Средства Массовой Коммуникации как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:20, контрольная работа

Краткое описание

Целью моей контрольной работы является выявление влияния современных средств массовой коммуникации на социальное развитие человека.
Актуальность темы заключается в том, что массовая коммуникация - это одно из тех важных явлений общества, которое заметно сказывается, на развитии общественных отношений, она активно участвует в процессе становления общественного мнения

Вложенные файлы: 1 файл

моя контрольная.docx

— 35.04 Кб (Скачать файл)

                                                      Введение

           Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой коммуникации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало, довольно, обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на день на волнах полюбившейся FM - радиостанции.

Значение СМК в жизни современного общества трудно переоценить. Начавшееся в середине 20-го столетия бурное развитие информационных технологий заложило основу формированию общества совершенно нового типа - информационного общества.

СМК занимают в социальном развитии общества особое место. Их воздействие на человека начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю жизнь. С детства -  это просмотр детских передач по телевизору и радио, конкурсы и т.д. Детство, время становления личности, а массовая информация одно из средств этого становления.

По  сути дела в современном мире СМК взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их вкусов, взглядов, привычек, предпочтений. Человек, ранее сам лично не сталкивавшийся с той или иной проблемой, благодаря возможностям средств массовой информации, смог познакомиться с самыми разнообразными проявлениями общественной жизни, составить о них определённое представление и сформировать к ним определённое отношение. [9, с.63]

То, что СМК оказывают огромное влияние на личность и, зачастую полностью, формируют общественное мнение, непреложный факт. Та реальность, которую нам предлагают, безусловно опосредствована чьим-то мнением, она упрощена и не предлагает размышления, анализа. В некоторых случаях эта информация может быть опасна, так как человек принимает её готовой, не задумываясь и ему можно внушить очень многое. Поэтому нам часто легче окунуться в поток информации, чем критично её воспринимать.

Подрастающее  поколение формирует свои мнения и вкусы практически на все  сто процентов благодаря журналам, развлекательному телевидению и  Интернету; взрослые люди, читающие газеты и считающие просмотр ежедневных телевизионных новостей обязательным, очень большой процент информации, поступившей к ним и переработанной в разговорах с семьей, друзьями или коллегами, постепенно начинают считать мнением собственным. Итог таков – СМК формируют практически восемьдесят процентов личного и общественного мнения.

Целью моей контрольной работы является выявление влияния современных средств массовой коммуникации на социальное развитие человека.

Актуальность  темы заключается в том, что массовая коммуникация - это одно из тех важных явлений общества, которое заметно сказывается, на развитии общественных отношений, она активно участвует в процессе становления общественного мнения

 

         

 

 

 

 

            

 

 

 

 

 

        §1 Средства Массовой Коммуникации как социальное явление

          Средства массовой коммуникации (СМК) – это методы и учреждения, посредством которых централизованные поставщики передают или распределяют информацию и другие формы символической коммуникации обширной, разнородной и географически рассеянной аудитории.[6, с.123]

К СМИ относятся периодическая  печать (пресса), радио и телевидение, интернет (Internet).

  Их история различна по длительности, различаются и их назначения, и каналы воздействия на аудиторию.  Так, европейская пресса ведет  отсчет времени лишь с 17 века, когда впервые появилась коммерческая  газета, а появление массовой  газеты в США относится к  1833 году. Радио как средство массовой  информации имеет 75-летнюю историю,  телевидение - 50-летнюю. При этом  именно так называемые «электронные  средства массовой информации»  приобретают все более важное  значение в современном обществе.

СМИ обеспечивают регулярность и тиражирование  информации и благодаря этому  являются мощным механизмом воздействия  на массовую аудиторию.

Любопытно, что в недрах технологического процесса созревает противоположная тенденция, которая направлена на то, чтобы  сделать эффективной не столько  массовую, сколько межличностную  и даже внутриличностную. Телевидение, как и радио, имеет возможность  реализовывать опосредованную межличностную  коммуникацию, включая в программы  различного рода популярные интервью и беседы. Для внутриличностной коммуникации предлагаются телетекст и видеотекст. Телетекст дает возможность получить информацию, заложенную в компьютер, и даже осуществить обратную связь  с другими получателями информации. Компьютерные видеоигры и программы  предназначены для индивидуального  пользования, равно как и видеодиски, использующие лазерную технику. Эти  нововведения видоизменяют природу  СМИ и расширяют их функции  в следующих направлениях:

Во-первых, это децентрализация, т.е. создание условий, когда выбор программы  зависит в большей степени  от потребителя.

