Жанровые границы и стилистические возможности портретного очерка. Метод анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:35, реферат

Краткое описание

Задача семинара - выявить стилистические и жанровые особенности портретного очерка в контексте современных массмедиа. Разработанная нами методика анализа журнальной периодики1 помогла нам исследовать очерк как медиатекст, отличающийся от других массмедийных форм коммуникации. В портретном очерке наиболее ярко проявляется позиция автора, что обусловливает наличие целенаправленной коммуникативной стратегии. Студенты имеют возможность:

Вложенные файлы: 1 файл

Жанровые границы и стилистические возможности портретного очерка.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

С позицией ученых нельзя не согласиться. Учитывая то, что современные СМИ характеризуются  и как услуга, и как товар (товар  – для потребителей, услуга – для рекламодателей), «медиасобытие» обретает особую значимость. Медиаиндустрия быстро развивается, например, в круг «товаров» вовлекается не только информационный продукт, но и свободное время читателя-потребителя. «Современные массмедиа, став в результате общих для многих стран экономических и социальных процессов частью индустрии свободного времени и развлечений, демонстрируют определенные изменения в природе и функциях СМИ, связанные с усилением их рекреативной функции»5. Исследователи медиабизнеса убедительно показывают, как тесно переплетены индустрия СМИ и индустрия массовых развлечений и какое влияние оказывают они на бюджет свободного времени, досуга и отдыха. Исследуя публицистические жанры, необходимо учитывать все изменения, происходящие как в науке, так и в медиабизнесе.

Коммуникативная матрица журналистики: событие-медиасобитие-медиатекст – дает возможность осмыслить  «предмет» журналистского творчества с разных сторон в контексте общей массмедийной парадигмы. Понятие медиатекст расширяет границы не только медиакультуры в целом, но и жанроведения в частности. Найти свой жанр, свою форму общения в процессе глобализации – отнюдь не простая задача. Известно, что жанроведение предполагает существование разных жанровых форм:

- письменные  жанры, из них художественно-публицистические;

- устные  жанры;

- жанры  как типы речевого поведения.

Студентам предлагается изучить теорию жанроведения как лингвистическую дисциплину, взаимодействующую с другими направлениями массовой коммуникации и ознакомиться с работами ученых.Стилистика текста и его многофункциональные возможности были и остаются отправной точкой в изучении очерка как публицистического жанра.2

Новая концепция стилей и жанров (см. схемы 3, 4) дает возможность автору очерка:

- сделать  правильный выбор героя, т.е.  соотнести субъект и объект  изображения в контексте медиасобытия.

- создать  художественно-публицистический образ  героя.

Публицистический  текст несколько модернизируется  под воздействием медиасобытия и становится медиатекстом. Конечно, медиажанр – понятие условное. Принципиально важным являются те массмедийные процессы, которые сопровождают развитие жанров и текстов речевого поведения. Недаром А.Тертычный советует журналистам быть более требовательными и внимательными к публицистическому осмыслению информации. «Зрение обозревателя обостряется по мере становления его социальной позиции. Говорить о том, у какого обозревателя верная позиция, у кого неверная, не имеет смысла. Каждая из них служит определенным социальным группам, партиям и пр. Важно говорить лишь о том, чтобы позиция журналистов была ясна для аудитории. Позиция - это «лицо» автора».3

____________________________

Бахтин М.М. Проблема речевых жанров// Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Кожина М.Н. Некоторые  аспекты изучения речевых жанров в художественных текстах// Стереотипичность и творчество в тексте. Пермь, 1999

Сиротинина О.Б. Некоторые  размышления по поводу терминов «речевой жанр» и «риторический жанр»// Жанры речи. Саратов, 1999

Солганик Г.Я., Вакуров  В.И., Кохтев Н.Н. Стилистика газетных жанров. М., 1978

Смелкова З.С., Ассуирова  Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики.

Работа над жанрами  газеты. М., 2007

Шмелева Т.В. Речевой жанр// Русистика. - № 2 –  Берлин, 1990

Шостак  М.И. Аналитическая публицистика: методы и жанры. – М., 1999

Стилистический энциклопедический словарь русского языка под редакцией Кожиной М.Н. М., 2003

Тертычный А. «Быть обозревателем. В кн. «Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты». М., 2007

Позиция автора или автора-рассказчика особенно важна в портретном очерке. Журналисту, который решил создать своего героя, необходимо не только интерпретировать и аргументировать медиасобытие, сопровождающее героя, но и позиционировать свое авторское «Я». Кроме того, учитывая двойную природу очерка, т.е. взаимодействие двух жанрообразующих признаков – публицистическую и художественную речь – нельзя не стремиться найти свой, авторский, стиль повествования и изображения. Представляется важным в контексте медиасобытия выявить ту «публицистическую картину мира», которая полно сможет отразить позицию автора по отношению к выбранному им герою. «Публицистика стремится запечатлеть реального человека в быстро меняющемся мире, определить его роль, место, состояние, настроение, судьбу».1

