Авсенев Петр Семенович (1810 - 1852)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 17:15, доклад

Краткое описание

В русской философской мысли, как и в других западноевропейских странах, существовало множество философских течений. Следовательно, и основоположников, стоявших у истоков, и последователей, отстаивавших эти идеи было великое множество. Их имена вошли не только в историю России, но и стали известны всему миру.

Вложенные файлы: 1 файл

русские философы.docx

— 119.18 Кб (Скачать файл)

В русской философской  мысли, как и в других западноевропейских странах, существовало множество философских  течений. Следовательно, и основоположников, стоявших у истоков, и последователей, отстаивавших эти идеи было великое множество. Их имена вошли не только в историю России, но и стали известны всему миру.

Авсенев Петр Семенович (1810 - 1852)



Авсенев Петр Семенович(впоследствии архимандрит Феофан) философ и психолог. Профессор Киевской Духовной Академии /1836-1850/, затем настоятель посольской церкви в Риме. Предметом особого интереса Авсенев были исключительные проявления душевной жизни человека /ясновидение, сомнабулизм и т.п./, рассматриваемые как сверхъестественные феномены. Авсенев разработал "план истории души", включая вопросы о ее происхождении, возрасте, состоянии после телесной смерти. Авсенев выработал подробный план истории души, в котором должны были рассматриваться мировая жизнь души (солнечная, лунная и земная); частные ее изменения (племенные,народные, половые), индивидуальные изменения (дарования, темперамент, характер). Во второй части должны были быть подвергнуты анализу безличные состояния человека, т.е. бессознательные состояния, которым шеллингианство придавало большое значение, наконец, к третьей части относил Авсенев вопросы о происхождении души, о возрасте и смерти и состоянии души после смерти. Авсенев был склонен ко всякого рода фантастике, поэтому темные стороны человеческой жизни, ее бессознательная сторона его особенно привлекала, и часто он уклонялся в область наукою вовсе непроверенную.

"Россия в отношении  к Западу представляет противоположность,-считал Авсенев.- Там большею частью мелкие государства, отделенные одно от другого самою природою: посему в западных государствах преобладает начало личности, индивидуальности. В России, напротив, видим слияние племен, которому благоприятствует ее ровное местоположение; у нас развивается та мысль, что различные племена должны сплавиться в один народ. Характер русский - есть характер универсальный. Постоянное сношение России с Востоком принесло в наш характер элемент восточный. Но, с другой стороны, русские питают сочувствие и к Западу, они любят и перенимают все, что есть лучшего на Западе. С этой универсальностью русского характера согласны многие высокие черты, замечаемые в нем. В числе этих черт заслуживают особенного внимания необыкновенная терпеливость русского народа, всеобщая уживчивость, великодушие, благодушие, прямота и открытость характера, отсутствие в нем страстной раздражительности, порывистости и прочие".

"По отношению к догматике  церковь наша сходствует с  католическою, но чуждается католической помпы и более настаивает на духе и смысле. Законодательство наше основывается на том главном начале, чтобы уравновешены были права человека как члена общества - в необходимом его подчинении монарху. На Востоке господствует деспотизм; на Западе почти нет верховной власти; средину между деспотизмом и конституционною вольностью занимает наше с а м о д е р ж а в и е. В философском отношении мы - русские - еще не отличились ничем самостоятельно-оригинальным. Но можно заметить, что отвлеченные диалектические умозрения, подобные немецким, едва ли примутся на почве нашего духАвсенев Мы с трудом и понимаем этого рода философствование. Но, с другой стороны, у нас едва ли разовьется и чисто эмпирическая философия, подобная английской. Можно гадать, что философия у нас будет иметь характер преимущественно религиозный, ибо религия глубоко укоренилась в нашем духе и вошла в самое существо его". Главное сочинение: "Из записок по психологии".

