Корпоративные издания в структуре печатных СМИ: типологические и профильные характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 12:43, автореферат

Краткое описание

Рост и развитие корпоративной прессы, укрепление её позиций на информационном рынке вызвано, прежде всего, дальнейшим углублением экономических связей между корпорациями, расширением международного рынка, а также интеграционными процессами в экономике различных стран. Данные процессы оказывают влияние и на средства массовой информации, в том числе и на корпоративную печать. По данным исследователей журналистики, на сегодняшний день сформирована достаточно широкая сеть корпоративных СМИ , которые имеют функциональное и тематическое своеобразие, типологическую и профильную специфику.

Вложенные файлы: 1 файл

_project_zgazeta_Babkin.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

На правах рукописи

 

 

 

 

 

БАБКИН

 Анатолий  Юрьевич

 

 

 

 

 

 

Корпоративные издания в структуре печатных СМИ:

типологические и профильные характеристики

(на примере прессы федерального государственного унитарного предприятия

«Почта России»)

 

 

 

Специальность 10.01.10 – Журналистика

 

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2010

Работа выполнена на кафедре печатных СМИ ФГОУ ДПО

 «Институт повышения  квалификации работников телевидения  и радиовещания»

 

Научный руководитель:

кандидат исторических наук, доцент Речицкий Леонид Антонович

 

 

Официальные оппоненты:       

доктор филологических наук, профессор                                                               

Головко Бориэль  Николаевич

Международная академия бизнеса и                                                       управления

 

 

кандидат филологических наук, доцент

Горчева Алла Юрьевна

Московский  государственный университет  им. М.В. Ломоносова

 

Ведущая организация:              

Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова


 

 

 

 

Защита состоится «20» января 2011г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета  Д.206.002.01 при ФГОУ ДПО «Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания» по адресу: 127521, г. Москва, ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2, аудитория 10.

С диссертацией можно  ознакомиться в научной библиотеке ФГОУ ДПО «Институт повышения  квалификации работников телевидения  и радиовещания»  по адресу: 127521, г. Москва, ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2.

 

        Автореферат диссертации размещен  на сайте www.ipk.ru

 

Автореферат разослан «____» _______________ 2010 г.

 

 

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат филологических наук                                                      С.Л.Уразова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Рост и развитие корпоративной прессы, укрепление её позиций на информационном рынке вызвано, прежде всего, дальнейшим углублением экономических связей между корпорациями, расширением международного рынка, а также интеграционными процессами в экономике различных стран. Данные процессы оказывают влияние и на средства массовой информации, в том числе и на корпоративную печать. По данным исследователей журналистики, на сегодняшний день сформирована достаточно широкая сеть корпоративных СМИ1, которые имеют функциональное и тематическое своеобразие, типологическую и профильную специфику.

Корпоративные СМИ в России имеют собственную историю. Исследователь корпоративной журналистики А.Ю. Горчева считает, что корпоративные издания существуют столько, сколько функционируют средства массовой информации. За рубежом корпоративная пресса появилась около 200 лет назад: в США она возникла в XIX веке, в Европе – чуть позже2. Прародителями корпоративных изданий в России, по мнению того же автора, являются газеты, появившиеся в нашей стране в первой половине XX века3. Это были так называемые «многотиражки» - органы партийных комитетов, профкомов и комитетов комсомола. Они выпускались на крупных фабриках и заводах, в совхозах и колхозах, всесоюзных стройках, а позднее – в научно-производственных объединениях. Их появление связано с необходимостью информационного обеспечения развития промышленности и сельского хозяйства в соответствии с планами первых пятилеток, общим ростом молодой социалистической экономики. До 1924 г. таких газет насчитывалось менее десятка, но к середине 30-х годов уже издавалось около 200 заводских газет4.

Рост корпоративного сектора в системе СМИ сегодня связан с потребностью общества в подобных изданиях. Профессор В.С. Хелемендик отмечает, что «печать, радио и телевидение, естественно, входят в другие системы — в систему распространения научных, общеобразовательных и профессиональных знаний, в систему искусств и эстетического воспитания, и в таком случае содержание, функции, принципы организации публикаций и программ, специфики восприятия их определяются требованиями этих систем»5.

