Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 05:32, курсовая работа
Эксперимент как деятельность, имеющая внешние и внутренние, объективные и субъективные признаки, распадается на ряд этапов, сочетание которых раскрывает его логическую структуру. До недавнего момента времени его специфика ограничивалась лишь сбором опытных данных, то есть непосредственным экспериментированием, из которого выпадали подготовительная и заключительная стадии . Исходя из этого, можно утверждать, что эксперимент вовсе не ограничивается лишь проведением опыта и получением исходной информации, а складывается из этапов, на каждом из которых по-своему сочетаются элементы чувственного, практического и теоретического познания.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ЖАНРОВ…...………...5
1.1. Жанровая структура телевидения……………………………………….5
1.2. Специфика телевизионных жанров……………………………………..7
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТ НА СОВРЕМЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ......11
2.1. Эксперимент как научный метод………………………………………11
2.2. Экспериментальный метод на примере жанра ток – шоу……………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………...…17
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…....19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТ НА СОВРЕМЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ
2.1. Эксперимент как научный метод
Эксперимент - это исследование влияния одного фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов.
В научной интерпретации эксперименты подразделяются на лабораторные - проходящие в искусственной обстановке, и полевые - протекающие в реальных условиях. Основным недостатком, данного метода является длительность проведения, что существенно ограничивает применение этого метода в практических исследованиях7.
Экспериментальные методы
– это схемы
Экспериментальные методы определяются не только объектом познания, но и строением процесса познания. Такая схема, определяемая строением эксперимента, является правильно построенной схемой в эксперименте или экспериментальным методом.
Панель - это повторяющийся сбор данных у одной группы опрашиваемых через равные промежутки времени. Таким образом, панель - это вид непрерывной выборки. Она позволяет зафиксировать изменения наблюдаемых величин, характеристик.
Панельный опрос используют при изучении мнений потребителей определенной группы за какой-либо промежуток времени, когда определяются их потребности, привычки, вкусы, рекламации.
Методика освоения каждого жанра разработана достаточно подробно и предусматривает разнообразные подходы к превращению знаний в умения.
2.2. Экспериментальный метод на примере жанра ток – шоу
Методика освоения каждого
жанра разработана достаточно подробно
и предусматривает
Так на примере эксперимента мы решили выяснить формы подачи и основные функции эксперимента как метода в телевизионной журналистике. Мы провели 30 минутный эксперимент с участием 5-ти человек из них 2 подставных лица. По времени 15 минут на каждого человека. Все прекрасно знают поговорку: Встречают по одёжке, а провожают по уму. Мы решили проверить так ли это, и провели эксперимент среди населения нашего города.
Главное условие, испытуемые не должны знать сути эксперимента, а суть в том, что им предстоит провести 30 минут в одной комнате с двумя совершенно разными по образу и профессии людьми, познакомившись и пообщавшись с каждым 15 минут, они должны будут определить их род деятельности и социальный статус.
Так при подготовке практической части данной курсовой работы проведена и снята на видео учебная экспериментальная программа в жанре ток-шоу. Ток-шоу - это разговорная программа телеведущего с участием приглашенных в студию экспертов, характеризующаяся тематической, стилевой стройностью, зрелищностью8.
Жанроформирующие элементы:
Предмет обсуждения - актуальная проблема, отражающая жизненные реалии и представляющая общественный интерес;
Целевое назначение - оценка предмета, выявление причинно-следственных связей, поиск решения обсуждаемой проблемы.
Метод - организация живого диалога с собеседниками в рамках «синхронной реальности», когда мысли, слова, действия рождаются на глазах у зрителей.
Типологические особенности жанра определяются его местом в ряду других разговорных передач: с одной стороны - классические интервью, с другой - развлекательные элементы.
Экспериментальное занятие на тему «Встречают по одежке, а провожают по уму» принадлежит к группе социальных ток-шоу.
Тема программы – насколько подкована молодежь в плане психологического воздействия лиц на ту или иную аудиторию. Так, в ходе проведения данного вида эксперимента выяснилось, что зачастую аудитория видит и чувствует не только изображение на картинке либо принимает участие в ток – шоу, но и воспринимает проведение мероприятия оценивая ситуацию по внешним факторам. Здесь же отметим, речевое поведение ведущего в кадре, владение речью, проблема непринужденного общения ведущего и журналиста с аудиторией.
Ведущая - студентка кафедры журналистики СВФУ - Татьяна Окунева.
Задачи ведущего расположить участников беседы к открытому обсуждению проблемы, поставить ряд интересных вопросов, которые зададут тон последующему разговору, создать динамику беседы, дать слово гостям, которые представляют разные позиции (герои программы, эксперты, преподаватели, зрители).
Ведущий может не только направлять ход беседы, но и высказывать свое мнение, участвовать в обсуждении темы на правах собеседника. Это приблизит ведущего к героям и зрителям и поможет другим выступающим чувствовать себя более свободно.
Любое ток-шоу, как и все передачи разговорных жанров, базируются на использовании метода интервью. Общение ведущего с героями передачи и зрителями в студии есть не что иное как интервью. Ведущий задает вопрос, а собеседник на него отвечает.
Проведенное ток-шоу дало
автору возможность сравнения сценария
с готовой программой: что получилось
так, как задумывалось, а что можно
назвать более или менее
Рассматриваемая тема, достаточно злободневна, проблематична и дискуссионна. В то же время, учитывая возрастные и социальные особенности аудитории программа не может обойтись без присутствия элемента легкости, интриги.
Тип аудитории данной программы определяется понятием «зрители - участники беседы», а ведущий - их равноправный собеседник.
