СМИ Германии: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 04:07, реферат

Краткое описание

Какой свободой пользуются СМИ в Германии, каковы их финансовая и правовая базы, с какими проблемами им приходится сталкиваться? Что представляет собой этот важный сектор германской экономики, насчитывающий почти полмиллиона работников и имеющий годовой оборот в 70 млрд. марок? В данной работе затронуты проблемы не только печатных, но и электронных СМИ Германии. Так же рассмотрены и вопросы профессиональной подготовки журналистских кадров в Германии, что также представляет немалый интерес.

Вложенные файлы: 1 файл

СМИ Германи - копия.docx

— 51.35 Кб (Скачать файл)

В некоторых  регионах Германии сформировались и  другие сильные газетно-издательские группы, например «Вестдойче альгемайне цайтунг» в Эссене (вторая по мощи издательская группа, специализирующаяся на ежедневных газетах и имеющая на этом рынке  долю в 6 процентов), «Зюддойче цайтунг» в Мюнхене, а также «Штутгарте цайтунг», «Кёльнер штадт-анцайгер»  и «Франкфурте альгемайне». Однако их влияние на рынке ежедневной прессы не сравнимо с влиянием издательства «Аксель Шпрингер-ферлаг». К 2000 году на долю пяти крупнейших издательств, выпускающих ежедневные газеты, приходилось  около 42 процента совокупного тиража всей германской ежедневной прессы.

В сфере развлекательной  прессы также имел место процесс  концентрации, в ходе которого 4 издательства или соответственно издательские группы взяли под свой контроль две трети  всего тиража этого вида изданий. Это – «Аксель Шпрингер-ферлаг», «Генрих Бауэр-ферлаг», «Бурда-ферлаг»  и «Грунер + Яр».

«Бертельсман» – концерн мирового значения. Концерн  «Бертельсман» вырос из небольшого книжного издательства и стал самым  крупным по обороту европейским  концерном в области СМИ.В 1997/98 году его оборот достиг 23 миллиарда  марок, почти 70 процентов оборота  приходится на другие страны. Сюда же следует  добавить долю с оборота (2,76 миллиарда  марок) европейской телерадиокомпании CLT/Ufa (самой крупной в Европе по обороту), контролируемой им совместно  с «Компани люксембуржуаз де теледиффюзион» и издательством «Вестдойче альгемайне цайтунг». Благодаря большим инвестициям  на американском рынке СМИ, «Бертельсман»  является сегодня крупнейшим издателем  англоязычной литературы, совладельцем различных клубов любителей книги, типографий, а через «Бертельсман мьюзик групп», из которой, в частности, выросла солидная фирма звукозаписи  РСА, действует и на музыкальном  рынке. Коммерческая реализация творческих идей схожа здесь с промышленным производством. Финансовую базу для  экспансии концерн создал за счет создания клубов любителей книги  и музыки, насчитывающих миллионы членов в разных странах. Именно за счёт этого он смог также действовать  на рынке газет и журналов (через  дочернюю фирму «Грунер + Яр»), участвовать  в издательском и типографском деле, в производстве бумаги, в деятельности музыкальных издательств, кино-, радио- и телекомпаний.Благодаря главной  доле в берлинском издательстве научно-технической  литературы «Шпрингер» (не путать с  издательством «Аксель Шпрингер-ферлаг»  в Гамбурге), «Бертельсман» увеличил и без того широкую палитру  предлагаемых им научных и специализированных журналов почти на 500 наименований. «Бертельсман» занимается также E-Commerce, является совладельцем Amencan On-line/AOL Europe, имеет 50 процентов доли в американской интернетовской системе книготорговли barnesandnoble-com. Аналогичными видами деятельности занимается его дочернее предприятие Books On-line/BOL.

 

Глава II. Электронные СМИ Германии

 

Иностранцев в Германии поражает обилие различных  радиопрограмм. Одни лишь публично-правовые телерадиокомпании транслируют  свыше 50 программ, которые, правда, принимаются  не на всей территории Федеративной Республики. Такое многообразие – следствие федеративного устройства Германии и того, что вопросы организации радио- и телевещания входят в компетенцию федеральных земель.

 

2.1  Публично-правовое радио- и телевещание

В Германии существует 10 публично-правовых телерадиокомпаний. Семь из них созданы на базе земельных  законов о радио- и телевещании, а три – на основе государственных  договоров между землями. Государственные  договоры заключены между Нижней Саксонией, Шлезвиг-Гольштейном, Гамбургом  и Мекленбургом-Передней Померанией (относительно телерадиокомпании «Норддойчер  рундфунк»); между Рейнланд-Пфальцем и Баден-Вюртембергом (относительно «Зюдвеструндфунк»); между Саксонией, Саксонией-Ангальт и Тюрингией (относительно «Миттельдойчер рундфунк»).

