Жанровые особенности студенческих изданий «Импульс» и «Аудитория 111»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе я бы хотела рассмотреть жанровые особенности таких студенческих изданий, как «Импульс» и «Аудитория 111». Актуальность моей работы обусловлена тем, что система жанров газетно-журнальной публицистики продолжает развиваться и обогащаться. Возникают новые жанры, некоторые старые жанровые формы отодвигаются на второй план, уходят в тень. Прежние разновидности интервью – диалог и беседа, развившись, стали самостоятельными жанрами.

Содержание

Введение.
1. Понятие жанра и жанрообразующие признаки
1.1. Новостные жанры
1.2. Жанры эмоциональной публицистики
2. Жанровые особенности журнала ТулГУ «Импульс»
3 . Жанровые особенности газеты «Аудитория 111», анализ статей
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая! - копия.docx

— 27.80 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Тульский государственный  университет

Кафедра журналистики

 

 

Курсовая работа

по дисциплине

«Основы творческой деятельности журналистики»

Направление 030600 – журналистика

«Жанровые особенности студенческих изданий «Импульс» и «Аудитория 111»».

 

Студент группы 821301                                                      Панина А.Д.


Руководитель работы                                                       Ермаков А.Г.


Заведующий кафедрой                                                        Играев Б.А.


 

 

 

 

 

Тула 2012

 

Содержание:

Введение.

1. Понятие жанра и жанрообразующие  признаки

1.1. Новостные жанры

1.2. Жанры эмоциональной публицистики

2. Жанровые особенности  журнала ТулГУ «Импульс»

3 . Жанровые особенности  газеты «Аудитория 111», анализ  статей 

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В данной работе я бы хотела рассмотреть жанровые особенности  таких студенческих изданий, как  «Импульс» и «Аудитория 111». Актуальность моей работы обусловлена тем, что система жанров газетно-журнальной публицистики продолжает развиваться и обогащаться. Возникают новые жанры, некоторые старые жанровые формы отодвигаются на второй план, уходят в тень. Прежние разновидности интервью – диалог и беседа, развившись, стали самостоятельными жанрами.

Новости - свежая и необычная  информация на тему, представляющую общий  интерес и ранее неизвестная - являются главной составляющей газеты, поэтому очень важно уметь  находить новую информацию на темы, представляющие интерес для общества и по возможности быстро и точно  передавать ее читателям взвешенно  и правдиво.

В подготовке высококачественного  информационного продукта наблюдается  усиление эмоциональных приемов воздействия. Современные СМИ производят и продают информационный продукт. Причем рынок этот достаточно насыщен, поэтому продукт должен быть лучше, чем у конкурента, привлекать яркостью, образностью, красотой упаковки, новизной.

Цель моей работы – обозначить жанровые особенности студенческих изданий ТулГУ.

Основные задачи:

  1. Определить понятие жанра и выявить жанрообразующие признаки.
  2. Рассмотреть существующие и наиболее часто используемые жанры в современной журналистике.
  3. Указать на жанровые особенности студенческого журнала «Импульс» и газеты «Аудитория 111».

 

Объектом исследования в  курсовой работе являются статьи из студенческих изданий «Импульс» и «Аудитория 111».

Основные методы исследования – анализ имеющихся материалов, тематической литературы и практический анализ некоторых номеров издания «Импульс» и «Аудитория 111».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие жанра  и жанрообразующие признаки

Под жанрами в теории журналистики понимаются устойчивые типы публикаций, объединённых сходными содержательно-формальными признаками. Подобного рода признаки называются жанрообразующими факторами. В качестве основных выделяют следующие факторы: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения, метод отображения. Знание жанровых признаков позволяет журналисту лучше представить цели своего творчества, целенаправленно подобрать материал и представить его в соответствии с требованиями жанра. Читателю и зрителю знание жанровых особенностей помогает сориентироваться в мире публицистических произведений, найти интересующие его материалы и более ясно представить себе информационные возможности публикаций различного типа. Таким образом, понимание жанровой специфики публицистических произведений значимо как для автора, так и для адресата.