Антропоцентрический подход к «изображаемому» является стилеопределяющим в портретном очерке. Меняется человек, но не меняется жанровая установка очерка – создать образ героя, выявить образ автора. Антропоцентрический критерий «изображаемого» важен не только в контексте раскрытия героя – носителя медиасобытия, - но в контексте своеобразного коммуникативного диалога – автор-читатель (см. схемы 5 и 6). Анализируя очерки, посвященные истории и современности (портретные очерки о Л.Троцком, Д.Кеннеди, А.Онассисе, принцессе Диане, Ив Сен-Лоране, Коко Шанель и другие), можно с достаточной убедительностью выявить основные публицистические приемы воздействия, соответствующие «коммуникативной матрице журналистики: «обытие – медиасобытие - медиатекст». Интерпретация и аргументация медиасобытия, а также позиционирование авторского «Я» помогают найти гармоническое соотношение между образом автора – образом героя - образом читателя.

Человек, его личностные качества являются основой  смыслового ядра очерка, а медиасобытие – основой коммуникативного ядра.  

 

___________________

Солганик Г.Я. О новых аспектах изучения СМИ// Вестник Московского университета.

Сер. Журналистика. 200 № 3, с. 34.

Схема 5.

Антроцентрический метод изображения

Читатель  как носитель творческого интеллектуального  потенциала, не только поглощающий  информацию, но и воспринимающий художественно-образную форму повествования

Схема 6.

Авторская аргументация

Автор, а точнее его позиция, принципиально важны в создании художественно-публицистического медиатекста. Интерпретируя медиасобытие и включая в его контекст образ героя, автор может не только выражать свое творческое мироощущение, но и управлять массмедийными процессами и явлениями. Умение компетентно и профессионально аргументировать свою позицию позволяет автору завоевать читательскую симпатию и привлечь внимание публики к герою очерка, а также к своей личности. Итак, интерпретацию и аргументацию можно рассматривать как принципы авторского позиционирования, как интенциональные категории (см.схему 7).

Схема 7.

______________

Интерпретация – (от лат.interpretari – посредник, толкователь, переводчик) истолкование, раскрытие смысла, значения чего-либо. Объектом интерпретации является текст. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М., 2003

2Аргументативный тип речи: доказательство-функционально-смысловой тип речи, аргументирующий содержание, подтип рассуждения в широком понимании последнего (как одного из компонентов триады: описание-повествование-рассуждение). Указ.соч. М., 2003 

 

Интерпретация и аргументация как текстовые  категории являются стилеобразующими в публицистике. В портретном очерке личность человека в контексте медиасобытия становится «объектом» интерпретации. Кроме того, автор-интерпретатор «зависим» не только от «интерпретируемого», но и от адресата. Поэтому аргументация, предполагающая установление истинности какого-либо утверждения, воспринимается в качестве связующего звена между автором – героем – читателем.

Углубляя  творческие и научные навыки студентов, мы предлагаем проанализировать очерковый  текст на разных уровнях:

- лексическом

- синтаксическом

- коммуникативном

Анализ очерка «Принцесса Диана: истоки культа» (Psycholojies, сен. 2007)

Подзаголовок  – своеобразное предисловие к  тексту – концентрирует основную идею всего повествования: «Спустя 10 лет со дня гибели принцессы Дианы миллионы поклонников в разных странах продолжают помнить ее и любить. Автокатастрофа поставила точку в жизни реальной женщины, и многоточие (с обещанием продолжения)- в мифе о прекрасной принцессе. Как мы создали этот миф?»

Уже в  предисловии автор очерка включает свою интерпретацию в общий контекст медиасобытия. Фраза «Как мы создали этот миф?» будто приковывает внимание читателя: становится интересным, каково же будет толкование автора. Начало очерка не что иное, как аргументированные медиасобытия. Перекликается прошлое и настоящее: смерть Дианы - прошлое, люди, преклоняющиеся перед ее личностью, - настоящее. На аукционе в Лондоне продан ее велосипед, на котором она каталась в детстве; художественный фильм «Королева» в номинации «Лучшая женская роль» получил «Оскара». Все эти факты как постоянное напоминание о том, что леди Диана была и остается в центре внимания.

