История развития женских журналов на территории Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Очень насыщенной является история белорусской журналистики. Журналистики, как вид деятельности, претерпевал множество изменений, метаморфоз, стилей, целей и, самое главное, форм подачи материала, информации и новостей. Современное общество стремиться как можно активнее «включиться» в век информации, век цифровых технологий, век, определяющий будущее.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..………..3-4
Глава I
1.1 Дореволюционные женские журналы………………………..…………..5-7
1.2 Появление женских общественно-политических журналов………….....8-9
1.3 Тенденции советской женской прессы……………………………..….10-12
Глава II
2.2 История создания глянцевых журналов………………………………13-15
2.3 Женские журналы СССР......................................................…………….16-18
2.4 Первые журналы после Великой Отечественной войны………………...19
Заключение ………………………………………………………………………..20
Использованная литература……………………….………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 3 курс.docx

— 55.29 Кб (Скачать файл)

С начала 90-х гг. начинается новый этап в развитии женской периодики, чему способствовали политические, экономические и социальные факторы. По сравнению с предыдущим периодом структура прессы для женщин претерпела качественные изменения. В роли издателя смогли выступать коллективы редакций, издательства, акционерные общества, фирмы, объединения и организации. Основное целевое назначение изданий - оказание помощи женщине и ее семье в социальной и бытовой сферах. Содержание стало ограничиваться личными, реже профессиональными интересами. Внутриструктурное деление, несмотря на количество изданий, схоже и проистекает из тематического разграничения. Наилучших результатов в оформлении удалось достичь изданиям, выпускаемым зарубежными кампаниями, либо крупными отечественными издательскими фирмами, что позволило им изначально рассчитывать на высокие тиражи продукции. Пресса обращается преимущественно к женщине-жене, матери, хозяйке, деловой женщине.

Ориентированность журналов на интересы женской аудитории, связанные с ее внешностью, самочувствием, домом, семьей, свидетельствует о том, что данная тематика наиболее популярная, и она полностью заменила собой политические и экономические темы, что объясняется возникновением нового образа женщины, изменением ее жизненных ценностей и ориентиров.

Тематическая и аудиторная направленность классификационного метода позволяет выделить среди современных журналов следующие типы изданий:

  • - социально-бытовые (« Работница», «Крестьянка»),
  • - семейно-бытовые («Лиза», «Домашний очаг», «Натали»),
  • - элитарные («Космополитен», «Эль», «Мари Клер», «Харперс Базаар»),
  • - феминистские («Женское чтение», «Преображение»),
  • - профессиональные («Сестринское дело», «Секретарь», «Секретарь и офис»),
  • - религиозные («С Верой, Надеждой, Любовью», «Сестра»),
  • - журналы для девушек («Штучка», «Cool Girl», «Маруся»),
  • - специализированные по интересам (?Бурда моден?, ?Диана моден?, ?Золушка вяжет?, ?Валентина?).

Исследование имеющихся современных типов журналов для женщин свидетельствует о том, что существуют многочисленные варианты дальнейшего совершенствования как уже имеющихся моделей, так и всей структуры. Процесс функционально-тематического расширения выходящих изданий, организация новых, адресованных различным читательским группам, позволит наиболее полно соответствовать потребностям аудитории, отражать ее интересы.

Таким образом, можно сделать вывод, что в истории развития отечественной женской прессы выделяются несколько периодов: дореволюционный, включающий в себя несколько этапов (первый - 1779 г. - середина 50-х XIX в.; второй - середина 50-х XIX в. - начало ХХ в.; третий - начало ХХ в. - 1917г.), советский, состоящий из трех этапов (первый -1917 - 1928 гг.; второй - 1928 - 1945 гг.; третий - 1945 - 1991 гг.), и современный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

 

2.1.  История создания глянцевых журналов

 

          Своеобразными предтечами модных журналов можно считать книги, появившиеся в конце 16 века в Испании. В них печатались руководства для модниц, разъяснявшие правила создания модного туалета. Но пятьсот лет назад издание книги было делом долгим и трудным, к моменту ее выхода фасоны безнадежно устаревали. Надо было придумать что-то более дешевое и оперативное.  
 