Можно обойтись и без жанров. Только в этом случае автору статьи каждый раз пришлось бы выдумывать форму для своего произведения, а читатель затем должен был бы эту форму разгадывать, чтобы понять смысл текста. Подобные произведения «неопределенного жанра» нередко встречаются в малотиражных газетах, в которых работают не очень профессиональные журналисты. Их статьи могут представлять собой причудливое сочетание новости, репортажа, интервью и комментария. В таких текстах увиденное самим журналистом неотделимо от того, что сообщили другие люди. Факты и мнения, в свою очередь, могут быть переплетены настолько, что зачастую немалых сил стоит восстановить, что же на самом деле произошло.

Жанры необходимы и для  удобства журналиста, которому достаточно всего лишь выбрать наиболее подходящую форму для своего материала, и  для удобства читателя, который, идентифицировав  жанр, сможет сразу же понять, что  за информация ему будет предложена.

Литературовед Виктор Шкловский  определял жанр как «установленный обычай, этикет порядка осмотра мира, негласный договор между авторами и читателями о том, в какой  системе расположены те явления, которые подвергнуты анализу». При  этом «каждый жанр связан с определенным типом жизненного материала» и «каждый  жанр предназначен для решения определенной информационной задачи».

Жанрообразующих признаков  три – предмет, метод и функция. Под предметом имеется в виду ответ на вопрос «Что отображается?», под методом – «Как?», под функцией – «С какой целью?». Например, для  новости предметом будет событие, методом – поиск ответов на основные шесть вопросов, о которых  будет сказано ниже, а функцией – объективный рассказ о событии. Слово «объективный» здесь означает, что два разных человека при написании  новости об одном и том же событии  должны прийти к одинаковому результату, так как технология их работы предполагает поиск ответов на одни и те же вопросы. Различия в материалах двух журналистов об одном и том  же событии могут быть обусловлены  лишь разницей в ресурсах времени  и доступности источников информации, а также направленностью изданий, которая определяет иерархию тем  и устанавливает приоритеты в  этой сфере.

Общепринятой классификации  журналистских жанров не существует. На Западе жанры обычно делят на «событийные» и «комментарийные». В российских учебных пособиях встречается деление на информационные, аналитические и художественные жанры. Для прикладной журналистики, то есть ориентированной на современную практику работы в прессе, в наибольшей мере подходит классификация Татьяны Репковой, директора исследовательских и информационных проектов Всемирной газетной ассоциации. Татьяна Репкова различает следующие группы жанров: новостные; рациональная публицистика; эмоциональная публицистика.

 

    1. Новостные жанры

Рассмотрим новостные  жанры современной журналистики. Новостные жанры используются для  рассказа о событии путем поиска ответов на основные шесть вопросов. То есть,  предметом у новостных  жанров является событие, методом –  поиск ответов на шесть вопросов (кто, что, где, когда, почему, каким образом), функцией – объективный рассказ о событии с большим или меньшим количеством подробностей.

К ним относятся короткая новость, расширенная новостная  заметка, «песочные часы» и информационное интервью.

Короткая новость –  это рассказ о событии, начиная  от самого важного в нем и кончая наименее важным. Эту композиционную схему называют «перевернутой пирамидой». Объем короткой новости – 10–20 машинописных строк, в которых содержатся ответы на основные шесть вопросов (кто, что, где, когда, почему, каким образом). Значение события определяется его масштабностью и возможными последствиями для населения. Читательский интерес будет зависеть от близости события к читателю, участия или не участия в событии знаменитой личности и «человеческого аспекта» (жалость и сострадание).

 Расширенная новостная  заметка также строится по  схеме «перевернутой пирамиды»,  однако включает в себя помимо  новостного ядра, которое должно находится в начале материала, еще и деталь – подробный рассказ о событии и бэкграунд – дополнительную информацию, напрямую не связанную с событием, но помогающую лучше понять смысл произошедшего. В зависимости от информационного повода существуют новость – факт (события еще нет, о нем нельзя сказать в прошедшем времени), новость – событие (материал более «глагольный»), новость – цитата.

«Песочные часы» – комбинация «перевернутой пирамиды» и обычной, когда в начале текста сообщается о самом важном, а затем после слов «по свидетельству очевидцев, события развивались так» следует рассказ о случившемся в хронологическом порядке.

