Московско-тартуская семиотическая школа: генезис школы, основные представители и постулаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 18:34, контрольная работа

Краткое описание

Московско-тартуская семиотическая школа - это, с одной стороны, одно из направлений европейского структурализма, а с другой - явление позднесоветской культуры, позднесоветской научной жизни.
Эти два момента определяют основные содержательные моменты этого движения, его интересы, его претензии и его, не-интересы, то, что эта школа игнорировала или отторгала. Обе эти составляющие необходимы для понимания специфики тартуской семиотики .

Содержание

Введение 3
1. Семиотика в контексте структурализма 5
2. Семиотика и советский «научный быт» 6
3. Основные выводы и положения 11
Список литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

Контр. раб. по СЕМИОТИКЕ.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

3. Основные выводы и положения

 

В Тарту центром семиотики стала  кафедра русской литературы, на которой работали М.Ю.Лотман, З.Г.Минц, И.А.Чернов и др.

В 1964 здесь вышел первый сборник  Трудов по знаковым системам, и в  этом же году состоялась первая Летняя школа по вторичным знаковым системам, объединившая два центра, а также  ученых из других городов. В течение десяти лет было проведено пять Летних школ.

Школы в 1964, 1966 и 1968 прошли в Кяэрику  на спортивной базе Тартуского университета, школы в 1970 и 1974 году – в Тарту, причем последняя официально называлась Всесоюзным симпозиумом по вторичным моделирующим системам. Значительно позднее – в 1986 – состоялась еще одна, последняя школа. Во второй Летней школе (1966) принимал участие Р.О.Якобсон.

В рамках Московско-Тартуской школы  семиотики объединились две традиции:

- московская лингвистическая,

- ленинградская литературоведческая, поскольку именно к последней принадлежали Ю.М.Лотман и З.Г. Минц.

В основе московской лингвистической  традиции лежали методы структурной  лингвистики, кибернетики и информатики (в частности, поэтому одним из основных стало понятие вторичной моделирующей системы). Для Ю.М.Лотмана ключевым стало понятие текста (прежде всего художественного), которое он распространил на описание культуры в целом.

Для начального этапа работы Московско-Тартуской  школы было характерно чрезвычайное разнообразие охватываемой тематики, при этом было широко представлено исследование «простых» систем: дорожных знаков, карточных игр, гаданий и т.д.

Постепенно, однако, интересы членов школы сместились к «сложным»  знаковым системам: мифологии, фольклору, литературе и искусству.

Основной понятийной категорией, используемой в этих исследованиях, был текст. К семиотическому анализу текстов  в самом широком смысле слова  относятся, например, исследования основного  мифа (Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров), фольклорных и авторских текстов (М.И.Лекомцева, Т.М.Николаева, Т.В. Цивьян и др.). Другое направление, связанное с этим понятием, представлено в работах М.Ю.Лотмана. В этом случае речь идет о тексте культуры, а само понятие культуры становится центральным, фактически вытесняя понятие языка.

Культура понимается как знаковая система, по существу являющаяся посредником  между человеком и окружающим миром. Она выполняет функцию  отбора и структурирования информации о внешнем мире. Соответственно, различные культуры могут по-разному производить такой отбор и структурирование.

В современной российской семиотике  преобладает именно эта традиция, однако с активным использованием лингвистических  методов. Так, можно говорить о семиотике  истории и культуры, основанной на лингвистических принципах (Т.М.Николаева, Ю.С.Степанов, Н.И.Толстой, В.Н.Топоров, Б.А.Успенский и др.).

Особый интерес представляют рефлексия  по поводу Московско-Тартуской семиотической  школы и осмысление ее как особого  культурного и даже семиотического феномена.

Основная масса публикаций (в  том числе чисто мемуарного характера) приходится на конец 1980-х и 1990-е годы. Среди различных описаний и интерпретаций  Московско-Тартуской школы можно  выделить статью Б.А.Успенского.

К проблеме генезиса Тартуско-московской семиотической школы (впервые опубликована в Трудах по знаковым системам в 1987), основные положения которой, по-видимому, общепризнаны.

Наиболее же дискуссионной оказалась  статья Б.М.Гаспарова Тартуская школа 1960-х годов как семиотический  феномен. Она была впервые опубликована в Wiener Slawistischer Almanach в 1989 и вызвала целый ряд откликов.

Гаспаров рассматривает школу  как целостное явление (он практически  не упоминает имен), для которого характерна западническая ориентация, герметизм, эзотеризм и подчеркнутая усложненность языка, утопизм, своего рода внутренняя культурная эмиграция из советского идеологического пространства.

 

 

Список литературы

 

 

1. Гаспаров Б.М. Тартуская школа 1960-х годов как семиотический феномен // Московско-тартуская семиотическая школа: История, воспоминания, размышления / Под ред. С.Ю. Неклюдова. М.: Школа “Языки русской культуры”, 1998. С. 57—69.

2. Живов В. Московско-тартуская семиотика: ее достижения и ее ограничения// «НЛО» 2009, №98

3. Жолковский А.К. // Московско-тартуская семиотическая школа: История, воспоминания, размышления / Под ред. С.Ю. Неклюдова. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. С. 175-209.

4. Хорнби Оливия - История развития семиотики - http://olivia-hornby.narod.ru/more.html

 

 

 

 

 

 

1 Хорнби Оливия - История развития семиотики - http://olivia-hornby.narod.ru/more.html

2 Живов В. Московско-тартуская семиотика: ее достижения и ее ограничения// «НЛО» 2009, №98.

3 Живов В. Московско-тартуская семиотика: ее достижения и ее ограничения// «НЛО» 2009, №98

4Гаспаров Б.М. Тартуская школа 1960-х годов как семиотический феномен // Московско-тартуская семиотическая школа: История, воспоминания, размышления / Под ред. С.Ю. Неклюдова. М.: Школа “Языки русской культуры”, 1998. С. 57-69.

5Жолковский А.К. // Московско-тартуская семиотическая школа: История, воспоминания, размышления / Под ред. С.Ю. Неклюдова. М.: Школа “Языки русской культуры”, 1998. С. 175- 209.

6 Живов В. Московско-тартуская семиотика: ее достижения и ее ограничения// «НЛО» 2009, №98.

 


Информация о работе Московско-тартуская семиотическая школа: генезис школы, основные представители и постулаты