Биография Альфреда Адлера. Неполноценность и комплекс неполноценности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 11:05, реферат

Краткое описание

Альфред Адлер – австрийский ученый - подобно многим теоретикам, получившим медицинскую подготовку и практиковавшим как психиатры, свои первые теоретические разработки посвятил проблемам поведения человека. Он сформулировал основные положения теории неврозов, и лишь в 20-е годы развил свою теорию настолько, что она охватила и проблемы здоровой личности. Разработанная Адлером теория личности строится лишь на немногих базовых понятиях. По этой причине, позицию Адлера можно изложить соответственно нескольким общим заголовкам.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Биография Альфреда Адлера………………………………….…….................3
2. Неполноценность и комплекс неполноценности……………..……..5
2.1. Термин комплекса неполноценности……………………….........5
2.2. Истоки комплекса неполноценности…………………….............6
2.3Влияние комплекса неполноценности на личность человека,
на его характер и поведение ..............................................................................10
2.4.Стиль жизни, как способ компенсации комплекса неполно
ценности…………………………………………………………………….........15
Заключение………………………………………………………………….........18
Список использованной литературы……………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

конфликтология.docx

— 36.09 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2 
1. Биография Альфреда Адлера………………………………….…….................3

2. Неполноценность и комплекс неполноценности……………..……..5 
2.1. Термин комплекса неполноценности……………………….........5 
2.2. Истоки комплекса неполноценности…………………….............6 
2.3Влияние комплекса неполноценности на личность человека,  
на его характер и поведение ..............................................................................10 
2.4.Стиль жизни, как способ компенсации комплекса неполно 
ценности…………………………………………………………………….........15 
Заключение………………………………………………………………….........18 
Список использованной литературы……………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

          Альфред Адлер – австрийский ученый - подобно многим теоретикам, получившим медицинскую подготовку и практиковавшим как психиатры, свои первые теоретические разработки посвятил проблемам поведения человека. Он сформулировал основные положения теории неврозов, и лишь в 20-е годы развил свою теорию настолько, что она охватила и проблемы здоровой личности. Разработанная Адлером теория личности строится лишь на немногих базовых понятиях. По этой причине, позицию Адлера можно изложить соответственно нескольким общим заголовкам.

         Вот они: 

1) фиктивный финализм;

2) стремление к превосходству; 

3) чувство неполноценности  и компенсация; 

4) социальный интерес;

5) стиль жизни;

6) творческое Я. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Биография Альфреда  Адлера

Альфред Адлер родился в предместье Вены 7 февраля 1870 года в семье еврейского купца среднего достатка. Хотя в детстве он болел многими серьёзными болезнями, в том числе рахитом, Адлер упорно боролся против своих физических слабостей. С этим детским опытом, по-видимому, связаны такие аспекты его теории, как подчёркивание важности общественного интереса и идея компенсации органической неполноценности.  
  В детстве Адлер несколько раз близко сталкивался со смертью. Его младший брат умер в их общей постели, когда ему было три года. Позже сам он дважды был на волосок от смерти во время уличных происшествий. В пять лет он заболел тяжелейшим воспалением лёгких, так что семейный доктор считал этот случай безнадёжным; его спас другой врач. Выздоровев, Адлер решил стать врачом. 

 

   В восемнадцать  лет он поступил в Венский  университет, чтобы изучать медицину. Он глубоко интересовался социализмом  и был участником многих политических  митингов. На одном из них он  встретил будущую жену, Раису  Эпштейн, студентку из России, приехавшую  в тот же университет.  
     Адлер получил медицинскую степень в 1895 году. Он начал частную практику, сначала в области офтальмологии, потом – общей медицины. Благодаря растущему интересу к нервной системе, её функционированию и адаптации, область его занятий перемещалась в неврологию и психиатрию.   
     В 1902 году Адлер стал одним из первых членов внутреннего кружка, образовавшегося вокруг Зигмунда Фрейда. Он был наиболее активным членом группы и пользовался большим уважением . 

   Ещё до того, как Адлер встретил Фрейда, он начал свою теоретическую работу; к моменту этой встречи он уже публиковался в сферах социальной медицины и образования. Тем не менее, хотя Адлер никогда в действительности не принимал концепции либидо «Эдипова комплекса», он подвергся глубокому влиянию психоаналитической теории; в особенности это касается представлений о важности отношений ребёнка к матери, роли психологического развития в первые шесть лет, интерпретации невротических симптомов, анализа снов. 

 

    Хотя его взгляды  на невроз уже начали сильно  отличаться от фрейдовских, в 1910 году Фрейд предложил его на пост первого президента Венского психоаналитического общества.

 

 К 1911 году теоретические расхождения стали неприемлемыми для Фрейда и многих других членов общества. Адлер отказался от президентства и оставил общество вместе с ещё девятью из 23 его членов. Он основал собственную организацию - Ассоциацию Индивидуальной Психологии, которая постепенно распространилась по всей Европе. 
    Адлер и его последователи много работали в области образования, особенно в обучении учителей, поскольку он полагал, что чрезвычайно важно работать с теми, кто формирует умы и характеры юношества. Адлер и его помощники организовали также консультативные центры для детей в общественных школах, где дети и их родители могли получить совет. К 1930 году в одной только Вене было 30 таких центров. 

