Анализ публикаций в газетах «Известия» и «Челябинский рабочий»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2014 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы – рассмотреть проблему интерпретации событий в журналистике на примере печатных СМИ – отечественных и украинских.
Для достижения поставленной цели, нам необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть ключевые для исследования теоретические положения;
дать определения основных понятий факта, события и интерпретации;
отобрать и просмотреть публикации в общероссийской и региональной газетах «Известия» и «Челябинский рабочий»,
проанализировать публикации, тематически связанные с «Законом Димы Яковлева»;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Интерпретация событий в журналистике
1.1. Факт и событие: разграничение понятий……………..................................5
1.2. Понятие события в журналистике…………………………..……………...9
1.3. Понятие интерпретации……………………………………………............11
1.4. Интерпретация факта и события: разграничение понятий....…………….12
Глава 2. Анализ публикаций в газетах «Известия» и «Челябинский рабочий»
2.1. Анализ первой группы текстов: информационные материалы………….15
2.2. Анализ второй группы текстов: журналистские комментарии …………………………………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………....27

Вложенные файлы: 1 файл

Интерпретация в журналистике.docx

— 57.43 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………….….3

Глава 1.  Интерпретация событий в журналистике

1.1. Факт и событие: разграничение понятий……………..................................5

1.2.  Понятие  события в журналистике…………………………..……………...9

1.3.  Понятие  интерпретации……………………………………………............11

1.4. Интерпретация  факта и события: разграничение  понятий....…………….12

Глава 2. Анализ публикаций в газетах «Известия» и «Челябинский рабочий»

2.1. Анализ первой группы  текстов: информационные материалы………….15

2.2. Анализ второй группы текстов: журналистские комментарии …………………………………………………………………………………….20

Заключение……………………………………………………………………….25

Список литературы……………………………………………………………....27

 

Введение

 

Как показывает читательский опыт, событие в журналистике – категория достаточно гибкая. Наверняка каждый из нас неоднократно замечал, что одно и то же событие/происшествие в разных СМИ зачастую бывает представлено с большим количеством различий и несовпадений: не совпадают обстоятельства произошедшего, какие-либо нюансы, подробности, иногда и версии случившегося в целом.

В частности, это заметно при сопоставлении материалов федеральных и региональных изданий, посвященных одному и тому же информационному поводу. Как новость из центра, пройдя через местные редакции, обрастает новыми деталями, вариантами, слухами, так и событие регионального уровня, выходя на более широкую читательскую аудиторию, подвергается существенным искажениям и приобретает некую вариативность. В этом и заключается актуальность курсовой работы, поскольку специфика освещения событий разными СМИ всегда будет представлять большой интерес – как читательский, так и исследовательский.

В соответствии с этим объектом исследования следует определить изучение системы подачи информации в журналистике, основанном на явлении объективности/субъективности, а предметом –  реализацию замысла автора в газетных текстах.

Материалом послужили 23 публикации в общественно-политической и деловой ежедневной общероссийской газете «Известия», а также в общественно-политической еженедельной газете «Челябинский рабочий» за период с марта 2012 г. по март 2013 г.

Цель нашей работы – рассмотреть проблему интерпретации событий в журналистике на примере печатных СМИ – отечественных и украинских.

Для достижения поставленной цели, нам необходимо выполнить следующие задачи:

  1. рассмотреть ключевые для исследования теоретические положения;
  2. дать определения основных понятий факта, события и интерпретации;
  3. отобрать и просмотреть публикации в общероссийской и региональной газетах «Известия» и «Челябинский рабочий»,
  4. проанализировать публикации, тематически связанные с «Законом Димы Яковлева»;

Для реализации поставленных цели и задач нами был использованы следующие методы исследования: наблюдения, сравнения, сравнительно-сопоставительный, лексико-семантический  анализ.

Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы (20 источников), 6 приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Интерпретация событий в журналистике

 

    1. Факт и событие: разграничение понятий

 

Прежде чем приступить к изучению проблемы интерпретации событий в общероссийских и региональных печатных СМИ, определимся, что включают в себя понятия «факт», «событие» и «интерпретация факта/события».

Необходимо для начала разобраться в сложной природе факта, которая, как отмечает Л.А. Поелуева, выражается в проблеме соотношения «факта и объективной реальности и возникающее при этом противоречие – отождествление факта и события».1 Следовательно, два этих понятия нужно разграничить.

