Социальная проблематика в эфире современной радиостанции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования выявить актуальность и востребованность программ с социальной тематикой.
Главная задача – выяснить, каким образом и как часто на современной радиостанции озвучивают социальные проблемы, их актуальность и значимость.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Глава Социальная проблематика на радио: жанровый и тематический репертуар
1.1 Социальная проблематика как содержательная категория…………….5
1.2 Роль и место радиовещания в решении социальных проблем
1.2.1 Становление и развитие социальных программ на радио……………8
1.2.2 Морально-этический аспект подачи социальной информации……...9
1.3 Социальные проблемы в радиоэфире: формы и широта освещения
1.3.1. Жанровый спектр воплощения социальной проблематики………..11
1.3.2. Социальная проблематика как опосредованный элемент радиопередачи……………………………………………………………………16
1.3.3. Социальная проблематика, современные подходы…………………17
2. Глава Социальная проблематика как активный элемент радиоэфира
2.1. Проблема патриотизма в радиоэфире
2.1.1. Актуальность проблемы патриотизма………………………………20
2.1.2. Тема патриотизма в эфире радио «Финам FM» ……………………21
2.2. Проблема детского алкоголизма в радиоэфире
2.2.1 Детский алкоголизм как угроза нации……………………………….24
2.2.2. Тема детского алкоголизма в эфире радио «Радио Свободы»….….26
2.3. Проблема абортов в радиоэфире
2.3.1. Аборты: за или против? ………………………………………...……28
2.3.2. Тема абортов в эфире «Радио России»………………………………29
Заключение…………………………………………………………………...32
Список использованной литературы……………………………………….33
Электронные источники………

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 94.58 Кб (Скачать файл)

   Министерство  образования и науки Российской Федерации

   Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

   «Челябинский  государственный университет»

   Факультет журналистики 
 
 
 
 
 
 

   Курсовая  работа

   Социальная  проблематика в эфире  современной радиостанции 
 
 
 
 

                  Выполнила: Л.В.Проcсова, группы ФЖ-301

                  Научный руководитель: ст.преподаватель,

                  С.А.Гладков 
                   
                   
                   

   Челябинск 2010

   Оглавление

    Введение…………………………………………………………………………...3

   1. Глава Социальная проблематика на радио: жанровый и тематический репертуар

   1.1 Социальная  проблематика как содержательная  категория…………….5

   1.2 Роль  и место радиовещания в решении социальных проблем

   1.2.1 Становление  и развитие социальных программ  на радио……………8

   1.2.2 Морально-этический  аспект подачи социальной информации……...9

   1.3 Социальные  проблемы в радиоэфире: формы  и широта освещения

   1.3.1. Жанровый спектр воплощения социальной проблематики………..11

   1.3.2. Социальная проблематика как опосредованный элемент радиопередачи……………………………………………………………………16

   1.3.3. Социальная проблематика, современные подходы…………………17

   2. Глава Социальная проблематика как активный элемент радиоэфира

   2.1. Проблема  патриотизма в радиоэфире

   2.1.1. Актуальность  проблемы патриотизма………………………………20

   2.1.2. Тема  патриотизма в эфире радио  «Финам FM» ……………………21

   2.2. Проблема  детского алкоголизма в радиоэфире

   2.2.1 Детский  алкоголизм как угроза нации……………………………….24

   2.2.2. Тема  детского алкоголизма в эфире радио «Радио Свободы»….….26

   2.3. Проблема  абортов в радиоэфире

   2.3.1. Аборты: за или против? ………………………………………...……28

   2.3.2. Тема  абортов в эфире «Радио России»………………………………29

   Заключение…………………………………………………………………...32

   Список  использованной литературы……………………………………….33

   Электронные источники……………………………………………………34

   Приложение №1……………………………………………………………..35

   Приложение  №2……………………………………………………………..48

   Приложение  №3……………………………………………………………..55 

   Введение

   На  сегодняшний день наибольшее количество радиостанций вещающих в популярном FM-диапазоне, являются коммерческими и имеют ярко выраженную развлекательную направленность. Большая эфирного времени отведена музыке, информация в основном представлена выпусками новостей и небольшими программами. Притом, что часто эти станции ориентированы на различные возрастные группы и музыкальные форматы, но подходы к подаче информации у всех схожи.

