Женские издания в современной России (на примере журналов «Крестьянка» и «Работница»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выяснить, какие вопросы отражаются в материалах печатных изданий. Из данной цели вытекают следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы появления женской журналистики в России;
2. изучить историю и развитие отечественных женских изданий;
3. характеризовать женскую прессу в современной России

Содержание

Введение…………………………………………………………….....................3
Глава I. Теоретические основы появления женской журналистики в России.......................................................................................................................5
1.1 История и развитие отечественных женских изданий.................................. 5
1.2 Характеристика женской прессы в современной России...........................10
Глава II. Общая характеристика современной российской женской прессы на примере журналов «Крестьянка» и «Работница».....................16
2.1 Общая характеристика и история развития журнала «Крестьянка»..........16
2.2 История и современное состояние журнала «Работница»..........................17
Заключение…………………………………………………………………..….20
Список использованной литературы……………………………..................23

Вложенные файлы: 1 файл

Alina_zhenskaya_pressa(1).docx

— 57.01 Кб (Скачать файл)

Целевой аудиторией журнала  являются женщины и члены их семей. Современные, деловые женщины –  представители средних, высших слоев. Возраст читателей колеблется от 14 до 60 лет. Читают и активно пользуются советами журнала как женщины, так  и мужчины.

В детстве, наверное, кроме традиционных «Веселых картинок» и «Мурзилки», у всех было еще несколько любимых журналов: «Здоровье», «Крестьянка» и «Работница». Каждая семья, как и миллионы других советских семей, регулярно выписывала различные журналы.

«Работница» была самым популярным женским журналом в Советском  Союзе. Впрочем, она выходит и  сейчас, но о современной «Работнице»  писать не стоит – она стала  обычным глянцевым женским журналом. Интересна «советская» история  издания, а точнее ее конец.

Чтобы иметь представление  о масштабах его деятельности, достаточно привести такие цифры: в 1990 тираж составлял почти 23 млн. экз. Для сравнения: сейчас самый популярный женский журнал в России (хотя «российским» его можно назвать с большой  натяжкой) – «Cosmopolitan» имеет тираж 1, 05 млн. экз. На страницах «Работницы»  обсуждались самые острые глобальные социальные вопросы, не лишая при  этом наших женщин их мелких женских  радостей, типа вкладышей с выкройками или рецептов вкусной здоровой пищи. Через жизненные проблемы рядовой  женщины хорошо вскрывались проблемы советского общества, – как говорили классики: степень эмансипации общества определяется степенью эмансипации  женщины.

Начало журналу положила инициатива В.И. Ленина. В декабре 1913 он писал Инессе Арманд: «Беритесь  архиэнергично за женский журнал». Первый номер вышел 8 марта 1914 в Петербурге тиражом 12 тыс. экз. Издавался на пожертвования  работниц. В состав первой редакции вошли такие известные большевистские деятельницы, как Н.К. Крупская, И.Ф. Арманд, А.И. Ульянова-Елизарова, Л.Р. Менжинская, К.Н. Самойлова, Л.Н. Сталь и др. Хоть журнал был легальный, его целей  никто не скрывал. Прямо под названием помещалась подпись: «Журнал ставит себе целью всестороннюю защиту интересов женского рабочего движения». Темы номера – освещение женского дня в разных городах и странах, женский труд, больничные кассы; на передовице номера – статья по злободневному тогда вопросу о страховании, разъяснявшая труженицам их права. В том же году выходят 7 номеров, 2 из которых были изъяты «за призыв к бунту». Готовый восьмой – запрещен к печати. 9 июля издание прекращено из-за полицейских преследований. Возобновился в мае 1917 как еженедельный журнал ЦК РСДРП(б). До февраля 1918 вышло 20 номеров, тираж колебался от 30 до 43 тыс. экз. После Октябрьской революции 1917 «Работница» участвовала в созыве общегородской Петроградской конференции и подготовке 1-го Всероссийского съезда работниц (1918). В связи с трудностями периода Гражданской войны 1918—1922 издание было временно прекращено, и возобновилось на постоянной основе с января 1923.

