Авсенев Петр Семенович (1810 - 1852)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 17:15, доклад

Краткое описание

В русской философской мысли, как и в других западноевропейских странах, существовало множество философских течений. Следовательно, и основоположников, стоявших у истоков, и последователей, отстаивавших эти идеи было великое множество. Их имена вошли не только в историю России, но и стали известны всему миру.

Вложенные файлы: 1 файл

русские философы.docx

— 119.18 Кб (Скачать файл)

 Андреев непосредственно  продолжал традиции философии  всеединства Соловьева, развивая  их на основе сложного соотношения  принципов толстовства и классического  славянофильства. 

 Вглядываясь в реалии  ХХ в., Андреев приходил к апокалиптическому  ощущению времени: ".. я принадлежу к тем, кто смертельно ранен двумя великими бедствиями: мировыми войнами и единоличной тиранией". Его особенно удручало то, что человеческая культура, даже в своих высочайших проявлениях, как религия и наука, бессильна противостоять необычайно возросшей мощи зла, его способности "маскироваться", "подменять" добро. В людях постепенно угасает "стремление к всемирному", они всё более разобщаются на враждебные сообщества, усиливая "деспотические образования", т.е. государства. Конечно, сущность государства не сводится к одной только тирании. На протяжении целых веков оно выступало "единственной неуклонной объединительницей людей", предотвращая от них опасность хаоса и войн. Но государство "цементировало общество на принципах насилия", вовсе не заботясь о нравственном содержании своих деяний. В результате восторжествовало властное, деспотическое начало.

 Так возникли современные  "государственные громады", хищные  по своей природе, чуждые идеалам  мира и социальной гармонии. В  их распоряжении оказались наука  и техника, служащие им с  такой же покорностью, с какой  церковь служила феодальным владыкам. Каждое их достижение, каждый  успех немедленно обращается  против "подлинных интересов человечества", отдаляет "путь ко всемирному единению". И не благо общества, а единоличная диктатура становится целью политики. Всё это, полагал Андреев, делало очевидным, что выход из кризиса может быть достигнут "не развитием науки и техники самих по себе, не переразвитием государственного начала, не диктатурой "сильного человека", не приходом к власти пацифистских организаций социал-демократического типа, качаемых историческими ветрами то вправо, то влево", а исключительно с помощью установления над всеми государствами некой единой, всеобъемлющей "этической инстанции", или, иначе, интеррегилиозной, всечеловеческой церкви, "Розы Мира".

"Роза Мира" явится  своего рода "религией итога", "соборным творчеством", в котором  все прежние религии превратятся  в отражения "различных пластов  духовной деятельности, различных  рядов иноматериальных фактов, различных сегментов планетарного космоса". Благодаря своему универсализму и динамичности, "Роза Мира" сможет впервые объединить земной шар в Федерацию государств во главе с "этической контролирующей инстанцией", распространить материальный достаток и высокий культурный уровень на население всех стран, воспитать поколение "облагороженного образа", восстановить христианские церкви, словом, осуществить "превращение планеты - в сад, а государств - в братство". В свою очередь, реализация этих задач "откроет путь к разрешению задач более высоких: к одухотворению природы". России здесь "предуказана" особая роль, если только её не погубит тоталитарное насилие. Главные сочинения: "Роза мира .Философия истории, "Железная мистерия".

               Батищев Генрих Степанович (1932-1990)

Батищев Генрих Степанович- философ. В 1950 г. поступил в Московский государственный экономический институт, через год перешел на философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, который окончил в 1956 г. C 1959 по 1962 г. аспирант кафедры философии Московского института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова. В 1962 г. защитил кандиддатскую диссертацию "Категория диалект, противоречия в познании". С того же года и до конца жизни работал старшим научным сотрудником Института философии АН СССР. Испытав сильное влияние идей Э.В. Ильенкова, он затем, к нач. 70-х гг., отошел от них. Рассматривал проблемы сущности диалектики и её категорий (в особенности категории противоречия), сущности человека и его отчуждения, философии истории, философии педагогики и др. Духовная эволюция Батищева привела его к принятию православия в 1977 г. (церковное имя - Иоанн). С начала 70-х гг. Батищев подвергает критике редукцию предметной деятельности к субъект-объектному отношению, а с начала 80-х гг. выступает против абсолютизации деятельности, т.е. против редукции полноты сущности человека к её деятельностному бытию. В то же время он подвергает критике антропоцентризм как мировоз. и бытийственную позицию человека в Универсуме, ответственную за современные глобальные кризисы на планете. С середины 80-х гг. Батищев также работает над выявлением общих контуров такой диалектики, которая была бы свободна от всяких видов редукционизма.