           Во Франции выходит первый в мире модный журнал Mercure galant dedie a Monseigneur Le Dauphin в 1679 году. Правда, произошло это не в столице моды Париже, как было бы логично предположить, а в Лионе. Журнал этот был совсем крохотный – размером всего в восьмую долю листа. Первый номер открывался описанием свадьбы принцессы Марии-Луизы Орлеанской и испанского короля Карла II. К статье была приложена гравюра, изображающая наряд новобрачной, и модницы могли рассмотреть его во всех подробностях. Это была самая первая модная картинка самого первого модного журнала. Как долго издавался этот журнал – неизвестно, до наших дней дошло лишь несколько его номеров.  
 
          В 1779 году первый модный журнал появляется и в России. Он назывался «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета». Первый номер открывала картинка «Щеголиха на гулянье». Видимо, она и была предшественницей современных фотосессий. Авторы журнала давали своим нарядам завлекательные названия. Чего только стоят шляпы «Рог изобилия» и «Чепец победы» или платья «Расцветающая приятность» и «Прелестная простота»! Через двенадцать лет на смену этому журналу пришел новый, носящий громоздкое название «Магазин аглинских, французских и немецких новых мод, описанных ясно и подробно, представленных гравированными рисунками с присовокуплением описания образа жизни, публичных увеселений и времяпровождений в знатнейших городах Европы». Правда, обещанных рисунков в нем было не так уж много: печатать гравюры было дорого и сложно, поэтому журнал просто рассказывал о последних модах на словах, апеллируя к фантазии читательниц. Конечно, моды приходили из Европы с опозданием, что, естественно, вызывало нарекания дам. В одном из номеров издатели успокоили их так: «Мы приняли нужные меры получать материалы через почту из Парижа гораздо скорее, не позже, как через полтора месяца после их появления на горизонте тамошних щеголей и щеголих». Согласитесь, завидная оперативность!  
 
           Журналы мод появляются по всей Европе уже в 18 веке. В Германии выходит Gournal des Luxus und des Moden, в Англии – The Lady`s Magazine и Gallery of Fashion. А во Франции одновременно выходило аж четыре модных издания! В каждом таком журнале модники в первую очередь искали тщательно раскрашенные гравюры, изображавшие образцы одежды. Издатели со своей стороны привлекали талантливых художников-граверов к сотрудничеству, чтобы не обмануть ожидания читателей.  
 
           Выходит в свет культовый журнал Vogue в 1892 году. Именно это издание стало символом роскоши и гламура, задало высокую планку качества для всех последующих журналов, пишущих о моде: Cosmopolitan, Elle, Officiel и так далее. В Vogue впервые появились не просто позирующие манекенщицы, а постановочные съемки, которые теперь называют фотосессиями. С Vogue сотрудничали самые именитые фотографы и супермодели. Интересно, что мировой популярности журнала способствовал наш соотечественник Александр Либерман, эмигрировавший в Америку и возглавлявший издательство более тридцати лет. Алекс обладал невероятным чутьем, позволявшим угадывать будущие модные тенденции. Под его руководством журнал приобрел неповторимый стиль, узнаваемый во всем мире.  
 
             Первый советский журнал мод «Ателье» выходит в 1923 году. В это трудно поверить, но над его созданием трудились такие прославленные художники, как Бенуа, Сомов, Грабарь, Юон. Статьи для «Ателье» писали Ахматова, Городецкий, Сологуб, Эфрос и Шагинян. На страницах журнала советские модницы могли любоваться фотографиями московских актрис в роскошных туалетах, не уступающих французским нарядам. Для первого номера «Ателье» известный скульптор Вера Мухина создала эскиз своего знаменитого платья-бутона. Платье это было названо в журнале «эстрадным»: пышная белая юбка напоминала лепестки цветка, изящный силуэт дополнялся широкополой красной шляпой и тростью.  
 
           Буквально через месяц после победы в Великой Отечественной войне, в июне 1945-го выходит в свет первый номер «Журнала мод». Многие десятилетия он был почти единственным источником информации о моде в нашей стране. Лишь намного позже в СССР стали проникать модные журналы из братских социалистических республик и даже, благодаря редким командированным, из капстран.  
 
