Романтическая журналистика Фридриха Шлегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 20:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы — выявить и обосновать концептуальное содержание, а также философско - эстетическую основу журнализма Ф.Шлегеля, как ярчайшего социокультурного феномена своей эпохи, богатой историческими событиями и насыщенной общественными спорами, затрагивающими коренные «вопросы бытия» и тенденции развития немецкого общества.
Предметом изучения нашей работы являются известные хрестоматийные материалы, фрагменты и публикации Ф.Шлегеля, которые интерпретированы в сегодняшней науке с литературной позиции, мы попробуем рассмотреть их с журналистской точки зрения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
1.1 Романтизм как социокультурное явление эпохи.
1.2 Немецкая журналистика и немецкая литература "классического периода".
1.3 Фридрих Шлегель как духовный лидер своего поколения, теоретик "литературной революции".
ГЛАВА 2
2.1. Философско-эстетические основы журнализма Ф.Шлегеля.
2.2 Социокультурный контекст "шлегелевского" журнализма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

Журнализм, в свою очередь , можно определить как свойства, присущие журнальному произведению и журналистской профессии. Это некий стиль автора, через который можно проследить его отношение к окружающей его социально-политической обстановке. На основе представленной ранее информации уже можно сделать вывод о существовании "шлегелевского" журнализма, а также журнализма немецких романтиков.

По словам самого Шлегеля, "каждый настоящий автор пишет для всех или ни для кого. Кто пишет для тех или других читателей, не заслуживает чтобы его вообще читали". Поэтому еще в 1793 г. братья Шлегели начали подумывать об издании собственного журнала. Идея создания «Атенеума» принадлежит обоим братьям, но фактическим редактором все же был Фридрих Шлегель. В журнале принимал активное участие Новалис, и это сотрудничество было исключительно удачным опытом совместного философствования, практической реализацией одного из основных романтических постулатов.

Журнал Йенского кружка «Атенеум» братьев Шлегелей – издание, созданное специально для популяризации романтических идей. Форма, построение статей журнала, сочетание материалов – все это призвано способствовать лучшему восприятию заложенных в издание романтических принципов. Это определяет журнал как новое явление в истории немецкой литературной журналистики. Полемика, ведущаяся издателями «Атенеума», – блестящая иллюстрация восприятия обществом новых романтических идей. Несмотря на небольшой тираж, «Атенеум» стал новым явлением в литературной журналистике Германии.

В "Атенеуме" Ф.Шлегель однажды опубликовал одно известное, поразительно многозначительное и многозначное высказывание - "Французская революция, наукоучение Фихте и "Мейстер" Гёте - величайшие тенденции эпохи. Кто противится этому сопоставлению, кто не считает важной революцию, если она не протекает шумно и в материальных формах, тот не поднялся еще до широкой и высокой точки зрения истории человечества".

Авторы "Атенеума" противопоставляли капиталистическим отношениям положительную программу новых моральных норм и связей, программу, формулировки которой звучат удивительно ново, но неизбежно остаются утопией, чистым постулатом и мировоззренческой дискуссией в узком кругу.[А.В.Михайлов. Эстетика немецких романтиков. с. 10-13]

Романтики утверждали веру в господство духовного начала в жизни, подчинении материи духу - в этом была очевидная сила и таинственное обаяние романтической эпохи. [Н.Н.Мисюров. Романтизм и его национальные варианты]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Эстетическая и философская основа журнализма Ф.Шлегеля носит концептуальное содержание. Его журналистская и литературно-критическая деятельность- социокультурный феномен романтической эпохи. Полемическая направленность публикаций Фридриха Шлегеля представляла собой романтическую форму коммуникативного общественного диалога. Идеи, которые отстаивал Шлегель, имели для аудитории социально-ориентирующее значение, формируя её общественное мнение и мировоззрение, давая представление о явлениях, процессах и тенденциях современной действительности во всём многообразии, о закономерностях, определяющих функционирование и развитие социально-политической, духовно-идеологической жизни общества.

