Владимир Познер: индивидуальность и творческий путь журналиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 20:20, реферат

Краткое описание

В моей работе сделана попытка проанализировать творческий путь Владимира Познера, понять причины столь лёгкого для 80-х успеха. Для того чтобы выполнить поставленную задачу, я изучила некоторые интервью с самим Познером. Кроме того, для того, чтобы понять истоки критики в адрес предмета моего сообщения, мною была изучена книга «Времена (лжи) с Владимиром Познером» о непозволительных, по мнению автора, манипуляциях.
Таким образом, цель моей работы – объяснить составляющие неповторимого стиля Владимира Познера, который выгодно отличал его в 80-е и отличает по сей день. Другими словами, мы попытаемся понять, в чём уникальность Познера как явления в советской журналистике.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
§1Биография В.В. Познера…………………………………………………… 5
§2 Телевизионнные проекты Владимира Познера 10
Заключение……………………………………………………………………. 15
Библиография……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

не мой реферат.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Программа «Мы» - это однозначно аналитический  продукт. Она стартовала в 1993 и просуществовала до 1998. В студии собираются гости программы, эксперты, и люди, которые приходят в студию обсудить заявленную тему. В начале программы показывается видеоролик, задающий тему программы. Обычно это социальная тема, которая касается каждого, например, на что идут налоги, почему так много продуктов питания страна импортирует и так далее. Кроме волнующих умы тем есть и класс передач «персона». В таком выпуске в рамках передачи «Мы» проходит этакая стихийная пресс-конференция, где гости студии задают вопросы известному человеку. Начинается такая передача тоже с небольшого сюжета, где тезисно даются сведения о человеке, с которым ведущему и зрителям в студии предстоит общаться. Говоря о творческом почерке Познера нельзя не заметить, что программа «Мы» очень похожа по способу подачи темы, ведения дискуссии на «Времена» и на один из последних проектов Владимира Владимировича, «Познер». Здесь мы видим такие характерные для него едкие комментарии в отношении гостей, отказавшихся принять участие в беседе, например, в выпуске программы от 18 ноября 1996 года, тема которого «Что мы будем есть?», он прямо говорит о трусости чиновников, отказавшихся прийти на передачу в последний момент9. Это тот самый «познеровский» стиль, о котором говорилось во введении к моей работе. Неудобные вопросы, провокационные комментарии, смелые оценки, не всегда логичные, не всегда обоснованные, но так интересные зрителю.

Программа «Времена» появилась  на канале «ОРТ» в 2000 году. До 2002 года Познер вёл эту программу с тележурналистом Жанной Агалаковой. Суть программы в том, что ведущий собирает экспертов (политиков, специалистов, общественных деятелей) за круглым столом и обсуждает с ними некую проблему. В своих интервью Познер говорит о том, что программа Времена была попыткой рассказать простому человеку о такой сложной политике, но не детскими словами. Девизом программы стала фраза её ведущего о том, что нужно дать человеку полный объём информации, а он уже сам разберётся, как эту информацию проанализировать. У программы «Времена» есть своя традиционная фраза «Вот такие времена», которой заканчивается каждый выпуск. В 2008 году программа была закрыта. Владимир Познер объяснил, что хочет делать новый проект, который не будет ограничен в выборе темы и героев программы. В одном из интервью Познер признаётся: «Волей-неволей мы ограничивали себя тем, что передача должна была рассматривать основное политическое или общественно-экономическое событие недели. Поэтому мы были вынуждены приглашать одних и тех же людей: либо из правительства, либо из государственной думы, либо политологов. В итоге мне захотелось заняться чем-нибудь другим»10.

Как уже было сказано во введении к работе, говоря о программе «Времена»  нельзя не упомянуть книгу Сергея Смирнова «Времена лжи с Владимиром Познером». Книга построена следующим образом: она разделена на несколько глав, каждая из которых представляет собой подробный анализ отдельной передачи. В основном, автор книги уличает Познера в манипуляциях, основанных на ассоциациях, так уже в первой главе упоминается в негативном контексте как будто невзначай брошенное слово «знамя», автор тут же подмечает, что само по себе слово у человека, живущего на постсоветском пространстве, рождает вполне конкретную ассоциацию с большевиками. Следовательно, употребляя в одном предложении слова «знамя» и «плохо», герой программы наводит нас на мысль о том, что советская власть была плоха.11 Наиболее частыми манипуляциями, по мнению автора книги, являются также апелляции к дорогим сердцу русского человека людям и сферам, перебивания, неверная интерпретация слов гостя и популярный во всём мире приём – уход на рекламу.

