Утренние информационно-развлекательные телепередачи как жанр тележурналистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования данной курсовой работы стала утренняя информационно-развлекательная телепередача «Утро России». Из большого списка прочих утренних телепрограмм была выбрана именно эта, поскольку выходит в эфир одиннадцать лет, то есть имеет большой опыт и хронологию существования, интересную для изучения, а количество рубрик, объединяющих в эфире различные стороны жизни общества, более численно, чем в других утренних телепередачах. Немаловажным фактором является и то, что «Утро России» имеет самый высокий рейтинг среди утренних информационно-развлекательных телепередач. Интересно установить причины появления программ подобного характера, а также чем обусловлена их популярность у аудитории. Далее следует определить структуру

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ 2
Введение 3
Часть I. Появление утренних информационно-развлекательных телепередач как жанра тележурналистики 4
Глава 1. Причины предпочтения аудиторией информационно-развлекательных телепередач 5
Глава 2. Причины выхода информационно-развлекательных программ в утреннем эфире 7
Глава 3. Характеристика ведущих информационно-развлекательных телепередач 8
Часть II. Общая характеристика телепередачи «Утро России» 11
Глава 4. Рубрики телепередачи «Утро России» 12
Глава 5. Соотнесение рубрик телепередачи с жанрами телевидения 15
Глава 6. Отличия телепередачи «Утро России» от телепередач подобного плана 17
Список использованной литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Школьник_работа_1.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

        «Все утра мира» — рубрика, которая своими характеристиками схожа с познавательными телевизионными программами о мире, о различных странах («Путевые заметки», «Вокруг света»). Самые экзотические места и самые необычные вещи, мимо которых проходят авторы путеводителей — вот о чем повествует данная рубрика телепередачи «Утро России». Журналисты каждый раз отправляются в новую страну, рассказывая о том, как проходит утро в ней.

        Экономический прогноз — регулярная рубрика передачи «Доброе утро», выходящая по понедельникам. Интересная особенность ее заключается в том, что прогноз дается с точек зрения экономиста и астролога. Телезрителю дается право выбирать, кому из них он больше доверяет и чьих советов станет придерживаться. Этот прием еще одна своеобразная приманка аудитории: человеку нравится делать выбор, решая какой сфере, экономике или астрологии, он ближе. Но свобода выбора относительна и условна. Помимо этого данная рубрика также обладает целью информирования граждан, помощь с советом в одной из важных сфер жизни общества..

        Регулярной рубрикой телепередачи является приглашение в студию гостя: известного публичного человека или эксперта в зависимости от обсуждаемой темы. Стремление обеспечить высокий рейтинг побуждает вещателей использовать в передачах эффект персонификации, приглашая к участию в них «анкоров» (от английского «the anchor», что означает «крючок», «якорь») – привлекающих массовую аудиторию популярных телекомментаторов и ведущих, «звезд» телевидения.

 

        Показ в эфире телепрограммы любительских видео-роликов из Интернета — также одна из постоянных рубрик телепередачи. Ролики в большинстве случае рассчитаны на то, чтобы насмешить или приятно удивить зрителя. После просмотра ведущие обмениваются мнениями и ли как-то комментируют видеосюжет.

        Прогноз погоды — каждую пятницу сообщается прогноз на выходные, и каждый понедельник - на наступающую неделю. Стоит отметить, что для данной рубрики в студию приглашается авторитетный синоптик, который не просто сообщает конкретную погоду в определенных городах, но и в целом объясняет причины установления той или иной погоды, степень аномалии установившейся температуры для данного времени года в сравнении с предыдущими годами, а также как она может повлиять на самочувствие граждан.

 

Проанализировав данные рубрики, можно судить о большом разнообразии их тем,

способов подачи материала. Телепередача «Утро России» представляет собой целостный механизм с множеством взаимодополняющих друг друга деталей. Информация рубрик актуальна, систематизирована. Их постоянная смена обусловлена зрительским интересом и тенденциями развития различных сфер жизни общества, будь то экономика, культура, быт и прочие.

          В ходе анализа можно выявить следующие функции рубрик утренней информационно-развлекательной телепередачи «Утро России»:

1.       информационная (оповещать о событиях);

2.       развлекательная;

3.       познавательная;

4.       снижение социальной напряженности;

5.       идеологическая (способствует росту и развитию сознательных масс).