 

   Он опубликовал  множество статей и монографий, а также начал уделять много  времени поездкам по Европе  и США. В 1928 году он читал лекции  в Новой Школе Социальных Исследований  в Нью-Йорке и через год снова  вернулся туда с курсом лекций  и клинических демонстраций. В  связи с усилением нацизма  Адлер покинул Вену. Он переехал  в Соединённые Штаты и возглавил  медицинскую психологию в Лонг-Айленском медицинском колледже в 1932 году. 

 

   Адлер умер  в Шотландии в 1937 году в возрасте 67 лет во время лекционного  турне по Европе. 

 


2. Понятие комплекс  неполноценности

2.1. Термин комплекса  неполноценности

Чувство неполноценности само по себе не является ненормальным. Оно - причина всех улучшений в положении человечества (А.Адлер). 
Комплекс неполноценности - термин индивидуальной психологии Альфреда Адлера, вышедший из своего чисто терминологического употребления и ставший обыденным понятием в речи современных горожан. 
Комплекс неполноценности - теоретическое понятие в индивидуальной психологии А. Адлера - , обозначающее “…энергетический потенциал психической активности, вызванный переживанием каждым человеком в раннем детстве ощущения собственной недостаточности . Происходит вытеснение - этого чувства - в бессознательное - и придание ему за счет этого характера постоянной ненасыщаемости, а стремление к позитивному переживания чувства компетентности стимулирует различные виды деятельности - , в которых возможен реальный или мнимый успех”.1 

В своей статье Адлер разъясняет: «Необходимо уяснить, что слово «комплекс», которое мы употребляем в отношении неполноценности и превосходства, отражает прежде всего преувеличенные чувство неполноценности и стремление к превосходству. Если мы посмотрим на вещи таким образом, это снимет кажущийся парадокс о двух противоположных тенденциях, существующих в одном индивиде, так как очевидно, что в норме стремление к превосходству и чувство неполноценности дополняют друг друга. Если мы удовлетворены нынешним положением дел, в нас не должно быть места для стремления превосходить и добиваться успеха. Поэтому, ввиду того, что так называемые комплексы развиваются из естественных чувств, они не более противоречивы, чем обычные чувства»2. То есть эти два свойства взаимодополняют и взаимотрицают друг друга : если ты стремишься к превосходству, то вполне возможно, что это связано лишь с твоим комплексом неполноценности. 
               2.2. Истоки комплекса неполноценности

Важно не то, с чем человек родился, а то, как он этим распоряжается (А.Адлер, 1964).

В самом начале карьеры, когда Адлер еще сотрудничал с Фрейдом, Адлер опубликовал монографию, озаглавленную "Исследование неполноценности органа и ее психической компенсации". В этой работе он развил теорию о том, почему одно заболевание беспокоит человека больше, чем другое, и почему одни участки тела болезнь поражает скорее, чем другие. Он предположил, что у каждого индивидуума какие-то органы слабее других, и это делает его более восприимчивым к болезням и поражениям именно данных органов. Более того, Адлер считал, что у каждого человека происходит заболевание именно того органа, который был менее развит, менее успешно функционировал и, в целом, был "неполноценным" от рождения. Так, например, некоторые люди рождаются с тяжелой аллергией, что может привести к повреждению, скажем, легких. Эти люди могут страдать частыми бронхитами или инфекционными заболеваниями верхних дыхательных путей.

Адлер впоследствии наблюдал, что люди с выраженной органической слабостью или дефектом часто стараются компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, что нередко приводит к развитию выдающегося мастерства или силы: "Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа; складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности". 

На ранних стадиях своей карьеры, еще занимаясь общей медициной, Адлер выдвинул идею неполноценности органа и сверхкомпенсации. В то время он пытался найти ответ на вечный вопрос: почему, когда люди заболевают или страдают от болей, больным или болезненным оказывается какой-то определенный участок тела? У одного проблемы с сердцем, у другого – с легкими, у третьего развивается артрит.

В своей монографии об органической неполноценности, вышедшей в 1907 году, Адлер предположил, что у каждого индивидуума существуют определенные слабые места – органы, особенно подверженные болезням. Он также отмечал, что «…органическая слабость может быть преодолена с помощью усердной тренировки и упражнений. Фактически слабый орган можно развить до такой степени, что он станет самой главной силой человека».3 
Вскоре после публикации монографии о неполноценности органа, Адлер расширил свои представления о неполноценности, включив в него всякое чувство, возникающею в связи с переживанием социальной или психологической несостоятельности, помимо переживаний, связанных с физической слабостью и нездоровьем. В это время Адлер отождествил неполноценность с немужественностью или фемининностью, а компенсацию назвал "маскулинный протест". Однако позже он подчинял эту точку зрения более общей, состоящей в том, что чувство неполноценности возникает из ощущения дефектности или несовершенства в любой жизненной сфере. Например, чувство неполноценности мотивирует ребенка на стремление к более высокому уровню развития. По достижении этого уровня ребенок вновь переживает чувство неполноценности, и движение ввысь получает новый импульс. Адлер утверждал, что чувство неполноценности не является признаком патологии; оно – причина совершенствования человека. Разумеется, чувство неполноценности может быть ненормально преувеличено особыми условиями, балованием или отвержением ребенка, и в этих случаях могут возникать определенные аномальные явления типа комплекса неполноценности или компенсаторного комплекса превосходства. Но в нормальных обстоятельствах чувство неполноценности или недостаточности – великая движущая сила. Иными словами, людей толкает вперед желание преодолеть свою неполноценность и ведет за собой стремление к превосходству.  
 
