Общая характеристика медиапространства Тверской области.»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 00:02, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире средства массовой коммуникации (СМК) являются активным фактором формирования социального пространства. Они служат не только средством передачи информации, но и механизмом формирования особой реальности, которая формирует картину мира за пределами чувственного опыта индивида Этот феномен, который возникает в результате взаимодействия СМК и аудитории, мы определяем как «медиапространство». Термин имеет интегральное качество, которое заключается в том, что позволяет рассмотреть возникающий социальный феномен в контексте социологической традиции изучения социального пространства. Медиапространство может быть позиционировано как особая реальность, являющаяся частью социального пространства и организующая социальные практики и представления агентов, включенных в систему производства и потребления массовой информации.

Содержание

Введение……………………………………………………………3

Глава 1. Общая характеристика медиапространства.

1.1 Понятие медиапространства………………………………...4

1.2 Влияние СМИ на социальное пространство……………….6

1.3 Проблемы динамики медиапространства на примере телевидения………………………………………………………….8

1.4 Медиапространство как социальная система в сетевом обществе……………………………………………………………9

Глава 2. . Медиапространство Тверской области.

2.1 Сокращение медиапространства Тверской области………..11

2.2 Представители печатных СМИ Тверской области…………13

2.3 Рейтинг печатных СМИ Тверской области…………………15

2.4 Представители радиопространства Тверской области……..17

2.5 Представители телепространства Тверской области…...….18

Заключение………………………………………………………..19

Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик Настя.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Тверская государственная сельскохозяйственная академия

экономический факультет отделение «Связи с общественностью»

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: «Теория и практика средств массовой информации»

На тему: « Общая характеристика медиапространства Тверской области.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа студентки дневного отделения 3 курса 35 группы

Харитончик Анастасия Владимировна

Научный руководитель кандидат филологических наук, доцент

Романова Лариса Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Тверь 2011

 

Содержание.

Введение……………………………………………………………3

Глава 1. Общая характеристика медиапространства.

1.1            Понятие медиапространства………………………………...4

1.2            Влияние СМИ на социальное пространство……………….6

1.3            Проблемы динамики медиапространства на примере телевидения………………………………………………………….8

1.4            Медиапространство как социальная система в  сетевом обществе……………………………………………………………9

Глава 2. . Медиапространство Тверской области.

2.1 Сокращение медиапространства Тверской области………..11

2.2 Представители печатных СМИ Тверской области…………13

2.3 Рейтинг печатных СМИ Тверской области…………………15

2.4 Представители радиопространства Тверской области……..17

2.5 Представители телепространства Тверской области…...….18

Заключение………………………………………………………..19

Список используемой литературы.


Введение.

В современном мире средства массовой коммуникации (СМК) являются активным фактором формирования социального пространства. Они служат не только средством передачи информации, но и механизмом формирования особой реальности, которая формирует картину мира за пределами чувственного опыта индивида Этот феномен, который возникает в результате взаимодействия СМК и аудитории, мы определяем как «медиапространство». Термин имеет интегральное качество, которое заключается в том, что позволяет рассмотреть возникающий социальный феномен в контексте социологической традиции изучения социального пространства. Медиапространство может быть позиционировано как особая реальность, являющаяся частью социального пространства и организующая социальные практики и представления агентов, включенных в систему производства и потребления массовой информации.

  Актуальность темы предлагаемого исследования заключается, в том, что медиапространство  в современном мире занимает одно из главных мест в жизни современного общества. Каждый житель страны, так или иначе, связан со средствами массовой информации. Это может быть рядовой читатель, или непосредственно работник СМИ. Поэтому исследование такого явления, как «медиапространство» является важным фактором для более глубокого понимания СМК и улучшения  работы СМИ.

Объектом исследования данной работы являются представители тверских и районных СМИ, выступающие в качестве примера в области информационной насыщенности Тверской области.

Предметом исследования является изучение СМИ Твери и Тверской области, их рейтинговые показатели, и насыщенность области в целом.

Целью данной работы является рассмотрение медиапространства Тверской области в целом, а так же влияние отдельных частей медиапространства на общество.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Общая характеристика медиапространства.

