СМИ и общественная экокультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 10:44, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение возможностей СМИ, как инструмента формирования общественной экокультуры.
Задачи:
-раскрытие представления о современных средствах массовой ин-формации;
- определение специфики использования СМИ в формировании об-щественной экокультуры;
- приемы работы со СМИ;
- формирование системы экологического воспитания, образования, просвещения при активном участии СМИ в обществе;
- проведение анализа эффективности использования СМИ на приме-ре формирования экологического воспитания, образования, просвещения в Оренбургской области.

Содержание

Введение 2
I. Представление о современных средствах массовой информации 4
1.1 Виды средств массовой информации (СМИ) 4
1.2 Функции СМИ 14
1.3 Методы влияния на человеческое сознание 17
II. Роль СМИ в формировании общественной экокультуры 27
2.1 Определение специфики использования СМИ в PR 27
2.2 Приемы работы со СМИ 30
2.3 Придание информации характера новости 34
2.4 Основные принципы отношений со СМИ 36
2.5 Способы управления СМИ 37
2.6 СМИ и развитие экологического образования в обществе 38
III. Эффективность использования СМИ на примере экологиче-ского воспитания, образования, просвещения в Оренбургской области 41
IV. Заключение 50
Список использованной литературы 51

Вложенные файлы: 1 файл

сми.doc

— 414.50 Кб (Скачать файл)

В 1990-е годы на уровне Правительства РФ экологическое  образование получило поддержку, выразившуюся следующими постановлениями: «О мерах по улучшению экологического образования населения» (от 03.11.94г №1208) и «Об утверждении положения о Межведомственной комиссии по экологическому образованию населения и персонального состава» (от 26.01.95г №91), что существенно усилило развитие экологического образования в стране.

К концу 2002г. стала очевидной необходимость довести до конца начатую в середине 1990-х годов работу по созданию системы всеобщего непрерывного экологического образования в Российской Федерации.

На третьем Всероссийском  съезде по охране природы, прошедшем 18-21 ноября 2003г в г.Москве, рассматривая перспективы дальнейшего развития экологического образования и просвещения населения России, отмечено, что необходимо решить следующие первоочередные задачи: совершенствовать нормативно-правовую базу, создавать эффективные механизмы управления системой, развивать научно-методическую и материально-техническую базы, улучшать информационное обеспечение, решить проблемы финансирования. Одновременно необходимо осуществить модернизацию экологического образования, ориентируя его на реализацию идей устойчивого развития.

В соответствии с решениями  Саммита в Йоханнесбурге (2002г), Конференции  министерств по окружающей среде  Европы (Киев 2003г) и итоговыми документами Третьего Всероссийского съезда по охране природы требуется разработка Стратегии в области экологического образования и просвещения для устойчивого развития в существующие образовательные системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  III. эффективность использования СМИ на примере экологического воспитания, образования, просвещения в Оренбургской области.

 

Основным способом формирования нового мышления и образа жизни является непрерывное экологическое образование, воспитание и просвещение. Причем этот процесс должен охватывать каждого человека в отдельности и общество в целом. Только при этом условии может быть достигнута конечная цель, а именно: сформирована экологическая культура личности и общества.

В Оренбургской области  работу по развитию системы экологического образования и просвещения взяли на себя природоохранные органы и органы исполнительной власти региона, задача которых состоит в объединении и координации деятельности других структур исполнительной власти, общественных организаций, учреждений образования и культуры, средств массовой информации.

Этому свидетельство - правовые, организационные, научно-методические основы развития экологического образования, просвещения и воспитания в Оренбургской области.

В Уставе (основной закон) Оренбургской области, принятом Законодательным Собранием 25.10.2000г, ст.104, определена  государственная поддержка развития систем охраны природы, здравоохранения, медицинского и экологического просвещения на территории Оренбургской области.

Начиная с 1996 года вопросы  развития системы всеобщего, комплексного, непрерывного, экологического воспитания и образования в Оренбуржье  постоянно находятся во внимании и реализации следующих программ и законов:

- Федеральная целевая  программа «Оздоровление экологической  обстановки и населения Оренбургской области в 1996-2000гг», (Постановление Правительства РФ от 08.06.1996г);

- «О программе оздоровление  экологической обстановки Оренбургской области в 2001-2002 годах», (Постановление администрации Оренбургской области № 96-п от 26.05.2001г);

- «О региональном плане  действий по охране окружающей  среды Оренбургской области на 2003-2005 годы», (Постановление администрации Оренбургской области № 94-п от 18.06.2002г);

-Областная целевая  программа «Оздоровление экологической  обстановки Оренбургской области в 2003-2005гг»;

-Закон Оренбургской  области от 1 сентября 2005 г. N 2526/466-III-ОЗ "Об областной программе "Оздоровление  экологической обстановки Оренбургской  области в 2005 - 2010 годах" (принят  Законодательным Собранием Оренбургской области 17 августа 2005 г.);

- Закон Оренбургской  области от 29 августа 2005 г. N 2531/452-III-ОЗ "Об охране окружающей среды" (принят Законодательным Собранием  Оренбургской области 17 августа 2005 г.) (с изм. и доп. от 2 марта 2006 г.)

