Государственные и муниципальные предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является изучение особенности формирования и функционирования государственных, и муниципальных унитарных предприятий.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность государственных и муниципальных унитарных предприятий;
- охарактеризовать организацию и основную деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий;
- дать определение таким понятиям как унитарное предприятие, государственное и муниципальное предприятия.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие, признаки и виды государственных и муниципальных унитарных предприятий. 5
1.1 Понятие государственных и муниципальных унитарных предприятий. 5
1.2 Признаки унитарных предприятий как юридических лиц 10
1.3 Имущество унитарного предприятия 15
1.4Особенности финансов унитарных предприятий 18
Глава 2. Виды и гражданская правосубъектность унитарных предприятий 23
2.1 Классификация государственных и муниципальных унитарных предприятий 23
2.2 Правоспособность унитарных предприятий 25
2.3 Дееспособность унитарных предприятий 27
Заключение 29
Список литературы: 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Т.О.docx

— 55.11 Кб (Скачать файл)

Согласование сделок предприятия  с имуществом, стоимость которого, определенная в соответствии с законодательством  об оценочной деятельности, превышает 150 млн. руб., осуществляется Федеральным  агентством по управлению федеральным  имуществом на основании решения  правительства Российской Федерации  или решения, принимаемого по его  поручению заместителем председателя правительства Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» сделки по продаже федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральным государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, осуществляются путем продажи имущества на аукционе. Его организатором выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.

Согласование сделок федерального государственного унитарного предприятия  в отношении закрепленного за предприятием в хозяйственном ведении  находящегося на территории Российской Федерации федерального недвижимого  имущества (за исключением передачи его в аренду) осуществляет Федеральное  агентство по управлению федеральным  имуществом. Согласно п. 5 указанного постановления  средства, полученные от продажи имущества (за вычетом связанных с его  продажей затрат предприятия, которые  определяют исходя из фактических затрат и не могут превышать 3% цены продажи  имущества и его балансовой стоимости), подлежат перечислению в федеральный  бюджет в течение 25 дней с даты оплаты имущества.

1.4Особенности финансов  унитарных предприятий

Особенности финансов унитарных  предприятий заключаются в способах формирования источников финансовых ресурсов.

Финансы унитарных предприятий  заметно отличаются от финансов организаций  и прежде всего финансов акционерных  обществ. Эти отличия состоят  в формировании уставного капитала, образовании и использовании  прибыли, привлечении бюджетных  источников финансирования и заемного капитала.

Уставный капитал унитарных  предприятий образуется за счет закрепленных за унитарным предприятием основных и оборотных активов, его размер отражается в балансе предприятия  на дату утверждения устава. Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия, а государственного унитарного предприятия — не менее 5000 МРОТ. Уставный фонд в унитарном предприятии выполняет те же функции, что и уставный капитал в других коммерческих организациях. Помимо того, что уставный фонд является материальной основой ведения унитарным предприятием хозяйственной деятельности, он выступает индикатором ее эффективности.

Если по окончании финансового  года стоимость чистых активов муниципального предприятия окажется меньше установленного минимального размера уставного  фонда на дату государственной регистрации  такого предприятия и в течение  трехмесячного срока стоимость  чистых активов не будет восстановлена  до размера минимального уставного  фонда, собственник муниципального предприятия должен принять решение  о его ликвидации.

Если же собственник в  течение трех месяцев не принимает  решение о восстановлении размера  чистых активов до минимального размера  уставного фонда, кредиторы вправе потребовать от такого муниципального предприятия прекращения или  досрочного исполнения обязательств и  возмещения причиненных убытков.

Важным источником формирования финансовых ресурсов унитарного предприятия  является прибыль. Она формируется  в таком же порядке, как в других коммерческих организациях. Однако Бюджетный  кодекс РФ определяет прибыль унитарных  предприятий как источник неналоговых  доходов бюджета, Государственные  и муниципальные унитарные предприятия  ежегодно перечисляют в соответствующий  бюджет часть прибыли, остающейся в  их распоряжении после уплаты налогов  и иных обязательных платежей. Порядок, размеры и сроки платежей определяются правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  или органами местного самоуправления.