С Сергеем Смирновым сложно не согласиться. Владимир Познер действительно прибегает  к этим приёмам. Однако можно ли считать  эти манипуляции однозначным  проявлением непрофессионализма? Просмотрев несколько выпусков программ Познера, автор данной работы выдвинул гипотезу о том, что цель этих манипуляций – не дать гостю студии отчеканить заранее заученный текст, не несущий смысловой нагрузки.

Нельзя оставить без внимания и один из последних проектов Владимира Владимировича, «Познер». Эта программа сменила на «Первом канале» передачу «Времена». Только проходит она в уже ином формате. «Программа интервью, - рассказывает Познер корреспонденту «Комсомольской правды», - поскольку это мой любимый жанр. Интервью с одним человеком, без аудитории».12 Программа достаточно оригинально оформлена. Это два человека, ведущий и гость, которые сидят друг напротив друга (а эта позиция подсознательно воспринимается как враждебная), в отличие от программы «Времена», где гости и ведущий сидели за круглым столом (исторически, а теперь уже и подсознательно, круглый стол – это синоним сотрудничества, дружественности и равноправия). Камера снимает крупным планом жесты и мимику обоих, тем самым вроде бы помогая зрителю читать между строк. Но те жесты и те выражения лиц, которые выхватывает оператор, не несут явной смысловой нагрузки. И, по мнению автора данной работы, это всего лишь имитация некого интеллектуального поединка, шахматной партии между ведущим и гостем программы.

Помимо программ, сменяющих одна другую, Владимир Познер вместе с телеведущим Иваном Ургантом снял два фильма, «Одноэтажная Америка» и «Тур де Франс», соответственно про США и Францию глазами человека, который успел пожить в каждой из этих стран, Владимира Познера. Своё желание снять фильм про Соединённые Штаты Познер объяснил так: «Я эту страну очень хорошо знаю и очень люблю. И мне небезразлично, что сегодня в России так сильны антиамериканские настроения, которые объясняются целым рядом причин – не будем сейчас об этом... Мне хотелось показать ее настоящей, со всеми плюсами и минусами – но не такой, какой ее рисует наше общественное сознание»13. И Познеру это удалось. Оба фильма похожи не на рассказ с идеей и темой, а на путевые заметки. Из таких заметок, сочетаний места, человека, воспоминаний и ассоциаций, складывается относительно полноценное представление о стране и населяющих её людях.

  
Заключение

 

Автор данной работы сделал попытку  проанализировать творчество Владимира  Познера, культовой фигуры в советской и российской журналистике. Получив биографическую справку о Познере, автор работы смог заново оценить тот прорыв, который был сделан Познером и Донахью в 1985 году (телемосты Ленинград-Сиэтл и Ленинград-Бостон). Этот прорыв был закономерен и успех этого проекта был более, чем ожидаем. Владимир Владимирович был тем человеком, который в силу обстоятельств смотрел на США взглядом, не подкорректированным политической идеологией, что моментально нашло отклик в сердцах советских граждан. Были выполнены и другие задачи работы. Проанализированы основные телевизионные проекты Владимира Познера. И любопытно то, что если сравнить программу «Мы» с программами «Времена» и «Познер», мы практически не найдём отличий в способе подачи материала, в постановке темы. Характерная для Познера честность, граничащая с провокационностью – это не выработанный за годы бесед с людьми навык, это мы видим ещё в программах начала 90-х. Однако в последних своих проектах Владимир Владимирович явно стал жёстче в постановке вопроса.

В программах девяностых годов он периодически позволяет своим героям уходить от ответа на заданный вопрос, теперь же он пытается создать как можно более бескомпромиссный образ. Об этом свидетельствует и то, как снята программа «Познер». Нарочито агрессивная позиция (собеседники сидят друг напротив друга за столом), съемка крупным планом (создание образа агрессивной честности, лицом к лицу, глаза в глаза) – к этому формату Познер, скорее всего, пришёл не случайно. Возможно, это элемент плавной смены имиджа с интеллигентной мягкости и ироничности на интеллигентную агрессию и сарказм.

Цель работы звучала так: «понять, в чём уникальность Познера как явления в советской журналистике». Поставленная цель была достигнута.

На Владимира Познера и его мироощущение, разумеется, повлияли те условия, в которых он рос. Он стал этаким космополитом поневоле. Это отразилось на его взглядах и на журналистику, и на политику, и на отношения между людьми. В период существования советской идеологии и связанных с ней предубеждений граждан СССР Познер оставался объективным, потому что не понаслышке знал жизнь заграницей.

