Шпаргалка по дисциплине "Деньги,кредит,банки"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2014 в 11:20, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Деньги,кредит,банки".

Вложенные файлы: 1 файл

Деньги,кредит,банки..docx

— 72.92 Кб (Скачать файл)

Среди причин инфляции следует выделить психологический фактор, роль которого, как правило, возрастает с усилением инфляционных процессов, – инфляционные ожидания, то есть ожидания роста цен.

 

 

15. Формы и методы антиинфляционной политики.

Многофакторность инфляционного процесса, как правило, обуславливает необходимость применения целого комплекса стабилизационных мер – как монетарных, так и общеэкономических.

Антиинфляционные меры в сфере экономики:

  • структурная перестройка производства в соответствии с потребностями общественного хозяйства, т.е. увеличение предложения тех товаров, относительные цены которых увеличиваются, вызывая тем самым повышение общего уровня цен;
  • антимонопольная политика, направленная на поддержание конкуренции на рынках товаров и рабочей силы, в производстве особо важных товаров.

Антиинфляционное регулирование в сфере финансов:

  • сокращение дефицита государственного бюджета путем снижения государственных расходов;

  • повышение налоговой нагрузки.

Антиинфляционные мероприятия в денежно-кредитной сфере:

  • ограничение эмиссии денег центральным банком;

  • повышение учетной ставки и нормы обязательных резервов;

  • продажа государственных ценных бумаг центральным банком;

  • стимулирование роста объемов срочных денежных вкладов.

Эти меры приведут к замедлению скорости оборота денег, уменьшению денежной массы в обращении.

Мероприятия по регулированию ценообразования:

  • контроль над ценами в государственном секторе экономики;

  • определение пределов роста цен на отдельные товары или группы товаров;

  • использование антимонопольного законодательства и т.д.

Эти меры носят административный характер и могут дать положительный эффект только в краткосрочном периоде.

Политика доходов:

  • прямое «замораживание» заработной платы и цен;

  • установление нормативных пределов роста заработной платы только для государственного сектора;

  • применение системы поощрений и санкций, например, для соблюдения установленных пределов роста цен и заработной платы и т.д.

Эти мероприятия носят краткосрочный характер, так как негативно влияют на жизненный уровень населения, встречают достаточно сильное противодействие профсоюзов.

Валютная политика:

- повышение курса национальной  валюты;

- ограничение притока в страну  краткосрочных иностранных кредитов.

Денежная реформа. Под денежной реформой понимается переход от одной денежной системы к другой, то есть введение в оборот новой денежной единицы или частичные изменения существующей денежной системы:

  • нуллификация – объявление обесценившихся денег недействительными. Старые денежные знаки обмениваются на новые по очень низкому курсу;

  • введение в оборот параллельной валюты;

  • блокирование средств на банковских счетах;

  • деноминация – увеличение нарицательной стоимости денег без переименования денежной единицы. Старые денежные знаки обмениваются на новые в соответствии с коэффициентом укрупнения, по нему же одновременно пересчитываются действующие цены, тарифы, номинальная заработная плата, балансы.

 

 

 

 

 

 

 

 

17.Понятие банковской системы,принципы ее деятельности

Банковская система – совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.

В странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские системы. Верхний уровень системы представлен центральным (эмиссионным) банком. На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки, и небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании и др.).

Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и включает в себя Национальный банк и иные банки. Она является составной частью финансово-кредитной системы.

Финансово-кредитная система кроме банков включает и небанковские кредитно-финансовые организации.

Банк – юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять следующие банковские операции: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (депозиты); размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитно-финансовая организация – юридическое лицо, имеющее право осуществлять отдельные банковские операции и виды деятельности, за исключением осуществления в совокупности вышеперечисленных банковских операций. Допустимые сочетания банковских операций, которые могут осуществлять небанковские кредитно-финансовые организации, устанавливаются Национальным банком.

Специализированные кредитно-финансовые организации обслуживают, главным образом, ту часть рынка, которая не обслуживается (недостаточно обслуживается) банковской системой. К ним относятся лизинговые фирмы; ссудно-сберегательные общества; кредитные союзы; инвестиционные компании (фонды); факторинговые компании; финансовые компании; страховые компании; пенсионные фонды; инкассаторские фирмы; ломбарды; трастовые компании; расчетные, клиринговые центры; пункты проката; дилинговые предприятия.

Национальный банк является центральным банком Республики Беларусь и выполняет следующие функции: разработка и осуществление денежно-кредитной политики; эмиссия денег; эмиссия ценных бумаг Национального банка; регулирование денежного обращения и кредитных отношений; валютное регулирование; рефинансирование коммерческих банков; организация эффективного, надежного и безопасного функционирования системы межбанковских расчетов и т.д. Кроме того, Национальный банк осуществляет надзор и регулирует деятельность коммерческих банков, утверждает правила совершения банковских операций, устанавливает экономические нормативы.