 

Правовая и законодательная база находится под пристальным вниманием региональных средств массовой информации.

Последовательное совершенствование  экологического воспитания и образования  молодежи в период с 1992-2002 гг. сочеталось с широким экологическим просвещением населения, которое осуществляли СМИ, учреждения культуры библиотеки, особо охраняемые природные территории, общественные экологические организации.

В Оренбургской области пропагандой знаний в  области охраны окружающей среды и рационального природопользования, как следствие формированием экологической культуры, занимаются практически все СМИ.

На территории Оренбуржья издаются 178 газет, 21 журнал, один альманах, четыре бюллетеня, один вестник, работают журналисты в 5 информационных агентствах, выходят в свет 81 радиопрограмма и 58 телепрограмм.  В Оренбургских СМИ работают более 3 тысяч журналистов.

(Медиа-карта - список наиболее влиятельных СМИ прилагается – Приложение 1).

Формирование  экологически грамотной личности –  процесс сложный и многогранный. Из СМИ узнаем о  развитии системы непрерывного экологического образования в Оренбургской области, где  принимают участие: Областной краеведческий музей, музей истории Оренбурга; Областной центр детского и юношеского творчества, Дворец творчества детей и молодежи, Дворец юных техников «Прогресс» ОГУ, «Центр эстетического воспитания детей и молодежи»; Дворец культуры и спорта «Газовик», ДК «Молодежный» и 8 домов культуры. Особое место в распространении экологических знаний среди населения занимают библиотеки и библиотечные системы области. Библиотечные системы (включают 995 библиотек)  в том числе - Областная научная универсальная библиотека им.Н.К.Крупской, Центральная библиотека им. Некрасова, Центральная юношеская библиотека. Работа во многих случаях строится в соответствии  целевыми комплексными программами: «Экология и я» - Ташлинская ЦРБ; «Природоохранительное просвещение в библиотеках Сакмарского р-на 2000-2003г»- Сакмарская ЦБС; «Экология.Книга.Читатель» - Александровская ЦБС;«Сбережем природу–сохраним жизнь»-Орская ЦБС и др.

В конце 1990-х годов  предмет "Экология" был исключен из федерального компонента базисного учебного плана средней школы и это привело к спаду в развитии экологического образования не только в общеобразовательных учреждениях, но и на других ступенях системы экологического образования. Произошло сокращение учебных заведений, в которых изучается экология.

Как показал анализ, особая роль в экологическом образовании  и просвещении стала принадлежать учреждениям дополнительного образования и средствам массовой информации. Они обладают гибкой системой и быстро реагируют на изменения индивидуальных и образовательных потребностей.

Средства массовой информации освещают и деятельность учреждений, которые наиболее активно занимаются формированием экологической культуры. В Оренбургской области  учреждением дополнительного образования учащихся, координирующим центром организационно-методической, образовательной, воспитательной и информационной работы сети учреждений дополнительного образования эколого-биологической направленности является Областной детский эколого-биологический центр (ОДЭБЦ) Это 6 станций юных натуралистов (в г. Бугуруслане, Кувандыке, Гае, Орске, Новотроицке и Сорочинске), 2 экологических центра (в г. Бузулуке - эколого-натуралистический центр и городской детско-юношеский эколого-биологический центр г.Оренбурга), а также многопрофильные УДОД области, работающие по данному профилю. Эколого-биологической и натуралистической работой в области охвачено свыше 25 тыс. детей

В области организована работа 1638 творческих объединений (ТО) данного профиля. 48,5 % ТО общего числа организованы на базе общеобразовательных школ, школ-интернатов, дошкольных образовательных учреждений, домовых клубов.

Наблюдается тенденция  увеличения УДОД, где обучающиеся  могут получить заочное или очно-заочное образование эколого-биологического профиля. Так, сеть очно-заочных школ в последние годы расширяется: с 1995 г.- первая областная ОЗШ в г.Оренбурге при ОДЭБЦ, в 1999 г. открыты ОЗШ при СЮН г.Бугуруслана и городском Оренбургском эколого-биологическом центре г. Оренбурга, с 2000г. – при СЮН г Кувандыка и Гая, с 2001г. – в Домбаровском районе. Планируется открытие ОЗШ в г. Соль-Илецк и Новоорском  районе. Таким образом, в настоящее время в области действует 6 ОЗШ (16 отделений).