Листая старые страницы, как бы окунаешься в ту эпоху, погружаясь в океан ее радостей и забот. Одновременно прослеживается изменение сознания – если выпуски 20–30-х отражают ломку  патриархального быта, когда миллионы женщин боролись за право быть наравне  с мужчинами, то в конце 80–начала 90-х страницы журнала дают больше моды, кулинарных рецептов, прочих «мелких  бытовых радостей», с другой стороны  понемногу впитывая в себя всю  общественную перестроечную грязь. В юбилейном мартовском номере за 1989, посвященном 75-летию журнала, главный  редактор З.Крылова публикует злободневную статью «Нельзя останавливаться!..», и предостерегает советских женщин, указывая, как они постепенно теряют завоеванные ими высоты. И в  этом же номере, через несколько  страниц опубликован материал о  том, как уютно обустроить кухню (по типу современных «кухонь-студий»), чтобы на ней было приятно и  готовить и обедать… Конечно, можно  спросить что в этом плохого? Но, в те же 20–30-е лозунги были другие: «Долой кухонное рабство, даешь общественный быт».

Женщина в современном  понимании большинства мужчин и, к сожалению, большинства женщин, должна быть красивой куколкой, которая  обязана интересоваться кухней, семьей, косметикой и модной одеждой. И ни в коем случае не забивать себе голову вопросами политэкономии.

История «Работницы» показывает, что журнал для настоящих женщин, может начинаться только с борьбы женщин-работниц за свои права – с борьбы женщины против капитализма. Как только эта борьба прекращается, исчезает и качественная женская журналистика. Исчез и массовый читатель, на его место пришел обыватель, которому не интересны «заумные» или «идейные» статьи. Например, в 1991 – тираж «Работницы» был за 20 млн. 1992 – не дотягивал до 12,5 млн., сейчас – меньше 200 тыс. Другая причина деградации – коммерциализация прессы: ни для кого не секрет, что самоокупаемых массовых изданий нет, все они находятся на дотации крупного капитала. Но это не означает, что подобное массовое издание невозможно сейчас в принципе. Другое дело, что поначалу оно не может быть очень массовым, как не была такой «Работница» в 1914. Главное не в количестве, главное в линии издания – последовательное отстаивание интересов трудовой женщины.

Редакционная статья «Работницы»  номера 1/1990 обращалась к женщинам со словами «сейчас не время иллюзий, и мы не можем обещать, что на наших  страницах вы найдете сладкое  отдохновение от всех ваших забот». Можно лишь добавить, что сейчас тем более не время иллюзий.

Когда-то журнал «Работница» был единственным полноценным, «серьезным» женским журналом Советского Союза (слишком простецкая и идеологизированная «Крестьянка» не в счет). Зоя Петровна Крылова, главный редактор «Работницы», работает в нем еще с тех времен.

Сегодня «Работница» - народный журнал для семейного чтения. Он менялся со своими читателями, но себе не изменил. Многие десятилетия «Работница» была вхожа почти в каждый дом. Ее знают почти все: если кто-то их молодых сам и не читал наш журнал, то слышал о нем от своей мамы или бабушки. И «звезды» здесь не исключение. Восприятие у людей от «Работницы» осталось самым теплым16.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данном исследовании мы проследили историю появления женской прессы в России и определили ее основные особенности. Это, во-первых, появление  новых видов прессы в 90-ые года XX в., когда женщина начала ощущать  больше свободы и осознавать свое равенство с мужчиной во всех сферах жизни. То есть постоянное изменение  жизни (политическое, экономическое) внутри страны влекло за собой противоречивые взгляды общества на образ женщины, тем самым менялась и работа журналистов  в женских изданиях.

Уже на сегодняшний день образ женщины четко сформировался, её рассматривают "со всех сторон", в журналах женщина теперь не только работница у станка, но и бизнес - леди, политический деятель, а, главное, подруга, мать и жена.

Естественно, любая женщина  четко знает, что она хочет  видеть на страницах журнала. В связи  с этим существует много различных  изданий определенной тематики: то есть журналы для молодых активных девушек "Elle", журналы для женщин семейных "Лиза", для подростков "Oops!", для определенных профессиональных групп "Шьём и вяжем" и т.д. И  в основном журналы пытаются как можно больше ответить на потребности читателей, наполняя свои страницы самым необходимым материалом.

Приоритетными действиями всех женских изданий были просвещение  женщин, расширение сферы их образования  и воспитания, совершенствование  ее вкусов и обогащение духовного  мира. Но в нашем исследовании были рассмотрены журналы «Крестьянка» и «Работница».

Сравнивая данные журналы мы выяснили, что они преподносят читательницам определенный образ жизни, которому должна следовать успешная женщина. Этот образ дается в визуальных, словесных образах, даже через рекламу. Далеко не всегда он отвечает реальному положению вещей в обществе, но это идеал, к которому стремятся женщины разных возрастов.

Эти журналы освещают достаточно ограниченный круг тем, но не теряют своей  аудитории, поскольку темы «Здоровье», «Семья», «Мода» актуальны для женщины всегда.

