Особенности влияния интернет-СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 10:21, курсовая работа

Краткое описание

Современная Россия находится в периоде кардинальной трансформации социального, культурного, информационного устройства общественных отношений. Под влиянием глобализации, системной открытости возникают новые ценности и приоритеты, меняются стандарты поведения, исторически используемые обществом в повседневной деятельности.
Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над рынком средств массовой информации, неконтролируемой подаче информации различной аудитории, что в конечном счете пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей подрастающего поколения.

Содержание

Введение
Глава I. Средства массовой информации и воспитательное воздействие телевидения как лидирующего СМИ
§ 1. СМИ как часть медиакультуры. Основные модели медиавоздействия
§ 2. Роль телевидения в воспитании подростков
Глава II. Интернет и пресса как субъекты медиавоздействия на молодёжь
§ 1. Особенности влияния Интернет-СМИ на подрастающее поколение
§ 2. Влияние прессы на молодое поколение
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая шевченко.docx

— 141.97 Кб (Скачать файл)

В отечественной литературе сформировалась определенная тенденция  рассматривать телевидение в  непосредственной связи с идеологической борьбой, пропагандой и контрпропагандой, что привело к редукционизму в теории массовой коммуникации. Тем не менее, в 70-е-80-е гг. появился ряд фундаментальных исследований, посвященных анализу взаимосвязи культуры и СМК, которое рассматривают последние расширительно, в их различных аспектах (технических, художественных и т.д.).

Современные исследователи  рассматривают телевидение не как  автономный самодостаточный объект, а как узел пересечения разнородных сигнифицирующих практик. Как пишет американский исследователь Р. Аллен, "мы воспринимаем телевидение не как изолированные произведения, но как отрезки времени наполненные разнородными текстами, тщательно соединенными вместе, так что они перетекают друг в друга почти незаметно"[21].

Анализ телевидения в  рамках современной критической  теории основан на положении об обусловленности  репрезентации: все наши попытки  репрезентировать реальность обусловлены  языком, культурой и идеологией. Если согласиться с тем, что мы познаем мир через системы  репрезентаций, то сама постановка проблемы объективности или субъективности телевидения изменится и на место вопроса: “Узнаем ли мы из телевидения правду о мире? ” встанет вопрос: "Каким образом оно репрезентирует мир?".

При такой постановке проблемы истинность или ложность телевизионной  репрезентации обуславливается  не истинностью или "фикциональностью” репрезентируемого материала, а самой природой продуцирования значения, которое является контекстуально обусловленным. Означающее, продуцируемое телевидением, связано с означаемыми условно. Даже если мы смотрим хронику, мы воспринимаем ее не путем активного знакового производства, но как чистые означающие. В том смысле, в каком телевидение является знаковой системой оно всегда может быть использовано для "производства лжи" (Умберто Эко). Так, если зритель увидит в перерыве между программами внутри фильма новости, он никогда не сможет понять по ТВ-знаку, относятся ли они к истинным или вымышленным событиям. В этой связи Умберто Эко дает свое определение семиотики как дисциплины, изучающей "все, что может быть использовано, чтобы сказать ложь. Если что-либо не может быть использовано, чтобы сказать ложь, оно не может помочь и сказать правду, по сути дела оно вообще не может быть использовано, чтобы что-то сказать”.

Коммуникативная природа  телевидения имеет свою специфику, К. Метц выделяет пять каналов телекоммуникации: образ, письменный текст, голос, музыка и звуковые эффекты. Он считает, что телевидение и кино - это две сходные языковые системы, которые характеризуются крайней открытостью.

Влияние телевидения на многие аспекты повседневности, в частности  на формирование эстетических вкусов и представлений, определяется во многом тем, что в отличие от других видов  масс медиа оно представляет собой часть домашней обстановки. Этот факт сам по себе весьма амбивалентен и по-разному оценивается с разных исследовательских позиций. Наиболее сильный эффект телевидения, кроме его собственно содержательной стороны - это сам факт его существования, его всегда доступное, главенствующее ставшее привычным присутствие в каждом доме, его способность свести сотни миллионов граждан до уровня пассивных зрителей в течение большей части их жизни. Телевидение сводит до минимума личностные взаимодействия внутри семьи и сообщества. Один источник информации может передавать имиджи и точки зрения непосредственно миллионам умов, затрудняя для людей отделение реального от нереального, умиротворяя и мобилизуя их, фрагментируя их восприятие, притупляя их воображение и критические суждения, укорачивая промежутки внимательного восприятия, понижая вкус к разумному публичному и частному дискурсу. По мнению Дж. Мейровитца, коммерческое телевидение “порождает новизну, чтобы выжить. Без странного, нового, неизвестного аудитории сократились бы очень сильно. Именно поэтому телевидение выставляет напоказ то, что в других медиаструктурах остается скрытым или малоизвестным.

