Использование элементов интервью в жанре статьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Несмотря на многообразие жанров, информационных, аналитических и художественно-публицистических, одним из наиболее важных является интервью . Интервью – разнообразный и непростой жанр, который занимает неоднозначную позицию, в частности – в жанровой системе. Это беседа, где журналист должен проявлять инициативу, задавая вопросы. Информация, полученная методом интервью, может быть представлена и в других жанрах – в виде заметки, статьи, очерка и т.д. В нашей работе, мы будем рассматривать интервью прежде всего как жанр.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общие принципы синтеза жанров интервью и статьи……………..6
1.1 Место интервью в системе жанров……………………………………......6
1.2 Статья как один из жанров журналистики……………………………… 12
1.3 Синтез жанров в журналистике………………………………………….. 14
Глава 2. Использование элементов интервью при написании статьи………16
2.1 Общие критерии написания статьи и включение в нее элемента
интервью………………………………………………………………………..16
2.2 Анализ собственных материалов на предмет введения жанра интервью в
статью………………………………………………………………………….. 18
Заключение ……………………………………………………………………. 27
Список использованной литературы………………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

введение.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Фокусированное (направленное) интервью отличается от предыдущих главным образом тем, что ставит целью изучение мнений относительно конкретно заданной ситуации. Внимание опрашиваемых как бы "фокусируется", направляется на определенный, предварительно выбранный социологом фрагмент действительности: явление, ситуацию и т.п. Им может быть художественное произведение, кинофильм, театральная постановка.

Интервью с открытыми  вопросами проводится с применением плана, который подготавливается заранее. План интервью представляет собой набор открытых вопросов, расположенных в определенной последовательности. Интервьюер должен строго придерживаться плана интервью, последовательности вопросов и их формулировок. От него требуется полностью и внятно зачитывать помещенные в плане интервью вопросы и дословно, без искажений записывать ответы.

Интервью с закрытыми  вопросами, или стандартизированное интервью, - это формализованная процедура опроса, приближающаяся к анкетированию с помощью анкетера. Формализованность заключается главным образом в стандартизации плана интервью. Подготовленный социологом опросник фактически представляет собой анкету с преимущественно закрытыми вопросами. Если вопросы закрытые, опрашиваемому остается лишь выразить свое согласие с одним из вариантов ответов5.

По количеству участников интервью бывает:

Индивидуальное – интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).

Групповое – интервью, в котором участвует более двух человек.

Массовое – интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии.

 

 

 

 

 

 

1.2 Статья как один из жанров журналистики

 

Статья по уже указанной классификации относится к аналитическим жанрам.

Сам по себе жанр статьи является главным в аналитической журналистике. Под статьей понимают публикации, которые анализируют явления, события, лежащие в их основе закономерные связи с целью определения их политической, экономической или иной значимости. Еще точнее можно определить статью как жанр, предназначенный, прежде всего, для анализа актуальных, общественно значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей6.

Статья обладает особой функцией: аналитическое обсуждение  проводится так, чтобы читатель смог сам анализировать ту или иную ситуацию, описанную в публикации. Она объясняет читателям как общественную, так и личную значимость актуальных процессов, ситуаций, явлений, их причинно-следственные связи и таким образом инициирует читательские размышления.

Еще можно сказать о том, что статья – это локальное отображение жизненно-важных явлений, проблемы или актуальной ситуации. Факты в статье играют иллюстративную роль, в статье важны проблема и явление. В статье в полной мере используются аргументация, мотивация действий, используются все виды текстов: повествование, описание и размышление.

Как мы уже сказали, статья – это обобщение и анализ фактов и явлений. В ней события рассматриваются от общего к частному. Статья берет факты в глобальных масштабах, анализирует их, поднимая до научно обоснованных выводов.

Так как статья является главным жанром аналитической журналистики, она дает подробный обзор и анализ актуальных событий и ситуаций, опирается на самые различные методы работы журналиста, разъясняет происходящие процессы и ориентирует читателя на дальнейшие, самостоятельные размышления. Статья может иметь различные жанровые разновидности.

Виды статей:

1. Передовая – в ней основа директивность;

2. Пропагандистская – важным методом в ней является пропаганда;

3. Научная и научно-популярная  статья;

4. Проблемная, требующая  от автора всестороннего, глубокого  изучения вопроса, компетентности, инициативы, смелости;

5. Практико-аналитическая  статья обращена к актуальным  повседневным проблемам промышленности, сельского хозяйства, образования и т.д. В таких статьях анализируется положение дел в определенной отрасли или на отдельном предприятии, ставится задача вынести на суд общественности анализ ситуации и какие-то конструктивные предложения.