   Тем самым острые социальные проблемы не рассматриваются на радиостанциях  подобных форматов. Отказывая представителям неправительственных организаций  или самим журналистам в производстве программ на социальную тематику аргументируя это тем что данные темы не соответствуют формату станции, и это может привести к уменьшению аудитории.

   В то же время опыт ведущих FM-радиостанций в других странах доказывает, что освещение на радио социально-важных тем, не только не сузит аудиторию, но и в сочетании с хорошим новостным продуктом может расширить ее.

   Предмет исследования - специфика подачи и освещения социальной проблематики в радиоэфире.

   Цель нашего исследования выявить актуальность и востребованность программ с социальной тематикой.

   Главная задача – выяснить, каким образом и как часто на современной радиостанции озвучивают социальные проблемы, их актуальность и значимость.

   В исследовании мы используем методы: анализа, сравнения, обобщения, описания и наблюдения

   Материалом  исследования являются программы, подготовленные для радиостанций:  на радио «Время свободы» мы рассмотрим программу «Детский алкоголизм в России», «Финам FM» - программа «Мифы о России», «Радио России» - «Проблемы абортов».

   Практическая  значимость данного исследования заключается в том, что результаты исследования могут применяться в деятельности журналиста, а также помогут ориентироваться при подготовке материалов социальной направленности, объяснить их значимость и необходимость.

   Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, списка электронной литературы и трех приложений. Первая глава состоит из теоретической части и рассказывает о социальной проблематике в целом, ее жанровом и тематическом репертуаре. Вторая глава состоит из практической части, в которой на примерах радиостанций мы рассмотрим и проанализируем программы социальной направленности.

 

   

   Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА НА РАДИО: ЖАНРОВЫЙ И ТЕМАТИЧЕСКИЙ 

   
    1. Социальная  проблематика как  содержательная категория

   В российской социологической науке понятие «социальная проблема» превратилось в некоторое клише, часто встречающееся в названиях и тексте статей, монографий и сборников («социальные проблемы образования», «социальные проблемы межнациональных отношений» и т.д.) Если данный термин все же используется достаточно строго, социальные проблемы понимаются главным образом в традиционном ключе – как условия, идущие вразрез с потребностями социальной системы, то есть препятствующие функционированию социальных институтов. Часть российских обществоведов использует понятие социальной проблемы как объективно возникающего социального противоречия между сущим и должным [Минина В.Н. 1998:74]. Использование традиционного подхода к социальным проблемам не позволяет получить ответ на вопрос, почему одни ситуации наделяются в обществе статусом серьезных социальных проблем, то есть находятся в центре внимания политиков, журналистов, экспертов, социальных работников, социологов и т.д. и вызывают высокий уровень общественного беспокойства, а другие, не менее опасные и угрожающие, не проблематизируются.

   Одной из наиболее плодотворных идей, выдвинутых в рамках конструкционистского подхода, является идея конкуренции между  социальными проблемами С.Хилгартнера  и Ч.Боска. Социальные проблемы конкурируют  между собой за то, чтобы попасть  в публичную повестку дня. Эта  конкуренция вызвана ограниченностью  таких ресурсов, как пропускная способность  средств массовой коммуникации, внимание и время политиков, а также  внимание общественности. Повестка дня, устанавливаемая, в частности, политиками и средствами массовой коммуникации и неизбежно является ограниченной.

   Например: проблема распространения ВИЧ не обладает сенсационным, драматичным, зрелищным и событийным характером. Соответствующие информационные поводы возникают редко, в основном это пресс-конференции, международные симпозиумы по данной проблеме, определенные даты, такие, как 1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом. Вследствие этого, ситуация с ВИЧ/СПИДом редко освещается, средствами массовой коммуникации, иными словами, данная проблема обычно проигрывает конкуренцию другим социальным проблемам, более драматичным и более событийным. Таким образом, происходит следующее. Несмотря на стремительный рост заболеваемости ВИЧ, средства массовой коммуникации в силу ряда причин фундаментального характера (используемые критерии новостей и пр.) не уделяют этой ситуации значительного внимания. Население, представление которого о ситуации с ВИЧ-инфекцией формируется главным образом средствами массовой коммуникации, не осознает ее серьезность. Следствием этого является отсутствие мобилизованности членов общества на принятие профилактических мер и, в конечном счете, сохранение предпосылок для дальнейшего распространения заболевания [http://mediart.ru]

   Так же  в российском обществе остро  стоит вопрос патриотизма, из-за недостаточной  информированности, ситуация в российской армии драматизируется. Сообщения о побегах военнослужащих из воинских частей, часть которых совершается с оружием в руках и часто сопровождается убийствами и самоубийствами,  резко снижают желание идти и служить родине.