 Главные сочинения: "Проблема  человека в современной философии", "Противоречие как категория  диалектической логики", "Диалектика  творчества", "Философское наследие  С.Л. Рубинштейна и проблематика  креативности", "Познание, деятельность, общение".

 

             Герцен Александр Иванович (1812-1870)

Герцен Александр Иванович- философ и революционер, писатель и публицист, основоположник народничества. Окончил физико-математическое отделение Московского университета /1833/. Вместе с Н.П.Огаревым создал тайный кружок по изучению политической, в частности, социалистической, литературы. Дважды арестовывался и ссылался /1835-1840 и 1841-1842/. С 1847 - в эмиграции. Основал в Лондоне "Вольную русскую типографию" /1853/, издавал "Полярную звезду" /1855-1869/, "Колокол" /1857-1867/. Участвовал в создании революционной организации "Земля и Воля". Создал оригинальную материалистическую и атеистическую концепцию, в которой использовал переработанную диалектику Гегеля, названную им "алгеброй революции". "Реалистическая" научная теория, согласно Герцену, необходима для обоснования будущего социального переворота. Поражение революции 1848-1849 явилось основой духовной драмы Герцен, разрешением которой стала его концепция "русского", крестьянского социализма.

 Взгляды Герцена нельзя  отождествлять с классическим  материализмом, согласно которому  психические процессы пассивны  и всецело зависят от материальных  процессов.Его учение сводится к следующему:

Ошибка идеализма 

"Идеализм высокомерно  думал, что ему стоит сказать  какую-нибудь презрительную фразу  об эмпирии, - и она рассеется,  как прах. Высшие натуры метафизиков  ошиблись: они не поняли, что в  основе эмпирии положено широкое  начало, которое трудно пошатнуть  идеализмом. Эмпирики поняли, что  существование предмета - не шутка;  что взаимодействие чувств и  предмета не есть обман; что  предметы, нас окружающие, не могут  не быть истинными потому уже,  что они существуют; они обернулись с доверием к тому, что есть вместо отыскивания того, что должно быть, но чего, странная вещь, нигде нет!"

Материалисты-метафизики "

 Материалисты-метафизики  совсем не то писали, о чем  хотели; они до внутренней стороны  своего вопроса и не коснулись,  а говорили только о внешнем  процессе; его они изображали  довольно верно, и никто с  ними не спорит; но они думали, что это все, и ошиблись: теория  чувственного мышления была своего  рода механическая психология, как  воззрение Ньютона -механическая космология, притом, никак не надобно терять из вида, что локкова школа рассматривала мышление только как частную, отдельную, личную способность одного типического человека; разум как родовое мышление, пребывающее и развертывающееся в истории и науке, не заслужил их внимания; оттого у всех у них недостает исторического понимания прошлых моментов мышления".

Романтический идеализм

"Философия, не умевшая  признать и понять эмпирию,  хуже того, умевшая обойтись без  нее, была холодна, как лед,  бесчеловечно строга; законы, открытые  ею, были так широки, что все  частное выпадало из них; она  не могла выпутаться из дуализма  и, наконец, пришла к своему  выходу: сама пошла навстречу  эмпирии, а дуализм смиренно  сходит со сцены в виде романтического  идеализма, явления жалкого, бедного,  безжизненного, питающегося чужой  кровью".

