Лекции по " Теория и практика журналистики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:07, курс лекций

Краткое описание

1. Журналистика как сфера массово-информационной деятельности.
Определение журналистики как особой сферы деятельности. «Массовая информация» как центральная категория в теории журналистики. Основные характеристики журналистской информации как массовой. Журналистский текст как носитель информации. Потенциальная, принятая и реальная информация. Информационная насыщенность и информативность текста. Адекватность журналистского текста: прагматический, семантический и синтаксический аспекты. Информированность аудитории и дезинформация.

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЖУРНАЛИСТИКИ.docx

— 188.85 Кб (Скачать файл)

     В законодательстве РФ находит свое выражение государственная политика в сфере СМИ. Основные законы РФ, имеющие отношение к СМИ: Конституция РФ, Закон «О СМИ», Закон «О рекламе», Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан», Закон «О связи», Закон «Об информации, информатизации и защите информации», Закон «О государственной тайне» и др.

    Проблема  цензуры. Свобода слова в России — гарантируемое Конституцией Российской Федерации (ст.29, п. 4,5) право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Цензура запрещена (ст.29, п.5). Ст.4 Закона «О СМИ»: ограничения на реализацию свободы слова СМИ. Запрещено использование СМИ «в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности […], других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости», запрещает распространение информации о запрещённых за экстремизм организациях и о способах производства и местах приобретения наркотиков, и ограничивает работу журналистов при освещении контртеррористических операций».

4. Проблема  свободы журналистской деятельности.

Социально-творческая сторона  свободы журналистики: соотношение  понятий «свобода» и «необходимость». Свобода как возможность выбора, проблема ответственности. Свобода, необходимость, ответственность применительно  к журналистике. Юридическая сторона свободы журналистики – различные подходы: авторитарная концепция, концепция свободы журналистики, концепция социальной ответственности журналистики. Экономическая сторона свободы журналистики: основные источники доходов для СМИ, проблема финансовой независимости.

 

Прохоров Е.П. Введение в  теорию журналистики. – М., 2005.

 

     Слова «свобода» имеет множество значений. В обыденной жизни это непринужденность, независимость, отсутствие обязательств. В общественной жизни – пребывание вне заключения, отсутствие гнета. В науке – возможность высказывать личную точку зрения и т.п. Главная составляющая свободы, таким образом, - отсутствие внешних и внутренних ограничений, возможность принимать решения самостоятельно, отсутствие принуждения в выборе направленности и способов деятельности. Субъективистское понимание свободы как возможности делать «что хочется», преследуя эгоистические цели, без учета интересов других людей, заводит и теоретической тупик и порождает действия, не имеющие оправдания. Человечество едино, и в основу свободной деятельности должны быть положены единые основания.

     Эти основания  – объективное требование действовать  в рамках необходимости, т.е. не преступать закон. Важнейшим условием действительно свободного творчества является «проникновение» в необходимость.

     Социально-творческие факторы свободы СМИ: свобода – необходимость – ответственность. Свобода понимается как возможность выбора. Применительно к журналистике существуют барьеры, ограничивающие полную свободу:

  1. Социальные: законы, цензура, этические нормы, аудитория, политическая система, национальные интересы, религиозный фактор;
  2. Творческие (внутриличностные): система знаний, творческий кризис, совесть.

     Юридическая  сторона свободы журналистики  – различные подходы: 

  1. Авторитарная (лат. auctoratas «власть, влияние») - и как ее крайнее выражение тоталитарная - концепция исходит из того, что пользоваться свободой информационной деятельности могут лишь власть предержащие. Практически неограниченную власть получают СМИ, выпускаемые этими силами. Инакомыслящие же либо вовсе не допускаются в область журналистики, либо их издания и программы подвергаются жесткой цензуре, всякого рода экономическим ограничениям с целью исключить или крайне ограничить плюрализм взглядов.
  2. Концепция полной свободы печати – возникает как ответ на авторитарную концепцию. Исторически соответствующее юридическое требование - лозунг свободы печати - был сформулирован в XVII веке и стал одним из основных требований революционно-демократических сил XVIII века, боровшихся с феодально-монархическим абсолютизмом, придерживавшимся идеи авторитаризма в сфере печати. При этом смысловое содержание лозунга свободы печати было, если можно так выразиться, «чистым» - речь шла вовсе не о праве на вседозволенность, аморализм, антигуманность и т.д. Свобода не может быть полной (в эгоистическом понимании), мы в ней «захлебнемся», она начинает работать на деградацию.
  3. Концепция ответственной свободы СМИ - законодательная власть имеет право издавать законы и тем самым регламентировать рамки свободной деятельности СМИ, бороться против злоупотребления ими свободой слова.

     Экономическая сторона свободы журналистики: основные источники доходов для СМИ, проблема финансовой независимости.

     Для реализации  творческой свободы необходимо  обладать экономическими возможностями для организации своей деятельности. Затраты на помещение, оборудование, аренду каналов связи, зарплату сотрудников требует наличия у учредителя соответствующих средств или возможности получить кредит. Альтернативным вариантом является поиск состоятельного соучредителя (спонсора). В результате часть СМИ оказывается во владении коммерческих структур, диктующих свою информационную политику.

