Словарная работа на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 21:02, контрольная работа

Краткое описание

Кому из учителей не известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее его устная и письменная речь.
Однако словарной работе в школе уделяют и доныне мало внимания, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.

Вложенные файлы: 1 файл

Словарная работа на уроках русского языка.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

 

Проверив по словарю все ответы (лучше читать их сверху вниз), учащийся выбирает правильный, в данном случае ответ под цифрой 3: нужно писать батон, газета, горох.

 

Слова

Ответы

1

2

3

4

ко…ектив

л

лл

л

лл

а…ея

лл

л

л

лл

ко…идор

рр

р

рр

р


 

 

Проверив по словарю написание данных слов, учащиеся выбирают ответ под цифрой 4: надо  писать  коллектив,  аллея,  коридор.

 

Группировка и запись слов по орфографическим признакам. . Этот прием состоит в том, что учащиеся записывают диктуемые или приведенные на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов. Так, учитель дает слова с непроверяемыми безударными гласными (планета, диван, газета, гигант, телега, пещера, комар, сирень, тетрадь, лимон, победа, канава,) и предлагает записать их столбиками в один столбик по алфавиту слова с безударной гласной а, в другой — с безударной гласной о и т. д. В соответствии  с  этим  учащиеся  записывают:

 

а   е   и   о

канава   металл   диван   комар

газета   теперь   лимон   

салют   тетрадь  сирень   победа

 

Подбор однокоренных слов — других частей речи. При изучении (и повторении) частей речи полезно предложить учащимся задания на образование одних частей речи от других. Эту работу можно подчинить и обучению непроверяемым написаниям.

Чтобы закрепить написание удвоенных согласных, например, в словах металл, суббота, группа, предлагаею записать эти слова под диктовку, подобрав к ним родственные слова — другие части речи. Учащиеся записывают: металл — металлический, группа — групповой, группировать; суббота — субботний и т. д.

 

Сопоставление и запись слов с «противоположными» орфограммами.

Здесь имеются в виду слова типа территория – коридор (рр-р) и т.п. Предлагается написать на уроке две-три таких пары (под диктовку или с доски, сгруппировав их по наличию двух или одной согласных. Учащиеся записывают, например:

 

рр   р   сс   с

перрон  коридор  касса   трос

терраса  директор  масса   матрос

территория  капрон  шоссе   термосJ

 

Подбор и запись синонимов и антонимов. Одним из эффективных приемов словарно-орфографической работы  является  подбор  учащимися  слов, близких или противоположных по значению. Особенно большие возможности для такой работы имеются при изучении частей  речи .

Среди подбираемых и записываемых учащимися синонимов и антонимов, как правило, встречается немало слов с непроверяемыми орфограммами.

Например, учащимся предлагается домашняя работа на подбор и запись синонимов к существительным метель, граница. Отечество. Учащиеся подбирают синонимы и подчеркивают в них непроверяемые гласные:

метель     — вьюга, буря, метелица, пурга;

граница   — рубеж, межа, край, предел;

Отечество — Родина, Отчизна.

Предлагаются аналогичного типа задания и на подбор антонимов.

Например, при изучении глагола учащиеся по заданию учителя подбирают и записывают: работать – отдыхать, праздновать; мешать – помогать, пособлять.

 

Составление предложений с данными словами. Этот вид работы практикуется в начальной школе достаточно широко. Он способствует закреплению навыков    правописания, обогащению словаря учащихся и усвоению синтаксического строя речи. Полезен этот вид работы и для закрепления непроверяемых написаний. Например, -учащимся предлагается составить предложения   со   словами: класс,   лагерь, матрос, режим. Учащиеся составляют и записывают предложения::

Мой брат служит матросом на подводной лодке.

В нашем летнем лагере  был  строгий режим.

 

Сочинение по опорным словам. Близко к предыдущему виду работы стоит    сочинение по опорным словам. Оно также может быть использовано в работе над     словами с непроверяемыми написаниями.

 

Дописывание орфографических таблиц. Для закрепления непроверяемых написаний может быть использован прием дописывания таблиц. Например, учащимся,  начиная со, П класса, можно предложить, пользуясь орфографическим словарем, дописать таблицу.

в

о

а

а—а

о

о—о

абзац

карандаш

соломе

огород




 

 

 

 

 

 

 

Подбор и запись слов с иноязычными элементами. Познакомив учащихся с некоторыми иноязычными элементами слов,  можно предложить задание на подбор и запись других слов с этими элементами. Например, после соответствующей беседы и разбора примеров предложить детям подобрать и записать слова с элементами авто-колл-, грамм-. Учащиеся записывают:   автодорога   коллектив   грамматика

автомобиль   коллекция   килограмм

автостанция         редколлегия         орфограмма

 

 

Замена описательных оборотов словами синонимами.. При использовании этого приема учитель предлагает вместо описательного оборота подобрать соответствующее ему по значению слово с непроверяемой гласной или удвоенной согласной. Примерный перечень таких слов сначала может быть да на доске (вразбивку). Например, учащимся предлагается  заменить отдельными словам описательные обороты (собрание засушенных

 растений).

 

Описательные обороты

Слова

Ящичек для ручек, карандашей.

Гербарий.

Коллективная    поездка, посещение чего-нибудь.

Библиотека.

Собрание    однородных предметов.

Пенал.

Собрание    засушенных  растений.

Коллекция.

Помещение, где хранятся и выдаются книги для чтения.

Экскурсия.


 

Дети выбирают из правого столбика соответствующие слова и записывают их рядом с описательными оборотами: собрание засушенных растений — гербарий, коллективная поездка, посещение чего-нибудь — экскурсия и т. д. Г"

 

Письменный пересказ текста с использованием данных слов. Этот прием состоит в том, что учащиеся кратко в письменном виде передают содержание какого-нибудь текста, используя при этом записанные на доске слова с непроверяемыми безударными гласными и удвоенными согласными. Например, можно предложить учащимся кратко письменно передать описание жизни Ваньки Жукова у сапожника Аляхина, употребив слова: деревенский, сапожник, Москва, здесь, очень, работа, жестоко, никто, Константин Макарыч, адрес. Приведем пример такого пересказа. Деревенского мальчика Ваньку Жукова отвезли в Москву и отдали в ученики к сапожнику. Жилось ему здесь очень трудно. Ванъка сапожному делу не учился, а выполнял разную тяжёлую работу. Хозяева относились к нему ,     жестоко, часто били. Об этом он написал своему дедушке Константину Макарычу. Но никто ему не   поможет. И письмо Ваньки не дойдёт. Ведь он даже не знал адреса дедушки.

 

Опыт показывает, что планомерное применение названных приемов дает возможность повысить эффективность обучения непроверяемым написаниям на 35 – 40% по сравнению с обучением таким написанием с помощью традиционных приемов. При использовании описанных выше приемов учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других.

 

 

Работа в группах. 1 группа.

Выборочный диктант. Прослушав отрывки из произведения А. Толстого «Детство Никиты». Нужно записать в один столбик слова из данного отрывка с проверяемой безударной гласной, а другой с непроверяемой безударной гласной.

 

2 группа

Сочинение по опорным словам.

Сочинение на тему: «На перроне» с использованием слов: багаж, вагон, вокзал, пассажир, перрон, сигнал».

 

3 группа

Письменный пересказ текста с использованием слов. Письменно передать текст описанная жизнь Ваньки Жукова у сапожника Аляхина, употребив слова: деревенский, сапожник, Москва, здесь, очень, работа, никто, Константин Макарыч, адрес.


Информация о работе Словарная работа на уроках русского языка