Методы журналистского творчества в современных СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 09:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проанализировать применение основных методов журналистского творчества на страницах современной печати.
В ходе реализации поставленной цели решались следующие задачи:
- раскрыть понятие и содержание журналистского творчества;
- описать разнообразие методов журналистского творчества;
- исследовать методы журналистского творчества в периодических изданиях разной направленности;
- сравнить разнообразие методов, используемых в журналистском творчестве современной периодической печати.
Объект исследования – современное журналистское творчество.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖУРНАЛИСТСКОГО
ТВОРЧЕСТВА 4
1.1 Понятие и содержание журналистского творчества 4
1.2 Методы журналистского творчества 5
1.3 Методы получения сведений……………………………………...10
1.4 Методы предъявления информации……………………………….13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННЫХ СМИ 17
2.1 Характеристика базы исследования 17
2.2 Исследование методов журналистского творчества в различных изданиях 18
2.2.1 Журнал «Cosmopolitan» 19
2.2.2 Журнал «Men’s Helth» 21
2.2.3 Журнал "РБК"………………………………………………….23
2.3 Сравнительный анализ методов журналистского творчества, используемых в различных изданиях 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Вложенные файлы: 1 файл

курсач!.docx

— 97.83 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Методы получения сведений

1) Проработка  документов. Документом называют любой материальный носитель записи с зафиксированной на нем информацией для передачи во времени и пространстве9.

Задача, которую решает журналист, обращаясь к документу, состоит в том, чтобы получить необходимые ему сведения: политические, идеолого-этические, исторические, статистические, производственные, несущие определенные характеристики и описания людей и событий и тому подобные.

Обращение к документам начинается с их поиска. Здесь журналисту требуется высокий уровень библиографической, документоведческой грамотности. Ценность документальных источников и необходимость их использования имеют объективные предпосылки. Во-первых, потому, что потоки документальной информации пронизывают все сферы жизнедеятельности современного общества. Во-вторых, информация, содержащаяся в документах, иногда дублирует данные, полученные другими методами, и тогда она служит средством взаимопроверки и контроля их надежности.

Виды документов классифицируются по многим основаниям. В зависимости от технических средств фиксации информации документы делятся на письменные (включая и рукописные, и печатные), иконографические (видео, кино, фото, картины, гравюры и тому подобное), фонетические (радио, магнитофон, грампластинки). В зависимости от авторства это могут быть официальные документы и документы личного происхождения. В связи с мотивацией создания документов выделяют спровоцированные (созданные по чьей-либо инициативе) и неспровоцированные (созданные по инициативе их автора)10.

2) Беседа. Львиную долю сведений, в том числе и подтверждение документов, журналист получает в беседе - непосредственном речевом общении с лицами, имеющими то или иное отношение к изучаемой ситуации. Беседа отличается от интервью, прежде всего тем, что все, участвующие в беседе, равноправны в изложении собственного мнения или формулировке вопросов. Беседа как метод познавательной деятельности журналиста такой вид организованного речевого общения, который предполагает отчетливое осознание журналистом стоящих перед ним задач и выработку тактики, соответствующей условиям общения. Надлежит получить пять групп данных: факты, мнения, объяснения, прогнозы, речевые приметы собеседника. Особые разновидности беседы - беседа по телефону и беседа в письмах.

3) Наблюдение. Этот метод познавательной деятельности предполагает непосредственное участие журналиста в изучаемой ситуации. Главное преимущество этого метода в том, что он позволяет наблюдать события и элементы человеческого поведения в момент их проявления. Здесь появляется возможность собирать данные независимо не только от умения предполагаемых собеседников говорить, но и от их желания говорить. Получая информацию из первых рук, журналист классифицирует виды наблюдения в зависимости от элементов контроля при наблюдении (контролируемое и неконтролируемое), в зависимости от положения наблюдателя относительно наблюдаемого объекта (включенное и невключенное), по степени формализованности наблюдения (структурированное и неструктурированное), по степени подготовки (систематизированное и несистематизированное), по временным характеристикам (длительное и оперативное), по позиции наблюдателя (открытые и скрытые), по способу получения сведений (прямое и косвенное), по числу наблюдателей (коллективное и индивидуальное).

Предметом журналистского наблюдения становятся и сам человек, и его внешность, и характер, и то, как он говорит, и поведение, и реакция на происходящее, и разнообразные аспекты взаимоотношения и взаимодействия личности и коллектива, и характер общения, и уровень культуры общения, и средства общения (жестикуляция, мимика, слово, речь), и то, о чем говорится, и даже окружающая предметно-вещественная среда. Не менее важно в этом ряду и наблюдение за наблюдателем, фиксация собственных ощущений журналиста, чаще всего применяющаяся при использовании метода «маски», когда исследователь вливается в коллектив исследуемых на равных правах, скрыв свою истинную профессию.