Толковый словарь С. А. Кузнецова трактует понятие факта следующим образом:

«ФАКТ -а; м. [от лат. factum - сделанное]

1. Истинное событие, действительное  происшествие или реальное явление; пример, случай.

2. в функц. сказ. Реальность, действительность».2

Факт лежит в основе любого журналистского произведения. По меткому утверждению М.Н. Кима, «Факты – своеобразные кирпичики, из которых выстраивается вся структура журналистского произведения». «Назначение фактов в журналистике многофункционально: они могут стать основой информационного сообщения; могут выступать в качестве аргументов и научно-обоснованных доказательств».3

Информационные материалы включают один факт, особенностью аналитического материала является то, что он включает в себя совокупность фактов. Факты в аналитических материалах выступают в качестве доказательств и аргументов. Мастерство журналиста заключается в том, чтобы не только умело оперировать фактами, но и правильно их оценивать, интерпретировать, анализировать, наконец, находить между ними существенные причинно-следственные связи.

Факт может быть достоверным или недостоверным. Установить факт, т.е. сделать его достоверным, значит осуществить его верификацию (проверку на истинность). Другой вопрос, что такая верификация не всегда возможна. Иногда она невозможна объективно: доказать, что Х был платным осведомителем КГБ, невозможно, так как соответствующие архивы недоступны. А иногда невозможна субъективно: этому мешают эмоции и субъективные оценки говорящего. Может быть, это и факт, но чтобы его установить, надо «пробиться» через оценку и комментарий автора.

Достоверный факт – это суждение о событии, которое оказалось истинным в результате его верификации. Недостоверный факт - это суждение о событии, верифицировать которое оказалось невозможным. А если суждение в результате верификации оказалось ложным, то о факте как таковом вообще не может быть речи.

Следовательно, «факт в журналистике можно определить как достоверное отражение фрагмента действительности, обладающее реальной репрезентативностью».4 С его помощью создается модель действительности.

Исследователи также выделяют две разновидности используемых журналистами фактов: факты научные и обыденные.

Научные факты всегда основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах. Они всегда являются «итогом обобщений, выверенным абстрактным знанием. При этом чем выше требования к точности и объективности, тем больше число эмпирических наблюдений и измерений и тем необходимее применение статистических методов их обработки».5

 Использование  научных фактов в журналистских  материалах носит самый разнородный  характер: от простой констатации  до развернутых положений. Точность  и достоверность – основные  признаки всех научных фактов.

Обыденные факты, в отличие от научных, «представляют собой результат восприятия человеком окружающей действительности, восприятия непосредственного, конкретно-чувственного, запечатлеваемого в единстве эмоциональной реакции и логического осознания происшедшего». «…Можно говорить об обыденном факте как об изначальном содержательном элементе, обладающем достоверностью непосредственного наблюдения, отражающем в сознании человека “дискретный кусок действительности».6

Подобного рода факты используют тогда, когда необходимо рассказать о непосредственном опыте людей, об их эмоциональных реакциях на те или иные события и т.п. К обыденным фактам относятся мнения, оценки, рассказанные кем-л. истории и т.п.

Важно отметить, что нельзя резко противопоставлять друг другу факт и его оценку кем-либо, утверждая, что факт – это нечто совершенно объективное, а оценка или суждение о нем – наоборот, субъективное. Не стоит забывать, что факт становится таковым и оказывается доступным только в форме суждения (высказывания). Реальность существует независимо от человека, а факт – нет. Человек выделяет в действительности какой-то фрагмент, а в нем – определенный аспект (событие); затем он «переводит» свое знание о действительности (событии) на «естественный» язык, строит знание в виде суждения о предмете, затем проверяет, истинно ли данное суждение или ложно («верифицирует» его). И только если окажется, что суждение истинно, то, что описано в этом суждении, становится фактом.

Суждение может быть разным по содержанию. Например, оно может быть бытийным: существует одно и только одно солнце. Или может относить данное лицо или предмет к тому или иному классу: Сократ – человек. Или может приписывать лицу или предмету качество: Вовочка хороший.  Вместе с тем, существуют также суждения, которые вообще не могут быть верифицированы/проверены. Например: Н. – козел. Это так называемые оценочные суждения.

