Лекции по " Теория и практика журналистики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:07, курс лекций

Краткое описание

1. Журналистика как сфера массово-информационной деятельности.
Определение журналистики как особой сферы деятельности. «Массовая информация» как центральная категория в теории журналистики. Основные характеристики журналистской информации как массовой. Журналистский текст как носитель информации. Потенциальная, принятая и реальная информация. Информационная насыщенность и информативность текста. Адекватность журналистского текста: прагматический, семантический и синтаксический аспекты. Информированность аудитории и дезинформация.

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЖУРНАЛИСТИКИ.docx

— 188.85 Кб (Скачать файл)

7. Работа  редакции с читателями.

Редакционный актив и  его состав. Организационно-массовая работа редакции. Работа с редакционной почтой. Формы организации редакционной деятельности: акция, кампания, обсуждение.

 

Гуревич С.М. Номер газеты. – М., 2002.

 

     Редакционный  актив и его состав.

1. Информаторы, живущие в различных городах и других населенных пунктах региона распространения газеты, работники различных муниципальных и других властных структур, крупных предприятий, фирм и компаний, институтов и школ. Они, как правило, в газете не выступают, а лишь сообщают журналистам – по телефону, при личной встрече или письмом – о событиях, которые могут представить интерес для редакции.

2. Консультанты – специалисты, компетентные в какой-либо области знания или практической деятельности. К каждому из них руководитель редакции или ее журналист может обратиться за советом, консультацией.

3. Внередакционные авторы – люди с достаточно высоким уровнем образования, умеющие грамотно выражать свои мысли, готовые прислать в редакцию свои отклики на выступления газеты, поделиться своими соображениями о событии или ситуации, рассказать о встрече с интересным человеком.

4. Нештатные профессиональные журналисты, выступающие на страницах газеты. Они связаны с определенным отделом редакции, работают по его плану и получают компенсацию за работу в форме гонораров за свои публикации. 

 

     Организационно-массовая работа редакции – система организационных мероприятий, целью которых является расширение и укрепление связей редакции с читателями и авторским активом.

     Особенности  массовой работы редакции определяются  уровнем издания, величиной редакционного  коллектива, опытом его журналистов  и, не в последнюю очередь,  его материальными, финансовыми  возможностями. В редакции небольшого  регионального издания основными  формами массовой работы становятся встречи за «круглым столом» с представителями определенных профессий и проведение всевозможных конкурсов. А редакция крупной столичной газеты организует, кроме того, общественную приемную, создает деловой клуб, проводит фестиваль газеты и т.д.

 

     Работа с редакционной почтой.

     Значение редакционной почты:

  1. Источник эксклюзивной информации.
  2. Средство прямой и обратной связи.
  3. Публикация писем читателей в газете – форма выражения общественного мнения и вместе с тем инструмент обеспечения гласности в демократическом обществе.

     Одним из  важнейших элементов структуры  редакции является отдел писем. Это центр работы с редакционной почтой. Он отвечает за учет писем читателей, определение их судьбы, распределение по другим творческим подразделениям редакции и за подготовку писем, содержащих актуальную информацию, к публикации в газете. В зависимости от объема редакционной почты в номерах газеты регулярно – в соответствии с сетевым графиком – публикуют отдельные письма, их подборки или целые полосы под различными рубриками: «Нам пишут», «Письма наших читателей», «Из редакционной почты» и т.п. Рубрики по письмам составляют важную часть системы тематических рубрик издания. Некоторые из них используют сотрудники любого отдела редакции, другие же являются монопольными рубриками отдела писем.

         

     Формы организации редакционной деятельности: акция, кампания, обсуждение. 

     В ходе управления  коллективом используют разные  виды редакционной акции - коллективные действия нескольких журналистов или творческих подразделений редакции, направленные на достижение единой достаточно крупной цели. Частные акции помогают организовать работу лишь нескольких журналистов или небольшого подразделения редакции. Распространенная форма такой акции – подготовка тематической или целевой полосы журналистами творческого отдела. Несравненно большее значение имеют общие акции. Нередко они определяют деятельность всего коллектива или большей его части. В их ходе перед редакцией встают крупные задачи. К таким акциям относятся кампания и обсуждение.

