Нарушение прав журналиста в доступе к информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 14:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы: обозначить правовые основы доступа журналиста к информации и методы защиты профессиональных прав.
Для решения указанной цели были поставлены следующие задачи.
1. Проанализировать научно-методическую литературу по данной теме.
2. Изучить правовые аспекты доступа журналиста к информации.
3.Дать характеристику правового состояния доступа к информации сотрудников СМИ в настоящие дни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. Доступ журналиста к информации по Конституции РФ
(РЮО )«О свободе информации» …….…………………………………7
ГЛАВА 2. Права и ответственность журналиста………………..…… 30
ГЛАВА 3. Защита прав журналиста.Нарушения, связанные
с ограничением доступа журналистов к информации………………..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….49
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………52

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная нарушение прав журналиста .doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО «Юго-Осетинский Государственный Университет им. А.А.Тибилова»

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

НА  ТЕМУ:

«НАРУШЕНИЕ  ПРАВ ЖУРНАЛИСТА

В ДОСТУПЕ К ИНФОРМАЦИИ»

 

 

 

 

Выполнила студентка V курса

факультета журналистики:

Качмазова Ирина Ушанговна

Научный руководитель:

Ст.преподаватель

Джиоева Алла Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

Цхинвал 2013 г.

 

Содержание

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…3

ГЛАВА 1. Доступ журналиста к информации по Конституции РФ

(РЮО )«О свободе информации» …….…………………………………7

ГЛАВА 2. Права и ответственность журналиста………………..…… 30

ГЛАВА 3. Защита прав журналиста.Нарушения, связанные

с ограничением доступа журналистов к информации………………..44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….49

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………52

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Информация  приобретает для каждого человека жизненно важное значение, так как она в наибольшей степени определяет жизненно важный выбор, влияет на стиль его поведения. Поэтому доступность информации перестает быть декларацией и превращается в важнейшую опору демократии. Отсюда то огромное значение, которое придают проблеме доступа к информации в демократических странах.

Существуют  разные подходы к этой проблеме. Один подход сформулирован в статье 19 «Всеобщей декларации прав человека». [1] Другой - в параграфе 10 «Европейской конвенции по правам человека». [2] И тот и другой документы провозглашают свободу выражения мнений и доступа к информации. Отличие заключается в ограничениях этих прав.

В статье 29 «Всеобщей декларации прав человека» ограничения сформулированы в самой общей форме: каждый гражданин, осуществляя свободы, должен быть ограничен законом только с той целью, чтобы уважать права и свободы других и признать требования морали, общественного порядка и всеобщего благоденствия.

Ограничения, сформулированные во второй части параграфа 10 «Европейской конвенции по правам человека», носят значительно более суровый характер: каждый гражданин может быть субъектом таких формальностей, условий, ограничений или наказаний, которые обозначены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и его территориальной целостности, общественной безопасности, предотвращения беспорядков или преступности, защиты здоровья, морали, репутации, предотвращения распространения информации, полученной конфиденциально.

Законы, принятые в США, Канаде, Швеции и других странах, рассматривают доступ к официальной  информации как естественное право  человека. В других европейских странах  таких законов нет. Но есть практика обеспечения информационной открытости, которая вызывает желание на ориентацию идеи демократии, прав человека и рыночных отношений. В этих условиях понятен тот интерес к проблемам свободы доступа, который проявляют различные структуры гражданского общества.

Привилегированное положение работников средств массовой информации, имеющих законодательно оформленные особые права на доступ к информации, их высокая профессиональная заинтересованность в доступе к информации вкупе с традиционным нежеланием чиновника давать журналистам информацию (кроме той, которую надо опубликовать в интересах ведомства), казалось бы, должны делать журналистов наиболее естественными союзниками тех, кто стремится повысить уровень информационной открытости властных структур.

Журналисты  прекрасно знают о том, какие  широчайшие масштабы приобрел прием на юридическом языке можно сказать: намеренное введение журналиста в заблуждение,то есть выдачи журналисту внешне правдоподобных, непротиворечивых с первого взгляда и подробных данных, на самом деле являющихся неполными, а то и ложными.. Но получая эту информацию, журналисты очень редко проверяют предоставленную информацию, предпочитая перевешивать эту обязанность на аудитории и оправдываясь потом тем, что это не журналисты, а источник информации виноват в том, что общественное мнение введено в заблуждение.

Можно говорить о том, что специализированная пресса сейчас играет роль кривых зеркал, так как предъявляемая аудитории информационная картина непохожа на действительность.

Помимо внешнего контроля за допуском журналистов к  информации все активнее проявляет себя журналистскаясамоцензура. Под самоцензурой следует понимать сознательное и добровольно принимаемое журналистом решение не интересоваться какими-либо фактами, а если они вдруг станут ему известными, то не публиковать эти сведения.

Цель данной дипломной работы: обозначить правовые основы доступа журналиста к информации и методы защиты профессиональных прав.

Для решения  указанной цели были поставлены следующие  задачи.

1. Проанализировать  научно-методическую литературу  по данной теме.

2. Изучить правовые аспекты доступа журналиста к информации.

3.Дать характеристику правового состояния доступа к информации сотрудников СМИ в настоящие дни.

В данной работе используется метод анализа научно-методической литературы.

На основании  анализа научно-методической литературы выявлены наиболее распространенные проблемы доступа журналистов к информации.