 Аксаков Иван Сергеевич (1823 - 1886)

Аксаков Иван Сергеевич- публицист, идеолог славянофильства. Закончил училище правоведения в Петербурге (1842). В 1849 - арестован за участие в двежение славянофилов, освобождён, но находился под негласным надзором полиции. В 1852 - редактор "Московского сборника", в 1858-1859 - "Русские беседы", газеты "Парус". В 60-е годы редактировал газеты "День" и "Москва", в 80-е - газету "Русь". По своим взглядам близок Хомякову и К.С.Аксакову. Критиковал западный рационализм. Доминантой мировоззрения Аксаков - идея народности - вера, община, народный быт. Предложил проект самоупразднения дворянства как сословия. Тесные отношения связывали Аксаков с Достоевским, Тютчевым, Соловьевым.

 Более поздний славянофил, И.Аксаков, в отличие от Н.Данилевского, признавал идею общечеловеческой культуры. Но все они верили, что Россия не должна повторять путь Запада и что славяно-русский мир - мир будущего.

"Государство, конечно,  необходимо, но не следует верить  в него, как в единственную  цель и полнейшую норму человечествАксаков Общественный и личный идеал человечества стоит выше всякого... государства, точно так, как совесть и внутренняя правда стоят выше закона и правды внешней".

 Отношение к  церкви было следующим: "Церковь,  вмешиваясь в дела государственные,  совмещая в одной руке меч  духовный с мечом государственным,  перестает быть церковью и  сама себя добровольно отрицает, низводя на ступень "царства  от мира сего". Точно так  же и государство, если бы  вздумало присваивать себе значение  и власть церкви... внесло бы  в церковь элемент совершенно  инородный, чуждый, ограничило бы  беспредельную духовность веры, овнешило бы, огрубило бы ее, одним словом, исказило самое существо церкви".

"Без свободы совести  немыслима и церковь, ибо в  духовной свободе человека лежит  причина бытия... самой церкви... Свобода  человеческого духа составляет, таким образом, не только стихию  церкви, но и самый, так сказать,  объект ее действия... Понятно... что  в этой стихии свободного духа  самая деятельность, направление  этого духа, может быть только  духовная".

"Нельзя не поражаться  узкостью и ограниченностью понимания  сторонниками "современного прогресса"  мировой задачи христианства: то  взваливают на него ответственность  - зачем в течении почти двух тысяч лет оно не водворило на земле всеобщего благополучия,- то обвиняют его в непрактичности, и в том, что христианский идеал стоит вне действительной исторической жизни человечествАксаков .. В том-то и дело, что идеал христианский вечен, вне условий места и времени... не укладывается в жизнь, всегда выше ее, не мирится с нею, вечно будит и будит человеческое общество и стремит его вперед и вперед".

"И где общество? И  какие у общества православной  России церковные, политические, социальные - русские идеалы? Наше  старое общество разлагается,  и нового мы еще не видим.  Потому что к старому обществу  должны мы отнести и все  наше молодое поколение, в котором  нет ничего, кроме более искренней  и энергичной силы отрицания".

 Главные сочинения: "И слово правды...", "Литературная критика", "И.С.Аксаков в его письмах".

         Аксаков Константин Сергеевич (1817 - 1860)

Аксаков Константин Сергеевич- философ-славянофил, историк, литератор, поэт. С 1832 по 1835 учился на филологическом факультете Московского университета. Входил в кружок Н.В. Станкевича. В 1847 защитил магистерскую диссертацию "Ломоносов в истории русской литературы и русского языка". Полагал, что западное христианство утратило "внутреннюю правду", ибо подчинило жизнь принуждению и юридическим нормам. Только славяне сохранили "истинное христианство" и общинный быт, но равновесие русского общества было нарушено Петром I. Православие и общинный строй приведут к устранению классовых и национальных противоречий. Использовал диалектику Гегеля для обоснования основных положений славянофильства, подвергал критике материализм за атеистические выводы. Обратился к Александру II с "Запиской о внутреннем состоянии России", в которой обвинял правительство в деспотизме и подавлении свободы. Аксаков считал, что русский народ выше всех других народов именно потому, что в нем больше всего развиты общечеловеческие принципы и "дух христианской гуманности". Западные народы страдают национальной исключительностью или ее противоположностью - космополитизмом, т.е. отрицанием национального принципа; и то и другое ошибочно.