     Разнообразие рубрик и их функций позволяет собрать у экранов аудитории с учетом широкого спектра разнообразных вкусов и интересов телезрителей. Важна  универсальность, информационное обслуживание, учитывающее потребности различных групп населения в качественных информационных, публицистических, образовательных, просветительских и развлекательных рубриках.

 

 

 

 

Глава 5. Соотнесение рубрик телепередачи с жанрами телевидения

              Отметим еще раз, что «к жанрам информационной журналистики принято относить репортаж, заметку (сюжет), выступление, интервью; к жанрам аналитическим – беседу, комментарий, обозрение; к жанрам художественной публицистики – зарисовку, очерк, эссе.» [Князев]. Следует рассмотреть какие из данных жанров присутствуют в телепередаче «Доброе утро».

              Репортаж. Важнейшая черта репортажа как информационного жанра – оперативность. Еще более сущностный признак – корреспондент обязательно должен быть очевидцем события, на первый план обязательно выходит личностное восприятие, отбор фактов и деталей.

              К яркому примеру жанра в утренней программе можно отнести репортаж Кирилла Петрова со второго дня недели высокой моды, проходившем в Москве в мае. Журналист охарактеризовал различные коллекции, побеседовал с модельерами. Была дана картина места происшествия, зафиксирован сам корреспондент на месте события. (Программа вышла в эфир 13 мая 2010 года).

              Комментарий. Понятие комментария происходит от латинского «commentarius» – толкование и полностью этому соответствует. Комментарий, как пишет Князев, относится к аналитической публицистике, поскольку его целью является не простое информирование зрителя о тех или иных событиях, а выявление и разъяснение причинно-следственных связей внутри события или между событиями, прогнозирование. Основой комментария как жанра является авторский анализ фактов.

              Комментарии к произошедшим событиям дают ведущие телепрограммы «Утро России». Нередко поясняя то или иное событие для телезрителей, они ведут диалог между собой или с гостем программы, высказывая откровенную авторскую оценку. Например, в выпуске программы 27 ноября 2006 года  ведущий программы Владислав Завьялов давал следующие комментарии на тему «Аборты — за и против»:

              «Сейчас по действующему законодательству женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о прерывании беременности. Но если поправки будут приняты, то женщина, планирующая аборт, должна будет прийти в медучреждение вместе с мужем, который в присутствии медиков даст письменное разрешение. Соответственно, те медики, которые сделали аборт без согласия супруга, возможно, будут нести уголовную ответственность. Но как же тогда решить вопрос с так называемыми гражданскими браками? Если новый законопроект будет их учитывать, и у неофициальных мужей будет право на запрет аборта то можно опасаться, что из-за подобных запретов участятся случаи подпольных абортов со всеми вытекающими последствиями.» - данный комментарий был дан ведущим после заявления А.Крутова (зам. председателя Комитета Госдумы по информационной политике) о законопроекте на тему совершения абортов лишь с письменного разрешения мужей.

              В данном комментарии видно, что ведущий  разъясненил причинно-следственные связи внутри события, сделал прогнозы.

              Заметка (сюжет). Сюжет должен быть адресован  каждому зрителю лично, абсолютно понятен и интересен. Сюжет как жанр телевидения характеризуется также как заметка в печатных изданиях: краткое сообщение о чем-то изученном, замеченном.

              Сюжет это наиболее распространенный жанр в телепередаче «Утро России». В каждом выпуске порядка пяти сюжетов. Например в выпуске 13 мая 2010 года представлен сюжет о неком человеке, который сделал  профессией свое хобби. Его удачные работы мебели и деталей интерьера — основное в кадре сюжета. В отличие от репортажа наличие в кадре журналиста необязательно, также как и актуальность события не столь важна. Сюжет могли показать и неделей раньше, и неделей позже, и ничего бы не изменилось. В то время как для репортажа важна оперативность: предельно часто возникает ситуация, когда материал нужен только сегодня, завтра поздно.

              Интервью. Как характеризует жанр А. Князев, в интервью наиболее концентрировано реализуются базовые признаки процесса межличностного общения. В первоначальном своем значении интервью – это беседа журналиста (репортера, ведущего) с известной личностью, ученым, специалистом, «бывалым человеком» и т.п. Во время этой беседы журналист-интервьюер задает вопросы, подсказывает темы, которые желательно затронуть в беседе, «направляет» беседу, реагирует на высказывания собеседника, что дает дальнейшее развитие беседы.