Во-вторых, увеличение объема информационных программ (благодаря кабельному и спутниковому телевидению).

В-третьих, возможность интерактивности - взаимодействие через обратную связь для обмена информацией.

Важным  условием функционирования массовой коммуникации является социальная значимость передаваемой информации. Наряду с социальной актуальностью  смысловой информации большое значение имеет оценочная информация. Получатель информации вольно или невольно «ожидает»  оценочную информацию. Это ожидание объясняется тем, что СМИ, как  социальные институты, имеют статус официального источника информации, к которому массовая аудитория имеет  доверие. Истинность смысловой информации трудно проверить, может быть, поэтому  аудитория столь чутко прислушивается к оценочной информации, которая  отражает преобладающие мнения в  обществе.[10, с.21]

Воздействие информации зависит от того, насколько  она соответствует социальным запросам аудитории и насколько регулярна. Известно, что информация, которая  тиражируется при помощи СМИ, находящихся  либо под контролем государства, либо во владении частных хозяев, отражают интересы владельцев и их мировоззрение.

Влияние СМИ на общество не однозначно. С  одной стороны, стремление познакомить  широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями  и тенденциями является несомненной  заслугой СМИ. С другой стороны, низкий художественный уровень развлекательных  программ, неограниченные возможности  их тиражирования порождает дурной вкус у потребителей массовой культуры. Исходя из этого, среди тематики газет  и журналов появились новые, пусть  не всегда «чистые», но зато привлекающие читателя направления («Желтая пресса», «Скандалы», «Совершенно секретно», «СПИД-инфо и т.д.) А телевидение  массово пропагандирует всевозможные ток-шоу на злободневные темы («Большая стирка», «Окна» и т.д.). Что ж, уровень  культуры населения во многом предопределяет уровень культуры СМИ…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  §2 Телевидение. Отрицательное и положительное влияние на человека

XX столетие по праву считают веком автомобилей, компьютеров, атомной энергии, освоения космического пространства. Верно и то, что XX век - век телевидения. Не смотря на бурное развитие средств коммуникации в начале XXI века, телевидение и сегодня остается самым массовым и доступным средством информации. Если в конце 70-х начале 80-х годов телевизор считался роскошью, то сегодня телевидение прочно вошло в быт, практически каждой семьи. Постепенно телевидение вытесняет газеты и журналы, серьёзно конкурирует с радио. Конкуренция с прессой объясняется появлением на телевидении новых технологий:

а) Цифровое телевидение

б) Телетекст.

в) Компьютерные технологии.

г) Спутниковое телевидение.

В связи с этим заметно возросла оперативность передачи информации и как следствие затруднена возможность  контроля за чистотой эфира. Получить информацию посредством телевидения  оказалось значительно легче, чем  каким-либо иным способом. Например, для того, что бы прочесть газету, необходимо пойти и купить её, посмотреть фильм в кинотеатре оказалось намного сложнее, чем выбрать его для просмотра из множества программ телевидения. Вышесказанное доказывает, что телевидение стало наиболее доступным и простым способом получения информации.

В наше время особой остроты обрела проблема телевизионного насилия. Практически  во всех современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие. Термин "телевизионное насилие" давно используется в научном  лексиконе и объединяет в себе демонстрацию нанесения повреждения  или ущербов персонажам телевизионных  программ или фильмов. С одной  стороны существует множество исследований, результаты которых свидетельствуют, что просмотр сцен насилия по телепрограммам и фильмам связанный с последующей  агрессией. возбуждения и так  званых "эффектов моделирования". Управлять человеком, его желаниями, поступками оказалось очень просто, достаточно ежедневно крутить перед  ним эту сформированную реальность. Львиная доля телеэфира отводится  на то, чтобы пугать, щекотать нервы, побуждать ненависть и возмущение, настраивать против «плохих парней»  и настраивать на сторону «хороших», и вообще развлекать зрителя всеми  доступными средствами. Влияние телевидения  сводится как раз к тому, чтобы  выжимать эмоции из зрителя и как  можно чаще, а не будет эмоций, то зрителю наскучит телевизор и  он его может выключить. [9, с.124]