   Проблема  смертности в результате ДТП затерялась среди других проблем. ДТП происходят каждый день, таким образом, эта ситуация не соответствует критериям новостей, которые используются журналистами.

   Зато  митинги проходящие на улицах города относят больше к политическим средствам  борьбы, но если мыслить несколько  глубже, выходит, что тоже, социальное неустройство толкает людей на улицу  идти и протестовать за повышение  заработной платы или улучшение  жилищных условий.

   Таким образом, социальная проблематика как  содержательная категория вмещает  в свое понятие довольно обширный смысл. Так как деятельность СМИ должна укреплять общество, семью, а значит, и государственный строй, поддерживать принятую в обществе систему ценностей и уровень культуры, а также воспитывать личность, так и социальная проблематика включает в себя: обсуждение путей решения общих проблем и противодействие деструктивным, опасным для общества тенденциям.  
 

 

   

    1. Роль  и место радиовещания в решении социальных проблем.
 
   
      1. Становление и развитие социальных программ на радио

     Отечественное радиовещание имеет  богатую и сложную историю.  Становление социальной тематики началось почти сразу с развитием радио. Достаточно вспомнить знаменитые радиомитинги 30-х годов, которые зачастую начинались с постановки предварительного обсуждения проблем в печати; газеты же освещали ход радиомитингов, комментировали, подводили итоги. В 90-е годы печать, телевидение и радио, находящиеся под контролем государства или определенной финансовой группы, стараются воздействовать на общественное мнение в ситуациях политически и социально экстремальных, например, в период подготовки к выборам.

   Известны  примеры, когда радио было единственным реально доступным СМИ и служило  своего рода социальным и психологическим  связующим звеном общества. В качестве положительных примеров можно привести попытки создания общих программ стран СНГ (радио «Маяк»), крупных  регионов, подчас раздираемых жестокими  внутренними противоречиями (например, общеэкологические радиопрограммы Северного Кавказа) [Шерель 2002:33].

   Первой  программой с социальной тематикой  можно считать программу советского периода «Время, события, люди», но она являлась больше пропагандистской и имела много постановочных программ. Широкое распространение программы данного характера получили лишь в 90ые годы. В 1989г. На смену программе «Время, события, люди», вышла «Радиостанция "Союз"» - программа о жизни регионов, о сложных и наболевших вопросах экономики, культуры, истории, обычаях народов и народностей страны. Интерес у слушателей вызывала рубрика «Дискуссионный клуб», внесшая в вещание элементы острой полемики, открытой дискуссии, в ходе которой ученые-обществоведы высказывали суждения о злободневных проблемах регионов, о практике утверждения социальной справедливости и совершенствовании правовых отношений.

   Для родителей, и для семейного прослушивания  шли передачи «Взрослым о детях», «В кругу семьи» и «Радиостудия-73» - в последней на звонки и письма родителей отвечали журналисты, психологи, врачи, педагоги, писатели. Там обсуждались проблемы воспитания, поведения, дружбы, одиночества детей, а также вопросы детской преступности.

   После того, как в 1991г. было разрешено частное, некоммерческое радиовещание в Москве и С-Петербурге, и областных центрах страны начинается новый период. «Свободное радио для свободных людей» - девиз радиостанции «Эхо Москвы». С первого выхода в эфир здесь не существовало запретных или невыгодных тем – самые острые, включая болезненные и трагичные, поднимались вопросы социальной тематики (жизни общества). В свою очередь в 1997г. «Радио 7» организовало еженедельную двухчасовую программу «Давайте это обсудим» с Владимиром Познером, посвященную актуальным проблемам.

Информация о работе Социальная проблематика в эфире современной радиостанции