Индивидуально-авторский стиль в радиопрограмме "Без дураков"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе рассматривается индивидуально-авторский стиль в радиопрограмме «Без дураков» на радиостанции Эхо Москвы.
Целью данной курсовой работы является выявление и анализ основных элементов радиоинтервью индивидуально-авторского стиля С. Корзуна.
Задача исследования заключается в изучении теоретической литературы по персонологической категории; рассмотрении жанра радиовещания (в нашем случае с интервью) и его специфические черты своеобразия; анализе звучащей речи и ее особенностей.

Вложенные файлы: 1 файл

Индивидуально-авторский стиль в радиопрограмме Без дураков на радиостанции Эхо Моксвы (готовый вариант).doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. глава. Выявление и анализ элементов индивидуально-авторского стиля С. Корзуна в радиопрограмме «Без дураков» на радиостанции «Эхо Москва»

2.1. Лингвоперсонологическая категория как элемент индивидуально-авторского стиля С. Корзуна

Своеобразие дискурса языковой личности С. Корзуна на примере радиопрограммы «Без дураков» на радиостанции «Эхо Москва» определяется двумя факторами:

  1. культурным контекстом, т.е. значимыми идеями, традициями, стереотипами, определяющие характер общества, в котором журналист осуществляет свою речемыслительную деятельность, а также принятые в данном обществе дискурсивные формы объективирования замысла интервью;

Первый фактор раскрывается в интервью с Еленой Малышевой в эфире от 2 февраля 2011 года:

С. КОРЗУН: Своих-то лечите домашних? И мужа тоже? Генитика врачей в семье все-таки!

Е. МАЛЫШЕВА: Ну, слушайте, у нас дома просто можно частную клинику открывать. У меня мама блестящий педиатр, брат – выдающийся хирург, сестра невропатолог, я – терапевт, кардиолог. Муж тоже профессор медик. Т.е. у нас там хватает специалистов.

 

В данном отрезке интервью раскрываются понятия: стереотип и традиция. С. Корзун в интервью с Еленой Малышевой показывает устойчивый образ явления или человека, а также передачу ценностей жизни от поколения к поколению.

Самыми распространенными стереотипами являются:

    • женщины - слабый пол;
    • старики – ворчуны;
    • французы – любвеобильны.

В нашем случае Елена Малышева – российский врач, продолжающая дело свои семьи. С. Корзун доказывает этот факт, используя стереотип, о том, что каждый родитель мечтает, чтобы их ребенок продолжил семейное дело (медик, юрист, артист и др.).

В интервью с Дмитрием Крыловым, эфир от 6 августа 2011, журналист демонстрирует стереотип представления стандартного путешественника:

С. КОРЗУН: Я ожидал увидеть загорелого человека с белым кругом у правого или у левого глаза, который все время во всех своих путешествиях смотрит в камеру. Т.е. такой глаз белый должен был быть, а тут равномерный загар. Откуда такой? И почему нет белого круга?

В интервью с Гарри Каспаровым, эфир от 2 октября 2011, мы можем увидеть стереотип бразильской нации, играющих в футбол:

С.КОРЗУН: Правда, с трудом представляю бразильского мальчишку, который предпочтет шахматы - разве что-то из-под палки - и не играет в футбол во дворе.

  1. особенностями психологической познавательной деятельности (тип мышления и стиль мышления) языковой личности журналиста;

Второй фактор своеобразия дискурса языковой личности относится к психологическому аспекту журналистского мастерства. Интервью – это всегда общение с живым человеком, который иногда обладает другим видением мира, поэтому профессиональный журналист должен обладать особенными типом и стилем мышления.

В психологии выделяют пять типов мышления: идеалистический, иррациональный, рациональный, аналитический и синтезирующий.

На примере анализа интервью С. Корзуна, мы пришли к выводу, чтобы выполнять  свою работу максимально профессионально журналист должен сочетать в себе несколько типов мышления. Доминирующими типами мышления С. Корзун является рациональный и аналитический.

