Электронные деньги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – изучение степени распространения электронных денег в мировой финансовой системе и в финансовой системе Республики Беларусь, а также выявление проблем и перспектив их развития. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи следующие задачи: раскрыть сущность и классификацию электронных денег; определить факторы развития и риски участников систем электронных денег; изучить опыт регулирования систем электронных денег в Республике Беларусь и зарубежных странах; исследовать операции банков с электронными деньгами в Республике Беларусь и зарубежных странах;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ 7
1.1 Понятие, виды и факторы развития электронных денег 7
1.2 Риски участников систем электронных денег 20
1.3 Влияние электронных денег на денежную систему 33
1.4 Опыт использования и регулирования электронных денег в зарубежных странах 48
2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ 57
2.1 Анализ практики регулирования электронных денег в Республике Беларусь 57
2.2 Анализ практики использования электронных денег на примере системы WebMoney в ОАО «Технобанк » 61
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ 77
3.1 Перспективы развития электронных денег в системе денежного оборота 77
3.2 Предложения по совершенствованию расчетов электронными деньгами в Республике Беларусь 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 92
ПРИЛОЖЕНИЯ 97

Вложенные файлы: 1 файл

эЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЬГИ.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

Другой вид операционного  риска возникает в случае, если организация предполагает осуществлять эмиссию электронных денег и выбирает соответствующую технологию, которая недостаточно хорошо разработана или внедрена. Кроме того, многие эмитенты предпочитают положиться на внешних разработчиков системы электронных денег, на посторонних экспертов для ее внедрения и обслуживания. Реализация проекта системы электронных денег с привлечением специализированных фирм-разработчиков (в первую очередь эмитенты сотрудничают с компаниями по разработке прикладных программ) позволяет сократить инвестиционный бюджет и избежать найма дорогостоящих специалистов.

Однако такое партнерство приводит к зависимости от указанных фирм, и общий уровень обслуживания эмитентами своих клиентов – держателей электронных денег определяется результатами работы нескольких, нередко никак не связанных между собой компаний, сотрудники которых могут не знать специфику платежей посредством электронных денег. В случае если технология систем электронных денег базируется на технологии платежей, осуществляемых через сеть Интернет (система E-cash, система PayCash и аналогичные им), или отдельные платежи посредством электронных денег осуществляются через сеть Интернет, то зависимость от сторонних провайдеров (организаций, оказывающие техническую и информационную поддержку в сети Интернет) может иметь материальные последствия для эмитента. В данном случае речь идет об исполнении указанными организациями своих обязательств перед эмитентом за уровень качества услуг, ими гарантируемый, а также случаи «форс-мажорных обстоятельств», уменьшающие или приостанавливающие обязательства провайдера. Более крупные банки со значительными ресурсами могут предпочесть покупку компьютерного оборудования и операционных систем или разработку необходимого прикладного программного обеспечения самостоятельно. Этот вариант может дать наивысшую гибкость в части приспособления предлагаемых услуг к клиентам.

Быстрый темп изменений, характерный для указанных информационных технологий, вызывает необходимость  их модернизации, что, в свою очередь, повышает требования эмитентов электронных денег к адаптационным способностям своего персонала и увеличивает опасность возникновения трудностей при переходе к более сложным интегрированным электронным решениям. Довольно часто внедрение более производительной технологии оборачивается для сотрудников эмитентов и их потребителей значительными операционным проблемами. К указанному типу операционного риска можно отнести и ошибки, возникающие во время технического обслуживания системы или при использовании специальных программ, применяемых для исправления ранее допущенных ошибок. Причиной их зачастую являются некорректные операции персонала, ошибки же вследствие неполадок в компонентах оборудования относительно редки. Еще одним источником возникновения ошибок являются исправления, вносимые в стандартные пакеты программного обеспечения (например, в «электронный кошелек») с целью удовлетворения потребностей конкретного пользователя.

Риск, связанный с отказом  в функционировании как самой  системы электронных денег, так и устройств держателя электронных денег, вследствие сбоев в работе программного и аппаратного компонентов средств вычислительной техники (компьютерные системы) эмитента или устройства держателя электронных денег, также относится к операционным рискам. Современные компьютерные системы представляют собой сложный комплекс разнообразного оборудования и программного обеспечения, неполадки в работе любого из компонентов которого могут привести к сбою в работе всей системы. Зачастую компоненты системы сконцентрированы в одном месте, что увеличивает ее уязвимость в случае непредвиденных происшествий. К существенным убыткам может привести отсутствие плана мероприятий в случае сбоев в работе компьютерной системы или низкое качество таких планов. Отсутствие такого плана ведет к задержкам при принятии управленческих решений и, соответственно, как к прямым убыткам (учитывается каждый день простоя), так и косвенным – угроза потери деловой репутации, который более подробно будет рассмотрен далее [10, с. 71].