1.1                     Понятие медиапространства.

    Медиапространство можно понимать в узком смысле – как множество связей и взаимодействий, а также разрывов и противодействий между агентами поля журналистики. Топология[1] этого пространства представляет собой выражение закономерностей формирования, развития, иерархизации и ликвидации медиасубъектов и связей между ними, а также формирования символов.  Но подобное возможно только в том случае, когда процесс «делений и оппозиций» имеет сознательный и целенаправленный характер и занимаются этим специально определенные агенты. 

     Медиапространство также можно понимать и в широком смысле – как форма существования символов, символического капитала. Именно восприятие взаимного расположения символов, прежде всего в иерархическом разрезе, требует существование ментального субстрата, в рамках которого эта дифференциация и интеграция реализуется. Медиапространство является одним из символических пространств, но не единственным. Символический капитал существует в других символических пространствах, также обладающих высокой динамикой, как в плане изменчивости, так и в плане возникновения – исчезновения самого пространства.

   Если понимать медиапространство как форму существования символов и символического капитала, то можно также понимать как сферу его обращения, изменения, обмена. Именно в сфере обмена сообщениями происходит не только узнавание, но формирование ценности символического капитала. При этом медиапространство, наряду с социальным, политическим, юридическим  и другими пространствами, выделенными П. Бурдьё[2]  и его последователями, обладает внутренней пространственной целостностью или топологией, а именно свойствами и закономерностями, которые не зависят от взаимного местоположения составляющих элементов.

медиапространство имеет три формы репрезентации: физическое пространство, пространство социальных отношений и символическое пространство. В нем можно выделить следующую структуру: a) масс-медиа, составляющие материальную, физическую основу производства и передачи массовой информации; b)социальные отношения агентов медиапространства, связанные с производством и потреблением массовой информации; c) информационный символический продукт, в форме которого распространяется массовая информация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Влияние СМИ на социальное пространство.

          

             Изучение влияния масс-медиа на социальное пространство особенно важно на современном этапе развития общества. В период его трансформации социальное пространство переходит в энтропийное состояние, испытывая сильные напряжения. Положение отдельных индивидов и целых социальных групп в социальном пространстве оказалось неопределенным, перспективы их общественного развития непонятны. В силу высокой энтропии социального пространства многократно увеличилась его зависимость от случайных факторов, влияющих на всю конфигурацию пространства. В этот период отдельные индивиды и целые социальные группы лишаются надежных ориентиров, поскольку, прежде всего, размытыми оказываются сами контуры социального пространства. В этом контексте вопросы рефлексии и интерпретации социального пространства выходят на первый план. Уровень научного осмысления этих проблем непосредственно влияет на вектор развития общества «Траектория движения планет не меняется в зависимости от прогресса астрономии, но уровень социологического знания существенно влияет на направление преобразований». Если уровень научного осмысления проблем социального пространства вполне согласуется с процессами трансформации, то социальная рефлексия на уровне массовой коммуникации существенно отстает от потребностей общественного развития. В силу этого разрыва мы видим необходимость в самостоятельном выделении и изучении медиапространства как части социального пространства .

       Медиапространство как открытая система отношений производителей и потребителей массовой информации всегда принимает форму тех социальных и политических структур, в рамках которых функционирует. Поскольку медиапространсво является социальной системой, то все его структурные элементы телепространство, радиопространство, пространство печати, Интернет и т.п взаимосвязаны и подчиняются общим закономерностям развития целого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

                                 Медиапространство

 

 

Телевидение             Радио                    Печатные издания                  Интернет

 

 

 

Рис.1.  Взаимодействие элементов медиапространства.

 

 

 

 

На микросубъективном уровне медиапространство превращается в гипертекст, воссоздающий социальное пространство в этом измерении. При этом индивиды имеют очень ограниченный доступ к иной реальности, кроме той, которую конструируют масс-медиа. В этом смысле гипертекст сообщений масс-медиа представляется мировоззренческой конструкцией, которую социальная элита, имеющая доступ к производству массовой информации, позиционирует между индивидом и реальностью, способствуя актуализации лишь тех аспектов реальности, которые производитель информации признает в качестве значимых. Следовательно, медиапространство в символическом выражении на микросубъективном уровне — это определенная репрезентация социального пространства, формируемая в интересах социальной элиты.

