Социальная проблематика в эфире современной радиостанции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования выявить актуальность и востребованность программ с социальной тематикой.
Главная задача – выяснить, каким образом и как часто на современной радиостанции озвучивают социальные проблемы, их актуальность и значимость.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Глава Социальная проблематика на радио: жанровый и тематический репертуар
1.1 Социальная проблематика как содержательная категория…………….5
1.2 Роль и место радиовещания в решении социальных проблем
1.2.1 Становление и развитие социальных программ на радио……………8
1.2.2 Морально-этический аспект подачи социальной информации……...9
1.3 Социальные проблемы в радиоэфире: формы и широта освещения
1.3.1. Жанровый спектр воплощения социальной проблематики………..11
1.3.2. Социальная проблематика как опосредованный элемент радиопередачи……………………………………………………………………16
1.3.3. Социальная проблематика, современные подходы…………………17
2. Глава Социальная проблематика как активный элемент радиоэфира
2.1. Проблема патриотизма в радиоэфире
2.1.1. Актуальность проблемы патриотизма………………………………20
2.1.2. Тема патриотизма в эфире радио «Финам FM» ……………………21
2.2. Проблема детского алкоголизма в радиоэфире
2.2.1 Детский алкоголизм как угроза нации……………………………….24
2.2.2. Тема детского алкоголизма в эфире радио «Радио Свободы»….….26
2.3. Проблема абортов в радиоэфире
2.3.1. Аборты: за или против? ………………………………………...……28
2.3.2. Тема абортов в эфире «Радио России»………………………………29
Заключение…………………………………………………………………...32
Список использованной литературы……………………………………….33
Электронные источники………

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 94.58 Кб (Скачать файл)
ify">   МЕДИНСКИЙ: Когда появилось само понятие, на ваш взгляд?

   МОРОЗОВА: Само понятие – не на мой взгляд, а это доказано – появилось  при Петре I. Впервые слово "патриот" было использовано в некоем трактате "О причинах Свейской войны" вице-канцлера Шафирова. Он употребил слово "патриот" по отношению к себе как к автору, и патриотами он назвал Романовых, которых  репрессировал Борис Годунов. А  само понятие "патриотизм" появилось  уже только во второй половине XVIII века. До этого существовало понятие несколько  иное, то есть, слово "патриот" заимствованное, либо греческое, либо французское, либо немецкое, а у нас существовали свои названия.

   МЕДИНСКИЙ: Как называли?

   МОРОЗОВА: Например, Пётр I называл себя "сыном  отечества", а в XVI веке было такое  понятие как "доброхотящий" России, Российскому царству".

   МЕДИНСКИЙ: То есть, патриот – это доброхот?

   МОРОЗОВА: Доброхот, да, Российскому царству.

   МЕДИНСКИЙ: Ну, добра хочет?

   МОРОЗОВА: Добра хочет, да. Или был такой  термин "отечестволюбец".

   МЕДИНСКИЙ: Неблагозвучно.

   МОРОЗОВА: Этот термин появился в XV веке в повести  о Михаиле Тверском. Дело в том, что эти термины больше не встречались  и исследователи, философы, считают, что, видимо, такого чёткого понятия  и не было. Это, может быть, какие-то единичные случаи, так сказать, выдумка  авторов вот этих сочинений.

   МЕДИНСКИЙ: Константин Александрович, к вам  вопрос: а что, до Петра патриотов  не было? То есть, любили дом, улочку, переулочек, а страна была безразлична?

   АВЕРЬЯНОВ: Вы знаете, я думаю, что всё-таки патриотизм в нашем современном понимании, он существовал и раньше. Вот вспомним, например, Афанасия Никитина, который  ходил за три моря, и который  стремился попасть в родную Тверь. Говоря о более позднем периоде, в частности, я могу...

   МЕДИНСКИЙ: Я вам скажу по секрету. Любой  человек, который съездит в современную  Индию, через пару дней захочет в  родную Тверь!