Информационное интервью представляет собой интервью с участником или очевидцем события, посвященное  исключительно событию, а не мнению респондента или его частной  жизни. Особенность новостных жанров – отсутствие явно выраженной позиции  журналиста и комментирующих элементов  в материале. Журналист не показывает свое отношение к событию, а лишь стремится представить его с  большей или меньшей полнотой. В силу жестких временных стандартов это интервью отличается весьма динамичными темпами. Однако, несмотря на временные ограничения, дух диалога и уважительного отношения к собеседнику, созданию условий для ответа должен быть создан.

1.2.Жанры эмоциональной публицистики

Теперь рассмотрим жанры  эмоциональной публицистики. К ним  относятся репортаж, фиче, портрет  и личностное интервью.

У жанров эмоциональной публицистики в роли предмета выступает человек, который выходит на первый план, тогда как событие отходит  на второй, методом является описание людей в драматических ситуациях, а функция эмоциональной публицистики – вызвать эмоциональную реакцию  читателей, дать им возможность пережить то, что пережили герои материала.

Репортаж – рассказ  очевидца, составленный так, чтобы дать возможность читателю самому почувствовать  себя на месте события. Главное в  репортаже – эффект присутствия, когда читатель словно видит, слышит и воспринимает происходящее вместе с журналистом. Репортаж читают не ради того, чтобы узнать о событии (обычно новостная информация в репортаже минимальна), а чтобы это событие пережить. Поэтому репортаж относят не к новостным жанрам, а к жанрам эмоциональной публицистики.

Репортаж является самым  древним жанром журналистики. Если схема «перевернутой пирамиды»  была придумана в XIX в., а ньюс-фиче – и вовсе в XX, то репортаж в виде путевых заметок появился еще до нашей эры. Так, в жанре, близком к современному репортажу, написал рассказы о своих путешествиях древнегреческий ученый-историк Геродот.

Сбор материала для  репортажа обязательно включает в себя посещение места события. Без непосредственного наблюдения написать репортаж невозможно. Если журналист  не имеет возможности лично наблюдать  событие, тогда лучше отказаться от подготовки репортажа и написать о событии новостную заметку. На месте события задача журналиста заключается не только в том, чтобы  собрать фактическую информацию - написание репортажа предполагает поиск особенного аспекта события(неизвестная для читателя сторона темы) и эмоций, которые это событие порождает. Особое место в подготовке репортажа уделяется общению с людьми. Люди всегда находятся в центре репортажа.

Фиче – жанр эмоциональной публицистики, не претендующий на объективный рассказ о событии, но позволяющий читателю это событие пережить. Если новость отвечает на вопрос: «Что и как произошло?» – то фиче – на вопрос: «Каково было участникам события в тот момент, когда оно происходило?» Повествование в фиче ведется от третьего лица, то есть журналист не передает факты с указанием источника и цитаты действующих лиц, а описывает сцены, действия, диалоги. Для создания драматизма в фиче используют такие приемы, как проспекция, ретроспекция и ретардация.

Сбор материала для  фиче предусматривает длительные (до нескольких часов) беседы с участниками  событий, выяснение максимального  количества подробностей, а также  по возможности посещение журналистом  места события. То есть себестоимость фиче для издания значительно выше, чем себестоимость статьи любого другого жанра, тем более что пишут фиче более опытные, а следовательно, более высокооплачиваемые журналисты.

Личностное интервью ставит целью раскрыть человека через суждения и рассказанные им эпизоды из жизни.

Жанр портрета также предполагает раскрытие человека, но не только через  беседу, но и через поведение персонажа  в характерных для него жизненных  ситуациях.

Обычно композиция такого портрета следующая. В первом абзаце сообщается нечто особенное об этом человеке, то, что делает его интересным. Затем идет основная часть, посвященная  карьере персонажа, его профессиональным достижениям. Завершается портрет  вторжением в личную жизнь персонажа, кратким рассказом о его увлечениях и выводом, который либо обращен  в будущее (при представлении  человека), либо подводит итоги его  жизни (в некрологе).

Динамизм в портрете достигается  за счет смены действий и цитат  «вне действия». Последние служат для объяснения, комментирования и бэкграунда. При этом цитата должна располагаться до или после действия, но ни в коем случае не прерывать его. Завершаться портрет может цитатой, дополняющей или интерпретирующей то, что было сказано в начале, или сценой, показывающей завершение очередного круга из жизни персонажа.

Информация о работе Жанровые особенности студенческих изданий «Импульс» и «Аудитория 111»