Государственные и муниципальные предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является изучение особенности формирования и функционирования государственных, и муниципальных унитарных предприятий.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность государственных и муниципальных унитарных предприятий;
- охарактеризовать организацию и основную деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий;
- дать определение таким понятиям как унитарное предприятие, государственное и муниципальное предприятия.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие, признаки и виды государственных и муниципальных унитарных предприятий. 5
1.1 Понятие государственных и муниципальных унитарных предприятий. 5
1.2 Признаки унитарных предприятий как юридических лиц 10
1.3 Имущество унитарного предприятия 15
1.4Особенности финансов унитарных предприятий 18
Глава 2. Виды и гражданская правосубъектность унитарных предприятий 23
2.1 Классификация государственных и муниципальных унитарных предприятий 23
2.2 Правоспособность унитарных предприятий 25
2.3 Дееспособность унитарных предприятий 27
Заключение 29
Список литературы: 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Т.О.docx

— 55.11 Кб (Скачать файл)

Указанные особенности придают  специальной правоспособности унитарных  предприятий сходство с правоспособностью  некоммерческих организаций. Данное сходство имеет под собой объективное  основание: для унитарных предприятий, как и для некоммерческих организаций, цель их функционирования - достижение непосредственного результата определенной деятельности (удовлетворение потребностей в определенных товарах, работах, услугах). Поэтому пределы правоспособности унитарных предприятий должны определяться на основе видов деятельности, которые предприятиям поручено осуществлять. Несоответствие действий предприятий предмету их деятельности должно рассматриваться как нарушение их специальной правоспособности.

Наряду с чертами, которые  делают схожей правоспособность унитарных  предприятий с правоспособностью  некоммерческих организаций, существуют особенности, которые делают ее непохожей  на правоспособность юридических лиц  всех иных организационно-правовых форм.

Во-первых, правоспособность унитарных предприятий часто  носит исключительный характер, поскольку  целый ряд видов деятельности могут осуществлять только они.

Во-вторых, в качестве ограничителя специальной правоспособности унитарных  предприятий выступают не только предмет и цели деятельности, но и назначение имущества.

В-третьих, особенностью правоспособности унитарных предприятий является и то, что наряду с ограничениями  сферы деятельности правоспособность государственных (муниципальных) предприятий  ограничена и в части иных ее элементов. Главным из таких ограничений  является отсутствие у предприятий  возможности иметь имущество  на праве собственности.

Имеются особенности возникновения  и прекращения правоспособности унитарных предприятий, связанные  со спецификой их создания, реорганизации  и ликвидации. В отличие от прочих юридических лиц, создание и соответственно возникновение правоспособности которых протекает в рамках гражданско-правовых отношений, создание и возникновение правоспособности унитарных предприятий происходит в рамках административно-правовых отношений. Только завершающий этап возникновения унитарных предприятий - их регистрация проходит в рамках процедуры общей для всех юридических лиц. Специфика ликвидации и реорганизации унитарных предприятий в том, что данные процедуры инициируются не предприятиями, а иными субъектами, в отличие от большинства юридических лиц, ликвидация и реорганизация которых происходит по решению органов данных юридических лиц.

Итак, унитарное предприятие, учреждаемое публичным собственником, является единственной разновидностью коммерческих организаций, обладающей не общей, а целевой (специальной) правоспособностью (абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК РФ). Поэтому в его уставе помимо общих сведений, указываемых в учредительных документах юридического лица, должны содержаться сведения о предмете и целях его деятельности. Сделки, совершенные унитарным предприятием с нарушением его правоспособности, являются недействительными (ст. 173 ГК РФ).

2.3 Дееспособность унитарных предприятий

Анализ дееспособности унитарных  предприятий показывает, что унитарные  предприятия являются единственной разновидностью юридических лиц  с ограниченной дееспособностью. Ограниченность дееспособности унитарных предприятий  носит постоянный характер. Подобное положение связано с тем, что  в содержание правоспособности унитарных  предприятий не входит право собственности. Его заменяют ограниченные вещные права. Это связано также с неполной организационной структурой унитарных  предприятий, отсутствием в их составе  отдельных органов управления.

Ограничителями дееспособности унитарных предприятий являются указания собственника и обязанность  согласовывать действия по распоряжению имуществом. Ограничение дееспособности унитарных предприятий ведет к тому, что гражданско-правовая активность данных субъектов ограничена не только определенной сферой ее приложения как у всех юридических лиц со специальной правоспособностью, но и в содержательном плане, то есть унитарные предприятия и в тех узких рамках, которые созданы специальной правоспособностью, должны соотносить свои действия с волей иного субъекта гражданского права - государства (органов местного самоуправления). Этой цели ограничения дееспособности унитарных предприятий достигают двумя способами.