Его излюбленный приём, по мнению автора работы, делать всё для того, чтобы  обеспечить равенство. Так в программе  «Мы» и в позже во «Временах» сложные политические вопросы становились доступными для обсуждения и среди простых людей, никакого отношения к политике, не имеющих. В той же программе «Мы» и сегодня в «Познере» Владимир Владимирович разговаривает с людьми, имеющими некий вес в различных сферах так, как разговаривает с человеком. Ведь многие журналисты сейчас грешат тем, что разговаривают не с человеком, а с его должностью. Познер же всеми силами старается уйти от этого. Даже в программе «Человек в маске» действуют законы равноправия. Каждый имеет право высказаться и при это имеет право не быть осуждённым людьми.

Такой свежий для советской России подход не мог остаться без зрительского внимания. И до сих пор Познеру позволяется и прощается больше, чем его коллегам. «Такие сейчас времена». 
Библиография

 

1) Смирнов С. Времена лжи с Владимиром Познером; Москва: Эксмо, 2005 – 512 с.; [Текст]; Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/153366/read

2) Кальнина О., Владимир Познер закрывает «Времена» // Россия. – 2008. - 4 сен.; [Текст]; Режим доступа: http://www.kp.kg/daily/24158.4/372568/

3) Эль Хуби Ю., Повелитель «Времён» // Россия. – 2004. – 5 апр.; [Текст]; Режим доступа: http://www.newizv.ru/news/2004-04-02/5652/

4) Бородин С. Владимир Познер: «В журналистике я случайный человек» // Украина. – 2001. – 25 янв.; [Текст]; Режим доступа: http://lib.metromir.ru/book40776

5) Власенко Е. Владимир Познер: полиглотом меня сделала жизнь // Россия. – 2006. – 6 дек.; [Текст]; Режим доступа: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/learn_english/newsid_6213000/6213712.stm

6)Персональный сайт Владимира Познера; Режим доступа: http://vladimirpozner.ru/

7) Выпуск программы «Мы», «Что  мы будем есть?» // Россия. –  1996. – 18 ноя.; [Видео]; Режим доступа: http://www.atv.ru/index.php?option=com_video&task=show

8) Выпуск программы «Мы», «Алла  Пугачёва» // Россия; [Видео]; Режим  доступа: http://video.yandex.ru/users/prima-sp/view/315/

9) Выпуск программы «Человек в маске», «Американский муж» // Россия. – 1998. – 21 сен.; [Видео]; Режим доступа: http://www.atv.ru/index.php?option=com_video&task=show&amonth=&ayear=&pid=29&aname=%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%20%D0%B2%20%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B5&page=2

1 Персональный сайт Владимира Познера; Режим доступа: http://vladimirpozner.ru/?page_id=14

2  Власенко, Е., «Владимир Познер: полиглотом меня сделала жизнь» - bbcrussian.com – 2006 г.; Режим доступа: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/learn_english/newsid_6213000/6213712.stm

3 Бородин, С., «Владимир Познер: «В журналистике я случайный человек» - «Семейная газета» - г.Днепропетровск, 2001 г.; Режим доступа: http://lib.metromir.ru/book40776

4 Эль Хуби, Ю, «Повелитель «Времён», - «Новые Известия» - 2004г.; Режим доступа:  http://www.newizv.ru/news/2004-04-02/5652/ 

5 Персональный сайт Владимира Познера; Режим доступа: http://vladimirpozner.ru/?p=3152

6 Персональный сайт Владимира Познера; Режим доступа: http://vladimirpozner.ru/?page_id=14

7 Эль Хуби, Ю, «Повелитель «Времён», - «Новые Известия» - 2004г.; Режим доступа:  http://www.newizv.ru/news/2004-04-02/5652/ 

8Сайт «Авторского телевидения»; Режим доступа: http://www.atv.ru/index.php?option=com_video&task=program&pid=29&menu=%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B8

9 Сайт «Авторского телевидения»; Режим доступа: http://www.atv.ru/index.php?option=com_video&task=show

10 Кальнина, О., «Владимир Познер закрывает «Времена» - «Комсомольская правда» - 2008; Режим доступа: http://www.kp.kg/daily/24158.4/372568/

11 Смирнов, С., «Времена лжи с Владимиром Познером» - М., «ЭКСМО» - 2005г., с. 1; Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/153366/read

12 Кальнина, О., «Владимир Познер закрывает «Времена» - «Комсомольская правда» - 2008; Режим доступа: http://www.kp.kg/daily/24158.4/372568/

13 Персональный сайт Владимира Познера; Режим доступа: http://vladimirpozner.ru/?page_id=2342




Информация о работе Владимир Познер: индивидуальность и творческий путь журналиста