Коммерческие банки занимаются финансовым посредничеством, привлекают денежные средства юридических и физических лиц, размещают их от своего имени и за свой счет на условиях срочности, возвратности и платности, открывают и ведут банковские счета, осуществляют другие банковские операции.

Для Республики Беларусь общей тенденцией является универсализация банков, что обусловлено недостаточным развитием банковской системы, отсутствием четкого разделения функций. В странах с рыночной экономикой действуют целостные банковские системы с разделением функций у взаимодействующих в ее составе отдельных банков: сберегательные банки аккумулируют денежные средства, инвестиционные вкладывают капиталы в определенные сектора экономики. В переходный период при недостаточном развитии отдельных операций (ипотечные, инновационные, инвестиционные и др.) белорусские банки для обеспечения устойчивой прибыльности своей деятельности, диверсификации рисков, вынуждены быть универсальными.

 

 

 

 

18.Цели и функции Национального банка.

Национальный банк – центральный банк Республики Беларусь, действует исключительно в интересах республики. Основные цели деятельности Национального банка:

  • защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

  • развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

  • обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.

Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.

Среди важнейших функций следует выделить:

разработку и проведение денежно-кредитной политики,

эмиссию денег;

регулирование денежного обращения,

валютных операций,

расчетов и кредитных отношений;

рефинансирование банков;

эмиссию собственных ценных бумаг,

функцию центрального депозитария;

консультации,

 кредитование,

 функцию финансового агента  правительства Республики Беларусь  и местных органов власти;

 определение и утверждение  методики бухгалтерского учета  и отчетности для банков и  небанковских кредитно-финансовых  организаций;

порядок проведения безналичных и наличных расчетов, правил проведения других банковских операций;

 осуществление государственной  регистрации кредитных учреждений, выдачу им лицензий;

 регулирование деятельности  банков и небанковских кредитно-финансовых  организаций, надзор за ними;

 организацию составления платежного  баланса Республики Беларусь;

создание золотовалютных резервов;

заключение соглашений с центральными банками и кредитными организациями иностранных государств и др.

Национальный банк и правительство Республики Беларусь взаимодействуют в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики. Председатель Правления Национального банка – член правительства Республики Беларусь.

Однако Национальный банк не отвечает по обязательствам правительства, и, наоборот, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Национальный банк в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь. Национальный банк может участвовать в деятельности международных банковских объединений, союзов, ассоциаций, представляет Республику Беларусь в международных организациях по вопросам денежно-кредитной политики, валютного регулирования и иным вопросам, находящимся в его компетенции.

Национальный банк состоит из центрального аппарата и структурных подразделений. К структурным подразделениям относятся главные управления по областям с их отделениями в городах, специализированное управление, учебный центр, центральное хранилище, расчетный центр. Необходимыми для обеспечения деятельности Нацбанка организациями являются учреждение образования «Полесский государственный университет» и республиканское унитарное предприятие «Центр банковских технологий».

 

 

 

 

29.ИПОТЕЧНЫЕ ОПЕРАЦИИ банков

Ипотека представляет собой залог недвижимости для обеспечения денежного требования кредитора (залогодержателя) к должнику (залогодателю).

Существуют и другие понятия ипотеки. Ипотека – это кредит, полученный под залог недвижимости. В РФ порядок осуществления ипотеки регулируется Федеральным законом «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

Ипотека устанавливается на имущество, которое принадлежит залогодателю на правах собственности или хозяйственного ведения.

Имущество, на которое установлена ипотека, остается у залогодателя в его владении и пользовании.

На имущество, находящееся в общей совместной собственности (без определения доли каждого из собственников в праве собственности), ипотека может быть установлена при наличии согласия на это всех собственников. Согласие должно быть дано в письменной форме.

Предмет ипотеки определяется в договоре с указанием его наименования, места нахождения и описанием, достаточным для идентификации этого предмета.

В договоре об ипотеке должны быть указаны право, в силу которого имущество, являющееся предметом ипотеки, принадлежит залогодателю, и наименование органа государственной регистрации прав на недвижимое имущество, зарегистрировавшего это право залогодателя.

Оценка предмета ипотеки определяется в соответствии с законодательством по соглашению залогодателя с залогодержателем.

При ипотеке государственного и муниципального имущества его оценка осуществляется в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом и в определенном им порядке.

Договор об ипотеке должен быть нотариально удостоверен и подлежит государственной регистрации. Несоблюдение правил о нотариальном удостоверении и государственной регистрации договора об ипотеке влечет его недействительность.

Договор об ипотеке считается заключенным и вступает в силу с момента его государственной регистрации.

Права залогодержателя по обеспеченному ипотекой обязательству и по договору об ипотеке могут быть удостоверены закладной.

Закладная является именной ценной бумагой, удостоверяющей следующие права ее законного владельца:

– право на получение исполнения по денежному обязательству, обеспеченному ипотекой имущества, указанному в договоре об ипотеке;

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Деньги,кредит,банки"