И опять  автор не перестает держать читателя в напряжении. «Почему так много поклонников – таких разных и непохожих друг на друга людей – объединяются вокруг женщины, которую знали лишь по фотографиям в журналах и телерепортажам?» От частного – к общему, от аргументации автор переходит к интерпретации. Текст композиционно подразделен на главки: «Идентификация с женщиной», «»Воплощение идеалов», «Канонизация звезды». Контекстуальные синонимы: Диана – популярная звезда – неканонизированная святая – являются смысловым и стилеобразующим центром повествования. Оценочные метафоры «звезда», «святая» подкрепляются реалиями из жизни и судьбы героини. Истинные аргументы – это мнение психологов. «Оказалось, что событие (смерть Дианы многие восприняли как личную потерю) всколыхнуло собственные болезненные переживания многих людей, - рассказывает руководитель исследования доктор психологии Шейла Кларк. – Сработал психологический механизм идентификации». Понятие «идентификации» становится медиацентром повествования:

«Идентификация – это один из психологических механизмов, который помогает нам жить среди людей, - поясняет экзистенциальный терапевт. – Отожествляя себя с другими, мы проигрываем разные модели поведения, примериваемся к особенностям характера, стилю общения».

«Современный мир – это мир  вакуума идентификаций, - уточняет доктор психологических наук А.Немолов. –  У нас нет героев, нам не в  кого влюбляться и некому поклоняться, нам не хватает людей, при взгляде  на которых возникает ощущение счастья  и уверенности».

Позиция автора-интерпретатора, автора-толкователя  подкрепляется мнением авторитетных ученых. Автор в некоторой степени  будто скрывает свое «Я», выдвигая на первый план аргументы известных  исследователей, которые закрепили  публичное мнение о том, что образ Дианы – это образ из прекрасной сказки. «Вокруг Дианы создается другое поле, в центре которого находится современный, богоподобный человек». Смысловое пространство очерка фрагментарно: вокруг образа Дианы создается своеобразный форум, но не в системе onlain, а на страницах журнала. Читатель свободно вовлекается в происходящее и находит «своего» героя… «Диана остается источником положительных эмоций, которых в обычной жизни у нас не так много. Поэтому 10 лет спустя после гибели мы с теплотой и надеждой вспоминаем ее».

Анализ  приведенного выше очерка «Принцесса Диана: истоки культа» дает возможность выявить особенности построения очерка, понять, какова степень воздействия на читателя выбранной автором коммуникативной стратегии, суть которого заключается в следующем:

- в правильном  выборе героя в контексте медиасобытия;

- в убедительной  аргументации и интерпретации;

- в позиционировании  своего авторского «Я».

В зависимости  от выбранной коммуникативной стратегии  выстраивается коммуникативная  модель медиатекста (см. схему 8). 

 

 

 

Схема 8.

Коммуникативная модель медиатекста

I этап: осмысление основных категорий

II этап: выбор героя очерка в соотнесенности с медиасобытием  

 

III этап: выбор художественно-публицистических образных

дств изображения

Родо-видовые  смысловые парадигмы

Синонимические  ряды;

антонимические  противополож-ности

Композиционные  элементы;

стилистико-синтаксические фигуры

Портретный  очерк является стилеобразующим  в контексте рекреативной журналистики, которая в настоящее время  оказывает все большее влияние на читателя. «Современная журнальная «пресса развлечений» (пласт масскультуры) дополняет картину «человек в социуме»1. С этим утверждением нельзя не согласиться: массмедиа стремятся не только укреплять качественный рынок информации, но и постоянно развивать «рекреативную картину мира», в которой современный человек сможет максимально реализовать свои творческие возможности.

________________________

Шостак М.И. Журналы. В кн.: Средства массовой информации России. М., 2005, с.278

ГЛОССАРИЙ

Авторское

позиционирование это понятие соотносится с понятием «образ автора», а точнее с функционированием этой лингво-стилистической категории в конкретном тексте. Расширение языковой парадигмы в контексте современных массмедиа повлияло не только на характер текста (появился термин медиатекст), но и на его носителя – автора. Коммуникативная цель, выбранная автором медиатекста, отражается на коммуникативном намерении автора (авторская интенция).

Аллегория (греч. alligoria) – иносказание, выражение отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа. Общеизвестны старинные аллегории: весы – правосудие, крест – вера, якорь – надежда, сердце - любовь и др. Аллегорические образы наиболее полно воспринимаются в едином контексте. В таком жанре, как портретный очерк , аллегорическое повествование – важная составляющая часть всей композиции.

Аргументировать (аргумент – лат. аrgumentum) – приводить доказательство, аргументы. Аргументативный тип речи дополняет концепцию основных типов речи: повествования, описания, рассуждения.

Информация о работе Жанровые границы и стилистические возможности портретного очерка. Метод анализа