6. Полемическая статья  представляет собой выступление  с критикой взглядов политических  оппонентов, представителей иной  научной школы. Некоторые издания  публикуют полемику довольно  часто (например, "Независимая  газета", в других изданиях  полемические статьи появляются в ходе предвыборных кампании)7.

Статья – сложный  жанр, требующий большой работы. Ведь само его появление связано с тем периодом в жизни общества, когда общественное сознание перестало удовлетворяться созерцанием событий и начало пытаться понять суть, узнать, какие скрытые пружины движут событием. Именно поэтому жанр статьи столь популярен в современном мире.

Некоторые неопытные  журналисты пытаются использовать научный  стиль в своих материалах, что  не уместно в этом жанре. Публицистический стиль основополагающий в статье.

 

 

 

 

1.3. Синтез жанров в журналистике

 

Под жанром журналистского произведения понимают устойчивые особенности  его содержательно-тематических характеристик, типа отображаемой действительности, композиции, стилистики. Эти особенности жанра не зависят от воли журналиста, наоборот, выбрав какой-либо жанр для своей публикации, он вынужден считаться с его особенностями и возможностями.

Появление того или иного  жанра, его развитие объясняется, прежде всего, потребностью в нем. Наша жизнь постоянно находится в движении. Она изменяется, развивается, совершенствуется. Открываются новые предметные грани действительности. Дополняются и усложняются поставленные информационные задачи. Одни функции жанров постепенно отмирают и на их место встают новые, более усовершенствованные. Поиск чего-то лучшего привел к тому, что зародилось такое явление как межжанровый синтез. Это явление еще мало изучено, но, несмотря на это, большими шагами продолжает развиваться в журналистской среде.

Это объясняется тем, что строгое разделение по жанрам существует лишь в теории и, в определенной степени, в информационных материалах. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты (особенно в так называемых «бульварных» изданиях). Точного стандарта не может существовать, иначе, для чего же существует творчество?

В последнее время  усиливается тенденция к смешению, к взаимопроникновению жанров. И  потому некоторые исследователи  делают ошибки, выделяя как новые  жанры те, которые объединили в себе черты двух или более уже давно известных. Жанр – категория сравнительно устойчивая, не теряющая своих формообразующих качеств на протяжении веков. Наполняясь новым, актуальным содержанием, жанр приобретает новые черты, но формальные, жанрообразующие признаки серьезных преобразований не претерпевают. Но со временем новые видовые образования могут все-таки выделяться в отдельные жанры.

Синтез жанров пока мало изучен в теоретическом аспекте. Каждый жанр несет собой определенную цель и задачу. Если цели журналистского произведения не могут быть достигнуты с помощью одного жанра, то существуют различные варианты их сочетаний. К примеру, в репортаже, в очерке или статье многие журналисты используют элементы интервью. Сочетая жанры, журналисты должны четко осознавать то, что именно он хочет донести этим смешением читателям.

Смесь жанров как явление  не может не вызывать опасений в "чистоте" журналистики, однако реальные процессы идут вне теоретических выводов  а, напротив, их определяют. Синтез жанров – реально существующее явление, которое позволяет решать нестандартные задачи, возникающие на стыке разнородных проблем и отзываются на явления времени.8

Следует помнить, что  жанр не застывает ни в одном из своих видов, не останавливается навсегда ни на одном из методов, потому, что движется сама жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Использование элементов интервью при написании статьи

 

2.1 Общие критерии написания  статьи и включение в нее  элемента интервью

 

Общие структурные требования к  написанию статьи таковы.

Статья должна обладать ясной концептуальной линией. Недопустимо, чтобы эта линия терялась в гуще приведенных автором фактов. Автор должен выдвинуть на первый план и развивать четкую ясную мысль, чтобы читателям была понятна суть этой мысли.

Необходимо помнить, что статья делится на три части: начало, главную часть, заключение. К каждой из частей применимы определенные требования. Начало статьи – это своеобразное введение всего материала, в которой говорится о значимости ситуации или явления в обществе. Нужно объяснить актуальные проблемы и задачи. Только после этого автор может поставить вопрос о том, каким образом эти задачи, проблемы могут быть решены и в интересах каких сил.