          Советские женщины открывают для себя первый западный журнал мод на русском языке – Burda. Он стал доступным в 1988году.  Там они нашли не только фотографии модных платьев и рецепты заморских блюд, но и профессиональные выкройки, с помощью которых можно было самостоятельно соорудить актуальный наряд. С тех пор прошло почти двадцать лет, россиянам стали доступны практически все знаменитые модные издания мира. Уже никого не удивляет, что девушки копируют свои ряды с картинок из Vogue и Cosmopolitan. Но до сих пор тот самый первый мартовский номер «Бурды» не удается отправить на заслуженный отдых. Библиотекари утверждают, что женщины по-прежнему заказывают его в архивах, чтобы снять выкройки.  
(Журнал Bellissimo за май/июнь 2007 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.  Женские журналы СССР

 

 

20-е и 50-е годы 20 столетия, считаются «золотым веком глянца». Расцвет индустрии всевозможных  женских журналов был связан  в первую очередь со стремительным  процессом развития буржуазной  культуры, модернизацией печатных  технологий, а, следовательно, и снижением  стоимости издаваемой продукции, уменьшением времени на доставку  номеров, расширением читательской  аудитории, за счет, более общего  содержания изданий. Такие изменения  в процессе производства и  продажи, превратили журналы в  необычайно популярный и доступный, массовый тип СМИ. Росли тиражи; повышалось качество иллюстраций, что делало журналы очень привлекательными  как для рекламодателей, так и  для читательской аудитории.

А что происходит в это время в Советской России?  
 
8 марта 1914 года по инициативе В.И.Ленина начинает издаваться первый советский журнала для женщин «Работница». Этот общественно-политический и литературно-художественный ежемесячник выходит в Петербурге тиражом 12 тыс. экз. «Работница» - первый большевистский массовый легальный журнал, ставивший своей целью защиту интересов женского рабочего движения. Издание временно прекращает работу из-за полицейских преследований. И вновь появляется в 1917 году как еженедельный журнал ЦК РСДРП (б). В период Гражданской войны журнал вновь перестает выходить и возобновляется в январе 1923 года.  
 
А в 1922 году появляется второй знаменитый советский журнал - «Крестьянка». Он основан Отделом по работе среди женщин ЦК РКП (б). Были и другие заметные издания, век которых, увы, был недолог, например, «Работница и крестьянка» (1932-1941), «Женский журнал» (1926-1930) и т.д. В этих изданиях печатались статьи на «женские темы», журналы воспитывали женщин, небрежно относящихся к своей внешности, телу, здоровью.  
В конце 30-х годов появляются публикации на темы гигиены и косметики, а также быта и снабжения, здесь же помещаются рецепты, советы хозяйкам, реклама, мода, выкройки женской и детской одежды - обычно, это вкладыш с одной выкройкой, к которой прилагается ее подробное описание. Журнальная реклама чаще всего размещалась на внутренней стороне обложки и представляла собой маленькие «окошечки» с различной информацией. В основном рекламировали услуги сберкасс, книги и журналы, каталоги выкроек, косметические и гигиенические средства.  
 
Эти знаменитые и горячо любимые советскими женщинами издания, в которых находилось место и для моды и для идеологии, прошли весь сложный путь нашей страны, пережили сталинскую, хрущевскую, брежневскую и горбачевскую эпохи и сумели «выжить» даже в наше непростое время.

В 1919 г. при художественно-производственном подотделе ИЗО Наркомпроса создаются «Мастерские современного костюма», которые возглавила Надежда Петровна Ламанова (1861-1941) – талантливейший российский модельер рубежа XIX-XX веков, одна из создательниц русского варианта стиля «ар нуво» в одежде, и русской школы моделирования в советское время.  
 
1922 г. при тресте «Москвошвей» открывается Ателье мод, которое должно было стать координирующим теоретическим центром моделирования бытового костюма — прообразом домов моделей в СССР. В Ателье мод должны были разрабатываться как образцы одежды для массового производства, так и модели по индивидуальному заказу.  
 
        Тогда же был издан единственный номер первого в СССР модного журнала «Ателье», в работе над которым приняли участие многие известные художники - Кустодиев, Бакст, Головин, Грабарь, Юон, Бенуа, Сомов, Мухина, Экстер, Петров-Водкин. Статьи для «Ателье» писали Ахматова, Городецкий, Сологуб, Эфрос и Шагинян. На страницах журнала советские модницы смогли полюбоваться фотографиями московских актрис в роскошных туалетах, не уступающих французским нарядам.  
Для первого номера «Ателье» известный скульптор Вера Мухина создала эскиз своего знаменитого платья-бутона. Платье это было названо в журнале «эстрадным»: пышная белая юбка напоминала лепестки цветка, изящный силуэт дополнялся широкополой красной шляпой и тростью. В начале 20-х годов выходят и другие журналы с разработками моделей одежды известных живописцев и графиков, например, «4 сезона», «Альбом мод» и пр. Многочисленные издания, эпохи нэпа, призывали мастеров кисти и пера высказываться по вопросам, связанным с созданием современного костюма.