О государстве он говорил  следующее:" Еще до христианства, готовый к его принятию, предчувствуя его великие истины, народ наш  образовал в себе жизнь общины, освященную потом принятием христианствАксаков Отделив от себя правление государственное, народ русский оставил себе общественную жизнь и поручил государству давать ему (народу) возможность жить этою общественною жизнию. Не желая править, народ наш желает жить, разумеется, не в одном животном смысле, а в смысле человеческом. Не ища свободы политической, он ищет свободу нравственной, свободы духа, свободы общественной - народной жизни внутри себя".

" Вне народа, вне общественной  жизни может быть только лицо (individo). Одно только лицо может быть неограниченным правительством, только лицо освобождает народ от всякого вмешательства в правительство. Поэтому здесь необходим государь, монарх. Только власть монарха есть власть неограниченная. Только при неограниченной власти монархический народ может отделить от себя государство и избавить себя от всякого участия в правительстве, от всякого политического значения, предоставив себе жизнь нравственно - общественную и стремление к духовной свободе. Такое монархическое правительство и поставил себе народ русский. Сей взгляд русского человека есть взгляд человека свободного. Признавая государственную неограниченную власть, он удерживает за собой свою совершенную независимость духа, совести, мысли".

 

 Цель народа заключается  в следующем:"Петр, скажут, возвеличил Россию. Точно, он много придал ей внешнего величия, но внутреннюю ее целость он поразил растлением; он внес в ее жизнь семена разрушения, вражды. Да и все внешние славные дела совершил он и приемники его силами той России, которая возрастала и окрепла на древней почве, на других началах. Доселе солдаты наши берутся из народа, доселе еще не вовсе исчезли русские начала и в преобразованных русских людях, подверженных иностранному влиянию. Итак, петровское государство побеждает с силами еще допетровской России; но силы эти слабеют, ибо петровское влияние растет в народе, несмотря на то, что правительство стало говорить о русском народе и даже требовать ее. Но для того, чтобы благое слово обратилось в благое дело, нужно понять дух России и стать на русские начала, отвергнутые со времен Петра.

 Внешнее величие России  при императорах точно блестяще, но внешнее величие тогда прочно, когда истекает из внутреннего. Нужно, чтобы источник был не засорен и не оскудевал. - Да и какой внешний блеск может вознаградить за внутреннее благо, за внутреннюю стройность? Какое внешнее непрочное величие и внешняя ненадежная сила могут сравниться с внутренним прочным величием, с внутреннею надежною силою? Внешняя сила может существовать, пока еще внутренняя, хотя и подрываемая, не исчезлАксаков Если внутренность дерева вся истлела, то наружная кора, как бы ни была крепка и толста, не устоит, и при первом ветре дерево рухнет, ко всеобщему изумлению. Россия держится долго потому, что еще не исчезла ее внутренняя долговечная сила, постоянно ослабляемая и уничтожаемая; потому, что еще не исчезла в ней допетровская Россия. Итак, внутреннее величие - вот что должно быть первою главною целью народа и, конечно, правительства" .

" Современное состояние  России представляет внутренний  разлад, прикрываемый бессовестною  ложью. Правительство, а с ним  и верхние классы, отдалилось  от народа и стало ему чужим.  И народы и правительство стоят теперь на разных путях, на разных началах. Не только не спрашивается мнения народа, но всякий частный человек опасается говорить свое мнение. Народ не имеет доверенности к правительству; правительство не имеет доверенности к народу" .