Рациональный тип мышления позволяет журналисту хорошо ориентироваться в реалиях окружающей действительности, обладать четкой аргументацией и демонстрацией конечной пользы.

Аналитический тип мышления помогает журналисту выстраивать из фрагментов картинку и владеть обзорным видением ситуации. Журналист, обладающий таким типом мышления, строит цепочку и весь пошаговый ход рассуждений.

Например, в интервью с Людмилой Гурченко в эфире от 6 декабря 2010:

С. КОРЗУН: Вот есть в поисковой системе, наши слушатели, наверное, поймут. О чем я говорю, когда начинаешь набирать имя, там идут подсказки. Т.е. самые популярные запросы, т.е. то, о чем чаще всего спрашивают. Как только имя «Людмила» набираешь, первым номером идете Вы. Не Людмила Путина, не Людмила Зыкина, не Людмила Сенчина, первым номером в поисковой системе Яндекс, по крайней мере, которой я пользуюсь.

В интервью с Кириллом Разлоговымв в эфире от 5 мая 2011 С. Корзун создает общую картину и подводит итог всей ситуации для слушателя:

С. КОРЗУН: Смотрите, с телевидением более-менее так решили. Получается,  что главные каналы взяли, в общем, под контроль, тут же тоже можно и посадить вас главным, создать Госкино. Чтобы вы отбирали картины, которые полезны для молодежи, для подростков, которые вредны для подростков.

С. Корзун обладает синтетическим стилем мышления, что является идеальным сочетанием для журналиста, так как человек с таким стилем мышления способен улавливать общие закономерности в частностях и, наоборот – в целостной системе составляющие ее элементы; хорошо замечает противоречия в интервью.

Например, в интервью с Людмилой Гурченко в эфире от 6 декабря 2010 С. Корзун замечает противоречия в ответах интервьюированного:

С. КОРЗУН: А теперь зависимости нет от других людей? Вы это сказали, когда речь зашла о худсоветах.

Так же как в интервью с Гарри Каспаровым в эфире от 2 октября 2011:

С.КОРЗУН: Но вы сами говорили, что выигрывать уже не будут.

Благодаря такому сочетанию типов мышления (рациональный тип + аналитический тип) и стилю мышления (синтетический = интеллект + логика) интервью С. Корзуна отличаются культурным национальным контекстом и четким логическим построением.

 

2.2. Вопросный комплекс как отражение индивидуально-авторского стиля С. Корзуна

Для журналиста важным элементом в интервью, является вопросный комплекс, который предполагает диалогичность. С помощью вопросов журналист демонстрирует свое отношение к герою и управляет беседой. Для успешного диалога журналист должен обладать чувством такта беседы и знанием вопросного комплекса.

Таблица 1

Классификация вопросов в интервью С. Корзуна

Типы вопросов

Вопросы на примере интервью С. Корзуна в радиопрограмме «Без дураков»

Уточняющие вопросы

Четырежды глава Центробанка, дважды неудавшийся кандидат в президенты страны. Было такое?

Кто? Назовите.

То есть второстепенный в любом случае, да?

Вот после Анны Владимировны?

Или за Горбачева?

Это в любой стране или в России?

Т.е. то, что сделал Израиль, это несомненно благо? Или это немножко другое? Возрождение языка, в частности...

Он математик был?

Только пальчиком погрозили, никаких оргвыводов?

Свечной заводик, в общем?

Электронную, в смысле, сайт в интернете?

Т.е. все равно, хоть так дели, хоть этак, это едино?

Развивающие вопросы

«Не было». Ну как? Не зарегистрировали. Подписи собирали же?

У вас вся семья, кстати, финансовые специалисты. Родители тоже были?

Что думаете о Кудрине?

А в человеке разве не все заложено?

Эта ситуация - это какая ситуация?

Контрольные вопросы

Диск – DVD понятно. Это видео с музыкой или видео с текстом или что?

Шод Муладжанов - член, чуть ли не вице-президент московского Английского клуба, это правда?

Уличающие вопросы

Но вы сами говорили, что выигрывать уже не будут.

«Спорт-экспресса» не было еще тогда.