Тем самым в данной работе было сказано, какие темы освещаются в изданиях для женщин и как  время влияет на содержание этих женских  изданий.

Таким образом, мы изучили  данную тему, достигли цели и рассмотрели  все поставленные задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Афанасьева Гиперболизация в советской прессе // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2010. №5.

2. Бражников Я. Закат гламура / Я. Бражников // Правая.ру. – 18.12.08.

3. Воронина О. Свобода слова и стереотипный образ женщины в СМИ // ВМУ. Сер 10: Журналистика. 2009. №3.

4. Всегда с вами. Сборник, посвященный 50-летию журнала «Работница». - М., 2007.

5. Жукова А.В. Женская пресса как фактор социализации личности. Автореф. дис. канд. филол. наук. СПб., 2011.

6. Крах гламура // Медиаатлас. ру. – 20.01.09. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – (http://www.mediaatlas.ru/), свободный. – Загл. С экрана.

7. Липовецкий Ж. Третья женщина / Ж. Липовецкий. – СПб. : Алетейя. – 2010. – 512 с. // Библиотека Гумер – социология.

8. Макаров М. Худая участь дамских журналов в России // Сын Отечества. 2008. Ч. 39. № XXVII.

9. Овсепян Р.П. В лабиринтах истории отечественной журналистики (практическая журналистика).:  Изд. РИП – холдинг, 2011.

10. Пирожкова. Журнал для «прекрасного пола» // Вестник МГУ. Серия «Журналистика». 2009. № 6.

11. Пленкина Е.А. Элитарный женский журнал: типологические и профильные особенности. Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 2004.

12. Рогинская О. Глянцевое «я»: женские журналы и кризис автобиографизма / О. Рогинская // Критическая масса. – 2009. – № 1.

13. Симонова О.А. Массовая беллетристика в структуре женских журналов 1910-х годов. Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 2008.

14. Смеюха В.В. Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2010, №1.

15. Силласте Г.Г. Женские элиты России: эволюция и особенности / Г.Г. Силласте // Общественные науки и современность. – 2011. – № 1. – С. 112-121.

16. Свитич Л.Г. Женская пресса и перспективы ее развития. М.: АСТ-пресс, 2011.

17. Ямпольская Р.М. Женская пресса. Ее типологические особенности // Вестник МГУ. Серия «Журналистика». 2007. № 6.

18. http://www.taktfuld.ru/m/s/krestyanka_jurnal.

 

 

1 Пирожкова. Журнал для «прекрасного пола» // Вестник МГУ. Серия «Журналистика». 2009. № 6.

2 Ямпольская Р.М. Женская пресса. Ее типологические особенности // Вестник МГУ. Серия «Журналистика». 2007. № 6.

3 Жукова А.В. Женская пресса как фактор социализации личности. Автореф. дис. канд. филол. наук. СПб., 2011.

4 Пленкина Е.А. Элитарный женский журнал: типологические и профильные особенности. Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 2004.

5 Афанасьева Гиперболизация в советской прессе // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2010. №5.

6 Свитич Л.Г. Женская пресса и перспективы ее развития. М.: АСТ-пресс, 2011.

7  Овсепян Р.П. В лабиринтах истории отечественной журналистики (практическая журналистика).: Изд. РИП – холдинг, 2009.

8 Липовецкий Ж. Третья женщина / Ж. Липовецкий. – СПб. : Алетейя. – 2010. – 512 с. // Библиотека Гумер – социология. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – (http://www.gumer. nfo/bibliotek_Buks/Sociolog/lipov/index.php), свободный.

9 Рогинская О. Глянцевое «я»: женские журналы и кризис автобиографизма / О. Рогинская // Критическая масса. – 2009. – № 1.

10 Бражников Я. Закат гламура / Я. Бражников // Правая.ру. – 18.12.08.

11 Крах гламура // Медиаатлас. ру. – 20.01.09. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – (http://www.mediaatlas.ru/), свободный. – Загл. С экрана.

12 Смеюха В.В. Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2010, №1

13 Силласте Г.Г. Женские элиты России: эволюция и особенности / Г.Г. Силласте // Общественные науки и современность. – 2011. – № 1. – С. 112-121.

14 Макаров М. Худая участь дамских журналов в России // Сын Отечества. 2008. Ч. 39. № XXVII.

15 http://www.taktfuld.ru/m/s/krestyanka_jurnal

16 Всегда с вами. Сборник, посвященный 50-летию журнала «Работница». - М., 2007.

 


Информация о работе Женские издания в современной России (на примере журналов «Крестьянка» и «Работница»)