Любая телевизионная передача в той или иной мере приобщает  зрителей к культуре. Даже в информационных выпусках сам облик людей, появляющихся на экране, их манера общения, степень  грамотности оказывают влияние  на зрительские установки. Таким  образом, к культуре имеет отношение  всякая телепередача. Но культурно-просветительскую функцию исполняют далеко не все  из них. На региональных студиях государственного телевидения культурно-просветительскую функцию выполняют лишь немногие теперь передачи. Особенно отчетливо  это прослеживается в программах историко-краеведческой направленности.

Так, с одной стороны, коммерциализация телевидения приводит к преобладанию насилия, секса, рекламы. С другой стороны, появляется множество образовательных  программ, видеоматериалов, развивающих  игр и программ, оказывающих помощь как в образовании, воспитании, так  и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. Главный потребитель видеокультуры - молодой человек начала XXI века - представляет собой сложноструктурированного субъекта, стратифицированного по возрасту, гендеру, профессии, уровню образования и т. д[22].

Хотя доля передач, ориентированных  на воспитание и включающих в себя эмоционально-нравственный компонент, на региональном телевидении в последние  годы катастрофически снизилась, в  какой-то мере образовавшийся духовный вакуум заполнился центральными СМИ. Ярко выраженными компенсаторами выступают  общенациональные телеканалы "Звезда" и "Культура". Стали появляться духовно-просветительские и нравственно  ориентированные передачи, телефильмы, телесериалы и на других центральных  каналах. Например, военно-патриотический сериал для молодежи "Кадетство" на СТС[23].

Еще одной значимой тенденцией на отечественном телевидении стало  духовно-нравственное воспитание нации  посредством православных программ и телеканалов, таких как Московский "Спас", Екатеринбургский "Союз" и др. Содержание данных каналов  не ограничивается церковно-клерикальными  программами. Многие передачи и фильмы, транслируемые православным телевидением, имеют общегражданское звучание. Это передачи о культуре, исторические программы, военно-патриотические документальные и художественные телефильмы. Патриотизм, как известно, цементирует общество, поэтому особая задача передач патриотической направленности - пропаганда ненасилия  и неразделения общества на "наших" и "не наших" - выполняется православными телеканалами не хуже других. Здесь социально-педагогическая функция тесно взаимодействует с интегративной.

Телевидение по своей природе  способно поддерживать нормальное функционирование того общества, на которое распространяется его влияние. Сам факт просмотра  программы разными людьми уже  свидетельствует об их определенной общности. Но вещатель должен сознательно  работать на укрепление этого чувства  сопричастности каждого ко всем путем  выявления общих для аудитории  ценностей, обсуждения путей решения  общих проблем с целью противодействия деструктивным и опасным для общества тенденциям.

"В истории человечества  бывали и более кровожадные  эпохи, но ни одна из них  не была до такой степени  пропитана образами насилия, как  наша. И кто знает, куда нас  унесет этот чудовищный поток.". Эти слова принадлежат Дж. Гербнеру - американскому ученому из Анненбергской школы, который провел ряд исследований, направленных на выявление характера воздействия экранного насилия на аудиторию в США. Прискорбно, но стоит признать, что данное высказывание применимо далеко не только к США, но и ко многим другим государствам, в том числе включая и наше с Вами.

После развала СССР и падения  так называемого "железного занавеса" - на российские экраны буквально обрушился  поток насилия. Последовавшая вскоре после этого процесса коммерциализация российского кинематографа и  телевещания эту ситуацию значительно  усугубила. С учетом того, что насилие  подсознательно притягивает и завораживает человека - оно является одним из наиболее выигрышных и оправданных, с точки зрения финансовой мотивации  данного вида деятельности, элементом  кино - и теле-продукции. В результате, за два с лишним десятилетия молодежная преступность в России возросла в  полтора, а подростковая - почти в 2 раза. Проведенные исследования показали, что более 30% российской молодежи совершают  преступления под влиянием кинофильмов  и телепередач. Подростки видят  каждый год на телеэкране до 10 тысяч  сцен насилия.45% молодых людей, кто  в возрасте 14 лет смотрел телевизор  больше 3-х часов в сутки, склонны  к насилию, а 20% - вообще опасны для  общества и морально готовы совершить  преступное деяние[24].

Существуют методы противостояния негативному воздействию экранного  насилия на аудиторию, среди которых  важнейшую роль может выполнить  медиаобразование, - направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации: прессы, телевидения, радио, кино, видео и т. д[25]. Основные задачи медиаобразования заключаются в том, чтобы подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику.