Кроме традиционных методов получения сведений, журналист в своей практической работе использует методы смежных наук. Их может быть сколько угодно, однако наиболее популярные, это опрос (анкетирование, телефонный опрос, интервьюирование и т.д.), контент-анализ, эксперимент.

 

1.4. Методы предъявления информации

 

Методы предъявления информации, используемые для воплощения фактологического ряда ЭВС: констатация, репортажное и реконструктивное описание, репортажное и реконструктивное повествование, характеристика, рассуждение, типизация.

1.Констатация. Он представляет собой указание на ту или иную реалию, обозначение ее бытия. В сущности, такие указания на реалии встречаются как «атомарная составляющая» и в более сложных методах – присутствуют в них в «снятом виде». Говоря о констатации как самостоятельном методе, мы, однако, имеем в виду случаи, когда такое обозначение реалий играет не вспомогательную роль, а служит решению специальной творческой задачи.

2. Репортажное и реконструктивное описание. Описание бывает двух видов. «С натуры» – это описание репортажное, оно включает в себя детали, подтверждающие, что журналист сам видел и слышал то, о чем рассказывает. Второй вид – описание реконструктивное, развернутое с помощью воображения журналиста на основе тех данных, которые были им получены от свидетелей и участников происшедшего. Главное правило в первом случае – подчинять отбор деталей сверхзадаче материала, соблюдая при этом чувство меры. Главное правило во втором случае – обязательно устанавливать границы реальности происходившего, специально проверять действительность отобранных деталей. 

3. Репортажное и реконструктивное повествование. Еще один метод, рассчитанный на воспроизведение фактов через их внешнюю, видимую сторону. Только эта внешняя сторона передается в данном случае не через детали обстановки, облика или поведения людей, а через обозначение основных моментов происходящего: последовательности действий, поступков, событий. Как и описание, повествование было зафиксировано в структурах текста еще Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Бытует оно тоже в двух видах и регулируется теми же правилами. Репортажное, если последовательность происходящего передается как свидетельство автора, а реконструктивное, если она восстанавливается на основании свидетельств других людей.

4. Характеристика. Она позволяет представить тот или иной фрагмент действительности не через внешние проявления, а прямо со стороны сущности. В данном случае мы предлагаем читателю результат работы нашей мысли, добытый посредством сложнейших мыслительных операций, о которых уже шла речь. Процесса этой работы в тексте мы не видим, в основе характеристики – выводы журналиста, причем совсем не обязательно сухие, абстрактные, как в аналогичном производственном документе. Диапазон эмоционального звучания их достаточно широк: от нарочито официального тона до ядовито-саркастического.

5. Рассуждение. Оно, как и характеристика, как и объяснение, служит выявлению сути той или иной реалии, ее значения, перспектив. Только в отличие от характеристики и объяснения в данном случае в центре внимания оказывается и процесс мыслительной работы по выявлению этой сути: вместе с журналистом адресат информации проходит весь путь постижения существа дела. Часто как исходный момент рассуждения журналисты используют вопросную форму выражения мысли.

6. Типизация. Это обобщенная подача сведений о действительности в виде неких условных картин, «суммарных фактов» или образов, близких к художественным. Типизация чаще всего используется в так называемых «безадресных», беллетризованных материалах, занимающих промежуточное положение между журналистикой и художественной литературой. Однако и в обычных журналистских текстах нередко встречаются фрагменты, иногда довольно развернутые, где факты теряют значительную долю конкретности, зато приобретают масштабность благодаря типизации.

Методы предъявления информации, используемые для воплощения культурологического ряда ЭВС: цитирование, апелляция (ссылка), изложение, переосмысление, словесная инкрустация11.

1. Цитирование. Речь о дословном воспроизведении отдельных фрагментов из произведений науки, литературы, искусства, общественно-политических и государственных документов, афоризмов, пословиц, поговорок.

2. Ссылка (апеллирование) – это указание на тот материал культуры, который автор имеет в виду, без подробного его раскрытия (предполагается, что он аудитории хорошо известен)

3. Изложение – свободный  авторский пересказ такого материала;  переосмысление — новая, автору  текста принадлежащая трактовка  известных образов или нормативов.

4. Переосмысление -  новая, автору текста принадлежащая трактовка известных образов или нормативов.

5. Словесная инкрустация  - обозначение чувственно воспринимаемых  образов, включаемых в новые  связи, и потому становятся  ключом к новым поворотам мысли. 

На практике журналист редко прибегает только к одному из методов. Часто для подготовки аналитической публикации автор использует их совокупность – интервью, наблюдение, изучение документа.

Таким образом, при проведении исследования я буду придерживаться классификации основных методов журналистского творчества, предложенной Г.В. Лазутиной, а именно проанализирую использование методов познавательной деятельности, методов получения информации (традиционных и нетрадиционных) и методов предъявления информации.

