Воззрения К. С. Аксакова на русскую историю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 11:57, реферат

Краткое описание

Константин Сергеевич - один из деятельных участников славянофильского движения. Свою историческую концепцию Аксаков противопоставлял западническим взглядам. История России, по мнению Аксакова, принципиально отлична от истории других стран Европы. Противопоставление двух главных движущих сил истории — народа (земли) и государства (власти) — ведущая мысль писателя.

Вложенные файлы: 1 файл

Воззрения К. С. Аксакова на русскую историю.docx

— 22.10 Кб (Скачать файл)

Воззрения К. С. Аксакова на русскую историю.

 

 

История русского народа сложна и интересна одновременно. Поэтому совсем не удивительно, что подходы к её пониманию также не однозначны. Порой, они не только различаются, но и в корне противоречат друг другу. Ярчайшим примером тому являются учения западников и славянофилов. Важным участников этого многовекового спора стал К. С. Аксаков.

Константин Сергеевич - один из деятельных участников славянофильского движения. Свою историческую концепцию Аксаков противопоставлял западническим взглядам. История России, по мнению Аксакова, принципиально отлична от истории других стран Европы. Противопоставление двух главных движущих сил истории — народа (земли) и государства (власти) — ведущая мысль писателя.

Формирование исторических взглядов  у Константина Сергеевича началось еще в детстве. Писатель рос в семье, которая была исполнена самых героических и патриотических стремлений. Их же с детства внушали и сыновьям.

 К.С.Аксаков исходил из положения, что "вопрос литературы… должен быть изложен в связи с историею народа". Поэтому в магистерской диссертации по филологии рассматривалась русская история, в основу изучения которой была положена философия истории Гегеля и его "закон двойного отрицания".

С конца 1840-х гг. К.С.Аксаков работает над целым рядом материалов по русской истории. Первой из них была написана статья "Западная Европа и народность".  Автор, отталкиваясь от современных политический событий, рассматривает одно из основных для себя понятий – что есть народ. Он, для К.С.Аксакова, "есть одухотворенный единством нравственного убеждения союз породы", для русского же народа "православная вера есть весь смысл его жизни, без нее он не имеет значения".

В 1855 году Константин Сергеевич написал документ - записку «О внутреннем состоянии России», которой придавал исключительно важное значение, и передал ее на имя только что вступившего на престол -Александра II. В ней писатель высказал основу своих исторических воззрений. К.С.Аксаков считал своим долгом сказать "всю истину о России". То есть это было не просто изложение своего понимания "внутреннего состояния" страны, а квинтэссенция его воззрений. И совсем не случайно автор прилагает к "Записке" "Дополнение" (в котором дает "сосредоточенный вывод", вытекающий из нее) и два примечания, которые должны были показать необходимость предлагаемых практических шагов. Текст самой "Записки" можно разделить на несколько частей: мысли о прошлом, рассуждения о настоящем, необходимость и сущность перемен. Но, прежде всего, уяснялись "общие народные основания".

   Первый тезис "Записки" определял русский народ как "народ  негосударственный, т.е. не желающий  для себя политических прав, не  имеющий в себе даже зародыша  народного властолюбия". Для исполнения  своего назначения России необходимо  поступать не по чуждым ей  теориям, а по собственным понятиям  и требованиям, "дух народный  должен быть постоянным путеводителем  правительства". Русский народ  ищет свободу духа. Он "как единый, может быть, на земле народ  христианский (в истинном смысле  слова)" избирает путь к царству  Христову, предоставив государству  царство от мира сего. Люди  русского народа грешны, но основания  его истинны, "верования его  святы", "путь его прав".

      Издревле  Русь разделилась на государство  и землю, правительство и народ. Подвиг общественный для правительства  заключается в том, что оно  обеспечивает для народа нравственную  жизнь и блюдет его духовную  свободу от всяких нарушений. Власть от мира сего (государство) необходима ради греховности людской. Призвание же человека – есть нравственное приближение к Богу. К.С.Аксаков уверен, что "великий вопрос государственно-народный лучше решен быть не может, как решил русский народ".