1928 г. начал выходить журнал  «Искусство одеваться», в котором  печатали модели М.Орловой, Н.Оршанской, О.Анисимовой, Е.Якуниной; как правило, это были платья и костюмы с использованием мотивов народной вышивки. Прекрасно оформленный журнал «Искусство одеваться» был не просто модным, но и «культурно-просветительским» с целым рядом интересных рубрик: «Парижские письма» — (сообщения корреспондента из Парижа о тенденциях моды), «Курьезы мод», «Прошлое костюма». Был в журнале раздел «Полезные советы», где можно было узнать: «Как чистить лайковые перчатки», «Как стирать тонкие кружева», «Как обновить черные кружева и вуали» и т.д., кроме того, в нем печатались статьи ведущих модельеров, врачей-гигиенистов, реклама товаров.  
В том же 1928 году, появляется «Домашняя портниха» - традиционный журнал мод (большой формат, рисунки, в том числе и цветные, моделей одежды и пояснения к ним, советы портнихам и выкройки в качестве приложения). Журнал практически целиком состоят из моделей модной одежды, обуви, аксессуаров. В основном это были рисунки, но встречались и фотографии. Текста было мало, лишь описание моделей и советы портнихам. Оба журнала издавались на хорошей бумаге большого формата, с цветной полиграфией и с приложением выкроек.  
 
          В 1929 г. вышел новый журнал «Швейная промышленность», который писал о проблемах массового промышленного производства одежды. Начался этап индустриализации страны. В эти же годы открываются швейные техникумы, школы ФЗУ, швейные факультеты при текстильных предприятиях, которые готовят специалистов для легкой промышленности.  
 
        После 1929 года все эти журналы больше не выходили. Они и другие журналы мод («Модный журнал», «Моды сезона», «Модный мир», «Моды», «Модели сезона» и пр.) были закрыты за «безыдейность»!  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.  Первые журналы после победы в Великой Отечественной войне

 

 

1945 год. Вскоре после победы  в Великой Отечественной войне, выходит в свет первый номер  «Журнала мод». Многие десятилетия  он был главным источником  информации о моде в нашей  стране.

В послевоенные годы трудно купить хоть какую-нибудь одежду, так что было особенно не до моды. Лишь в начале 50-х женственность снова становится актуальной. Правда приобрести хорошие вещи по-прежнему трудно, поэтому одежду чаще всего шили или перешивали, иногда в ателье у портних, а иногда и самостоятельно. В каждой семье обязательно была незаменимая вещь - швейная машинка.  
 
         Советские женщины проявляли удивительную изобретательность и в очень непростых условиях умудрялись хорошо выглядеть. Они старались походить на экранных героинь того времени и, конечно же, следить за модой. И в этом им очень помогали советские журналы мод 1950 – 1960-х годов («Модели сезона», «Модели одежды» «50 моделей ГУМа) и журналы социалистических стран, преимущественно с рисованными моделями костюмов и аксессуаров, а позже в 70-е годы уже с фотографиями.  
Особой удачей считалось достать западный журнал мод. Например, журнал Burda, известный в Европе с 1949 года, именно тогда Энне Бурда открыла и назвала своим именем собственное издательство. А официально журнал появился в России в годы перестройки в 1987, став «окном в Европу» для миллионов советских женщин.

Сейчас нам доступны любые журналы. Что читать, какое издание выбрать в качестве модного путеводителя, каждый решает сам. Критерием являются лишь личные пристрастия. И как бы скептики не относились к модным журналам, они все равно будут сопровождать нас всю жизнь, и, наверное, не найдется ни одной женщины, которая не заглянула бы в такой журнал хоть «одним глазком». А когда-нибудь современные журналы о моде, попав в руки представительниц новых поколений, расскажут им о временах мам и бабушек.  
(Casual, 08.01.2008)

 

 

 

 

Заключение

 

 

В данной работе я рассмотрела все отечественные женские журналы. Проследила  тематику. Рассмотрела, как теоретическую, так и практическую сторону вопроса. Узнала, как начиналось развитие специализированной прессы, а далее женской. Что содержали в себе эти издания и насколько популярными они были. Так же проанализировала издания с точи зрения оформления, наполнения и стиля.

Каждый из представленных журналов я держала в руках. Конечно, можно сделать вывод, что  журналы, которые издаются сейчас ярче, эффектнее и интереснее. Но в то время появлением женских журналов было большим прорывом в журналистике того времени.

Информация о работе История развития женских журналов на территории Беларуси