Освещаются СМИ деятельность УДОД в становлении и воспитании личности ребенка, привлечения внимания учащихся к изучению природы родного края и сохранения его богатств,  проводятся областные массовые мероприятия. Так, по сравнению с 1999г, количество массовых мероприятий в 2000г. увеличилось на 8,7%, в 2001 г. – на 12 %, а 2002 г. – на 5 %. Одна из форм деятельности УДОД экологического профиля – организация отдыха и досуга детей. Наибольшую популярность получили экологические экспедиции и профильные лагеря.

К инновационным направлениям в организации и проведении областных мероприятий можно отнести появление новых конкурсов, ориентированных на практическую природоохранную деятельность, формирующих и развивающих экологическую культуру школьников («За чистоту родного края», «Экособкоры сообщают», «Живая газета»).

СМИ, пропагандируя образовательную деятельность УДОД эколого-биологического профиля, способствуют допрофессиональной подготовке учащихся. Это различные виды деятельности в ТО с ориентацией на сельскохозяйственные и медицинские специалисти, работа в учебно-производственных бригадах, в лесхозах и на пасеках. В области организована работа свыше тысячи учебно-опытных участков (в 96,5 % школ), 583 учебно-производственных бригад, 54 школьных лесничеств.

Важнейшую роль в подготовке высококвалифицированных специалистов в сфере охраны окружающей среды и природопользования играют вузы. В области подготовку специалистов природоохранного направления осуществляют 5 вузов:

  • ГОУ «Оренбургский государственный университет»;
  • ГОУ «Оренбургский государственный педагогический университет»;
  • ГОУ «Оренбургский государственный аграрный университет»;
  • Оренбургская государственная медицинская академия;  
  • Филиал Российского государственного университета нефти и газа им.Губкина.

Кроме общих дисциплин экологического профиля: «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», «Безопасность жизнедеятельности» и т.д. на кафедрах ведутся спецкурсы, отражающие экологические проблемы в различных отраслях знаний: «Биоэкология», Ботаника и зоология».

 

Важна роль СМИ  в освещении хода подготовки и  проведения экологических акций, мероприятий, конкурсов. Особо пропагандируется значимая Общероссийская акция - Дни защиты от экологической опасности, которая проводится регулярно с 15 апреля по 05 июня, начиная с 1994 года XX столетия.

Инициаторами этой акции выступили Международный фонд социально - экологической помощи, Федерация независимых профсоюзов России, Всероссийская ассоциация профсоюзных объединений регионов с неблагополучной экологической обстановкой, Союз "Чернобыль" России, Всероссийское общество охраны природы, Минприроды России, Минздравмедпром России, Госсанэпиднадзор России, Росгидромет, Рослесхоз, Роскомвод, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральный экологический фонд России, Фонд социального страхования РФ, редакции газет "Труд", "Рабочая трибуна", "Зеленый мир", Российское агентство социально-экономической информации (РАСИ), ряд других общественных организаций, министерств и ведомств, средств массовой информации.

Проведение  Дней защиты поддержано специальным распоряжением Правительства Российской Федерации, а также заявлением Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по экологической безопасности.

Основная  цель Дней защиты - привлечь внимание общественных, государственных и других организаций к последствиям экологических нарушений, бедствий и катастроф и их влиянию на здоровье населения, вовлечь их в борьбу с экологической опасностью, за защиту конституционных экологических прав человека.

В Оренбургской области  эта акция была поддержана федеральными и областными органами исполнительной власти, учреждениями, предприятиями, организациями, учебными образовательными учреждениями, общественностью, СМИ и проводится регулярно под девизом «Экология. Безопасность. Жизнь».

Широко освещаются средствами массовой информации, работающими на территории Оренбургской области, организация, подготовка и проведение в рамках Дней защиты основные массовые мероприятия, которые посвящены:

  • Международному Дню воды – 22 марта;
  • Международному Дню прилета птиц – 1 апреля;
  • Международному Дню здоровья –7 апреля;
  • Официальному торжественному началу Дней защиты от  экологической опасности –15 апреля;
  • Дню экологических знаний – 15 апреля;
  • Международному Маршу парков – 18-22 апреля;
  • Дню Земли –22 апреля;
  • Дню памяти жертв радиационных аварий и катастроф –26 апреля
  • Зеленым субботникам – конец апреля – начало мая;
  • Международному Дню защиты детей - 1 июня;
  • Всемирному Дню  охраны окружающей среды –5 июня.

Информация о работе СМИ и общественная экокультура