Увлекательность передачи обеспечивается ее содержательностью, динамичностью, злободневностью, актуальностью выбранной темы, и в то же время, доступностью и легкостью восприятия.
Любое ток-шоу, как и все передачи разговорных жанров, базируются на использовании метода интервью. Общение ведущего с героями передачи и зрителями в студии есть не что иное как интервью. Ведущий задает вопрос, а собеседник на него отвечает.
В итоге:
- зрители становятся свидетелями непосредственного общения собеседников;
- разговор носит
- живая речь отражает
индивидуальные речевые
- достигается наглядность
и зрелищность речевого
- проявляется уровень компетентности собеседников в обсуждаемой проблеме;
- направляется внимание
зрителей не только на
- демонстрируется значение
невербальных элементов (
Стоит отметить важность выбора изобразительных средств для организации и проведения экспериментального ток-шоу.
Выразительность видеоряда достигается и умелой операторской работой: фиксация мимики, жестов выступающих и слушающих участников передачи, наличие крупных планов, демонстрирующих реакцию героини и зрителей на то или иное заявление в ходе беседы. Также используется художественный монтаж программы с применением видеоэффектов. Все это придает программе дополнительную динамику.
В целом методическая основа подготовки ток-шоу - это соединение журналистских и сценических приемов.
Журналистские приемы:
- проблема раскрывается
на конкретных фактах, на примере
деятельности конкретных людей;
- разговор в студии
нередко иллюстрируется
- передача строго
- отдельные смысловые
части относительно
- обязательная сценарная разработка: зачин, развитие, кульминация, развязка;
- обязательный вывод
(вывод делает ведущий
Сценические приемы:
- роли всех участников передачи расписаны заранее (в сценарии);
- главный герой - авторитет в какой-либо сфере жизни, личность, уникальная по своим способностям;
- ведущий, как центральный персонаж передачи (лично знаком со всеми участниками передачи, знает обсуждаемую проблему, задает вопросы героям программы и зрителям-участникам беседы);
- аудитория зрителей в студии обеспечивает реакцию на происходящее действо, его динамизм, появление в ходе разговора «неожиданных» вопросов.
Разнообразие методов, используемых при подготовке и проведении экспериментальных съемок в жанре ток-шоу, способствует наиболее полному воплощению на практике тех теоретических знаний, которые были получены в курсе предметов, входящих в основу данного экспериментального исследования.
Кроме того, осваивая возможность проведения учебных занятий при помощи использования разговорных жанров, студент - автор и ведущий программы - практикуется в написании сценария и разработке вопросов для проведения беседы. Эти умения и навыки пригодятся будущему журналисту не только для проведения больших разговорных программ, но и для работы в других жанрах. Так, например, метод интервью, лежащий в основе жанра ток-шоу, используется и в других телевизионных жанрах, в том числе информационных и аналитических. Умение общаться с людьми, получать информацию в процессе этого общения - необходимое условие для работы над созданием телевизионного сюжета, репортажа, очерка, телевизионного интервью, опроса и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе проведено исследование научного метода познания – эксперимента. Мы стремились составить ясное представление о том, что такое эксперимент (его состав, свойства, структуру), отличительные особенности.
Анализ экспериментального исследования связан с трудностями, обусловленными его тесным переплетением со многими видами практической и познавательной деятельностей.
Учитывая структурную организацию эксперимента, можно заметить, что теория дает о себе знать на всех этапах его выявления. В обобщенном виде роль теории в эксперименте реализуется в формировании целей и задач, в разработке плана, в проектировании и изготовлении приборов, в процессе проведения самого эксперимента, в получении и фиксировании исходных данных, а также в логико-математической обработке данных. Кроме того, строение познавательного цикла позволило выделить экспериментальные методы.
Хотя эксперимент и основывается на практической деятельности исследователя, но его специфика не исчерпывается только этим признаком. Представляя собой именно метод познания, эксперимент включает чувственные, логические и теоретические средства познания, гармоничное сочетание которых и позволяет раскрыть все особенности его природы.
Таким образом, сущность эксперимента заключается в том, что в нем сочетаются приемы практического, чувственного и рационального познания. Стало быть, в познавательном цикле осуществляется сложная система взаимодействий. При этом элементы процесса познания испытывают воздействия окружающей среды, а исследователь – также и различных компонентов общества. Анализ этих сторон и позволяет раскрыть природу эксперимента – научного метода.
По форме эксперимент сближается с деятельностью, в которой принимают участие субъект и объект, средства их взаимного воздействия и сама деятельность, в результате которой реализуется субъективная цель, видоизменяется объект, принимающий удобную форму для обеспечения потребностей человека. В эксперименте выделяются также субъект и объект познавательного действия, практические средства познания (приборы и инструменты), и само действие, направленное на изменение объекта.
Итак, эксперимент с самого начала выделяется в особый вид практики, предпринимаемой с целью получения нового знания и проверки старого.
Таким был первый опыт. По результатам таких опытов стоит отметить следующее:
Прежде всего, необходимо отметить возросший интерес самих студентов к освоению учебных программ.
Значительно повысился уровень теоретической подготовки.
И самый главный вывод: в ходе таких занятий знание превращаются в убеждения, а осваиваемые методики становятся навыками. Происходит процесс формирования профессиональной культуры.
Рассматривая телевидение одновременно как форму искусства, поскольку телепродукция есть результат творческого акта, и как социальную самоорганизующуюся систему, поскольку это один из примеров продленных кооперативных эффектов психики, можно понять, почему и как синергично интерферируют таланты ярких и несхожих, часто непримиримых личностей.