В обществе людей нет одинаковых личностей. Каждый человек индивидуален, по-своему существует в обществе, в семье, личной жизни, у него есть свои цели, идеи, принципы и симпатии. Общаясь со всем миром  через телевизор, он находит для  себя будто бы нечто ценное, в  том числе и идеал своего существования. У одних это «суперчеловеки», смелые полицейские или гангстеры  из американских детективов, у других — политические, общественные деятели, у третьих - знаменитые киноактёры, модельеры, спортсмены и т.п. Своему идеалу человек полностью доверяет, беспрекословно верит в его слова  и действия, и начинает следовать  его принципам. Такое влияние  идеала с экрана телевизора оказывает  огромное внушительное действие (вводя  человека в некое гипнотическое  состояние). В зависимости от склада и состояния нервной системы, внушение происходит либо в первой стадии гипноза, которая характеризуется  ощущением покоя, расслаблением  мышц, сохранением связи с окружающими  и способностью противостоять словесному внушению, либо во второй, более глубокий, для которого характерны сонливость, оцепенение, пассивная подчиняемость  внушению. Плодами использования  телевнушения является сознательное разложение и порабощение личности и общества во всем мире. Сидящий перед экраном  человек приводится в гипнотическое  состояние, следовательно, он "находится  во власти того, кто производит впечатление  на его чувства или воображение. Экспериментаторы утверждают, что можно  не только напомнить ему некоторые  мысли, но и навести его на те, какие имеешь сам, и насиловать, таким  образом, его волю. Чувства в этом состоянии делаются до такой степени  пассивными или впечатлительными, разум  до такой степени утрачивает реактивную силу, что достаточно сообщить внушаемому мысль или вызвать в нем  ощущение которые ее породили, чтобы  он воспринял её и он смотрит на нее как на свою собственную, он верит  во все, что говорят ему, он ощущает  все, что ему напоминают.[3, с.35]

Помимо  негативного влияния телевидения  на социальное развитие человека, можно  выделить несколько позитивных моментов. Через телевидение как средство массовой информации человек может  удовлетворить потребности в  получении необходимой информации.

Дело  в том, что человек нуждается  в постоянной смене информации, и  основной канал ее получения –  зрительный: 80% всей информации идет через  орган зрения. Телевидение удовлетворяет  и многие духовные потребности: в  первую очередь, это познание культуры и сопереживание. А также позволяет  увидеть то, что невозможно увидеть  в повседневной жизни и предоставляет  людям возможность ознакомиться с большим потоком информации, о которой, не будь его, они никогда бы не узнали, из-за недостатка времени, возможностей денег или физических сил. Теперь же стало вполне доступным участие каждого в важных государственных мероприятиях, таких как национальные торжества, похороны государственного деятеля, свадебные церемонии, коронация монархов, вступление кандидата на пост президента или же визит главы другого государства. Люди смогли побывать в отдаленных областях планеты и насладиться чудесными картинами природы, что стало возможно благодаря телевидению. Люди могут смотреть фильмы, спектакли, спортивные события. Можно всегда быть в курсе всего нового в мире и при этом принять участие в обсуждении социальных и нравственных проблем происходящего. Все это можно считать великим достижением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

 

 

 

                                                   §3 Пресса

           Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМК. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем без помощи каких-либо дополнительных средств. Это обстоятельство способствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений прессы и аудитории.

Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного  ознакомления со всем «репертуаром»  сообщений, включенных в номер или  книгу. Благодаря этому можно  составить общее впечатление  о содержании выпуска и, далее, выбрав интересующий материал, определить характер «извлечения» (просмотр, выборочное ознакомление, подробное чтение, сохранение номера или вырезки из него для хранения и повторного ознакомления и т.д.). Кроме того, у человека есть возможность  самому анализировать информацию.

Информация о работе Средства Массовой Коммуникации как социальное явление