Влияние шокирующих впечатлений на психологическое состояние журналистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Объектом данной работы является изучение психологических травм, вызваны
работой журналистов в горящих точках, после терактов или природных
катаклизмов. Многие журналисты, прошедшие через это, в дальнейшем
страдают «синдромом эмоционального выгорания» (понятие, введённое в
психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году,
проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением). Может влечь за
собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития
глубоких когнитивных искажений)
Предмет — обнаружение и лечение травм, способы борьбы, предотвращение
возникновения.

Вложенные файлы: 1 файл

масс.ком..docx

— 73.38 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М.В. ЛОМОНОСОВА

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

«Влияние шокирующих впечатлений на психологическое

состояние журналистов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 5 курса

д/о (группа 507)

Мессих А. И.

Преподаватель Засурский И. И.

 

 

 

 

 

 

Москва 2014

Введение

 

 

Объектом данной работы является изучение психологических травм, вызваны 

работой  журналистов в горящих точках, после терактов или природных

катаклизмов.  Многие журналисты, прошедшие через это,  в дальнейшем

страдают «синдромом эмоционального выгорания»  (понятие, введённое в

психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году,

проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением). Может влечь за

собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития

глубоких когнитивных искажений)

Предмет — обнаружение и лечение травм, способы борьбы, предотвращение

возникновения.

 

Конец двадцатого - начало двадцать первого века ознаменованы большим

ростом числа экстремальных ситуаций (техногенных катастроф, локальных

военных конфликтов, террористических актов с большим радиусом поражения,

стихийных бедствий), с последствиями которых человеческая психика уже не

может самостоятельно справляться. Каждая профессия имеет степень риска.

Профессия журналиста, которая заключается в том, чтобы рассказывать то, что

скрыто, имеет очень высокий уровень риска. Журналисты, по долгу своей

профессии, были обязаны освещать все эти события. Выезжать на съемки в

другие страны или города, брать интервью у пострадавших, свидетелей, иногда

самим быть свидетелями. Это ведет к формированию различного рода

непсихотических пограничных расстройств, таких, как ПТСР. Несмотря на то,

что ПТСР активно исследуется в зарубежной науке уже на протяжении

пятидесяти лет, отечественные исследователи по многим идеологическим

причинам оказались отодвинуты на периферию проблемного поля изучения

неспецифических реакций человека на экстремальные ситуации. Изменения

политической ситуации в стране способствовали вовлечению российских

ученых в научно-практический поиск решения проблемы посттравматических

стрессовых расстройств.

На одном из занятий журналист Сергей Зенин (Специальный корреспондент

телеканала «Москва 24»)

Образование: Международное отделение факультета журналистики МГУ им.

Ломоносова. Работа в СМИ: Корреспондент Главной редакции информации

Центрального Телевидения СССР, Комментатор программы «Вести» ВГТРК,

режиссер-постановщик ток-шоу на канале «Россия» и «ТВ Центр», основал

продакшн - студию и снял для телевизионного эфира более 100 концертов звезд

российской эстрады, джаза и классической музыки. С 1993 по 2007 год побывал

во всех горячих точках планеты. Был номинирован на ТЭФИ за серию военных

репортажей. В качестве автора сценария и режиссера снял несколько

документальных фильмов, рассказывал о своей работе в горящих точках.

 

Обычному человеку очень трудно представить, через что он прошел. После

Афганистана, Ирака, Чечни, у Сергея нет явных проблем с психикой.

Единственное, что могло напугать — это фраза « Ну убьют оператора, пришлют

замену, ничего страшного, а я один журналист и замену не пришлют».

В настоящее время работа с психологической травмой является одной из

наиболее важных задач в современной психологии и психотерапии.

Эффективная работа с травмой возможна при комплексном подходе, который

требует объединения в себе методов и способов работы, созданных рамках

различных психотерапевтических подходов. При рассмотрении этих подходов

необходимо уделить внимание направлениям, основанным на принципах

экзистенциальной философии и психотерапии, способных повлиять на

смысловое измерение жизни человека.