   АВЕРЬЯНОВ: А говоря уже о более позднем  времени, вот мы говорили о том, что  это дословно "любовь к отечеству", я вспомню строчки Пушкина, когда  он говорил: "Любовь к отеческим  гробам". Поэтому можно говорить всё-таки о том, что патриотизм –  это достаточно раннее понятие в  историческом плане.

   И действительно, если мы посмотрим на средневековую историю, то это и  любовь к своему городу, любовь к  своему княжеству. И как понимание  этого более широкое – это любовь к русской земле. И подобных примеров мы можем привести достаточно много из более раннего периода.

   МЕДИНСКИЙ: Хорошо. 730-73-70 – телефон в студии. Через 5 минут мы подключаем наших  радиослушателей к беседе. Я уже  вижу, что есть звонки, ровно через 5 минут начнём на них отвечать. Вопрос: является ли патриотизм последним прибежищем негодяев?

   Людмила Евгеньевна, вы сказали крайне спорную  вещь, на мой взгляд. Любой либерал, сидящий на моём месте, просто избрызгался  бы слюной. Вы сказали, что патриотизм – это любовь к государству. "Я  люблю берёзки, а государство  я ненавижу", – скажет вам верный либеральный слушатель. "Ненавижу систему, Кремль ненавижу, берёзки люблю, луга и поля".

   МОРОЗОВА: А государство – это не обязательно  правительство. Государство – это  то место, где ты живёшь в широком  смысле, а не в узком, около этих берёзок. То есть, твоя страна – это  государство...

   МЕДИНСКИЙ: Народ, территория, культура.

   МОРОЗОВА: Конечно. История твоя – это самое  главное. Вообще патриоты без знания своей истории вообще не могут... Не может быть патриотом, если он не знает свою историю. Поэтому, естественно... Нет, ну я хочу сказать, что я не говорю, что патриотизм появился только в XVIII веке. Вот период Смуты у  нас считается зарождением такого массового патриотизма, когда люди осознали ответственность за свою страну и сами взялись её защищать, когда  у нас не было никакого правительства.

   МЕДИНСКИЙ: Кстати, да, 1612. 4 ноября, которое мы не знаем.

   МОРОЗОВА: Да, да, да. Все историки считают, что  именно в этот период патриотизм вошёл  в массы, но самого термина не было как такового. Просто писали о любви  к отечеству, защите отечества, вера, борьба за веру и отечество. Ну, больше, так сказать, присутствовала вера ещё...

   МЕДИНСКИЙ: Вам кажется, что это в большей  степени была борьба за веру, за идеалы, не за территорию?

   МОРОЗОВА: Нет, почему же, и за территорию тоже, но и за веру. Потому что, в общем-то, вдохновителем патриотического  движения был у нас патриарх Гермоген, который боялся окатоличивания, то есть, он боролся за православную веру. Естественно, первый лозунг был "за веру", а потом уже "за отчество". Потому что возникла не только угроза окатоличивания, но и угроза национальной самостоятельности. Ведь польский король хотел присоединить русское государство  к своей короне, то есть, лишить национальной самостоятельности.

   МЕДИНСКИЙ: Плюс, это постепенное окатоличивание, естественно.

   МОРОЗОВА: Да, окатоличивание тоже, поэтому лозунг был двойной – "вера и отечество".

   МЕДИНСКИЙ: Потом появился "царь".

   МОРОЗОВА: Нет, между прочим "царь" появился раньше, это при Иване Грозном...

   МЕДИНСКИЙ: "За веру, царя и отечество", помню, в белогвардейских фильмах пьяные офицеры поднимали тост у нас. В "Неуловимых мстителях", помните?