Поскольку любая ситуация содержит в себе внутренние противоречия, то это может вызвать сомнения в правильности, полезности, необходимости постановки какой-либо цели, задачи, поиске путей их решения. Можно даже сформулировать в прямой или косвенной форме соответствующий некий вопрос-сомнение и адресовать его аудитории. Подобный вопрос может быть дан не только в свернутой, но и в развернутой форме (как несколько вопросительных предложений).

В главной части статьи автор может сосредоточить свое внимание на анализе тех факторов, которые помешали разрешить ситуацию, постараться выяснить, почему задача до сих пор еще не решена. Кроме того, он может показать, как, каким образом достичь цели или приблизиться к ней, какие конкретно шаги стоит предпринять для этого. Последовательность действий часто бывает довольно сложной, поэтому следует обратить внимание на то, чтобы не терялась нить рассуждений, чтобы публикация была понятна аудитории. Также в этой части может использоваться и элемент интервью. Здесь он, как нельзя лучше, на примере чьих-либо ответов или рассуждений объяснит читателям суть проблемы и направит их на собственное рассуждение.

В сравнении с главной  частью, в которой ситуация анализируется, заключительная часть имеет синтезирующий характер. В ней может поясняться, что несет с собой изменение ситуации, какие новые задачи и проблемы должны быть решены далее.

Автор может использовать элемент интервью в своем материале в любой части. Это зависит от того, на чем именно он хочет заострить свое внимание. Ведь жанр интервью представляет собой беседу, а именно, беседу с человеком, хорошо разбирающимся в обозначенной автором проблеме. Нередко ситуация может содержать в себе внутренние противоречия, то это может вызвать сомнения в правильности, полезности, необходимости постановки какой-либо цели или задачи. Поэтому этот способ позволяет получить доверие от читателей.

Также необходимо помнить, что к любому интервью нужна тщательная подготовка. Вопросы должны быть понятными, четкими и простыми. Не стоит забывать и об уважении к собеседнику, независимо от того какая проблема заложена основой личного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ личных материалов  на предмет введения жанра  интервью в

статью

 

«ЖУРfix» – учебная газета факультета журналистики ЧелГУ. Редакция формируется из студентов II курса. Ее редактором является педагог специализации выпуск учебной газеты. Газета с недавнего времени перешла с формата А4 на А3, который ранее использовался для спецвыпусков. Ее тираж составляет 200 экземпляров, которые распространяются бесплатно. Выпуск учебной газеты входит как предмет в дисциплины специализации.

В ходе данного исследования мы проанализировали собственные материалы, опубликованные в учебной газете факультета журналистики ЧелГУ на все вышеперечисленные критерии.

Апрель 2010, №11, «Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам»

Анализируя этот материал можно выделить основную его тему – как вылечить современного человека от депрессии. В начале статьи четко очерчены рамки данной проблемы. А также обозначено лекарство от этой «болезни».

«Как вы думаете, к чему это приводит чаще всего? К раздражительности, озлобленности, утомленности, в некоторых случаях, даже к болезням. К одной из них относится депрессия.  Она серьезна настолько, что увеличивает риск смерти от сердечных заболеваний. К тому же, депрессивно настроенные люди больше курят и едят нездоровую пищу.

Зачастую бывает сложно  выйти из такого  состояния. Но, как мы уже знаем, депрессия – это болезнь, а болезни нужно лечить, но не таблетками, а смехом. А докторами станут юмористы, сатирики, КВНщики и клоуны. Выздоровление гарантировано».

В основной части приведено  интервью со специалистом по данной проблеме.  Им выступил клоун. В интервью были использованы вопросы, которые затрагивают все аспекты темы: лечится ли подобное, как лечится, трудно ли это. Воплощение практического опыта специалиста является особенно важным.

«- Были ли в  вашей практике случаи «излечения»?

- Конечно!  В санатории, куда попадают  дети с всевозможными недугами, редко можно встретить счастливого ребенка. Когда рассказываешь им что-нибудь смешное приятно видеть сияющие от улыбок лица. На какой-то промежуток они забывают про свои  болезни. У нас лечился мальчик, у которого все тело было в ожогах. Он стеснялся других детей и не общался с ними. Действительно, для ребенка очень сложно осознавать то, что он не такой как все. Мы с коллегами сильно переживали, что он не ладит с остальными детьми. Но когда прошло мероприятие, где были  смешные номера и забавные конкурсы, в котором  необходимо было всем принимать участие, он перестал бояться показывать свои эмоции перед ребятами. Мальчик стал дружить с ними и проблема его внешности перестала существовать».

Информация о работе Использование элементов интервью в жанре статьи