Количественные вопросы

А сейчас какая пропорция, если вот брать?

Сколько было?

Гипотетические вопросы

А если б свободно выбирали страну, в которой жить? В какой стране жили бы?

Если будет свобода слова, то войдете? Не будет свободы слова, тогда не войдете?

А если не разумом голосовать, а эмоциями, за кого отдали бы свой голос?

Проективные вопросы

Женщина фейерверк, называли вас журналисты. Соответствуете? Внутреннее убеждение есть, что Вы женщина фейерверк и есть?

А чувство одиночества посещает часто? Свобода и одиночество, говорят, что они ходят рядом, практически рука об руку.

И женщине фейерверку. Ну, Вас трудно представить в роли примерной семьянинши, перефразируя. Что для Вас важней, успех, или какие-то жизненные, человеческие другие ценности?

Какую роль в вашей жизни играло кино, карьера, скажем, в кино, насколько она была в приоритетах для вас?

Переходные вопросы

Возвращаясь к вопросу о Сан-Владике – возможно во Владивостоке создать что-то подобное? С помощью японцев, китайцев, кого угодно, и самим вложиться в это развитие?

И снова к шахматам – шахматы умерли – не как вид спорта, а как задача философско-математическая, после вашего поражения с компьютером?

Пассивные и мимические вопросы

 

Риторические вопросы

Почему нам не сделать какой-нибудь "Сан-Владек", допустим. Позвать тех же японцев?

А если не разумом голосовать, а эмоциями, за кого отдали бы свой голос?

Подсказывающие вопросы

«Московская правда» тоже подпала под это закрытие, да?

С самого начала ведь стали главным редактором, выбрали вас?

Льстивые вопросы

Вас иногда называют сильнейшим шахматистом мира всех времен и народов. Ставя на второе место Фишера.

Провокационные вопросы

 

 

 

Проанализировав интервью С. Корзуна, мы пришли к выводу, что в материале представлены практически все группы вопросов, кроме пассивных и провокационных – эти группы вопросов не встречается ни в одном интервью С. Корзуна.

Отсутствие пассивных вопросов говорит о том, что С. Корзун не использует бессмысленных пауз в эфире, исходя из специфики радиовещания. Доминирующими видами является проективные и уточняющие вопросы.

Преобладание проективных вопросов связано со спецификой портретного интервью. Стратегия С. Корзуна – раскрыть внутренний характер героев со всех сторон (карьера, семья, политические взгляды и др. аспекты). Превалирование уточняющих вопросов показывает С. Корзуна как профессионального журналиста, так как данный тип вопросов позволяет уточнить информацию и, исходя из этого, ее достоверность и понимание проблемы слушателем повышается.

Главная особенность интервью заключается в том, что С. Корзун не ставит перед собой задачу столкновения взглядов и разных мнений. Напротив, С. Корзун предоставляет возможность слушателям и интервьюированным придерживаться своей точки зрения, или на основе проведенного интервью прийти к другому решению. Исходя из этого, мы можем доказать причину отсутствия провокационных вопросов в интервью С. Корзуна.

Интервью С. Корзуна часто имеют форму вопросительных предложений. Темы могут быть сформулированы как в повествовательной, так и в вопросительной форме. Эти грамматические формы взаимозаменяемы, и С. Корзун может выбрать любую из них либо использовать их комбинацию.

 

2.3. Виды интервью С. Корзуна

Виды интервью влияют на разработку стратегических планов, обусловливают характер предварительной подготовки, определяют особенности поведения журналиста и собеседника, а также конкретную технологию проведения беседы.

Анализируя интервью С. Корзуна, мы пришли к выводу, что представленная выборка материалов относится только к одному виду интервью – интервью-портрет или персональное интервью.