Во-первых, они благодаря  механизму согласования не позволяют  им совершать сделки, которые не устраивают собственника их имущества  или обеспечивают корректировку  их содержания в соответствии с его  волей.

Во-вторых, через механизм указаний принуждают совершать действия по приобретению и осуществлению  прав, созданию и исполнению обязанностей, которые необходимы собственнику.

Первый механизм только сковывает  гражданско-правовую активность субъектов. Второй механизм в определенном отношении  также сковывает гражданско-правовую активность унитарных предприятий, лишая их в значительной мере возможности  совершать самостоятельные действия. Однако в тоже время он направляет указанную активность предприятий  в правильных с точки зрения собственника направлениях. Указания как ограничения  дееспособности и стимуляторы гражданско-правовой активности в определенной степени  компенсируют ее объективное понижение, связанное с ее ограничением разрешительным порядком совершения сделок, а также  отсутствием собственного имущественного интереса у субъектов прав хозяйственного ведения и оперативного управления. Поэтому некоторыми авторами предложено закрепить в ст. 295 ГК РФ право  публично-правовых образований определять требования по достижению субъектами хозяйственного ведения определенных количественных и качественных показателей.

Заключение

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, имущество  которой остается неделимой собственностью ее учредителя (п. 1 ст. 113 ГК РФ). Это коммерческая организация с трудовым коллективом работников, учрежденная собственником имущества в целях удовлетворения общественных потребностей государственного или местного значения, действующая в соответствии со специальной правосубъектностью, закрепленной в уставе, и на основе переданного ей собственником имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, возглавляемая руководителем, назначаемым собственником, отвечающая по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом, при субсидиарной ответственности собственника в установленных законодательством случаях.

Российское законодательство предусматривает две организационно-правовые формы государственных и муниципальных  унитарных предприятий. К первой относятся предприятия, экономической  основой которых является имущество, закрепленное за ними на праве хозяйственного ведения. Ко второй относятся предприятия, имущество за которыми закрепляется на праве оперативного управления, - казенные предприятия. Правомочия государства, субъектов РФ, муниципальных образований - собственников имущества этих предприятий  по управлению определяются в зависимости  от правовых оснований, на которых предприятиям передано имущество.

Проведенный анализ особенностей государственных (муниципальных) предприятий  позволяет сделать вывод о  двойственности их природы. С одной  стороны, это юридические лица, которые  обладают существенными признаками коммерческих организаций и признаны таковыми законодателем. В отличие  от прочих государственных (муниципальных) организаций они приспособлены  для активного участия в имущественном  обороте. С другой стороны, унитарные  предприятия обладают признаками публично-правовых организаций - органов власти и государственных (муниципальных) учреждений, главным из которых является сочетание таких факторов, как высокая степень контроля за деятельностью предприятий со стороны учредителей и наличие значительной некоммерческой составляющей в их работе.

В своей деятельности государственные (муниципальные) унитарные предприятия  не могут руководствоваться только задачами, которые перед ними ставит рынок. Они должны проводить в  жизнь политику публично-правовых образований  по обеспечению граждан, организаций, самих публично-правовых образований  теми или иными товарами независимо от целесообразности такой деятельности для предприятий как участников имущественного оборота. Следовательно, государственные (муниципальные) предприятия  унитарные активно участвуют  в имущественном обороте для  того, чтобы выполнять функции  публично-правовых образований.

Государственные и муниципальные  унитарные предприятия обладают определенным правовым статусом, который  служит отправным пунктом их предпринимательской правосубъектности. С точки зрения значимости социального положения в системе предпринимательских отношений государственные и муниципальные предприятия являются необходимым и незаменимым элементом данной системы. В России исторически государство в силу географических, климатических и внешнеполитических факторов наряду с обычными функциями, свойственными всем государствам, выполняло функцию хозяйствующего субъекта. На сегодняшний день унитарные предприятия являются одной из основных форм участия государства в предпринимательской деятельности, а важность и необходимость участия самого государства в коммерческом обороте очевидна.

 

 

Список литературы:

           Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (с поправками от 30.12.2008) // Российская газета. - 21.01.2009.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // Российская газета. - 08.12.1994; 02.12.2011.

3. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета. - 10.08.2001; 09.12.2011.

4. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Российская газета. - 26.01.2002; 26.11.2011; 14.12.2011.

. Постановление Правительства РФ от 09.09.1999 № 1024 (ред. от 29.11.2000) «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/online/.

 

Учебная и научная литература

1. Бандурина Н.В. Государственные унитарные предприятия как форма управления государственной собственностью // Юриспруденция. - 2010. - Т. 20. № 4. - С. 23-27.

2. Бандурина Н.В., Татанов С.М. Правовой режим имущества государственного унитарного предприятия // Право и политика. - 2010. - № 10. - С. 1829-1834.

3.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // <http://www.gks.ru/>.

 


Информация о работе Государственные и муниципальные предприятия