы удовольствие от этого только росло. [11]

  В интервью с музыкантом Атморави, чтобы привлечь внимание собеседника и настроить его на нужную мне волну, я решила начать с вопросов, связанных с тем городом, где он на тот момент выступал (Могилев). Зачастую воспоминания творческих людей являются хорошей темой для разговора, и они интересны для прочтения аудиторией. Когда человек начинает вспоминать, он психологически настраивается на те эмоции, которые он в то время испытал, уходит напряжение и общение продолжается уже на более доверительном уровне.

— Ты уже приезжаешь в Могилев не в первый раз. Чем  можно выделить его из других городов, где ты выступал?

 — Мне кажется,  что в Могилеве какая-то своеобразная  тусовка, имеется своя микрокультура,  что выделяет вас среди других. И то, что касается музыки, то здесь своя какая-то среда и любопытно то, что она довольно богатая.

— А публика  отличается от других городов?

 — Публика везде  разная. Пока я тут не так  много играл, чтобы у меня  выработалось свое четкое разграничение,  и я мог сказать: «Вот, это  типа могилевские зрители, а те не могилевские». Сложно заметить, чем конкретно отличаются люди...

— Как стало  известно, ты выступал на свадьбе у  нас в Могилеве. А ты практикуешь  выступления во всякого рода корпоративах, приглашают в гости попеть за денежку?

 — Это был пока  единственный случай. Еще один  раз парень из Гомеля приглашал.  Но он хотел просто показать  меня своим коллегам в компьютерной  фирме, оплатил мое выступление... Но я соглашаюсь из-за того, что мне нужно повысить количество  выступлений. Т.е. у меня цель — 100 концертов в год. Пока выходит около сорока всего.

— У нас  по городу ходит видео, как ты лихо отжигал на свадьбе под Верку  Сердючку. Не равнодушен к ее (его?) творчеству?

 — Да, весело тогда  было (задумался, вспоминая)... Просто  я стараюсь из каждой ситуации извлечь максимум. И был выбор, либо сидеть и мучиться, либо не мучиться. В частном случае Сердючки, ее (ее?) звуковые эксперименты очень хорошо сделаны, добротно сделанная такая штука. Конечно, понятно, что это не то, что я буду слушать ради удовольствия. [12]

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Характеристики эффективного коммуникатора