   МОРОЗОВА: Нет, ну это потом уже, когда три  лозунга. А вот первый лозунг "за царя" пропагандировал Иван Грозный. Он считал, что нужно давать клятву царю и ему верно служить. Знаменитая переписка с Курбским как раз  была посвящена этому. А Курбский уверял, что он не обязан служить  тому государю, который... То есть, он хочет  служить только тому, кто ему нравится. А вот, предположим, Иван Грозный  ему не нравится – он не хочет  ему служить.

   МЕДИНСКИЙ: Либеральный был человек, либеральный. Он, наверное, входил в движение "Солидарность".

   МОРОЗОВА: Отечество у него будет там, где  будет его государь, которого он сам себе выберет.

   МЕДИНСКИЙ: Отечество славлю, которое есть, но трижды, которое сам себе выберу. В Швейцарии желательно. Как вы считаете, приглашаем наших радиослушателей?

   АВЕРЬЯНОВ: Да, давайте.

   МЕДИНСКИЙ: Итак, у нас две уже образовалось темы: является ли патриотизм последним  прибежищем негодяев, и является ли патриотизм любовью к государству?  И что тогда мы подразумеваем  под понятием "государство"? Потом  ещё немного поговорим об истории. Здравствуйте, вы в эфире.

   СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Знаете, у меня такая  точка зрения, что... Вот Клайв  Стейплз Льюис в своих записках писал, что "когда слово начинает толковаться разными людьми по-разному, когда оно теряет единый смысл..."

   МЕДИНСКИЙ: Кто писал?

   СЛУШАТЕЛЬ: Клайв Стейплз Льюис. Он писал  в своих записках "Просто христианство", что такое слово уже очень  сложно применять. Вот, мне кажется, что слово "патриотизм" в нашем  государстве стало именно таким  словом, в которое каждый вкладывает тот смысл, который хочет. То есть, одни в него вкладывают пафосные речи, что "мы – патриоты России", при  этом, не являясь таковыми. Другие, наоборот, вкладывают действительно туда любовь к родине. Поэтому, мне кажется, тема задана очень правильно.

   МЕДИНСКИЙ: А на ваш взгляд, патриотизм это  что?

   СЛУШАТЕЛЬ: На мой взгляд, патриотизм – это  готовность сделать всё, чтобы улучшить то место, где ты живёшь, и любить это место. Не стремиться из этого  места уехать, а стремиться остаться здесь и сделать всё, чтобы  здесь жилось лучше. То есть, патриотизм – это твоя семья, твой дом, твоя улица. То есть, я считаю, это в  более житейских вещах должно проявляться, а не в громких словах.

   МОРОЗОВА: Ну, а защита отечества тогда как  же?

   СЛУШАТЕЛЬ: Это естественно.

   МОРОЗОВА: Ну, а это уже государство.

   МЕДИНСКИЙ: Спасибо за ваше мнение, Георгий. Ну вот, патриотизм проявляется в делах. Ну, тут трудно спорить.

   АВЕРЬЯНОВ: Вы знаете, я бы здесь, может быть, с чисто академической точки  зрения сказал бы следующее. Дело в  том, что у любых терминов есть самостоятельная жизнь. Вот если вы возьмёте энциклопедию, скажем, XXI века и XIX века, и посмотрите те или иные определения, то вы увидите достаточно большую разницу между ними. И  вот даже применительно к нашей  сегодняшней теме. Патриот кто  такой? Если бы вы задали этот вопрос не в 2009 году, а хотя бы в 1991...

   МЕДИНСКИЙ: Это тот, кто хочет свержения  ненавистной коммунистической клики  и освобождения России от...

   МОРОЗОВА: Тоталитарного режима.

   МЕДИНСКИЙ: Тоталитарного режима и груза, висящего у неё на ногах. Вот эта Украина, Белоруссия, Узбекистан, Прибалтика, эти  дармоеды, которые сидят у нас  на шее, их надо скинуть, и мы заживём  счастливо.