Еще в процессе объединения, 23 сентября 1990 года было решено, что к31 декабря 1991 года радио и  телевидение бывшей ГДР прекратят  трансляцию своих передач.31 августа 1991 года все федеральные земли  подписали «Государственный договор  о радио- и телевещании в объединенной Германии», в котором были оговорены  и условия первичного финансирования земельных радио- и телекомпаний на территории бывшей ГДР. Еще до этого  АРД и ЦДФ переняли часть восточногерманских ретрансляционных станций, остальные  находятся в распоряжении новых  земельных радио- и телекомпаний.

«Немецкая волна». Для выполнения задач, связанных  с представлением публицистических интересов Федеративной Республики как единого целого в 1960 году была создана радиостанция «Немецкая  волна» со штаб-квартирой в Кёльне. В данном случае центральная власть оказывает более заметное влияние  на организацию работы и программную  политику станции. Из 11 членов Совета по радио- и телевещанию, существующего  на «Немецкой волне», два избираются Бундестагом, два – Бундесратом, четверо назначаются федеральным  правительством. Радио- и телевизионные  службы «Немецкой волны» насчитывают 1 600 штатных сотрудников. Примерно 400 редакторов, работающих на иностранных  языках, – выходцы из 70 стран.

«Немецкая волна» финансируется федеральным правительством. В 1998 году «Немецкой волне», транслирующей  на коротких волнах радиопрограммы на немецком и 34 иностранных языках, из федерального бюджета были выделены около 600 миллионов марок. Содержание программ обусловлено самим предназначением  «Немецкой волны», пытающейся компенсировать полное отсутствие свободы печати или ее частичный дефицит (в силу цензуры) в тех странах, где людям закрыт доступ к объективным и никем не контролируемым источникам информации.

У радио- и  телекомпаний, чье существование  было обусловлено расколом Германии после окончания Второй мировой  войны, в результате объединения  Германии, возникли определенные проблемы. В западном секторе это были «Дойчландфунк» и, основанная в первые послевоенные годы РИАС (в американской части  Берлина), в восточном – «Дойчландзендер». Было принято решение объединить «Дойчландфунк», редакцию культуры «Дочландзендер» и РИАС и поручить им трансляцию двух радиопрограмм (в которых будет отсутствовать реклама, и которые будут финансироваться только за счет сборов за пользование радиоприемниками) на всю Германию, с упором на информацию и культуру. В июне 1993 году АРД и ЦДФ создали совместную радиостанцию для двух общенациональных радиопрограмм, которая стала называться «Дойчландрадио». Телевидение РИАС перешло к «Немецкой волне».

С 1 мая 1992 года «Немецкая волна» располагает спутниковой  информационной телевизионной службой, которая круглосуточно транслирует  на весь мир передачи на немецком и  английском языках, а также - с ограничениями  по времени и регионам - на испанском  языке. Во многих странах мира национальные радио- и телекомпании перенимают программы  «Немецкой волны» для ретрансляции.

В 1965 году АРД, ЦДФ и Федеративная Республика Германия основали компанию «Транс Тель гезельшафт фюр дойче фернзетранскриптьон». Цель – на льготных условиях предлагать материалы германских телекомпаний зарубежным телестанциям. Финансирование компании осуществляется из федерального бюджета. В 1997 году «Транс Тель» подготовил для клиентов за рубежом, преимущественно  в странах третьего мира и в  государствах Центральной и Восточной  Европы, около 24 тысяч копий германских телевизионных материалов, во многом адаптированных к структуре программ перенимающей телекомпании и к привычкам  иностранных телезрителей. С 1 января 1999 года «Немецкая волна» взяла на себя выполнение задач «Транс Тель», сохранив при этом пользующееся международным авторитетом название фирмы.

АРД – Первая программа телевидения Германии. В своё время для того, чтобы  отстаивать свои интересы, ввести систему  внутреннего распределения финансовых средств, транслировать совместную телепрограмму, закупать художественные фильмы и сериалы сразу для  всех телекомпаний, земельные радио- и теле-станции, объединились в Рабочее сообщество публично-правовых радио- и телекомпаний Федеративной Республики Германия (АРД). Позже к ним присоединились «Дойчландрадио» и «Немецкая волна». Составление совместной телепрограммы АРД – Первой программы немецкого телевидения, координирует Программная конференция.

Согласно  твердой схеме каждая земельная  радио- и телекомпания поставляет свои материалы для совместной программы  в рамках АРД. Сюда же следует отнести  и совместно подготовленные материалы, например, централизованно закупленные  художественные фильмы, сериалы, материалы, полученные в рамках международного обмена телепрограммами, а также  передачи, подготовленные одной телерадиокомпанией по поручению всех остальных. Важнейшими из них являются информационные передачи «Тагесшау» («Новости дня») и «Тагестемен» («Темы дня»), которые готовятся  в редакции «Норддойчер рундфунк» в Гамбурге.

