Влияние СМИ на психологический мир молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 20:43, реферат

Краткое описание

Чтоб разобраться в этом вопросе для начала нужно конкретизировать понятие «молодежь». Молодежь – это такая социальная группа, которая по максимуму использует СМИ и жадно черпает информацию разного содержания. Потому что молодые люди очень любознательны, и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире. Молодежь проявляет заинтересованность информацией и это – факт. Молодежь – это такая социальная группа, которая очень сильно поддается влиянию масс-медиа.

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние СМИ на психологический мир молодежи.docx

— 29.11 Кб (Скачать файл)

Влияние СМИ  на психологический мир молодежи


Чтоб разобраться в  этом вопросе для начала нужно  конкретизировать понятие «молодежь». Молодежь – это такая социальная группа, которая по максимуму использует СМИ и жадно черпает информацию  разного содержания. Потому что молодые  люди очень любознательны, и хотят  быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём  мире. Молодежь проявляет заинтересованность информацией и это – факт. Молодежь – это такая социальная группа, которая очень сильно поддается  влиянию масс-медиа.

Основное развитие теории массовой коммуникации началось сравнительно недавно - с 1952 года. В становлении  современной западной теории коммуникации эволюционно можно выделить несколько  этапов, или "поколений", привнесших свои особенности в понимание  феномена коммуникации. Несмотря на то, что исследования, которые мы сегодня относим к коммуникативным, проводились на протяжении всего двадцатого века в рамках различных социальных наук, после второй мировой войны, одновременно с развитием информационных наук и технологий, стали оформляться новые подходы к изучению феномена коммуникации. Характерным для этих подходов было рассмотрение коммуникации как передачи информации, где необходимыми составляющими признавались источник информации, сообщение, получатель информации, канал передачи и шум. Модель была модифицирована в коммуникативной литературе и получила широкое распространение как модель информационной трансмиссии. По сей день, несмотря на признанные ограничения, акцентирующие линейный, однонаправленный характер коммуникации, эта модель широко используется в коммуникативной теории и практике, особенно в массовой коммуникации и в публичных выступлениях.

Следующий этап в становлении  теории коммуникации, включающий и  настоящее время, характеризуется  расширением системного подхода  к анализу коммуникации. Коммуникация рассматривается как социальный процесс. Подчеркивается ее не просто интерактивный, но трансактный характер, заключающийся в том, что любой субъект коммуникации является отправителем и получателем сообщения не последовательно, а одновременно, и что любой коммуникативный процесс включает в себя, помимо настоящего (конкретной ситуации общения), непременно и прошлое (пережитый опыт), а также проецируется в будущее.

По глобальности воздействия  на личность и возможности способствовать формированию мировоззрения информационные технологии и средства массовой информации, в первую очередь телевидение, можно  сравнить только с участием семьи  в социализации личности.

Социологические исследования последних десятилетий, которые  проводились и в нашей стране, и за границей, неоднократно подтверждали, что в структуре детского и  молодежного произвола лидирует просмотр телепередач как наиболее доступная, универсальная  форма  провождения свободного времени. Выходит, можно утверждать, что именно СМИ  в лице телевидения, транслирует  модели, стили и образцы сознания и поведения.

Все, что мы узнаем о нашем  обществе и даже о мире, в котором  живем, мы узнаем из СМИ, - считает немецкий социолог Н. Луман. - С другой стороны, о самих СМИ мы наслышались такого, что не можем доверять этому источнику. Мы сопротивляемся их воздействию, подозревая, что нами манипулируют.

Мы каждый день получаем из прессы новости и информацию, которая процентов на семьдесят  не подлежит проверке. Мы однозначно не всегда можем сказать себе "Да, я там был, это правдивая информация", и поэтому должны просто принимать  такие новости на веру, формируя свое мнение из увиденного или услышанного, что, к сожалению, не всегда бывает правдиво.

Если говорить о характере  влияния СМИ на молодежь, то можно  выделить два характера воздействия. Дело в том, что СМИ может производить  как позитивное, так и негативное воздействие на молодых людей. Таким  образом средства массовой информации имеет две стороны влияния, как две стороны медали.

Негативное  влияние. В наше время особой остроты обрела проблема телевизионного  насилия. Практически во всех современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие. Было доказано, что теленасилие может стать причиной кратковременного возбуждения и так званых «эффектов моделирования».  В то же время не менее авторитетные ученые своего времени, использовав причинно – последственные статистические модели,  не получили ни одного свидетельства существования связи между употреблением теленасилия и последующими изменениями агрессивности поведения. Я считаю, что все же теленасилие является причиной последующей агрессии. СМИ являются также источниками пошлой информации, порнографии. В телевидении транслируется множество эротических фильмов, которые развращают, опошляют современную молодежь. Страшно то, что эту пошлость, нечистоту мы видим не только по телевидению, но и в газетах, журналах, в сети Интернет – везде.