   АВЕРЬЯНОВ: И, естественно, это понятие за каких-то 15-20 лет совершенно поменялось. Поэтому  мы, конечно, должны говорить о сегодняшнем  нашем понимании патриотизма, и  заглядывать, может быть, в недалёкое  прошлое. И мы увидим, что патриотизм всё-таки подразумевает, действительно, как сказал радиослушатель, одну точку  зрения, вторую точку зрения. Поэтому  мы здесь с вами должны разбираться. Но, действительно, я должен согласиться  в том, что патриотизм – это, прежде всего любовь к своей родине.

   МЕДИНСКИЙ: Сделаем сейчас коротенькую паузу  и после этого продолжим общение  с нашими радиослушателями…

 

   Приложение  №3

   09.01.2008 18:11 МСК  "Особое мнение" Марианны  Вронской

   «Проблема абортов»

   Ежегодно  в России, по данным Федеральной  службы государственной статистики, в возрасте до 19 лет рожают приблизительно 64 тысячи 800 женщин (в 2004 году). В "Демографическом  ежегоднике" все они учтены в  графе "до 19 лет". А ведь среди  них есть и те, кто забеременел  в 14-16 лет. Да и собранные данные касаются только тех, кто родил ребёнка. А  сколько было сделано абортов, точно  не знает никто. По данным той же статистики, в России ежегодно приблизительно около 200 тысяч несовершеннолетних женщин делают аборты. И с каждым годом число беременностей среди  несовершеннолетних девочек только растёт. Как общество должно относиться к данному явлению?

   Ответ на данный вопрос попытается дать эксперт  в студии – педагог, руководитель Центра помощи несовершеннолетним мамам "Голуба" Марианна Игоревна Вронская.

   Центр помощи несовершеннолетним мамам "Голуба", как рассказала М. Вронская, существует с 1994 года. А сама гостья лично работает с подростками с 1980 года. Главным  импульсом, чтобы заняться данной проблемой, для неё стало активное невнимание официальных властей как в  советское, так и в постсоветское  время к проблеме, от решения которой  зависит жизнеспособность страны, выживание  народа и государства. Как призналась М. Вронская, в какой-то момент она  просто больше не смогла спокойно видеть всё это.

   Слышит  ли сейчас власть голоса, обеспокоенные  данной проблемой? По словам эксперта, иногда слышит, и лишним тому доказательством  стало её приглашение в эфир "Радио  России", но иногда и закрывает  уши, причем очень старательно. Один тот факт, что в России в органах  исполнительной власти на всех уровнях  нет ни одного государственного служащего, ни одного чиновника, который бы лично  отвечал за решение данной проблемы или хотя бы отслеживал тенденции, говорит сам за себя. Слышат ли власти или не слышат? Да, там, убеждена Марианна Игоревна, просто слушать некому.

   Каково  её личное отношение к несовершеннолетним девушкам, оказавшимся в подобных интересных ситуациях? Как отметила М. Вронская, ей приходится думать о  каждой из таких девушек своё, ибо  все ситуации разные. Но жалости  она к ним не испытывает, все  они матери, и требования к ним  должны быть как к матерям.

   Центр "Голуба" по своему функциональному  предназначению является, по словам гостьи, своего рода службой помощи несовершеннолетним женщинам, то есть он работает не только с мамами, но и с проститутками, изнасилованными и другими категориями  молодых женщин. Тем не менее, по факту больше всего обращений  в Центр бывает от несовершеннолетних мам. В его истории самой младшей  из несовершеннолетних мам была 13-летняя девушка, которая рожала второго  ребёнка. Также был случай, когда  в Центр обратилась девушка в  возрасте 15 лет, у которой в биографии  был факт инцеста, то есть она сожительствовала с родным отцом с 5 лет. Вот такие  подобные ужасы пришлось работникам Центра лицезреть, заключила М. Вронская.

Информация о работе Социальная проблематика в эфире современной радиостанции