В последнее  время эфирное время телеканала АРД было расширено. Трансляция, как  и у частных телеканалов, ведется  теперь круглые сутки. Между 17.30 и 20.00 телерадиокомпании, входящие в АРД, транслируют региональные программы, в которые вмонтирована и реклама  продолжительностью 20 минут. В вечерних передачах после 20.00 и по воскресеньям рекламы нет. Общая структура вещания АРД выглядит таким образом: около 40 процентов эфирного времени отведено информационным, около 60 процентов – игровым, спортивным, музыкальным и развлекательным передачам.

ЦДФ – крупнейшая немецкая телекомпания. Еще в 50-е  годы возник замысел создать телеканал, альтернативный АРД, который подвергался  критике за «монополизм в области  телевидения» и за политическую однобокость. Инициатива исходила как от тогдашнего федерального правительства во главе  с Конрадом Аденауэром, который хотел  создать телекомпанию под названием  «Дойчланд-фернзеен гмбх», так и  от союзов предпринимателей, которые  думали о создании телестанции на частной основе. В 1961 году Федеральный  конституционный суд запретил выход  в эфир запланированной телепрограммы, которая должна была находиться в  руках правительства, охарактеризовав  это как антиконституционный  акт. Тогда готовность учредить вторую телепрограмму выразили премьер-министры земель. На базе государственного договора от 6 июня 1961 года они основали Вторую программу германского телевидения (ЦДФ) со штаб-квартирой в Майнце, которая стала субъектом публичного права. В отличие от земельных  радио- и телекомпаний, организованных на федералистской основе, для ЦДФ  характерна централизованная организация. В ее Совет по телевещанию входят как представители федеральных  земель, так и 12 представителей партий, представленных в Германском Бундестаге, а также 3 представителя федерации. Сюда же, как в случае с телерадиостанциями в рамках АРД, входят представители  крупных общественных организаций. ЦДФ транслирует единую программу  для всех регионов Федеративной Республики. На ее финансирование в 1998 году было выделено 2,8 миллиарда марок, 88 процентов этой суммы приходится на долю сборов за пользование телеприемниками.

Специальные телеканалы и международные программы. Несмотря на активный протест частных  телекомпаний, АРД и ЦДФ организовали два специальных телеканала. «Феникс» (начало вещания – апрель 1997 года) - информационно-документальный канал, специализируется на политических темах.«Киндерканаль» (начало вещания – январь 1997 года) – канал для детей, свободный от рекламы. В сотрудничестве со Швейцарской радио- и телекомпанией и Австрийским радио и телевидением, АРД и ЦДФ транслируют через спутник программу «З сат», которая придерживается культурной тематики. Кроме того, они поставляют по 25 процентов программ для совместного германо-французского телеканала «Арте», также ориентированного на культуру. С 1991 года программы этого телеканала со штаб-квартирой в Страсбурге транслируются через спутники и по кабелю в обеих странах. С французской стороны программы поставляет компания «Ля сет».

Радиопрограммы. Чтобы удержать свои позиции на фоне телевидения, считающегося более привлекательным  СМИ, радио постаралось приспособиться к изменившимся привычкам слушателей, используя для этого некоторые  свои преимущества. Густая сеть коротковолновых  станций позволяет одновременно готовить программы как для целевых  групп, так и для определенных регионов. Каждая из 10 публично-правовых телерадиокомпаний транслирует  в своей зоне минимум 4 и максимум 8 радиопрограмм, структура которых  различна. Если сравнить, например, программы  «Вестдойчер рундфунк», то в ее 4-й  программе доля легкой музыки составляет 92 процента, а речевых передач  – 7 процентов. В 3-й радиопрограмме доминирует серьезная музыка (80 процентов). В 5-й радиопрограмме главный акцент сделан на речевые передачи (более 80 процентов).

 

2.2  Частные радио- и телекомпании

Развитие  частного сектора в области радио  и телевидения долгое время было предметом споров как в Бундестаге, так и в земельных парламентах. Публично-правовые телерадиокомпании  активно сопротивлялись тому, чтобы  частные фирмы составляли им конкуренцию. Конфликты на этой почве продолжались до тех пор, пока в 1986 году Федеральный  конституционный суд не подтвердил, что дуальная система радио- и  телевещания, к которой стремилось большинство федеральных земель и федеральное правительство, не противоречит конституции. Между публично-правовыми  и частными компаниями, согласно решению  суда должны установиться отношения  свободной профессиональной конкуренции.

Лицензии  тем, кто намеревается на частной  основе транслировать радио- и телепрограммы, выдаются земельными ведомствами по делам СМИ на базе соответствующих  земельных законов. Выданная однажды  лицензия действует на территории всей страны. Правительства земель стараются  выдавать лицензии фирмам, имеющим  солидную финансовую базу, так какэто способствует притоку инвестиций и созданию новых рабочих мест.

Информация о работе СМИ Германии: история и современность