     Функционирование  СМИ в условиях рыночной экономики  при этом протекает в условиях  необходимости превышения доходов  над расходами. Источники доходов СМИ: доходы, получаемые от потребителей информации (покупки газет и журналов, абонементной платы, подписки); плата за размещение рекламы (до 80% доходов СМИ).

     СМИ, выпускаемые  государственными институтами, могут  воспользоваться средствами госбюджета  за счет налогоплательщиков. Государство располагает широкими возможностями, чтобы воздействовать на экономическое положение СМИ: налоговая политика, предоставление льгот на покупку необходимых материалов, и распределение госрекламы и т.д. Конечно, все многообразие форм вмешательства государства и предпринимательских структур в экономическую ситуацию в сфере СМИ избирательно – преимущество обычно отдается тем, чьи позиции более отвечают предпочтениям господствующих сил.       

     Нежелательному экономическому давлению СМИ могут противостоять, обращаясь за поддержкой к тем социально-экономическим институтам, чьи позиции им близки. Другой вариант – создание объединений (прежде всего – концернов или холдингов). Сращивание с другими сферами предпринимательства может создавать подчиненное положение СМИ в этих структурах и угрозу для информационной независимости. Некоторой гарантией от этого служит борьба с монополизацией в области СМИ (создание такого положения, когда аудитория имеет возможность выбора между конкурирующими изданиями, что предполагает ограничение возможности манипуляции массовым сознанием).

 

 

5. Журналистика, реклама, связи с общественностью:  общее и различное.

Журналистика, реклама и  связи с общественностью как  виды деятельности и социальные институты. Общие признаки журналистики, рекламы  и связей с общественностью как  трех видов целенаправленной коммуникации. Близость на организационном уровне и на уровне правового обеспечения. Существенные различия журналистики, рекламы и связей с общественностью  по следующим параметрам: адресант, адресат, информационное воздействие (объекты и характер информирования, цели и методы воздействия), обратная связь. Проблема разграничения журналистики, рекламы и связей с общественностью  в коммуникативной практике современной  России.

 

Тулупов В.В. Реклама в  коммуникационном процессе. – Воронеж, 2003.

 

Существенные различия журналистики, рекламы и связей с  общественностью

 

Журналистика

Связи с общественностью (ПР)

Реклама

1. Цель

Отражение событийной картины  мира, объективный анализ социальных проблем с целью их разрешения

«Создание положительного имиджа и управление им («продажа» имиджа, формирование паблисити), разрешение кризисных  ситуаций»

Создание побудительных  мотивов для увеличения спроса на изделие, сбыт товара, стимулирование сбыта

2. Объект

Социальная информация, разнообразные  факты текущей действительности

Репутация (негативная информация отсутствует)

Товар (недостатки не указываются)

3. Функции

Коммуникативная; информирования; ценностно-ориентирующая; социально-организаторская; психологического регулирования

Коммуникативная; информационная; консультационная; прогнозирующая

Коммуникативная: ориентирующая; стимулирующая; экономическая; культурно-образовательная; рекреативная

4. Основные методы

Убеждение (внушение)

Убеждение, внушение

Внушение (убеждение)

5. Типовые средства (каналы)

Газета, телевидение, радио, журнал

СМИ, специфические акции  конференции, брифинги, фестивали и  т.п.)

СМИ, наружная, сувенирная, почтовая и др. реклама

6. Заказчик

Общество, общественность (издатель, учредитель). Оплата через налоги, подписку, приобретение отдельных экземпляров

Руководители предприятий, регионов, лидеры организаций. Бесплатное распространение информации (оплачивается работа пиармена)

Отделы предприятий, организаций, отвечающие за реализацию товара. Платная  форма представления для заказчика (социальная реклама распространяется бесплатно)

7. Ключевые профессии

Корреспондент, редактор (характер мышления субъекта деятельности по преимуществу индивидуализированный)

Специалист по связям со СМИ; специалист по разрешению конфликтов, имиджмейкер (характер мышления по преимуществу нормативный)

Менеджер, креатор, копирайтер, художник, фотограф (характер мышления по преимуществу прагматичекий)

8. Характер труда

Индивидуально-коллективный; производственно-творческий

Производственно-творческий; индивидуально-коллективный

Производственно-творческий; индивидуально-коллективный

9. Произведения, (жанры)

Информационные, аналитические, художественно-публицистические материалы  в прессе, на ТВ,РВ

Пpecc-релиз, информационное письмо, доклад, сцепанарий пресс-конференции, разработка ПР-кампании и др.

Модульная газетно-журнальная реклама, теле- и аудиоролики, разработка рекламной кампании и др.

10. Аудитория

Систематическое информирование массовой аудитории с ориентацией  на «читательское ядро»

Систематическое информирование определенной части аудитории (явно выраженная целевая группа воздействия) через посредников (редакции, агентства  новостей) или в процессе специальных  ПР-акций

Дискретная доставка ком-мерческой  информации массовой аудитории через  посредников (СМИ) или через специальные  рекламные каналы с ориентацией  на целевую группу воздействия


 

6. Принципы  редакционной деятельности. Структура  редакционного коллектива. Методы  управления редакцией.