«История и литература предоставляют много примеров исключительных достижений, являющихся результатом усилий, предпринятых для преодоления недостаточности органа. Демосфен, заикавшийся с детства, стал одним из самых выдающихся в мире ораторов. Вильма Рудольф, страдавшая в детстве физическим недугом, трижды завоевывала золотые олимпийские медали в легкой атлетике. Теодор Рузвельт, слабый и болезненный в детстве, приобрел физическую форму, образцовую как для взрослого человека вообще, так и для президента Соединенных Штатов в частности.

Таким образом, неполноценность органа, то есть его врожденная слабость или недостаточное функционирование, может приводить к впечатляющим достижениям в жизни человека. Но она же может повлечь за собой и чрезмерно выраженное чувство собственной неполноценности, если усилия, направленные на компенсацию дефекта, не приводят к желаемому результату».4 Конечно, в идее о том, что организм пытается компенсировать свою слабость, не было ничего нового. Врачам давно было известно, что если, например, одна почка плохо функционирует, другая берет на себя ее функции и несет двойную нагрузку. Но Адлер указал на то, что этот процесс компенсации имеет место в психической сфере: люди часто стремятся не только компенсировать недостаточность органа, но у них также появляется «…субъективное чувство неполноценности, которое развивается из ощущения собственного психологического или социального бессилия».5 То есть первоначально относя это чувство неполноценности к телесным, Адлер выдвинул целую концепцию комплекса неполноценности, говоря уже не только о телесной неполноценности, но и о неполноценности, связанной с психикой человека. Также Адлер попытался уяснить, когда именно у человека начинает развиваться данный комплекс. 

Адлер полагал, что чувство неполноценности берет свое начало в детстве. Он объяснял это следующим образом: ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей. Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении, более сильными и могущественными. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к совершенству и безупречности. Адлер утверждал, что стремление к превосходству является основной мотивационной силой в жизни человека. 

Таким образом, согласно Адлеру, фактически все, что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочение чувства превосходства. Однако ощущение неполноценности по разным причинам может у некоторых людей стать чрезмерным. В результате появляется комплекс неполноценности – преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности. Адлер различал три вида страданий, испытываемых в детстве, которые способствуют развитию комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опека иотвержение со стороны родителей.

Во-первых, у детей с какой-либо врожденной физической неполноценностью может развиться чувство психологической неполноценности. С другой стороны, дети, родители которых чрезмерно их балуют, потворствуют им во всем, вырастают недостаточно уверенными в своих способностях, потому что за них всегда все делали другие. Их беспокоит глубоко укоренившееся чувство неполноценности, так как они убеждены, что сами не способны преодолевать жизненные препятствия. Наконец, родительское пренебрежение детьми, отвержение может стать причиной появления у них комплекса неполноценности по той причине, что отвергаемые дети в основном чувствуют себя нежеланными. Они идут по жизни без достаточной уверенности в своей способности быть полезными, любимыми и оцененными по достоинству другими людьми. Исходя из этого можно сделать вывод что, каждый из этих трех видов страданий в детстве может сыграть решающую роль в возникновении неврозов в зрелые годы.

Однако, независимо от обстоятельств, играющих роль почвы для появления чувства неполноценности, у индивидуума может в ответ на них появиться гиперкомпенсация и, таким образом, развивается то, что Адлер назвал комплексом превосходства. Этот комплекс выражается в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности. Например, человек может быть убежден в том, что он умнее других, но при этом он не считает нужным демонстрировать свой интеллект, перечисляя, скажем, все, что ему известно о кинозвездах. Другой полагает, что он должен показать все, что он знает о кинозвездах, и делает это при каждом удобном случае, выкладывая свои сведения каждому, кто будет его слушать. Он может даже отвергать все остальные темы, лишь бы доказать, что он знает о кинозвездах больше всех. “В любом случае прием гиперкомпенсации представляет собой преувеличение здорового стремления преодолевать постоянное чувство неполноценности. Соответственно, человек, обладающий комплексом превосходства, выглядит обычно хвастливым, высокомерным, эгоцентричным и саркастичным. Создается впечатление, что данный человек не в состоянии принять себя (то есть у него низкое мнение о себе); что он может чувствовать свою значимость только тогда, когда "сажает в калошу" других”6. 

Информация о работе Биография Альфреда Адлера. Неполноценность и комплекс неполноценности