Функции радиовещания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 02:51, доклад

Краткое описание

Слово функция словари трактуют как обязанности, назначение, роль, круг деятельности. Обратим внимание на три фактора, общих для массового вещания.

Вложенные файлы: 1 файл

Функции радиовещания 9.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

       Общественное  мнение связано с дискуссионными ситуациями, коллизиями и проблемами. Уровень дискуссионности в нашем  обществе за последнее время возрос многократно. Радио отражает эту ситуацию не только содержанием передач, но и выбором форм и жанров. Обсуждение социальных проблем в различных видах и формах занимает значительное место в программах радиостанций всех уровней.

       В жизни постоянно происходит столкновение мнений, позиций. Одно из правил СМИ в цивилизованном мире — переводить конфликты в план дискуссий, искать точки соприкосновения, общие интересы. Открытый диспут в эфире позволяет слушателям выяснить позиции, точки зрения из первоисточников, сравнить их, узнать сильные и слабые стороны. Возникает возможность взять ситуацию под своевременный общественный контроль.

       В деятельности радио заметно повысилась роль социологии, изучающей общественное мнение. Результаты социологических  исследований доводятся до сведения слушателей в виде комментариев, бесед и т.д. Ряд передач строится на выяснении мнения слушателей (с помощью писем, телефонных звонков) относительно отдельных проблем, музыкальных групп, исполнителей, песен. Нередким стало появление у микрофона социологов в качестве ведущих, участников дискуссий, комментаторов — часто в режиме прямого эфира с включением телефонного диалога с аудиторией.

       Радиожурналисты освоили некоторые социологические  методы, например, так называемое панельное интервью, когда один и тот же вопрос задается людям на улицах, площадях, вокзалах (иногда с выходом в прямой эфир). Таким образом собираются образцы мнений по актуальным проблемам, которые дают представление об общественном настроении и являются ярким, эмоциональным элементом передач.

       Среди дисфункциональных моментов прежде всего следует отметить манипулирование общественным мнением. Силы, которые прибегают к манипулированию, нередко добиваются успеха, но при этом проигрывает общество в целом и сами СМИ, теряя доверие аудитории.

       К функции формирования общественного  мнения примыкает другая — функция общения.

       В общем жизненном опыте человека все большее место занимает не личный опыт, а «опыт других», т.е. опосредованный, приобретенный, в частности из СМИ. Функция общения приобретает особенно большое значение в период дезинтеграции общества.

       Радио в какой-то мере поддерживает разорванные  человеческие связи.

       Актуальна проблема общения и для старших  возрастных групп аудитории. Разрыв общественных и межличностных связей наиболее остро переживается ветеранами, которым трудно адаптироваться к новым условиям жизни.

       Многие  люди по разным причинам оторваны от дома и семьи, и радио обязано учитывать  эти слои аудитории, тем более  что накоплен богатый опыт подобных передач (например, «Для тех, кто в море»). Не случайно, что одной из старейших рубрик радио была «Полевая почта "Юности”» — для военнослужащих. Меняются поколения, но всегда существует потребность их общения с домом, семьей. Постоянная рубрика «Концерты по заявкам» (музыка плюс общение в эфире знакомых, близких людей) также способствует реализации функции общения.

       Для современного радиовещания в его  функции общения характерны две взаимосвязанные черты: усиление личностного начала и прямой эфир.

       Большинство программ радио первоначально ориентировано на конкретных ведущих. Сегодня радиослушатели нередко обращаются не в редакцию, а к конкретному человеку, которого привыкли слышать в эфире. Прямой эфир — один из способов реализации личности журналиста, способ прямого диалога со слушателем. Общение происходит обычно по телефону.

       Известна  и такая форма общения, как  обмен мнениями, информацией, впечатлениями различных групп, разделенных огромными расстояниями. Ныне это называется «радиомостами», раньше — «радиоперекличками».

       Радио имеет возможность формировать образцы общения выбором собеседников, уровнем обсуждения проблем, манерой вести разговор, реагировать на собеседника, качеством звучащей речи.

       Но  современный эфир изобилует и  примерами иного порядка —  дисфункциональными. Иногда журналисты перенимают тон, стиль, лексику общения люмпенизированных, а то и криминальных групп. Грешат этим многие ведущие молодежных музыкальных программ, особенно на коммерческих радиостанциях, и тогда возникает «эффект бумеранга»: радио само дурно воспитывает аудиторию.

       Воспитательная  функция радио реализуется при осуществлении ряда других; воспитательную нагрузку в той или иной мере несут многие передачи, программы, рубрики.

       В течение многих лет радио вносило  свой вклад в воспитание личности, отвечающей потребностям определенного государственного строя, системе власти и идеологии.

       Резкий  социальный слом поставил сложные проблемы перед воспитательным процессом в целом. Появились передачи, объясняющие суть общечеловеческих ценностей, их происхождение, роль и место в современном мире.

       Одним из самых важных направлений воспитания стало правовое.

       Многие  передачи направлены на политическое, экологическое воспитание, на реализацию такой задачи, как воспитание законопослушного члена общества, гражданина.

       Встает  и новая для отечественного радиовещания проблема религиозного воспитания, в  связи с чем появились специальные  радиостанции и программы.

       Наконец, перед радио стоит задача огромной важности и актуальности: воспитание человека в духе просвещенного патриотизма, без которого не может быть крепкого государства.