В 2006 г. в  России было зарегистрировано около 6,5 тыс. корпоративных газет и журналов, но по экспертным оценкам, их количество приближалось к 20 тыс. Совокупный тираж корпоративных СМИ уже 4 года назад исчислялся десятками миллионов экземпляров6. Затраты российских компаний на собственные печатные СМИ, по самым скромным оценкам, в 2007 г. составляли 1 млрд. долл. США7. Роспечать со ссылкой на президента Ассоциации корпоративных медиа России Александра Страхова дает оценку рынку корпоративных изданий для бизнеса в 78 млрд. руб. (3 млрд. долл.)8.

Несмотря на стремительный  рост корпоративной журналистики в  России, за рубежом доля корпоративной прессы в общем объеме печатных СМИ значительно больше. В 2008 г. во Франции внутренние издания имели 80% компаний, в Японии 95% крупных предприятий выпускали хотя бы одну газету или журнал. А в Британии самыми популярными были именно корпоративные издания9.

В мире, по последним данным, корпоративные  медиа считаются самым распространенным видом СМИ. К примеру, совокупный тираж корпоративной прессы в Европе в конце 2009 г. составлял более 456 млн. экз., что значительно превышает разовый тираж других видов прессы10.

Мировой финансовый кризис заметно  отразился на динамике развития корпоративных СМИ. По словам исполнительного директора Ассоциации корпоративных медиа России Джемира Дегтяренко, рынок корпоративных СМИ в условиях кризиса «упал примерно на 20%»11. Но кризис только замедлил развитие данного сегмента системы СМИ. Многие специалисты отмечают положительное влияние кризисных явлений на оптимизацию корпоративной прессы. По их мнению, корпоративное издание – один из важнейших инструментов управления персоналом компании, ее клиентами и партнерами. Оно играет ключевую роль в формировании имиджа и репутации компании. И в условиях кризиса эти функции корпоративных изданий являются особенно ценными. Бесспорно: корпоративные издания – часть корпоративной культуры компании. А корпоративная культура является эффективным инструментом антикризисного управления12.

Очевидно, что сегодня в России корпоративная пресса стала достаточно важным, капиталоемким звеном в системе средств массовой информации, прежде всего, в периодической печати. Между тем, до сих пор нет однозначной оценки степени влияния корпоративной прессы на показатели экономической деятельности предприятий, на укрепление их производственных связей, социальную жизнь коллектива. Исследователи современной деловой прессы России пока не могут определить её оптимальную структуру и указать на основные факторы, позволяющие создать эффективную модель корпоративных СМИ. Нет и единой точки зрения на информационно-коммуникативные функции корпоративных СМИ, какая из них является доминирующей. Нет и достаточно полной характеристики современной редакции корпоративного издания, отражения специфики организации работы её коллектива. Не определены и требования к журналисту корпоративных СМИ.

В соответствии с профилированием компаний большое значение имеет и характер профилирования корпоративных СМИ с учетом специфики деятельности каждой корпорации. Это особенно важно, поскольку «эффективность деятельности всех отраслей журналистики гарантируется прежде всего высоким уровнем развития их специфичности»13. Гармоничное сочетание общего (типического) и особенного (профильного) – важное условие осуществления всей совокупности коммуникативных функций любой компании. Система корпоративных СМИ нуждается в постоянном совершенствовании профильных моделей. Об этом свидетельствует опыт такой компании, как ФГУП «Почта России», система изданий которой стала объектом нашего исследования.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена активно идущими процессами профилирования корпоративной прессы и задачами её типизации. Однако изучение данных процессов и связанных с ними проблем в рамках деятельности отдельной компании ещё не носит системного характера. Накопленный практический опыт не стал для исследователей современной отечественной журналистики предметом обстоятельного анализа. Об этом свидетельствует тот же опыт корпоративной прессы ФГУП «Почта России», который до настоящего времени не был объектом для изучения.

Следует так же отметить, что сложившаяся на сегодня система корпоративных СМИ не всегда соответствует задачам информационной деятельности современных корпораций.

Степень научной  разработанности темы. Принято считать, что начало изучения феномена корпоративной прессы в современной России положено научными трудами Д.Д. Дегтяренко14, А.Д. Кривоносова15 и Е.В. Лапиной16. В 2005 г. вышла монография Д.А. Мурзина «Феномен корпоративной прессы»17, где корпоративная печать рассматривается как подвид деловой прессы, как новое явление в постсоветской российской журналистике. Важным вкладом в научное осмысление проблемы стала и монография А.Ю. Горчевой «Корпоративная журналистика»18, в которой автор рассматривает корпоративную прессу с позиций социальной ответственности корпораций.