История мышления и природы "

 История мышления - продолжение  истории природы: ни человечества, ни природы нельзя понять мимо  исторического развития. Различие  этих историй состоит в том,  что природа ничего не помнит, что для нее былого нет, а  человек носит в себе все  былое свое: оттого человек представляет  не только себя, как частного, но и как родового. История  связует природу с логикой: без нее они распадаются; разум природы только в ее существовании, - существование логики только в разуме; ни природа, ни логика не страдают, не раздираются сомнениями; их не волнует никакое противоречие; одна .не дошла до них, другая сняла их в себе: в этом их противоположная неполнота".

Грани в природе 

 "Мы привыкли человеческий мир отделять каменной стеной от мира природы; это несправедливо; в действительности вообще нет никаких строго проведенных межей и граней, к великой горести всех систематиков; но в этом случае, сверх того, опускают из виду, что человек имеет свое мировое призвание в той же самой природе, доканчивает ее возведением в мысль; они противоположны так, как полюсы магнита или, лучше, как цветок противоположен стеблю, как юноша - ребенку".

Задача мышления

"Дело науки - возведение  всего сущего в мысль. Мышление  стремится понять, усвоить вне  сущий предмет и с первого  приступа начинает отрицать то, что его делает внешним, другим, противоположным мысли, т. е.  отрицает непосредственность предмета, обобщает его и имеет уже  с ним дело как со всеобщим: таким оно старается его понять".

Единство личности

"Мало того, что человек  идет далее животных, понимая  самобытную замкнутость своего  я; я есть подтверждение, сознание  своего тождества с собою, снятие  души и тела, как противоположных,  единством личности, - на этом  остановиться нельзя: надобно понять  высшее единство рода с собою.  Это единство начинается поглощением  лица как частности, и испуганный  человек стремится, напутствуемый  ложным чувством самосохранения  удержать себя и истиной ставит  свое лицо; подтверждая только  свое тождество с собою, человек  непременно распадается со всей  вселенной, со всем тем, что  он чувствует не принадлежащим  своему я".

Философия-наука 

"К философии приступают  со своей маленькой философией; в этой маленькой, домашней, ручной  философии удовлетворены все  мечты, все прихоти эгоистического  воображения. Как же не рассердиться, когда в философии-науке все  эти мечты беднеют перед разумным  реализмом ее! Личность исчезает  в царстве идеи в то время,  когда жажда насладиться, упиться  себялюбием заставляет искать  везде себя и себя, как единичного, как этого". "В науке царство совершеннолетия и свободы; слабые люди, предчувствуя эту свободу, трепещут; они боятся ступить без пестуна, без внешнего веления; в науке некому оценить их подвига, похвалить, наградить; им кажется это ужасной пустотой, голова кружится, и они удаляются. Распадаясь с наукой, они начинают ссылаться на темное чувство свое, которое, хоть и никогда не приходит в ясность, но не может ошибиться".

Общее и частное 

"Ни один маятник  не удовлетворяет общей формуле,  которая выражает закон его  размахов, ибо в формулу не  вводится случайный вес пластинки,  на которой он висит, ни случайное  трение; ни один механик, однако, не усомнился в истине общего  закона, снявшего в себе случайные  возмущения и представляющего  вечную норму размахов. Развитие  науки во времени сходно с  практическим маятником: оптом  оно совершает нормальный закон  (который здесь во всей алгебраической  всеобщности дается логикой), но  в частностях везде видны видоизменения,  временные и случайные".

Восточный человек 

"Восточный человек  не понимал своего достоинства;  оттого он был или в прахе  валяющийся раб, или необузданный  деспот; так и мысль его была  или слишком скромна, или слишком  высокомерна; она то перехватывала  за пределы себя и природы,  то, отрекаясь от человеческого  достоинства, погружалась в животность". Россия и Европа  "Европа не разрешила противоречия между личностью и государством, но, по крайнем мере, она поставила этот вопрос. Россия подходит к задаче с противоположной стороны, но и она ее не решила. При наличии этого вопроса и начинается наше равенство. У нас больше надежд, потому что мы только что начинаем, но надежда - только потому надежда, что может не осуществиться".

Главные сочинения: "Основные философские произведения: "Дилетантизм  в науке", "Письма об изучении природы", "С того берега", Избр. философские произведения.


Информация о работе Авсенев Петр Семенович (1810 - 1852)