Разработанный материал может быть использован при дальнейшем изучении правовых проблем профессиональной деятельности журналиста.

Представленный  в работе материал убедительно показывает, что права журналистов нередко нарушаются, а защитить их сегодня нелегко. Требуется дальнейшее совершенствование законодательства, без чего невозможна реальная, а не декларативная демократизация общества.

Работа состоит  из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего 46 законов, комментариев и наименований работ отечественных и зарубежных авторов.

В первой главе  дипломного проекта рассматриваются конституционные нормы о доступе к информации.

Свободный доступ к общей значимости информации – не корпоративно-цеховая потребность журналистов. В этом заинтересованы и каждый гражданин, и общество в целом, которые от журналистов получают общественно-значимую информацию. Для журналистов доступ к информации является первейшей необходимостью, поскольку факты для них – это их работа. На основе информации, которую журналист доносит до общества, граждане зачастую принимают жизненно важные решения.

Проблема прав и ответственности журналистов  исследуется во второй главе данной квалификационной работы.

В третьей главе  рассматривается защита прав журналистов.

Анализ документов и публикаций, касающихся доступа  к информации, говорит о том, что  журналисты довольно часто встречаются  с неправомерным отказом в  предоставлении информации. Вместе с тем, не зафиксировано ни одного случая обжалования в суд редакцией или журналистом факта сокрытия запрашиваемой информации. Журналистов, как свидетельствуют опросы, останавливают организационно-процессуальные сложности, волокита и то, что информация быстро устаревает и утрачивает свою значимость.

Несовершенство  действующего законодательства, неготовность журналистов отстаивать закрепленные законом права на поиск и получение  информации, позволяют заинтересованным лицам скрывать информацию, манипулировать ею.

Однако есть надежда, что дальнейшая демократизация общества, становление институтов гражданского общества приведут к благоприятной  среде, в которой доступ к общественно  значимой информации станет нормой жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Доступ журналиста к информации

 

Свобода информации является элементом свободы мысли  и слова. Право на информацию гарантировано  Конституцией РФ/РЮО. В пункте 4 ст. 29 говорится: "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом".

Данная норма  устанавливает целый ряд прав человека в области информации. Право  искать, получать, производить и  распространять информацию без предварительного разрешения и уведомления государства  и его органов любым законным способом, независимо от государственных границ и независимо от форм выражения, не подлежит ограничению со стороны государства, кроме распространения сведений, составляющих государственную тайну.

Конституционно  запрещено применение любых не опубликованных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина. Эта норма Конституции РФ/РЮО является важной гарантией прав человека, особенно учитывая распространенную в прошлом практику издания секретных нормативных правовых актов, ущемляющих права и свободы личности.

Требование  публикации для всеобщего сведения распространяется также на подзаконные  акты. Так, нормативные акты министерств  и ведомств, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, подлежат не позднее 10 дней после их государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ/РЮО публикации.

Положение о  соответствии норм международного и  национального законодательства имеет  существенное значение и для правотворческой, и для правоприменительной деятельности. Оно расширяет гарантии прав субъектов правоотношений, и прежде всего личности, позволяя им прибегать к защите своих прав через международные суды, в частности, обращаясь в Европейский суд по правам человека.

Права человека в области  информации более полно раскрываются и конкретизируются в законе "Об информации, информатизации и защите информации" (в ред. от 10.01.03), который регулирует отношения в области формирования и использования, сбора, обработки, хранения, поиска, распространения информации и ее защите. Закон предусматривает обязанность государства по обеспечению реализации прав граждан и организаций в условиях информатизации.

Закон РФ/РЮО "О государственной тайне" (в ред. от 06.10.97 с изм. от 10.11.02) содержит подробный перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Это сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, внешней политике и экономике, разведывательной и контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности. За разглашение таких сведений может наступить дисциплинарная или уголовная ответственность.

В соответствии с этим законом не подлежат засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях  и катастрофах, стихийных бедствиях, состоянии окружающей природной  среды, сведения в области здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, о состоянии преступности, о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, о фактах нарушения законности органами государственной власти РЮО и их должностными лицами.

Конституционное положение  о гарантированности свободы  массовой информации развивается в  Законе РФ/РЮО "О средствах массовой информации" [7]. В соответствии с этим законом в РЮО поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование, распоряжение ими не подлежат ограничениям, кроме установленных законом.

Закон содержит понятия массовой информации и средства массовой информации. Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле- и видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Важное значение для обеспечения  гарантий свободы массовой информации имеет установленный Конституцией и данным законом запрет цензуры [3]. В соответствии с законом цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, не допускается.

Вместе с тем, законом  предусмотрена недопустимость злоупотребления  свободой массовой информации, в частности, не допускается использование СМИ в целях совершения уголовно-наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Конституция прямо предоставляет гражданам право свободно передавать и распространять информацию, не составляющую охраняемую законом тайну, любым законным способом.

Таким образом, запрещение со стороны руководства какого-либо государственного органа, предприятия  или организации давать интервью СМИ, в том числе и по вопросам, касающимся деятельности этого органа или организации, не составляющим ее коммерческую или иную охраняемую тайну, является нарушением прав, закрепленных в пунктах 4 и 5 статьи 29 Конституции и статье 47 Закона "О средствах массовой информации"

Информация о работе Нарушение прав журналиста в доступе к информации