Активно пропагандируется образ  жизни, связанный с потреблением алкоголя, пива, сигарет, сомнительных для здоровья напитков.

Неотъемлемой частью пропаганды так же является и политическая пропаганда, которая стала все чаще использоваться нынешними политическими деятелями. Влияние на молодежь с целью заполучения поддержки со стороны молодежи, которой можно навивать мнимые и выгодные только лишь ограниченному кругу граждан идеи и новые традиции. Нужно лишь заинтересовать. Н.С. Леонов справедливо отмечает: "Информация стала инструментом власти. Когда была обнаружена восприимчивость человеческой психики к внушению, информация в форме пропаганды и агитации стала главным рычагом управления людьми. Она постепенно заменила собой грубую силу, насилие, которое долгое время считалось единственным и непременным орудием управления. Покойный ныне президент США Ричард Никсон, выступая однажды в Совете национальной безопасности по вопросу бюджетных расходов, сказал, что он считает один доллар, вложенный в информацию и пропаганду, более ценным, чем десять долларов, вложенных в создание систем оружия, ибо последнее вряд ли будет когда-либо употреблено в дело, в то время как информация работает ежечасно и повсеместно".

Помимо  негативного влияния  СМИ на молодежное поведение, можно  выделить несколько позитивных моментов:

► СМИ держит молодежь в  курсе всех происходящих событий, таким  образом удаляя «информационный голод»

►  средства массовой информации повышает общую, в том числе и  политическую культуру населения;

► служит для взаимного  информирования властей и населения;

► снимают социальную напряженность

Телевидение мощно влияет на смысложизненные ориентации учащейся молодёжи, задаёт и продвигает стандарты красивой жизни. Оно вносит существенный вклад в характер их общения с миром, оказывается стимулом для действий, которые не нужно изобретать самому, поскольку они даны в готовом виде. Пропагандируя определенные ценности, оно способно формировать у людей соответствующие установки

Можно проследить существенное противоречие в ценностных установках молодых людей: с одной стороны, на уровне сознания декларируется стремление к личной независимости, хорошим  и стабильным межличностным отношениям, к созданию семьи и получению  достойной работы; с другой стороны, по результатам факторного анализа  просматривается четкая ориентация на западные стандарты жизни. Телевидение в данном контексте играет существенную роль в формировании ценностных установок молодых людей. Поскольку молодежь достаточно обособлена в культурном плане от старшего поколения, то телевидение, использующее в своих трансляциях западные передачи и фильмы, успешно продвигает западный образ жизни и восприятие мира.

Одной из бессмертных видов  СМИ является пресса. Интерес к газетам и журналам, предназначенных не только специально для детей, но и для взрослых, начинает проявляться обычно с подросткового возраста. И тут важны количество и качество той информации, которая размещена на страницах периодических изданий и которая должна учитывать потребности растущей личности, помогать формировать общечеловеческие ценности, мораль и базовые компоненты культуры. Таким образом, печатные издания должны содержать обширный материал по данной тематике, так как воспитание личности с высоким уровнем самосознания, готовой к самосовершенствованию и самовоспитанию очень длительный и трудоёмкий процесс. Подросток, осваивающий собственное "Я", больше всего любит читать о жизни своих сверстников. На этом и основываются редакции различных молодежных журналов и издательства, печатающие их. Тематика этих журналов, как правило, не отличается научной познавательностью и разнообразием; их основные рубрики: музыка, мода, новости шоу-бизнеса, секс, гороскоп, тесты, анекдоты. По всей вероятности, подобные издания не ставят себе задачу расширения кругозора, повышения уровня образования и начитанности среди подростков. А ведь чтение в жизни подростков понизилась в последние годы не только количественно, но и качественно. И снижение интенсивности, и качества юношеского чтения - большая социальная потеря. Вся новая информация активно поглощается ребенком, который стремится все знать. Но подростку, еще не научившемуся правильно отбирать и адекватно воспринимать "взрослую" информацию, нужно умело ее предоставить, причем "небольшими дозами", поскольку психика ребенка в подростковый период особенно восприимчива. Современные молодежные издания, похоже, не учитывают этот фактор. Все это они могут найти на страницах электронного варианта - Интернета. Однако, стоит заметить, что пресса в настоящее время, для привлечения числа читателей, стала прибегать к методу клеветы, придумывая всеразличные истории и факты, случившиеся со звездами шоу-бизнеса или политики, которые так привлекают подростков. Но не стоит разочаровываться по поводу "желтой" прессы, можно сравнить несколько печатных изданий и выбрать определенную, имеющую больший авторитет среди читателей, и не прибегать к статьям "желтой" печати.