              Пример жанра интервью в телепередаче «Утро России» хорошо отображен в выпуске, вышедшем в эфир 6 мая 2010, где Анастасия Чернобровина посетила сцену предстоящего конкурса «Евровидение», побеседовав с победителем прошлого года Александром Рыбаком. Журналистка задавала вопросы об условиях проведения конкурса в этом году, об оформлении зала и прочих деталях. Беседа была в записи. Интервью показали не полностью, и ведущие сообщили, что последующая его часть будет показана в других выпусках программы. Это опять напоминает нам о приеме «удержания» зрителя, и те, кому интервью было интересно будут с нетерпением ждать выпусков программы.

              Беседа. Беседа отличается от интервью тем, что в ней принимают участие более двух человек. «Журналист в этом случае из интервьюера превращается в модератора. Он и участник беседы, он и организатор, гостеприимный хозяин.» [Князев]. При столкновении различных точек зрения беседа нередко перерастает в дискусию.

              Беседа — это неотъемлемая часть каждого выпуска утреннего эфира. Обычно участниками становятся 3-4 человека (двое ведущих и двое гостей). В студии велись разговоры на всевозможные темы: как привести себя в форму к лету (танцоры А. Невский и О. Сидоренко ), как прошла Олимпиада-2010 ( конькобежец И. Скобрев ), как при помощи черного чемодана Дмитрий Медведев провел видеоконференцию ( специалист по видеосвязи Борис Попов ).

              Из анализа приведенных выше примеров можно сделать вывод, что утренняя информационно-развлекательная телепередача «Утро России» сочетает в себе множество телевизионных жанров, таких как: информационные — репортаж, сюжет, интервью и аналитические — беседу, комментарий. Сочетание стольких жанров не свойственно ни одному другому типу передач на российском телевидении.

 

Глава 6. Отличия телепередачи «Утро России» от телепередач подобного плана

              Как уже было сказано, на российском телевидении многие каналы выпускают по утрам информационно-развлекательные телепередачи. «Доброе утро» - Первый канал, «Сегодня утром» - НТВ, «Утро России» - Россия, «Раньше всех» - ОТС. Но далеко не все они обладают такими высокими рейтингами как «Утро России». Главная причина заключается в слабой базовой подготовке журналистов, финансовых затруднениях самих телекомпаний, технических проблемах.

              Основным конкурентом «Утро России» является утренняя информационно-познавательная телепередача «Доброе утро». Но разница между проектами велика: отсутствие запоминающихся харизматичных ведущих, меньшее количество рубрик, непостоянство их выхода — все это причины менее яркого, а значит и менее рейтингового продукта на телевидении.

 

Глава не может быть такой маленькой. Это выглядит смешно. Поэтому назовите это заключением. И над выводами нужно поработать – собрать из все вместе в заключение. Иначе они теряются в тексте.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

        Багирова Э. Г. , Борецкий Р. А. Основы телевизионной журналистики. - Издательство Московского университета, 1987 (Кто за Вас будет ставить точки? Проверьте по всему тексту).

        Кальмайер В. Использование различных видов диалога на телевидении // Язык средств массовой коммуникации / Под ред. М. Н.  Володиной. - М.:Альма Матер, Вам это слово ничего не напоминает? В принципе, названия издательств можно не указывать. 2008. - С. 607 — 610.

        Официальный сайт телепередачи «Утро России» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.utro-russia.ru

        Овсепян Р. История новейшей отечественной журналистики [Электронный ресурс] // Глава 8. Журналистика Российской Федерации. - М., Изд-во МГУ, 1999. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Ovsep/_Index.php

        Чикирис А. Г. Телевизионное вещание. Формирование зрительского восприятия // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. - Москва, 2007

        Князев А. Основы тележурналистики и телерепортажа // Основные телевизионные жанры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text1/09.htm

        Волков А. А. Курс русской риторики — М. —2001

        Рождественский Ю. В. Общая риторика — М. — 1999

        Смирновой И. П. Ключевые компетенции телеведущего: от таланта к профессионализму. - Институт повышения квалификации  работников телевидения и радиовещания. М. - 2001

 

 

 

 

 

 

 

Список источников исследуемого материала

        Официальный сайт телепередачи «Утро России» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.utro-russia.ru

        Официальный сайт телепередачи «Доброе утро» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.1tv.ru/vp/si=33

        Официальный сайт радио «Маяк» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.radiomayak.ru/tvp.html?id=179459



Информация о работе Утренние информационно-развлекательные телепередачи как жанр тележурналистики