Одним из таких направлений является логотерапия В. Франкла. Логотерапия

базируется на трех фундаментальных понятиях: свобода воли, воля к смыслу и

смысл жизни, которые определяют возможность преодолеть себя и свои

жизненные трудности, освоить активную позицию. В. Франкл неоднократно

подчеркивает в своих работах, что нет ни одной ситуации в жизни, которая бы

не могла быть осмыслена и продуктивно использована. По Франклу

«логотерапия пытается помочь человеку в осознании двух фундаментальных

вещей: во-первых, того смысла, который ждет от него реализации; а во-вторых,

его волю к смыслу, которая ждет, чтобы пред ней поставили задачу». Потеря

смыла жизни, которая сопровождает травму, нередко создает экзистенциальный

вакуум, становящийся тормозом в реализации человеком его жизненно важных

целей. Это заставляет пострадавших искать способы заполнения этого вакуума,

облегчения страдания путём наполнения его смыслом.

Главный тезис учения В. Франкла о смысле жизни - жизнь человека не может

лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может

быть найден. С точки зрения Франкла, смысл не субъективен, человек не

изобретает его, а находит в мире, осознает и открывает для себя. Задача

 

логотерапии заключается в том, что бы помочь пациенту найти скрытый смысл

своего существования и мобилизовать свои ресурсы. Работа со смыслом в

логотерапии - это работа со смыслом-ценностью.

Другим экзистенциальным направлением, обладающим высокой

эффективностью при работе с психологической травмой, является

экзистенциально-гуманистический подход, созданный И. Яломом, Р. Мэем и Д.

Бьюдженталем. И. Ялом рассматривает смыслы травматических переживаний с

точки зрения «экзистенциальных данностей», таких как «смерть», «свобода»,

«изоляция», «бессмысленность», представляющих собой базовые неизменные

условия человеческого бытия. В ситуации травмы эти экзистенциальные

данности выступают как реальные объекты переживаний и травматические

расстройства являются реакциями на эти смысловые отношения. Работа с

травмой, по Ялому, направлена на принятие этих данностей человеческой

жизни - принятие факта конечности жизни, обретения свободы и способности

делать жизненные выборы, принятия своего одиночества и преодоления

изолированности, а так же обретение жизненного смысла.

По мнению Д. Бьюдженталя источником травматической реакции является не

сама травматическая ситуация, а тот негативный смысл, который приобретает

ситуация для пострадавшего. Открытие и создание новых смыслов происходит

как результат внутреннего исследования субъективных переживаний клиента.

Работой со смыслом в экзистенциальных подходах является работа с

внутренними глубинными субъективными переживаниями. Феномен

навязчивых воспоминаний чаще всего рассматривают как один из клинических

симптомов посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). ПТСР

развивается как результат воздействия чрезвычайного травмирующего

события/событий. Пациент, страдающий ПТСР, лично пережил или был

свидетелем убийств, сцен насилия, гибели близких или других людей,

издевательств, угрозы физической целостности. Реакция на травмирующее

событие включала интенсивный страх, чувство беспомощности, состояние

ужаса.

 

Травмирующее событие понимается как экстремальное критическое событие,

которое обладает мощным негативным воздействием, ситуации угрозы,

требующее от индивида экстраординарных усилий по совладанию с

последствиями воздействия.

На данный момент недостаточно изучены механизмы формирования симптомов

ПСТР; остаются неясными факторы, обуславливающие возникновение такого

симптома, как навязчивые воспоминания.

Понимание механизмов ПТСР различается в зависимости от применяемого

научного подхода. В рамках концепции о высшей нервной деятельности,

созданной И. П. Павловым, причиной ПТСР является застойный очаг

возбуждения в коре головного мозга. Согласно З. Фрейду и его

психоаналитическому подходу, травма приводит к нарушению процесса

символизации и является элементом нарциссического конфликта. В результате

интенсивного воздействия внешних факторов, стимульный барьер разрушается,

а либидозная энергия смещается на самого субъекта; при этом, фиксация на

травме - это попытка её контроля.

М. Ш. Магомед-Эминов относит травматические стрессовые расстройства к

негативным последствиям травматического события, выделяя их наряду с

позитивными и нейтральными. В качестве этиологического фактора

травматических расстройств рассматривается психическая травма; при этом

выделяется инцидентальная травма, которая возникает в момент инцидента и

вызывает первичные психические реакции, и внеинцидентальная травма,

которая представляет собой дополнительные факторы, детерминирующие

развитие травматического расстройства.