Сейчас довольно активно  пишутся и публикуются многочисленные статьи, проводится всевозможная исследовательская  работа и организовываются различные  конференции по вопросу поиска путей  преодоления и противодействия  сложившейся в стране ситуации - стоит, однако, отметить тот факт, что  времени уже упущено непростительно много, ведь поводы для беспокойства обозначились еще в 20-х годах прошлого века, когда в советской прессе начали появляться первые публикации, повествующие о различных видах насилия[26], совершенного преимущественно молодежью и под влиянием кинофильмов. Но, по причине безосновательной убежденности руководства нашей страны в том, что негативное воздействие оказываемое экранным насилием является исключительно следствием показа/трансляции зарубежных кинофильмов - была введена жесткая цензура, запрещающая их показы в дальнейшем[27].

За последние 40 лет в  мире было проведено более 1000 исследований, посвященных влиянию телевидения  и кинематографа на детей. Исследования проводились во многих странах мира, среди мальчиков и девочек, принадлежащих  к различным расам, национальностям  и социальным группам. Тем не менее, результаты исследований были практически  идентичны: агрессия на экране делает детей более агрессивными по отношению  к людям, животным и к неодушевленным предметам.

Американская Академия Педиатрии - American Academy of Pediatrics опубликовала четыре фундаментальных вывода из этих исследований.

Во-первых, дети, которые  смотрят много передач, содержащих сцены насилия, воспринимают насилие, как легитимный способ разрешения конфликтов.

Во-вторых, просмотр сцен насилия  делает человека более беззащитным  к насилию в реальной жизни.

В-третьих, чем больше ребенок  видит сцен насилия на экране, тем  больше шансов, что он станет жертвой  насилия.

В-четвертых, если ребенок  отдает предпочтение просмотру телепрограмм, содержащих сцены насилия, существует значительно большая вероятность, что он вырастет агрессивным человеком и даже может совершить преступление.

Таким образом, исходя из всего  вышесказанного можно сделать вывод  о том, что телевидение не только дает определенную информацию, но и  показывает варианты действий, ребенок  может их либо отвергать, основываясь  на своих моральных убеждения, а  может и принимать как легитимные с точки зрения морали. Представляется широкий выбор действий, нужно только научиться выбирать правильный.

Телевидение позволяет увидеть  жизнь с разнообразных позиций, даже таких, в которых ребенок  никогда не попадет. Как чужой опыт, способы действий проходит определенный алгоритм - идентификация (анализ ситуации, расчленение ее на составные части); индивидуализация (ребенок оценивает, как это может коснуться его в жизни, позиция "и Я"); персонификация (создание сообраза, "позиция Я", ребенок либо присваивает данный вариант действий, либо отвергает его как неприемлемый для себя с точки зрения моральных норм)

Телевидение такое, какое  оно есть и не в педагогической компетенции его изменить, но зная все особенности восприятия, возрастные особенности формирования духовно-нравственных ценностей и дидактические приемы воздействия на детей, учитель должен использовать возможности масс медиа в своих педагогических целях.

 
Глава II. Интернет и пресса как субъекты медиавоздействия на молодёжь 

 

§ 1. Особенности  влияния Интернет-СМИ на подрастающее поколение 

 

Греческий философ и математик  Архимед сказал: "Дайте мне  точку опоры, и я переверну  мир". Сегодня мы с уверенностью можем сказать: Интернет - это та точка опоры, которая позволит перевернуть  мир культуры. Интернет - это новый  и весьма эффективный способ представления  культуры в средствах массовой коммуникации. По масштабу своего воздействия на мировую культуру феномен Интернет сопоставим с изобретением письменности и книгопечатания. Если традиционная книжная культура существует на основе текста, то с появлением Интернет формой организации культурного пространства становится гипертекст. На смену линейной последовательности книжного текста приходит бесконечно ветвящаяся, многократно  пересекающаяся, прерывающаяся и  вновь сплетающаяся в сеть последовательность виртуального текста. Построение и  освоение такого текста подобно прогулке по "саду расходящихся тропок". Придуманный  Х. Борхесом "Сад" - гениальная метафора культурного пространства, выстроенного как гипертекст.

С приходом Интернет подрываются  основы монологического начала в  культуре, что означает закат культур "закрытых", несущих в себе потенциал  всевозможных конфликтов на межэтнической, конфессиональной, национальной или  партийной почве. Таким образом, Интернет возвещает о рождении культуры глобального диалога (культуры как  диалога культур), "открытой" культуры, в которой каждый из участников имеет  свой голос, ведет свою партию, может  присоединить свой голос к голосу других или влиять на общее звучание. Феномен Интернет открывает новый  горизонт культуры - ориентацию на глобальное творчество и индивидуальный вклад  каждого.

Информация о работе Особенности влияния интернет-СМИ