Принципы редакционной деятельности. Принцип разделения труда, принцип  кооперирования труда и объединения  результатов, принцип единоначалия. Функциональное, профессиональное и  квалификационное разделение труда. Творческая, техническая и коммерческая части  редакции. Пирамидальная и плоская  структура, их преимущества и недостатки. Правовые, экономические, административные (организационные) методы управления редакцией. Организационные методы управления редакцией: моделирование, планирование, координирование, нормирование труда  и учет его результатов, стимулирование работников, контроль и проверка исполнения.

 

Гуревич С.М. Номер газеты. – М., 2002.

 

     Принципы  редакционной деятельности: разделение труда; кооперирование труда и объединение результатов; единоначалие.

     Функциональное, профессиональное и квалификационное  разделение труда. 

  1. Функциональное - разделение труда в соответствии с функциями трудового коллектива. В результате он разделяется на несколько функциональных групп:
    • Творческая часть редакции:

- звено руководства и управления (редакторат – главный редактор  и его заместители, редакционная  коллегия и секретариат),

- звено исполнения (корресподенты,  обозреватели, специальные и собственные  корреспонденты, творческие отделы).

    • Техническая часть редакции (корректорская служба, компьютерный центр, редакционная библиотека и др.).
    • Коммерческая часть коллектива (отделы рекламы, распространения, маркетинга и др.).
  1. Профессиональное – внутри этих групп в соответствии с профессией и специальностью их членов.
  1. Квалификационное – между отдельными исполнителями в соответствии с их квалификацией, уровнем мастерства, знаний, умений и т.д.

     Пирамидальная и плоская структура, их преимущества и недостатки.

     Пирамидальная структура редакционного коллектива. Наверху нее стоит руководитель – главный редактор, ниже – его заместители, редколлегия, секретариат, а под ними располагаются творческие отделы, технические и коммерческие службы. У пирамидальной структуры несколько – три-четыре – уровней. На каждом из них находятся подразделения звеньев управления и исполнения, их руководители, на самом нижнем уровне – корреспонденты, технические и коммерческие сотрудники, непосредственные исполнители заданий своего руководства. Обеспечивает полное разделение труда в коллективе, единоначалие управления на всех уровнях, высокую персональную ответственность каждого за свою работу. – : громоздка, замедляет прохождение информации, необходимой для управления коллективом и выпуска издания. 

     Новая тенденция  в структуре редакции: плоская структура, более простая. В ней ликвидируются отделы, а, следовательно, и заведующие отделами. Каждый журналист ведет несколько своих рубрик, передает свои тексты непосредственно редактору или ведущему редактору. У главного редактора есть свои заместители, которые по очереди ведут подготовку номера. Изменились функции секретариата, иногда в редакции вообще отсутствует фигура ответственного секретаря, либо он называется иначе (заместитель главного редактора по выпуску). Секретариат занимается дизайном. В некоторых редакциях нет редколлегий (“Московская правда”). +: путь от автора до полосы сокращается. -: на руководителей наваливается очень большой груз работы.

     Методы управления редакцией:

1. Правовые – в их основе Конституция РФ, ее Гражданский, Трудовой и Уголовный кодексы, а также все законы и подзаконные акты, относящиеся к СМИ, в первую очередь Закон «О СМИ».

2. Экономические – финансовое воздействие на сотрудника редакции (перевод журналиста на вышеоплачиваемую должность, повышение зарплаты, лишение премии и т.п.)

3. Психологические – оптимизируя структуру и состав коллектива, учитываем особенности характера, возможности каждого сотрудника.

4.  Организационные:

  • Моделирование. Под моделью мы понимаем упрощенный аналог какого-либо реального объекта – предмета, явления, процесса. В СМИ моделируют структуру редакции, работу ее коллектива (с использование описательных, графических, физических моделей).
  • Планирование. План – одна из главных форм решения, которое принимает руководитель коллектива (перспективные планы, определяюшие деятельность коллектива и характер издания на длительный период – от нескольких месяцев до полугодия и даже года; рабочие – на месяц и долее, оперативные – недельные и планы конкретных номеров и др).
  • Координирование - согласование действий подразделений и сотрудников редакции (в редакции этим обычно занимается секретариат; если требуется, в этот процесс включаются главный редактор и редколлегия).
  • Нормирование труда и учет его результатов (секретариат): поскольку редакционная деятельность носит производственно-творческий характер, в область журналистского труда введены нормы.
  • Стимулирование работников - сочетает организационное (административное), экономическое и воспитательное воздействие на членов коллектива.
  • Контроль и проверка исполнения.  В ходе контроля выявляются результаты воздействия субъекта на объект, отклонения от выполнения решений, определяются пути преодоления этих отклонений, устранения того, что мешает нормальному функционированию системы.

Информация о работе Лекции по " Теория и практика журналистики"