Часть прибыли унитарного предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший  год и утвержденной программы  деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, исчисляется  путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия  за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по его  развитию, осуществляемых за счет чистой прибыли.

Порядок распределения прибыли  в унитарном предприятии определяется его уставом. В соответствии с  уставом прибыль после уплаты налогов отчисляется в фонд материального  поощрения, фонд социальных мероприятий  и другие стимулирующие фонды.

По решению собственника часть чистой прибыли, остающаяся в  распоряжении предприятия, может быть направлена на увеличение его уставного  фонда.

Оставшаяся после обязательных отчислений часть чистой прибыли  используется предприятием на:

- внедрение, освоение  новой техники и технологии, мероприятия  по охране окружающей среды  и труда;

- развитие и расширение  финансово-хозяйственной деятельности  предприятия, пополнение оборотных  активов;

- строительство, реконструкцию,  обновление объектов основных  средств;

- проведение научно-исследовательских  работ, изучение конъюнктуры рынка,  потребительского спроса, маркетинг.

Особенностью финансов унитарных  предприятий может быть использование  ими целевых бюджетных источников финансирования. Ассигнования из федерального, регионального и местных бюджетов направляются прежде всего на осуществление отдельных программ и мероприятий социального характера.

Эти ассигнования предоставляются  в форме дотаций, субвенций и  субсидий.

Субсидии — это бюджетные  средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования расходов по выполнению программ и проектов, а  также на развитие и осуществление  уставной деятельности унитарных предприятий.

Субвенции (бюджетные средства, которые предоставляются на безвозмездной  основе); разновидность субвенций  — грант, который может быть предоставлен в собственность или пользование как в виде денег, так и в виде имущества.

Государственные унитарные  предприятия, в том числе и  муниципальные, могут получать от государственного органа или органа местного самоуправления дотации на покрытие убытков. Данные средства не являются базой для налогообложения. Дотации — одна из форм государственной  помощи в виде выделения из бюджета  средств, направляемых на финансирование как капитальных вложений, так и текущих расходов. К таким расходам могут относиться дополнительные расходы унитарного предприятия в связи с проведением конверсии, закупкой комбикормов, расходами на отопление жилищного фонда и теплиц и т. д.

Теперь обратимся к  особенностям привлечения заемных  средств унитарными предприятиями. В связи с тем, что унитарное  предприятие не является собственником  имущества, использование заемных  средств в качестве источников финансовых ресурсов становится довольно проблематичным. Оно не может, например, в качестве обеспечения кредита без согласия собственника предоставлять в залог кредитным организациям недвижимое имущество. Особенность организационно-правовой формы унитарного предприятия ставит его в неравные условия с другими участниками делового оборота вследствие ограниченности источников финансовых ресурсов.

Учитывая это обстоятельство, унитарным предприятиям, испытывающим недостаток финансовых ресурсов, собственник  может предоставить в пользование  бюджетные кредиты на условиях возвратности и платности. Предоставление бюджетных  кредитов унитарным предприятием осуществляется на основании ст. 6 Бюджетного кодекса  РФ.

Источником погашения  процентов по бюджетному кредиту  является себестоимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Виды и гражданская  правосубъектность унитарных предприятий

2.1 Классификация государственных  и муниципальных унитарных предприятий

Унитарные предприятия существуют в двух разновидностях: основанные на праве хозяйственного ведения  и основанные на праве оперативного управления (казенные) (ст.ст. 114 и 115 ГК РФ). Различия в их правовом статусе заключаются, прежде всего, в объеме правомочий, получаемых унитарными предприятиями в отношении имущества учредителя-собственника, поскольку право хозяйственного ведения по своему содержанию значительно шире права оперативного управления (ст.ст. 295 - 297 ГК РФ). В частности, для совершения казенным предприятием любых сделок по распоряжению имеющимся у него имуществом требуется обязательное согласие собственника, если только речь не идет о готовой продукции такого предприятия (п. 1 ст. 297 ГК РФ). Важным для оборота является и то обстоятельство, что по долгам казенных предприятий при недостатке у них своего имущества ответственность несет их учредитель - Российская Федерация (п. 5 ст. 115 ГК РФ), тогда как для обычных унитарных предприятий такая ситуация исключается. Поэтому казенное предприятие в отличие от обычного унитарного не может быть объявлено банкротом.