К операционным рискам также  относится риск неадекватного исполнения управляющим звеном своих обязанностей.

Вся полнота ответственности  за защиту деятельности банка от рисков, описанных выше, лежит на управленческом звене кредитной организации, которое должно обеспечить разработку:

  • превентивных мероприятий по минимизации вероятности возникновения нештатных ситуаций. Примером подобных мероприятий могут служить планировка расположения компьютерных центров, процедуры контроля за вводом информации, установка паролей доступа и так далее;
  • мероприятий по минимизации негативных последствий нештатных ситуаций. Такой перечень должен включать в себя создание резервных коммуникационных и компьютерных сетей, разработку планов действий в чрезвычайных ситуациях и так далее. К подобным мероприятиям можно также отнести страхование мошенничества персонала, повреждений программного обеспечения и оборудования, неплановых затрат по восстановлению информации.

Риск потери репутации. Риск потери репутации – это риск, проявляющийся в сокращении клиентуры банков, оттоке фондов, сбросе банковских акций и прочее вследствие негативного общественного мнения о деятельности данного банка [25, с. 7].

Этот риск может быть вызван действиями, которые создают  негативное общественное мнение в отношении  операций банка, в результате которого способность банка устанавливать  и поддерживать отношения с клиентами будет значительно ослаблена. Риск репутации может возникнуть в ответ на действия самого банка или действия третьих сторон. Он может быть прямым следствием обнародования информации о повышенном риске или проблемах в других категориях риска, в частности, в области операционного риска.

Риск потери репутации может возникнуть, если системы электронных денег не функционируют эффективно, как ожидалось, и тем самым вызывают широкую негативную реакцию пользователей (как держателей электронных денег, так и предприятий торговли (услуг), принимающие в оплату за реализуемые товары электронные деньги) данных систем. Значительные недостатки в системе безопасности, будь она результатом внешнего или внутреннего вмешательства, также может подорвать доверие пользователей. Такой риск может возникнуть в случаях, когда держатель электронных денег испытывает трудности с совершаемыми операциями, поскольку не получил адекватной информации – как пользоваться услугой и каковы процедуры разрешения проблем (например, таких как, утеря электронных денег, сбои при осуществлении платежей и тому подобное).

Хорошо организованный маркетинг, включая раскрытие информации, является одним из способов обучения потенциальных клиентов и помогает ограничить риск репутации. Клиенты должны понять, что именно они могут обоснованно ожидать от той или иной услуги либо вида обслуживания, а также каким рискам они могут подвергаться и какие выгоды получить в случае осуществления платежей в рамках данной системы. Собственно концепции маркетинга необходимо четко координировать с адекватными заявлениями относительно раскрытия информации. Банкам не следует рекламировать свою систему электронных денег, основываясь на тех свойствах или параметрах, которыми данная система не обладает. Маркетинговая программа должна представлять продукт объективно.

Ошибки и мошенничество  третьей стороны также может  поставить банк перед риском репутации. Значительные потери, вызванные ошибками других учреждений, которые предлагают аналогичные продукты или услуги в сфере розничных платежей, могут привести к тому, что клиенты банка будут относиться к его услугам подозрительно, даже если сам банк не имеет таких проблем.

Риск репутации возможен в случае прямых целенаправленных нападок  на банк. Например, хакер, проникнув  в банковскую сеть, вносит изменения, чтобы умышленно распространить неправильную информацию о банке и его услугах.

Риск репутации имеет  значение не только для отдельно взятого  банка, но и для всей банковской системы. Если, к примеру, репутации банка-эмитента электронных денег, оперирующего в глобальном масштабе, нанесен значительный ущерб, безопасность других банковских систем может быть поставлена под вопрос. В крайних случаях такая ситуация может привести к перебоям всей банковской системы [35, с. 248].

Правовой риск. Правовой риск, связанный с эмиссией электронных денег, возникает из нарушений действующего законодательства в силу того, что операции с электронными деньгами относительно новы, права и обязанности участников таких сделок во многих случаях, как правило, не вполне определены, и юридические основы их функционирования оформляются медленнее, чем экономические. Это расхождение особенно заметно в сфере розничных услуг, расчеты в которой осуществляются данными платежными средствами.