Для доказательства рассмотрим интервьюированных С. Корзуна по роду деятельности:

    1. Людмила Гурченко, эфир от 6 декабря 2010 – советская и российская актриса театра и кино, эстрадная певица, кинорежиссёр.
    2. Шод Муладжанов, эфир от 6 января 2011 – журналист, медиаменеджер, главный редактор газеты «Московская правда», заместитель председателя правления Союза журналистов Москвы.
    3. Елена Малышева, эфир от 2 февраля 2011 – российский врач, телеведущая, руководитель программ «Здоровье», «Жить здорово!» ОАО «Первый канал». Доктор медицинских наук, профессор.
    4. Елена Ханга, эфир от 11 апреля 2011 – российская журналистка и телеведущая. Наиболее известна как автор и ведущая популярных телешоу «Про это» и «Принцип домино».
    5. Кирилл Разлогов, эфир от 5 мая 2011 – российский киновед и культуролог.
    6. Наталья Фатеева, эфир от 8 июля 2011 – советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР (1980).
    7. Дмитрий Крылов, эфир от 6 августа 2011 – тележурналист, актёр, автор и ведущий передачи «Непутёвые заметки» (Первый канал), художественный руководитель программы «Телескоп» (РТР).
    8. Виктор Геращенко, эфир от 27 сентября 2011 – российский финансист. Профессор, доктор экономических наук.
    9. Гарри Каспаров, эфир от 2 октября 2011 – советский и российский шахматист, 13-й чемпион мира по шахматам, шахматный литератор и политик.
    10. Дмитрий Быков, эфир от 17 ноября 2011 – русский писатель и поэт, журналист, кинокритик, сценарист, биограф Бориса Пастернака и Булата Окуджавы.

Цель каждого интервью с данными героями – получить информацию, необходимую для создания портрета человека. В ходе интервью С. Корзун концентрирует свое внимание, прежде всего, на личности героя, его поступках и характере. Героями программы «Без дураков» на радиостанции Эхо Москвы интервью становится человек, который проявил себя в какой-либо сфере общественной жизни и привлекает интерес широкой публики.

Портретное интервью имеет огромную популярность в периодической печати, радиовещании и телевидении. Данный факт вызван интересом читателя к той или иной личности, возможностями данного жанра проникать в его внутренний мир биографической достоверностью. Главная отличительная черта данного жанра – это его биографическая основа, которая лежит во всех разновидностях портретного интервью, поэтому С. Корзун часто обращается к прошлому интервьюированного, сопровождающиеся комментариями героя.

 

2.4. Структура интервью С. Корзуна

Структурно радиоинтервью состоит из трех частей: небольшого вступления, основной части и заключения. Во вступлении слушатели вводятся в тему, представляется собеседник, при этом важно подчеркнуть, почему журналист обратился именно к этому человеку, ссылаясь на его авторитет и компетентность.

Вступления в радиоинтервью С. Корзуна содержит формирование целей интервью. В основной части проявляется стереотипы, аргументация и речевое поведение С. Корзуна при интервьюирование. Заключение – важная часть радиоинтервью. Журналист создает тип финала интервью в зависимости от изначального замысла интервью: закрытый и открытый финал.

Проведя анализ, мы пришли к выводу, что С. Корзун использует исключительно открытый тип финала интервью, давай возможность слушателям и гостю оставаться при своем мнении, и ни в коем случае не допускает давления мнением.

С. Корзун ни в одном радиоинтервью изначально не ставит замысла, не говорит о конкретных целях интервью. Об этом иллюстрирует его высказывание в интервью с Людмилой Гурченко в эфире от 6 декабря 2010:

«У нас разговор абсолютно вольный, в вольном режиме. О чем хотим, о том и говорим. А я вот наткнулся на Вашу фразу в одном из интервью, свобода содержит долю яда. Если его перебрать, возможен летальный исход».

Для живого и интересного общения С. Корзун использует проективные вопросы, которые помогают глубже изучить характер собеседника, определить потенциал его внутреннего мира. В каждом радиоинтервью С. Корзун говорит о своем госте, прежде всего, как о человеке, отстраняясь по максимуму от его профессии. Особенно ярко это проявляется в интервью с Людмилой Гурченко в эфир от 6 декабря 2010:

Информация о работе Индивидуально-авторский стиль в радиопрограмме "Без дураков"