В рамках когнитивной модели травматические события - это потенциальные

разрушители базовых представлений о мире и о себе. Патологические реакции

на стресс - это попытки воссоздания прежней картины мира в слегка

измененном виде, которые не приводят к успеху. Согласно информационной

модели, разработанной M. Horowitz, сильный стресс приводит к поступлению в

 

сознание информации, которая не может быть согласована с когнитивными

схемами. Происходит информационная перезагрузка, и часть информации

переводится из сознания в бессознательное, сохраняясь при этом в активной

форме. Человек стремится сохранить информацию в бессознательной форме, но

травматичная информация становится сознательной как часть процесса

информационной обработки.

Психиатры выделяют четыре основных группы симптомов ПТСР: навязчивые

состояния, реакции избегания, симптомы повышенной раздражительности и

неспецифические симптомы. Навязчивые состояния (навязчивые

воспоминания, вспышки воспоминаний, «флэшбэки») - это невольное и

непредсказуемое оживление травматического опыта через необычайно яркие

воспоминания, длящиеся от нескольких секунд до нескольких часов. У людей,

страдающих ПТСР, часто возникают состояния, когда они вновь и вновь очень

ярко и глубоко переживают травмировавшее их событие. В сознании у

человека, страдающего данным расстройством, внезапно всплывают

неприятные сцены, связанные с травматическим событием. Внезапно

нахлынувшие яркие воспоминания, окрашенные болезненными эмоциями,

могут полностью овладеть вниманием человека.

В некоторых случаях, человек может вести себя так, будто он вновь переживает

перенесенную ситуацию, не осознавая при этом полностью своих действий.

Повторное переживание травмы может проявляться в ночных кошмарах, а

также в виде внезапных болезненных эмоциональных вспышек,

сопровождающих воспоминания или сны о травмирующем событии.

Целью предполагаемого исследования является описание и анализ феномена

навязчивых воспоминаний с помощью метода интервью (в т.ч. глубинного

интервью), проводимого с людьми, пережившими травматические события.

Исследования данного феномена являются важной частью разработки методов

психологической помощи людям, страдающим стрессовым расстройством.

 

Обсуждая вопрос темпоральности и психической травмы, мы основываемся на

положении о том, что связь между ними необходимо раскрыть через субъекта,

который переживает травматическое событие, являющееся темпоральным

событием и обладающее временной длительностью. С учетом высказанного

уточнения мы можем выделить два аспекта рассмотрения данного вопроса.

Первый связан с объективной темпоральностью психической травмы, а второй

касается субъективного переживания темпоральности травмы, точнее,

переживания травматического события и его последствий. Что касается

объективной темпоральности травмы, то она, в первую очередь, связана с

такими вопросами, как хронометрическая длительность между моментом

травматического события и возникновением психотравматической реакции у

субъекта, а также с общей продолжительностью хода психической травмы.

Сюда можно отнести, кроме того, индивидуальные различия временной

динамики психической травмы. Второй аспект темпоральности травмы

образуется переживанием травматического события, естественно, это

переживание необходимо рассмотреть с учетом трех временных образующих:

прошлого, настоящего и будущего.

Необходимость учета настоящего, прошлого и будущего, в связи с

переживанием времени, подводит нас к необходимости рассмотрения проблемы

темпоральности и травмы в терминах связывания и разделения травматического

опыта субъекта в рамках трех обозначенных временных образующих. Поэтому

переживание травмы не ограничивается, собственно говоря, особенностями

переживания, а приводит нас к проблеме анализа следующего

основополагающего феномена - насколько в переживании человека

травматический опыт связан или же разъединен. Для перевода этой проблемы с

языка темпоральности на язык психических механизмов мы можем

воспользоваться феноменом диссоциации. Как известно, c времен Жане,

Фрейда возникновение психической травмы непосредственно связывали с

феноменом диссоциации. Предполагается, что под влиянием травматического

Информация о работе Влияние шокирующих впечатлений на психологическое состояние журналистов