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, могут  создаваться как федеральным  собственником, так и субъектами Федерации и муниципальными образованиями (в том числе совместно - на началах  общей долевой собственности  учредителей на их имущество). Казенные предприятия могут создаваться  только на базе федеральной собственности  по решению федерального правительства  в случаях, предусмотренных законом  о государственных и муниципальных  унитарных предприятиях (п. 1 ст. 115 ГК РФ). Количество казенных предприятий (казенных заводов, казенных фабрик, казенных хозяйств) сравнительно невелико. К  ним, в частности, относятся предприятия, осуществляющие производство некоторых видов оборонной продукции, и предприятия исправительных учреждений.

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, могут  создавать дочерние предприятия (п. 7 ст. 114 ГК РФ). Эти последние также  являются унитарными предприятиями, основанными  на праве хозяйственного ведения, и  поэтому не представляют собой особой, самостоятельной организационно-правовой формы. Они создаются с разрешения собственника-учредителя (или уполномоченного  им органа) путем передачи унитарным  предприятием-учредителем части  своего имущества в хозяйственное ведение вновь создаваемому унитарному предприятию (т.е., по сути, путем реорганизации в форме выделения). Иначе говоря, речь идет об унитарном предприятии-несобственнике, созданном другим унитарным предприятие-несобственником.

При этом предприятие-учредитель принимает на себя функции собственника в отношении своего дочернего  предприятия, т.е. утверждает ему устав (определяя объем правоспособности) и назначает руководителя (директора), а в необходимых случаях дает согласие на совершение сделок по распоряжению недвижимым имуществом (п. 2 ст. 295 ГК РФ). Оно, как и собственник обычного унитарного предприятия, не отвечает по долгам своего дочернего предприятия (п. 8 ст. 114 ГК РФ), что также существенно  отличает дочернее предприятие от дочернего  общества. Необходимость в создании дочерних предприятий обычно возникает  для крупных государственных  предприятий, выделяющих из своего состава  отдельные структурные подразделения (например, имеющийся на промышленном предприятии цех по производству товаров народного потребления  или некоторые вспомогательные  производства), которые собственник  не считает необходимым приватизировать.

Все виды унитарных предприятий  отвечают по своим обязательствам всем закрепленным за ними имуществом (не будучи его собственником) (п. 5 ст. 113 ГК РФ). С 1990 г. российское законодательство исключило  возможность появления объектов, забронированных от взыскания кредиторов (если, конечно, речь не идет об объектах, изъятых из оборота или ограниченных в обороте). Вместе с тем унитарное предприятие не отвечает своим имуществом по обязательствам своего учредителя-собственника, что также является гарантией интересов его кредиторов. В этом смысле унитарное предприятие становится полноценным участником имущественного оборота.

Итак, в зависимости от положенных в основу классификации  ограниченного вещного права  и собственника имущества предприятия, унитарные предприятия подразделяются на следующие виды: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, которые подразделяются на государственные предприятия, т.е. федеральное  государственное предприятие и  государственное предприятие субъекта РФ и муниципальные предприятия, а также унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ и муниципальное казенное предприятие.

2.2 Правоспособность унитарных предприятий

Правоспособность рассматриваемой  категории юридических лиц обладает целым рядом особенностей.

Во-первых, унитарные предприятия - единственная организационно-правовая форма коммерческой организации, которой  специальная правоспособность свойственна  именно как таковой.

Во-вторых, содержание ограничений  гражданской правоспособности унитарных  предприятий определяется в уставе каждого конкретного предприятия. Для прочих коммерческих организаций, если ограниченная правоспособность устанавливается  законодательством, то законодательство и определяет содержание ограничений  правоспособности.

Информация о работе Государственные и муниципальные предприятия