Судебное разбирательство, в котором участвует банк, может повлечь определенные издержки, а судебное решение – отрицательные имущественные последствия как для данного банка-эмитента электронных денег, так и для других банков.

В дополнение к этому, правовой риск может возникнуть из-за сомнения в действительности некоторых соглашений, заключенных путем электронных средств. Технология платежей электронными деньгами выходит за рамки национальных границ. Возникают вопросы, связанные с необходимостью соблюдения различных национальных законов и инструкций, включая законы защиты прав потребителя, правила приватности и законы по «отмыванию денег». Неправильная их оценка, а также существующая неопределенность в отношении указанных новаторских платежей, может привести к непреднамеренному нарушению законодательства тех стран, где такие платежи осуществляются, что в конечном итоге ведет к правовым рискам [35, с. 280].

Много убытков связано с некачественной юридической документацией. Установленный в банках порядок обязательного визирования юристами договоров и процедур снижает этот риск. Проблемы, по мнению специалистов, возникают либо по причине недостаточной квалификации работников юридической службы, либо по причине их невнимательности (последнее происходит, как правило, в случае слишком высокой загруженности работников). Кроме того, много усилий приходится прилагать для своевременного внесения изменений в документацию в условиях часто меняющегося законодательства (решение проблемы облегчает установленная должным образом процедура мониторинга нормативной базы). Специалисты в этой области рекомендуют применять «правило существенности», когда внимание юристов концентрируется на операциях, несущих «значительный» (определяемый для каждого банка индивидуально) риск потери денежных средств, а также «правило особого подхода к нестандартным операциям» (означает, что для всех договоров, отличных от стандартных, устанавливается индивидуальный порядок рассмотрения).

Системы электронных денег могут быть привлекательны для реализации всевозможных схем, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем (общепринятый термин — «отмывание» денег). Поскольку платежи электронными деньгами анонимны и могут производиться на расстоянии, эмитенты могут столкнуться с возрастающими трудностями в применении традиционных методов обнаружения и предотвращения криминальной деятельности. Проблема идентификации клиентов при совершении платежей посредством электронных денег, особенно если платежи согласно белорусскому законодательству и нормативным актам Национального Банка подлежат особому контролю, стоит остро [46, с. 12].

Согласно Закону Республики Беларусь от 19.06.2000 года № 426-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности» (в редакции Закона Республики Беларусь от 11.12.2005 года № 68-З) операции с денежными средствами подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 2000 базовых величин для физических лиц либо равна или превышает 20 000 базовых величин для организаций и индивидуальных предпринимателей, а по своему характеру данная операция относится к одному из видов операций, установленных данным Законом. Суть контроля сводится к обязательной идентификации лица (данные паспорта, адрес места жительства и прочее), осуществляющего такую операцию, а также документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по указанным операциям. Однако технология платежей посредством электронных денег (например, с использованием предоплаченных карт с микропроцессором) позволит «обналичить» сумму денежных средств, попадающую под обязательный контроль, который в силу указанных причин неосуществим, или осуществить перевод, минуя банковскую систему [36, с.6].

На международном уровне эта проблема подверглась тщательному  анализу со стороны специалистов в ходе многосторонних обсуждений в рабочих группах по противодействию отмыванию незаконных средств (FATF) «большой семерки». В июне 1996 года к Рекомендации FATF была добавлена рекомендация № 13, которая гласила, что «... все страны должны обратить особое внимание на схемы «отмывания» денег, свойственные новым или развивающимся технологиям и предпринимать меры для предотвращения их использования в подобных схемах...» [63, с. 10].

Проблема, связанная с  «отмыванием денег», также отмечается в докладе Группы десяти «Электронные деньги: защита потребителя, применение закона, надзор и проблемы операций через границу», подготовленном в  апреле 1997 года.

Эмитенты электронных денег могут столкнуться с правовым риском в отношении охраны «приватности» клиентов-держателей электронных денег. Клиенты, которые не были адекватно информированы о своих правах и обязательствах, могут возбудить против эмитента дело. В некоторых странах в этом случае к банку могут быть применены регулирующие санкции.

Стратегический  риск. Стратегический риск отражает текущее и перспективное влияние на доходы или капитал ошибочных управленческих решений, несоответствующей реализации решений или недостаточной способности к ответным действиям на изменения в отрасли. Этот риск зависит от совместимости стратегических целей той или иной организации, деловых стратегий, разработанных для достижения этих целей, ресурсов, отведенных для данных целей и качества реализации стратегий.

Информация о работе Электронные деньги