Пресса сегодня находится, пожалуй, в самом неблагоприятном  состоянии по сравнению с другими  средствами массовой информации среди  подростков. Можно сказать, что современная  молодежь с каждым годом негативнее относиться г печатным изданиям из-за недостатка времени и желания познавать окружающий мир, явления, обстановку сложившуюся в стране. За последние несколько лет в силу ряда причин произошло общее резкое сокращение тиражей периодических изданий. Трудности печатных СМИ усугубляются и тем, что молодежь в современном мире находит все новые и достаточно широкие возможности получать информации, например, посещение сайтов Интернета.

Среди других средств массовой информации нельзя не сказать об Интернете, который на сегодняшний день из технического изобретения превратился в абсолютный феномен, влияющий на все стороны  жизни человечества. Опыт развития мировых открытых сетей, особенно Интернета, позволяют говорить о начале новой  эры в развитии средств и систем переработки информации. В таких  сетях пользователь воспринимает себя и воспринимается другими как  неотъемлемый компонент единого  информационного сообщества.

Одним из негативных эффектов глобальной компьютерной сети является широкое распространение различной  информации сомнительного содержания. Ребенок может случайно зайти  на сайт, где ему в красках распишут, насколько приятны на вкус наркотики, какие чудеса творит с организмом алкоголь или как в домашних условиях из подручных средств изготовить настоящую взрывчатку. Даже на доброжелательных на первый взгляд сетевых ресурсах во всплывающем рекламном окне может показаться фотография обнаженного тела. Об этих деталях должен знать педагог и родители каждого ребенка, чей компьютер подключен к Интернету. По результатам недавнего опроса, современная молодежь рискует посетить нежелательный сайт, скачать нелегальное программное обеспечение или ввязаться в общение с незнакомыми людьми преимущественно при пользовании компьютером дома, а вовсе не в школе, как полагают многие родители. Все дело в том, что ограничения на пользование компьютером в школе гораздо строже домашних запретов родителей. Администрация учебного заведения намного чаще, чем родители, использует программное обеспечение, ограничивающее пользование подростков Интернетом. Поэтому то, что разумно запрещено детям в школе, они с легкостью получают дома ввиду отсутствия внимания со стороны родителей к этому вопросу.

Рассмотрим подробнее, что  плохого может приключиться с  подростком, если бесконтрольно оставлять  его во Всемирной паутине:

Существуют сайты, посвященные  порнографии, пиротехнике, суициду, обсуждению действия тех или иных наркотиков. Отсюда может последовать увлечение  всеми этими угрожающими их здоровью вещами.

Встреча с опасными людьми в чатах или других областях. По статистике, это самый большой  риск. Подростки могут войти в  такие не желательные для них  компании, как радикальные политические группы, сатанинские культы, сетевые "оргии". Эти группы существуют и в реальном мире, но принимать  участие в их сборищах подростку  намного легче, сидя за компьютером  у себя дома.

Вовлечение в азартные игры. Даже простые игрушки наносят  непоправимый вред, занимая у ребенка  подавляющую часть времени, отвлекая его от занятий и спокойного отдыха, вредя психическому и физическому  здоровью.

Подростки сами могут представлять опасность, начав через Интернет угрожать людям и нарушать закон.

Невозможно запретить  ребенку выходить в Интернет, но предотвратить негативные последствия  неграмотного и неразумного пользования  им в наших силах, для этого  нужно научить его правильно  вести себя в сети.

В настоящее время Интернет представляет собой "мир" параллельный нашему, в котором достаточно много  полезного для пользователей, но также в сети очень много отрицательного. Человек, "входящий" в первый раз в сеть обычно получает хорошее впечатление об Интернете. Но первое впечатление обманчиво! И понимаешь это со временем. Чем больше работаешь в Интернете, тем больше видишь в нём не только плюсы, но и минусы. Но, к сожалению не все могут понять и осознать, как Интернет заполняет наше сознание. И отличить то, что хорошо, а то, что плохо, уже не можем.

Возможность использования  Интернета для общения делает глобальную сеть не столько хранилищем информации и средством перекачки  файлов, сколько именно социальной средой. Социальные идеалы,  нормы,  эталоны поведения, которые определяют сущность и выбор молодым человеком  жизненного пути, трансформируются в  его личностных ценностных ориентациях  через представления,  мнения, оценки, получаемые в социальных группах, с  которыми в наибольшей степени идентифицирует себя человек.

Глобальная компьютерная сеть раздвигает границы культурного  пространства, тем самым, предоставляя возможности культурной самоидентификации  личности. Путешествуя по просторам  Интернет, молодые люди получают широкий  доступ к общечеловеческим ценностям  и богатствам как отечественной, так и мировой культуры, что, несомненно, оказывает огромное влияние на эффективность  процесса становления личности. Однако следует отметить, что легкость публикации в глобальной компьютерной сети при  возможности сохранения анонимности  может привести и приводит к злоупотреблениям. Дезинформация и плагиат, экстремизм и порнография, мошенничество и  воровство, непрошенная реклама – это также реалии Интернета.

Информация о работе Влияние СМИ на психологический мир молодежи