 

Критикуя различные философские системы, особенно немецкий классический идеализм, как формы «расколотого сознания», предпосылкой подлинной «философии жизни» считал восстановление внутренней целостности человеческого сознания в единстве всех душевных способностей. Однако большую часть своего времени Фридрих Шлегель посвящал немецкой литературе. Фридрих был идеологом немецкого романтизма, основоположником современной «истории идей», или «истории духа» (Geisteswissenschaft), и современной исторической науки. Шлегель рассматривал свою эпоху как революцию, и притом революцию такого масштаба, что революция, совершающаяся "материально", только эпизод в ней; социальная революция, по мнению Шлегеля, является главным моментом культурной эпохи.

 

Нам удалось обосновать философско - эстетические основы журнализма Ф.Шлегеля, как ярчайшего социокультурного феномена своей эпохи, затрагивающего коренные «вопросы бытия» и тенденции развития немецкого общества. Изучив известные хрестоматийные материалы и публикации самого Фридриха, мы произвели реконструкцию и обозначили место Ф.Шлегеля в информационном пространстве как определенного гипертекста, включенного в процесс журналистской коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список использованной  литературы.

 

  1. Дж.Реале и Д.Антисери. Западная философия от истоков до наших дней.
  2. Н.Я.Берковский. Романтизм в Германии. Л., 1973.
  3. Литературные манифесты западноевропейских романтиков/ Ред. А.С.Дмитриев. М., 1980.
  4. История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А.Соловьевой. М., 1991.
  5. А.С.Дмитриев. Немецкая литература: романтизм. 1991.
  6. М.Ф. Овсянников. Эстетическая концепция Шеллинга и немецкий романтизм. 1966.
  7. Новая философская энциклопедия. М., под ред. В.С.Степина, 2001.
  8. Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
  9. А.Грицанов, Т.Румянцева, М.Можейко. История философии: энциклопедия.
  10. Р.М.Габитова. Философия немецкого романтизма. М., 1978.
  11. С.Суворова. Романтизм в Европе как торжество «духа» над «материей».
  12. Ю.Н.Попов. Философско-эстетические воззрения Ф.Шлегеля.
  13. О.В.Самылов. Принцип историзма в историософских концепциях Ф.Гельдерлина и Ф.Шлегеля.
  14. Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991.
  15. А.В.Михайлов "Эстетика немецких романтиков" М., 1987.
  16. Н.Н.Мисюров. Романтизм и его национальные варианты. М., 2011.
  17. Ф.Шлегель. Эстетика. Философия. Критика. Т.1,Т.2. М.,1983.
  18. Ф.Шлегель."Люцинда" (Lucinde, 1799; рус. перевод 1935).
  19. Ф.Шлегель."История древней и новой литературы" (Geschichte der alten und neuen Literatur, тт. 1-2, 1815).
  20. Ф.Шлегель."История поэзии греков и римлян" (Geschichte der Poesie der Griechen und Rmer, незаконч., 1798).
  21. Ф.Шлегель."Характеристики и критические очерки" (Charakteristiken und Kritiken, тт. 1-2, 1801) .
  22. Чугунов Д.А. Немецкая литература начала XIX века. Романтизм. В., 2005.
  23. Немецкая литература (Краткая литературная энциклопедия) .
  24. А.В. Карельский "Революция социальная и революция романтическая". М., 1992.
  25. Л.Чигринская "Основы журналистики". Т., 2001.
  26. И. Логвинова "Библейская составляющая мировосприятия йенских романтиков".
  27. А.С. Дмитриев "Романтическая эстетика А.В.Шлегеля" М., 1974.
  28. А.С. Дмитриев "Избранная проза немецких романтиков" М., 1979.

 

 

 

 

 


Информация о работе Романтическая журналистика Фридриха Шлегеля