 

 

 

 

 

1.3 Проблемы динамики медиапространства на примере телевидения.

Проблемы динамики медиапространства могут быть рассмотрены на любом из его структурных элементов .Но телепространство как объект исследования можно считать предпочтительным, поскольку оно является самым массовым и быстро развивающимся сегментом медиапространства. Поэтому общие закономерности развития целого в нем проявляются наиболее отчетливо. Этот вид пространства является доминирующей частью медиапространства, которая во многом определяет и программирует развитие целого. Из-за высокой вовлеченности населения в телепространство оно имеет огромное влияние на общество. Многие исследователи с тревогой отмечают его амбивалентность[3] и даже нарастающую дисфункциональность. Вместо того, чтобы адекватно отражать социальное пространство, телевещание существенно искажает его вопреки общественному интересу. Кроме того, современное телевизионное пространство чрезмерно перегружено негативной информацией, перенасыщено образами насилия. Общественности постоянно приходится доказывать пагубность влияния подобных образов на телезрителей.

 

Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью концептуализации реальности масс-медиа в контексте социального пространства и слабой изученностью данного феномена в социологическом дискурсе. Негативные тенденции в развитии медиапространства и телепространства вызывают необходимость выработки новых подходов к анализу данного социального феномена, однако методологические основания исследования динамики открытых социальных систем, в частности медиапространства, пока определены недостаточно.Телепространству присущи таки характеристики, как дискретность, неравномерность, способность программировать медиапространство и влиять на все остальное социальное пространство.

 

 

1.4 Медиапространство как социальная система в  сетевом обществе.

Медиапространство, являясь частью социального пространства, в то же время, образует целостную систему, в которой складывается особый тип отношений по поводу производства и потребления массовой информации

В сетевом обществе, представление о котором введено в научный оборот М. Кастельсом, медиапространство также принимает сетевую форму. В российской и зарубежной литературе теории социальных сетей являются новыми и пока изученными недостаточно. Начало изучению социальных сетей положили Дж Барнс, Я Морено,

Изучение процессов развития открытых социальных систем, к которым относится и медиапространство, может быть осуществлено в рамках синергетического подхода, который является логическим развитием системного подхода. В современной научной литературе синергетика имеет несколько трактовок. Наиболее распространенная трактовка синергетики состоит в том, что это новое направление научной мысли позволяет обобщать и переносить методы естествознания на социальные и гуманитарные науки. Заметим, что в такой интерпретации синергетика имеет и границы применимости. Полагается, что там, где речь идет об относительно простых системах, находящихся в равновесном состоянии, применение синергетической терминологии избыточно. Но применительно к медиапространству этот подход нуждается в дальнейшем углублении и конкретизации. Важнейшие закономерности естественных наук распространяются на социальные процессы. Достоинства такого подхода в том, что происходит некоторого рода синтез позитивных элементов детерминистической и вероятностной картин мира.

         Синергетический подход также позволяет проследить принципиальные изменения в медиапространстве, которые непосредственно связаны с трансформационными процессами в обществе. Поскольку медиапространство отражает ведущие тенденции развития общества, то это позволяет изучить его развитие в контексте происходящих в нашей стране преобразований .

Несмотря на богатый опыт изучения масс-медиа в социологической литературе, в контексте концепций социального пространства они практически не рассматривались. Между тем, данный аспект в современном мире особенно важен, поскольку СМК являются активным фактором формирования социального пространства. Это тем более важно, так как многие факторы в своих практических интересах с большим или меньшим успехом пытаются использовать масс-медиа для воздействия на социальное пространство в своей деятельности.

Медиапространство представляет собой особую реальность, которая является частью социального пространства и организует социальные практики и представления агентов, включенных в систему производства и потребления массовой информации.

Информация о работе Общая характеристика медиапространства Тверской области.»