   Если государствование становится для народа целью, то тогда исчезает высшая цель и он перестает быть народом. При русских началах государственная власть должна быть монархической, ибо общество правительством быть не может. Вне народа и общественной жизни может быть только лицо. Монархическое правительство, в русском понимании, является защитником истинной духовной свободы, свобода же политическая "не есть свобода".

  Русские повинуются власти, но не идолопоклонствуют: чтят царя, а не боготворят. "Первое отношение" между правительством и народом (отношение взаимного невмешательства) должно быть дополнено служением правительства народу, который обязан исполнять государственные требования. "Самостоятельное отношение безвластного народа к полновластному государству есть только одно: общественное мнение". И это не политическая, а нравственная связь.

  Однако при Петре I со стороны правительства был оставлен русский путь, были нарушены начала гражданского устройства России. Петровский переворот есть свидетельство того, "какое глубокое внутреннее зло производит величайший гений, как скоро он действует одиноко, отдаляется от народа и смотрит на него, как архитектор на кирпичи".

  Происшедший при Петре  общественный разрыв – это  разрыв древнего союза земли  и государства, царя с народом. "Новопреобразованные русские" ощутили в себе политическое властолюбие. Простой же народ еще держится своих древних начал. Но чем больше будет посягательство на его внутреннюю, общественную свободу, тем больше народ будет искать свободы внешней, политической.

  Итак, делает вывод  К.С.Аксаков, петровская правительственная система ведет к тому, что "Россия перестанет быть Россией", и тогда революции ее сокрушат. Следовательно, необходимо "понять Россию и возвратиться к русским основам, согласным с ее духом". Таков основной смысл "Записки". И нужно совсем немного, но главное: восстановить древние отношения государства и земли. Ибо народ желает для себя только одного: "свободы жизни, духа и слова". Автор не касался крепостного состояния, раскола, взяточничества и т.д., требующих "особых усилий для исцеления". По его мнению, решение главного вопроса целительно подействует и на эти "язвы".

Исследуя источники, К.С.Аксаков подчёркивал, что крепостного состояния, в понимании его XIX веком, в России до Петра I не было, оно "есть дело преобразованной России". Думая о том, как исправить это "дело", К.С.Аксаков считал, что народу нужна свобода , ему необходима земля.

Кроме того, свои взгляды на историю писатель в исторических статьях (наиболее важные из них: "Об основных началах русской истории" (1861), "О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности" (1852), "Несколько слов о русской истории, возбужденных историею г. Соловьева. По поводу I тома" (1851) и др.).

В заключении можно сказать, что К. Аксаков идеализировал русскую историю сверх всякой меры. Он говорил, что русская история является «всеобщей исповедью» и что «ее можно читать так же, как житие святых». Ненависть Аксакова к Западной Европе была такой же сильной, как и любовь к России. К. Аксаков видел только темные стороны западной цивилизации: насилие, враждебность, ошибочную веру (католицизм и протестантизм), склонность к театральным эффектам, «слабость».

Писатель полагал, что основы высокой нравственности русской жизни следует искать в крестьянстве, которое еще не испорчено цивилизацией.   

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аксаков К. С., Полн. собр. сочинений, 3 тт., М

2   Передовой боец  славянофильства. Очерки по истории рус. лит.

3    Костомаров Н. И., О значении исторических трудов  К. С. Аксакова по рус. истории, СПб,

4    Пыпин, А. П., Характеристика литературных мнений от 20-х до 50-х гг.

5    Венгеров, С. А.,  Критико-биографич. словарь рус. писателей и ученых, т.

6   URL: http://philosophica.ru/mironov/112.htm

7   URL: http://www.intelros.ru/readroom/istoriya-filosofii/i-9-2002/15629-istoriosofiya-slavyanofilstva-ashomyakov-ivkireevskiy-ksaksakov.html

 

 

 

 


Информация о работе Воззрения К. С. Аксакова на русскую историю