В 2006 г. в Уральском университете вышел сборник под редакцией Ю.В. Чемякина, целиком посвященный корпоративной прессе19. В период с 2005 по 2008 гг. в России было защищено около десяти кандидатских диссертаций, где исследованы различные аспекты деятельности корпоративной прессы20.

К осознанию того, что  корпоративная пресса представляет собой не только информационно-коммуникативную систему, а является также эффективным инструментом управления и формирования имиджа компании, её исследователи идут поэтапно. Первоначально, они рассматривали корпоративные издания как один из инструментов PR во внутренних коммуникациях компаний21. Однако вне сферы их научных интересов оставались вопросы её типизации и профилирования.

Теоретико-методологическую базу исследования составили научные труды известных российских и зарубежных учёных по истории и теории отечественной и зарубежной журналистики, теории функционирования социальных систем, работы по менеджменту и связям с общественностью.

При исследовании специфики  функционирования СМИ, истории их зарождения и становлении, жанровых особенностей публикаций в корпоративных изданиях автор опирался на труды Вартановой Е.Л., Виноградовой С.М., Грабельникова А.А., Засурского Я.Н., Коноваловой О.В., Корконосенко С.Г., Овсепяна Р.П., , Тертычного А.А., Цвика В.Л. и др.22

Рассмотрение особенностей формирования положительного имиджа и репутации компании, управления целевой аудиторией основано на трудах Алешиной И.В., Блэка С., Бойцова М.А., Капитонова Э.А., Капитонова А.Э., Кривоносова А.Д., Минаевой Л.В. и др.23

При исследовании проблем информационно-коммуникационной системы, связывающей все уровни управления компании, автор исходил из теоретических положений, содержащихся в трудах Головко Б.Н., Виханского О.С., Котлера Ф., Кошкина Л.И., Кукуры С.П., Мескона М. и др.24

Для формулирования исходных положений исследования автор привлекал труды по истории и эволюции, типологии и профилированию корпоративной журналистики Горчевой А.Ю., Мурзина Д.А., Чемякина Ю.В., Бена Бэгдикиэна (Ben Bagdikian), Джима Хайтауэра (Jim Hightower) и др.25.

Особое значение для исследования системы корпоративной прессы как части системы средств массовой информации имели научные труды Афанасьева В.Г., Богданова А.А., Берталанфи Л. фон, Реснянской Л.Л., Хелемендика В.С., Шкондина М.В. и др.26

Филологический  характер работы обусловлен тем, что в ней анализируются тексты корпоративных изданий (методом контент-анализа исследованы не только 95 номеров различных изданий Почты России, что нашло свое отражение в приложениях, но и печатные СМИ других компаний), в выявлении зависимости тематических и жанровых форм материалов от типологических и профильных особенностей издания. Автор изучал, насколько содержательно-графические модели изданий, жанровое разнообразие публикаций зависят от общепринятой концепции издания, изложенной в учредительных документах.

Объект диссертационного исследования – корпоративные издания федерального государственного унитарного предприятия «Почта России».

Предметом исследования являются их типологические и профильные особенности, в том числе функциональные, жанрово-тематические, характер их участия в процессах управления и коммуникации с субъектами компании (персоналом, клиентами и партнерами).

Исходя из научной  и практической значимости избранной  темы, учитывая недостаточную её разработанность, определена цель исследования – на примере ФГУП «Почта России» изучить с учетом её профиля информационно-коммуникативную систему корпоративных изданий в качестве эффективного инструмента управления как внутри предприятия (персонал), так и вне его (потребители и партнеры).

Поставленной целью определены задачи исследования, которые заключаются в том, чтобы:

  • охарактеризовать особенности современной корпоративной прессы и выявить ее основные типологические признаки;
  • на примере прессы, выпускаемой ФГУП «Почта России», проанализировать функции корпоративных изданий в кризисный и посткризисный периоды;
  • на примере газет и журналов ФГУП «Почта России» изучить степень соответствия корпоративной прессы её функциональным моделям;
  • на основе анализа публикаций в корпоративных изданиях установить их жанрово-тематическое своеобразие;
  • исследовать типологические и профильные особенности прессы ФГУП «Почта России»;
  • выработать рекомендации по совершенствованию системы почтовых корпоративных изданий.

Информация о работе Корпоративные издания в структуре печатных СМИ: типологические и профильные характеристики