       Значительная  степень дисфункциональности в  воспитательной сфере связана прежде всего с противопоставлением  различных систем ценностей. Чаще всего  противопоставляют «западную ориентацию» мышления и наши отечественные нравственные идеалы. Делается это под предлогами демонстративно патриотическими, но на самом деле за этим кроется стремление к обычной пропагандистской и политической выгоде. Дисфункция в области воспитания аудитории проявляется также в рекламе и утверждении поведения, стиля жизни, нравственных коллизий, противоречащих общечеловеческим духовным и культурным ценностям, а нередко и интересам значительных групп населения (национальным, экономическим и др.).

       И наконец, агитационно-пропагандистская и организаторская функции.

       Данные  функции реализуются, например, при  обращении по радио к населению  с призывом прийти к определенному  пункту, чтобы выступить в защиту органов власти или конкретных объектов;

         при проведении специальных акций совместно с другими организациями и структурами;

         при организации радиомарафонов  с целью сбора средств для  благотворительных целей;

         при регулировании автомобильных  потоков в городе и т.д.

       Принято считать, что пропаганда убеждает, агитация внушает и призывает. Считается также, что пропаганда апеллирует к разуму, агитация — к подсознанию («подкорке»).

       III. Культурно-просветительские  функции. Решая многообразные культурно-просветительские задачи, радиовещание выполняет в комплексе сразу несколько функций. Рассмотрим наиболее важные из них.

       Эстетическая  функция. Можно выделить три аспекта ее существования в современном массовом вещании.

       1-й  аспект. Прежде всего это эстетика лучших образцов радиожурналистики. К ней относятся:

       – яркая образная речь, психологическая острота диалогов, многообразие мышления, логику идей;

       – четко выстроенная звуковая картина событий, позволяющая слушателю представить их в мельчайших деталях, и возникающий вследствие этого эффект присутствия;

       – стройность композиции всей передачи и ее отдельных фрагментов;

       – убедительность «монтажных» переключений внимания аудитории, которые уже сами по себе способны вызывать своеобразный виток ассоциаций;

       – логичное сочетание слова, музыки и  шумов.

       Художественные  и структурные возможности современного радиовещания бесконечно разнообразны. Своеобразие радио как вида творческой деятельности заключается в том, что, обладая достаточно скромным арсеналом выразительных средств, радиожурналист имеет в своем распоряжении практически неограниченное число сочетаний этих выразительных средств, позволяющих в конкретных чувственных формах воссоздавать у микрофона и в эфире бесконечные по сложности факты, события и обстоятельства общественного бытия и частной жизни человека.

       В современном вещании равные по значимости места занимают и непосредственное вещание (т.е. «прямой эфир»), и фиксированное. Эстетика массового вещания развивается в соответствии с эволюцией этих двух направлений. В последующих главах, говоря о методике работы радиожурналиста, мы остановимся на этом подробнее.

       2-й  аспект. Радио с момента своего рождения транслирует в эфире произведения разных видов искусств: музыки, театра, литературы. В практике вещания накоплен уникальный опыт аудиоадаптации художественных произведений разных жанров, видов и форм, позволяющей доносить до слушателя идеи и художественные особенности первоисточника. В то же время радио научилось на основе литературных, музыкальных и театральных сочинений создавать аудиопроизведения, представляющие собой некую новую художественную реальность, имеющую самостоятельную духовную и эстетически-технологическую ценность.

       Записи  лучших театральных работ московских и периферийных театров в течение многих лет давали слушателям возможность не просто ознакомиться с наиболее интересными работами драматургов, режиссеров, актеров, но и проследить многообразие их творческих поисков, сложную творческую историю отечественной драматической и музыкальной сцены. Вся художественная палитра театра была представлена в программах радио.

       «Золотой» фонд музыкального вещания насчитывает  сотни тысяч фонограмм, которые оказывают большое влияние на формирование эстетических взглядов и вкусов всех слоев аудитории.

       Популярность  любого эстрадного актера в 80-е и 90-е  гг. зависела прежде всего от количества его выступлений по радио и телевидению. Концерты в эфире пробуждали тот общественный интерес к исполнителю, от которого напрямую зависела продажа его дисков и кассет, наполняемость зрительных залов. Радио всегда влияло и будет влиять на эстетическое развитие населения и, более того, — определенным образом управлять этим процессом.

       Наконец, 3-й аспект эстетической функции  радио.

         Свои оригинальные образцы аудиокультуры  радио вырабатывало в течение многих десятилетий и достигло в этом больших успехов. Практически нет ни одного вида или жанра литературы, театра, музыкального театра, который не имел бы интересного аналога в искусстве радиосцены.

       В эфире утвердились радиопоэмы и  оратории, фельетоны и очерки, оригинальные радиопьесы всех жанровых направлений, психологические драмы, комедии, фарсы, радиооперетта, «устные радиомемуары», «звуковые книги».

       Таким образом, радио в многолетней  и многообразной практике своего существования доказало, что оно не просто ретранслятор различных видов творчества, но самостоятельная и равноправная с другими область культуры.

       Отечественное радиовещание всегда выступало как  эффективное средство получения  знаний и приобщения к достижениям  мировой культуры широких слоев  общественности. Функция просвещения была особенно важна для страны с огромной территорией, слабыми коммуникациями и первоначально низким образовательным уровнем населения.

       Функция развлечения (рекреативная функция) естественна для радио, так как оно не может не откликаться на стремление человека к отдыху, разнообразным интеллектуальным играм и развлечениям, которые должны заполнить время, свободное от работы или учебы.

Информация о работе Функции радиовещания