     Кампания – это комплекс публикаций и организационных мероприятий редакции, посвященных одной общезначимой проблеме или актуальной теме. Цель кампании – вовлечение масс читателей в решение этой проблемы или в обсуждение этой темы. Кампания охватывает длительный период – от нескольких недель до нескольких месяцев и дольше. Тип, характер и длительность кампании определяются ее целью. Политические газетные кампании, связанные с важными событиями в политической жизни страны и общества – выборами президента, депутатов Государственной Думы или мэра крупного города, обычно продолжаются длительное время. Столь же продолжительной может быть и экономическая кампания, посвященная, например, изменению налоговой системы в стране. Но сезонная кампания, связанная, например, с проведением очередных сельскохозяйственных работ – севом или уборкой урожая, ограничивается их началом и окончанием.

     Другая форма  масштабной редакционной акции  – обсуждение. Оно имеет много общего с кампанией. Оно также может продолжаться длительное время. Поводом для него обычно служит обнародование какого-либо важного законопроекта или другого документа. Оно дает возможность выяснить отношение читательской аудитории печатного издания к новому проекту и повлиять на формирование общественного мнения. Часто такое обсуждение проводится в ходе газетной кампании, составляет ее неотъемлемую часть.

 

 

 

8. Интервью  как метод сбора информации  в журналистике.

Интервью как метод  сбора информации в журналистике. Виды интервью: информационное, оперативное, интервью-расследование, интервью-портрет, креативное (по М. Лукиной). Подготовка к интервью: определение цели и  характера необходимых сведений; изучение предмета интервью и собеседника; обдумывание хода интервью и вопросов; выбор места и времени. Проведение интервью: встреча с собеседником, приветствие, преамбула интервью, «разминка», стратегия и тактика. Завершение интервью. Барьеры общения и умение их ослабить.

 

Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. – М., 1989.

Лукина М. Технология интервью. – М., 2003.

Шумилина Т.В. Методы сбора  информации в журналистике. – М., 1993.

Шумилина Т.В. «Не могли  бы вы рассказать…» Метод интервью в журналистике. – М., 1976.

 

     Интервью — самый распространенный метод получения информации, который применяется журналистами во всех странах мира. Американские исследователи подсчитали, что интервью «съедает» от 80 до 90% их рабочего времени. К общепринятым в этой профессиональной деятельности относят не менее важные — наблюдение и работу с документами. Все три познавательных метода реализуются комплексно и по принципу дополнительности в зависимости от поставленных задач являются основным или вспомогательным инструментом журналистского поиска.

     Виды интервью по М.Лукиной:

1. Информационное— наиболее ходовой вид, нацеленный на сбор материала для новостей. В силу жестких временных стандартов это интервью отличается весьма динамичными темпами. Костяком информационного интервью являются ключевые для журналиста вопросы: кто? что? где? когда? почему? зачем?

2. Оперативное— разновидность информационного, только в еще более сжатом варианте.

3. Блиц-опрос, или опрос на улице – сбор разных мнений по какому-либо конкретному, как правило, узкому вопросу путем постановки одинаковых, фиксированных вопросов как можно большему числу респондентов, представителям одной или, наоборот, разных социальных групп.

4. Интервью-расследование проводится с целью глубинного изучения какого-либо события или проблемы. Как правило, оно организуется обстоятельно и не связано жестко временными ограничениями, хотя, конечно, и здесь существуют календарные планы. Очень важно уделить много внимания постановке целей и предварительной работе с материалами, изучить в полной мере все письменные источники и устные свидетельства, хорошо продумать стратегию беседы.

5. Интервью-портрет, напротив, сфокусировано на одном герое, однако предварительно для подготовки желательно провести не одну встречу с людьми заинтересованными, близкими или, наоборот, со сторонними наблюдателями. Большую нагрузку несут и детали быта, интерьера, одежды, особенности речи героя.

6. Креативное интервью (беседа, диалог) – журналист не просто оказывается посредником в передаче информации, а выступает фактически на равных со своим собеседником в процессе совместного творчества.