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННЫХ СМИ

2.1 Характеристика базы исследования

Для анализа  применяемых методов журналистского творчества было исследовано 3 популярных журнала, направленных на различную  аудиторию (женские, мужские, экономические).

Женский журнал  «Cosmopolitan», мужской журнал «Men’s Health» и экономическое издание «РБК».

 

Таблица 1

Общая характеристика журналов

 

Наименование и обложка журнала

Общая характеристика

Ежемесячный глянцевый журнал с тиражом более 1 млн. экземпляров. Впервые журнал стал издаваться в России в мае 1994 года. Журнал в мини-формате появился в ноябре 2003 года.

Космополитен (Cosmopolitan) является международным журналом для женщин 16-50 лет. Он был впервые опубликован в 1886 году в Соединенных Штатах в качестве семейного журнала, позднее был преобразован в литературный журнал и в конечном итоге стал женским журналом в конце 1960-х годов. Также известный как Космо (Cosmo), его текущее содержание включает в себя статьи об отношениях и сексе, здоровье, карьере, самосовершенствовании знаменитостей, а также о моде и красоте. Журнал Космополитен (Cosmopolitan) имеет 58 международных изданий, печатается на 34 языках и распространяется более чем в 100 странах12.

«Men's Health» – это прагматичное и полезное издание для мужчин, которые воспринимают жизнь как путь самосовершенствования. Делать такой журнал помогают эксперты: врачи, экономисты, спортсмены, стилисты и инженеры.

Men’s Health – главный мужской журнал во всем мире. Ежедневные новости и статьи, советы экспертов и блоги, конкурсы и подарки. Основные темы: мужское здоровье и спортивная форма; физические упражнения и видео-энциклопедия фитнеса; секс и психология отношений; правильное питание и профилактика заболеваний; еда и рецепты; домашняя кулинария и высокая кухня; куда поехать, где отдохнуть; мужская мода, одежда и стиль для мужчин: костюмы, галстуки, сумки, часы и другие аксессуары; обзоры информационных технологий и достижений науки; лучшие автомобили и гаджеты, тесты и видео онлайн

Тираж: 300 000 экз. Периодичность: Ежемесячно Объем: Около 150 полос. Аудитория номера: 881 500 чел13.

Журнал «РБК» – самый успешный российский деловой журнал.

На страницах «РБК» можно найти аналитику глобальных экономических процессов, почерпнуть оригинальные инвестиционные идеи и посчитать, сколько зарабатывают топ-менеджеры крупнейших российских компаний.

Главная задача – дать возможность современному человеку в одном издании получить качественную информацию и аналитику об основных сферах жизни общества.

Тираж номера 112 000 экз14.


2.2 Исследование методов журналистского творчества в различных изданиях

Для анализа используемых методов журналистского творчества в различных изданиях мной были отобраны разные номера каждого журнала, включенного в общий список базы исследования. С целью объективности оценки и глубины исследования представлю анализ каждого журнала в отдельности.

Статьи анализировались по основным методам журналистского творчества, которые, в свою очередь, были разбиты на две группы методов:

1. методы сбора информации (проработка документов, наблюдение, эксперимент, интервью, анкетирование и т.д.)

2. методы предъявление информации:

- для воплощения фактологического ряда элементов выразительных средств (ЭВС): констатация, репортажное и реконструктивное описание, репортажное и реконструктивное повествование, характеристика, рассуждение, типизация).

- для воплощения культурологического ряда ЭВС: цитирование, апелляция (ссылка), изложение, переосмысление, словесная инкрустация.

2.2.1 Журнал Cosmopolitan

Для анализа  я взяла номер журнала Cosmopolitan за февраль 2010 года. Объем журнала – 440 страниц, которые содержат 108 статей, включая гороскоп и тесты.

Журнал в целом содержит много глянцевых фотографий и рисованных изображений, можно сказать, что половина объема журнала имеет текстовое содержание, остальное изобразительное.

Разберем статьи по основным методам журналистского творчества, указанных выше.

В таблице 2 представлено распределение статей в журнале Cosmopolitan по методам сбора информации.

 

  Таблица 2

Распределение статей в журнале Cosmopolitan по методам сбора информации

Метод сбора информации

Количество статей

Процентное соотношение

1. Проработка документов

41

37,96

2. Наблюдение

22

20,37

3. Эксперимент

6

5,56

4. Интервью

19

17,59

5. Другие методы

20

18,52

Итого

108

100


Представленные данные свидетельствуют о том, что наибольшей популярностью у сотрудников Cosmopolitan пользуются такие методы сбора информации, как проработка документов, наблюдение и интервью. Среди других методов сбора данных можно назвать сравнительный анализ, беседу, письменный опрос.

Информация о работе Методы журналистского творчества в современных СМИ