 Социальная программа  Аксакова: "Есть в России отдельные  внутренние язвы, требующие особых  усилий для исцеления. Таковы раскол, крепостное состояние, взяточничество. Я не предлагаю здесь о том своих мыслей, ибо это не было моею целью при сочинении этой записки. Я указываю здесь на самые основы внутреннего состояния России, на то, что составляет главный вопрос и имеет важнейшее общее действие на всю Россию. Скажу только, что истинные отношения, в которые станет государство к земле, что общественное мнение, которому дается ход, оживя весь организм России, подействует целительно и на эти язвы, в особенности же на взяточничество, для которого так страшна гласность общественного мнения. Сверх того, общественное мнение может указать на средства против зол народных и государственных, как и против всяких зол. Да восстановится древний союз правительства с народом, государства с землею на прочном основании истинных коренных русских начал! Правительству - неограниченная свобода правления, исключительно ему принадлежащая, народу - полная свобода жизни и внешней и внутренней, которую охраняет правительство. Правительству - право действия и, следовательно, закона; народу - право мнения и, следовательно, словАксаков Вот русское гражданское устройство! Вот единое истинное гражданское устройство!". Главные сочинения: Полное собрание сочинений, "О современном человеке", "Ранние славянофилы. А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С. и И.С. Аксаковы".

 

Алексеев Николай Николаевич (1879 - 1964)

Алексеев Николай Николаевич- философ, правовед, участник евразийского движения. Учился на юридическом факультете Московского университета, из которого исключен за участия в студенческих выступлениях. Вольнослушатель Дрезденского политехникума. Окончил Московский университет в 1906. Стажировался в Берлине, Гейдельберге, Париже. В 1912-1917 - профессор права в Москве. В 1922-1931 - преподавал в Праге и Берлине, в 1931-1948 - в Страсбурге и Белграде. В 1946 принял советское гражданство. Умер в Женеве. Эволюционировал от неокантианства через феноменологию к критическому реализму, полагая традиционные метафизические проблемы научно необъяснимыми. Критиковал теорию "естественного права", противопоставляя ей идеал "государства-правды". Выступал за создание на территории России-Евразии хорошо организованного государства, сочетающего принципы аристократизма и демократизма. Сведя наивный реализм к четырем положениям, - а именно к тому, что видимые предметы не суть представления, что восприятие предмета не умножает числа предметов, что предметы таковы, каковыми они нам кажутся, и, наконец, что предметы существуют вне сознания, -Алексеев утверждает, что "ни одно из положений не верно вполне".

 Чуткий современным философским направлениям, Алексеев первым в Европе попытался применить феноменологический метод в области философии права (до него А.Рейнах и Ф.Кауфман прилагали его лишь к решению частных вопросов.

 Главные сочинения: "Основы  философии права Прага", "Идея  государства: Очерки истории политической  мысли. "Мир и душа: Философские  размышления о материи и духе  на основе диалектического реализма, "Русская империя в её исторических  истоках", "Христианство и идея  монархии", "Об идее философии и ее общественной миссии".

                  Андреев Даниил Леонидович (1906 - 1959)

Андреев Даниил Леонидович- религиозный философ, писатель, поэт. Окончил Высшие литературные курсы (в конце 20-х гг.). Участник Великой Отечественной войны. В 1947 арестован и осуждён на 25 лет за антисоветскую деятельность. Провёл в заключении 10 лет. Главные идеи развил в "Розе Мира", они получили поэтическое переложение в "Русских богах" и "Железной мистерии". Андреев - сторонник религиозного спиритуализма, самобытный представитель мифологической ветви русского космизма со своеобразным "символичеким языком". В центре воззрений Андреева - устройство Вселенной, жизнь которой наполнена борьбой Сил Света с Силами Зла, получающих свою персонификацию. История - отражение взаимоотношения неземныйх Сущностей. Андреев использовал античное понятие эона (века жизни )для обозначения мировых периодов. Мистерия первого эона завершается гибелью Антихриста и спасением немногих, во втором эоне произойдёт спасение всех без исключения и прекращение излучения злобы. В третьем - свершится искупление самого Демона.

Информация о работе Авсенев Петр Семенович (1810 - 1852)