     Подготовка к интервью:

- определение цели и характера необходимых сведений (зачем вы хотите взять интервью? каких результатов хотите достичь? почему для решения этих задач вы выбрали именно этого собеседника? интересен ли он лично вам? есть ли к нему интерес у широкой публики?);

- изучение предмета интервью и собеседника (если журналист располагает временем, то для предварительной подготовки желательно воспользоваться источниками с максимально возможной полнотой. Ресурсы для предварительного исследования можно разделить на две большие группы: документальные источники и устные человеческие свидетельства);

- обдумывание хода интервью и вопросов (предварительная работа с источниками поможет определить основную тематику вопросов, продумать их последовательность и наметить путь, по которому журналист вместе со своим героем пойдет к намеченной цели. Вопросник стоит разрабатывать в соответствии с целями, о которых вы уже сообщили своему герою, когда договаривались об интервью);

- выбор места и времени (договариваясь о встрече, назначая время и место, прислушайтесь к пожеланию собеседника: чаще всего встреча назначается на его территории (дома или на рабочем месте) и в удобное для него время.

     Проведение интервью:

встреча с собеседником, приветствие  (при выборе того или иного стиля обращения — по имени или имени и отчеству, на «ты» или на «вы» — в первую очередь учитываются, по крайней мере, два фактора: возраст и социальное положение героя);

преамбула интервью (задача интервьюера— попытаться развеять возникшее напряжение и настороженность при встрече; верный путь — поговорить о том, что входит в сферу интересов вашего героя);

стратегия и тактика (вначале - нетрудные для собеседника, например фактические, вопросы; затем основные; главный вопрос – в конце; желательно завершить разговор на позитивной ноте).

     Завершение интервью: в строго установленное время; перед прощанием уточнить неясные вопросы, имена, цифры; уточнить, не хочет ли собеседник что-либо добавить к сказанному.

     Возможные барьеры общения:

  1. Психологические (несовпадение социальных характеристик беседующих, несовпадение психологического состояния, несоответствие обстановки, в которой протекает процесс общения, целям, смыслу, планам и привычкам участников).
  2. Социально-психологические - неосведомленность журналиста о психологическом состоянии социальной группы, к которой принадлежит собеседник.
  3. Этические – нежелание раскрывать свои или чужие секреты, запреты профессиональной этики (врачебной, педагогической и т. д.).

9. Наблюдение  как метод сбора информации  в журналистике.

Наблюдение как метод  познавательной деятельности. Особенности  журналистского наблюдения. Виды наблюдения. Произвольное наблюдение и его роль в журналистском творчестве. «Бабушкин  чердак» журналиста. Целенаправленное наблюдение и его разновидности: локальное; одноразовое и многократное; открытое и скрытое. Включенное наблюдение – метод «смены профессии» –  метод «маски». Правовые и этические  пределы использования метода.

 

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2000.

Лозовский Б.Н. Методика сбора  информации // Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000.

Рэндалл Д. Универсальный  журналист. – М., 1996.

Шумилина Т.В. Методы сбора  информации в журналистике. – М., 1993.

 

     Метод наблюдения основывается на личном познании действительности путем чувственного ее восприятия. Журналистское наблюдение целенаправленно, последовательно, систематично. Тем самым оно отличается от обыденного наблюдения, которое носит спонтанный характер. В отличие от проработки документов, наблюдение позволяет журналисту получать сведения непосредственно из текущей реальности – первичную информацию.

     Объем наблюдаемого так велик, что зафиксировать данные с необходимой полнотой архитрудно, и это порождает технические сложности. Отсюда неизбежность дополнительной нагрузки на журналиста при проверке данных наблюдения. Дело в том, что в силу разных причин физического и психологического характера при наблюдении существует опасность иллюзии восприятия – неадекватного отражения наблюдаемого предмета. Возможны и ошибки интерпретации, связанные с избирательностью нашего восприятия.

     Особая разновидность этого метода – самонаблюдение. Тут внимание журналиста сосредоточивается на собственном поведении, на внешних и внутренних факторах, которые его определяют, что открывает доступ к сведениям о неочевидных, скрытых процессах, характерных для той или иной ситуации. Но и в данном случае нельзя обойтись без проверки, без соотнесения результатов самонаблюдения с информацией, полученной другими методами, из других источников.

Информация о работе Лекции по " Теория и практика журналистики"