Факт может соответствовать самым абстрактным по своему характеру суждениям. Он абстрактен по своей природе, он – всегда «голый» факт, очищенный от частных характеристик. Факты не описывают, их излагают. Можно описывать, как развертываются события, но не как происходят факты. Факты вообще не «происходят». Это лишь наш образ ситуации. Образ, который в результате проверки (верификации) оказался истинным.

Наряду с этим, следует отметить, что по словарю Кузнецова, событие – это «то, что произошло, случилось, значительное явление, факт общественной или личной жизни».7  Несколько по-иному звучит определение из юриспруденции: «Событие - категория, которая по сложности может отличаться от факта. Такая сложность выражается масштабностью происходящего, массовостью участников, длительностью во времени.  Как самостоятельная категория событие может быть представлено суммой фактов».8

Заметно, что в обоих приведенных выше определениях акцент делается на такие понятия, как «значительность», «масштабность», «массовость», «общественность». Исходя из этого, можно сделать следующий логический вывод: главное отличие события от факта в том, что оно так или иначе влияет на установившийся порядок вещей, меняет ситуацию, сложившуюся в той или иной сфере общественной жизни.

У события есть только одно свойство или признак – то, что оно произошло (или не произошло). Ельцин выиграл президентские выборы 1996 года – это событие. При этом суждений о данном событии может быть бесконечное множество. Например, такое: Ельцин выиграл благодаря поддержке электората А. И. Лебедя. Или такое: выигрыш Ельцина – благо для России. Первое из них может быть фактом (суждением о факте), если в результате верификации выяснится, что оно истинно. А вот второе не может быть фактом вообще (во всяком случае, в условиях реального времени – мы не можем пока стать на позицию будущего историка, в распоряжении которого окажутся средства верификации этого утверждения). Это – типичное оценочное суждение. Таким образом, события оцениваются эмоционально, факты – как правило, рационально. Оценки событий и фактов могут быть независимы друг от друга.

 

    1. Понятие события в журналистике

 

С позиций журналиста категорию «событие» подробно рассматривает А. А. Тертычный в «Жанрах периодической печати». «Освещению событий посвящено подавляющее число информационных публикаций. Важнейшая задача журналиста-информатора оперативно сообщать аудитории о наиболее важных событиях, их месте, времени. Без сообщений о текущих делах, свершениях, происшествиях нет информационной журналистики.

Но это не значит, что события не отображаются в материалах аналитических и художественно-публицистических жанров. В публикациях этого плана они выступают как объект углубленного исследования или художественного осмысления. Это производится прежде всего с целью выявления их значимости, актуальности, причин и возможных следствий».9

Согласно А. А. Тертычному, «событие можно определить как точно фиксированный в пространстве и во времени (т.е. с ясным началом и концом) шаг в общественном процессе. Событиями называются и природные явления, катаклизмы. В отличие от таких естественных событий для журналистики значимы прежде всего события, представляющие собой действия людей с определенными целями и результатами, влияющие на тот или иной общественный процесс и включенные в него. События, как известно, порождаются определенными общественно-политическими ситуациями, экономическим, нравственным и иными состояниями общества».10

В структуру события, если рассматривать его с позиций журналистики, входят следующие элементы: название/имя события, время, место, участники данного события, детали, причины, следствия. При этом журналист может включать в описание события не все его элементы. То есть могут отсутствовать, например, следствия.

То, как событие отражается в том или ином СМИ, напрямую зависит от сведений, которыми располагает журналист. Сведения - это тексты, содержащие описание (и оценку) тех или иных событий или их отдельных компонентов. По своей классификации сведения схожи с суждениями и фактами. Они могут быть фактологическими и оценочными, истинными и ложными и т. д. В юриспруденции также выделяют позорящие и порочащие сведения, направленные на унижение чести и достоинства. Сведения могут разглашаться и распространяться. Они могут выражаться в разных языковых формах.

У  М. Н. Кима в «Технологии создания журналистского произведения» есть следующее утверждение: «Стремясь к объективному освещению событий, журналисту нужно помнить, что нельзя подменять факт собственным мнением, оценкой, трактовкой, интерпретацией».11 Из названных Кимом способов предъявления фактического материала нас, в рамках нашего исследования, интересует именно интерпретация. Поэтому постараемся привести наиболее полную расшифровку этого термина.

Информация о работе Анализ публикаций в газетах «Известия» и «Челябинский рабочий»