Шпаргалка по "Деньги, кредит, банки"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 17:41, шпаргалка

Краткое описание

1. Роль ЦБ в двухуровневой банковской системе страны.
Банковская система как элемент цивилизованной рыночной экономики может быть только двухуровневой. Первый, верхний уровень, или ярус – это центральный (эмиссионный) банк. Центральный банк обладает правами на выпуск (эмиссию) национальных денежных единиц и регулирование денежного обращения в стране. Такой банк не обслуживает частных лиц и фирмы, он ведет дела только с государством и коммерческими банками. Второй, нижний уровень, или ярус – коммерческие банки и кредитные учреждения, которые обслуживают граждан и фирмы. Они могут быть полностью частными, или государство может быть их совладельцем.

Вложенные файлы: 1 файл

ОДЦБ ответы.docx

— 92.18 Кб (Скачать файл)

Банк, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, для расширения деятельности путем получения лицензии 4 и 5 в дополнение должен выполнять: 1) размер уставного капитала вновь регистрируемого банка либо размер собственных средств (капитала) действующего банка составляет величину не менее 3 миллиардов 600 миллионов рублей; 2) банк соблюдает установленную нормативным актом Банка России обязанность раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка.

4) лицензия на привлечение  во вклады денежных средств  физических лиц в рублях; Право  привлечения во вклады денежных  средств физических лиц может  быть предоставлено банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет.

Операции:

    • Привлечение денежных средств физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок).
    • Размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств физических лиц от своего имени и за свой счет.
    • Открытие и ведение банковских счетов физических лиц.
    • Осуществление расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам.

5) лицензия на привлечение  во вклады денежных средств  физических лиц в рублях и  иностранной валюте (может быть  выдана банку при наличии лицензии  № 2, или одновременно с ней);

Операции:

    • Те же, что по лицензии №4

 

Для расширения деятельности выдаются лицензии: 2,3,4,5,6

6) Генеральная лицензия. Может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте, а также выполняющему установленные нормативными актами Банка России требования к размеру собственных средств (капитала). Генеральная лицензия, может быть выдана кредитной организации, имеющей собственные средства (капитал) не менее 900 миллионов рублей. Наличие лицензии на осуществление банковских операций с драгоценными металлами не является обязательным условием для получения Генеральной лицензии.

Банк, имеющий Генеральную  лицензию и собственные средства (капитал) в размере не ниже суммы 180 млн. руб., может с разрешения Банка  России создавать на территории иностранного государства филиалы и иметь  дочерние организации, а  после   уведомления Банка России - представительства.

Операции:

    • Привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок).
    • Размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств физических и юридических лиц от своего имени и за свой счет.
    • Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
    • Осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе уполномоченных банков-корреспондентов и иностранных банков, по их банковским счетам.
    • Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
    • Купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах.
    • Выдача банковских гарантий.
    • Осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
    • Банк вправе в установленном порядке создавать филиалы на территориях иностранных государств и (или) приобретать акции (доли) в уставном капитале иностранных банков.

В случае нарушения федеральных  законов, нормативных актов и  предписаний Банка России, устанавливаемых  им обязательных нормативов, непредставления  информации, представления неполной или недостоверной информации, а  также совершения действий, создающих  реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет  право в порядке надзора применять  к кредитной организации меры воздействия вплоть до отзыва лицензии.

 

  1. Дистанционный и контактный банковский надзор.

Сущность банковского надзора. Банковский надзор - это наблюдение Банка России (дистанционное и  контактное) за исполнением и соблюдением  конкретными кредитными организациями  законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных  актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.

 Сущность банковского надзора  состоит в проверке соответствия  решений и действий кредитной  организации законам, регулирующим  банковскую деятельность, и нормативным  актам Банка России. Он используется  Банком России для управления  рисками в банковской системе.

 Банк России не управляет  кредитными организациями, а только  наблюдает за соответствием их  деятельности установленным финансовым  нормативам. Он не имеет административных  полномочий по управлению коммерческими  банками и другими кредитными  организациями. По закону Банк  России не вправе вмешиваться  в оперативную деятельность кредитных  организаций. Они самостоятельны  и действуют на основе договорных  отношений. Федеральный закон  предоставил Банку России правомочия  осуществлять банковский надзор: наблюдать за кредитной организацией  с точки зрения нормативности  принимаемых ею решений.

 В практике зарубежных государств  банковский надзор имеет две  формы: дистанционный (надзор  по документам, представленным в  центральный банк) и контактный (инспектирование  кредитных организаций группами  проверяющих центрального банка). Российская банковская практика  пошла по тому же пути. Другое  дело, что нет пока эффективности.  В российском законодательстве  эти формы банковского надзора  не выделены. Инспектирование кредитных  организаций, начиная с 1996 г., регулируется  нормативными актами Банка России.

В системе банка России можно  выделить две группы подразделений: а) регулятивные; б) надзорные.

К регулятивным относятся такие, например, департаменты и соответствующие  им управления, как департамент эмиссионно-кассовых операций, департамент регулирования  денежного обращения, департамент  лицензирования; юридический департамент, административный департамент, департамент  бухгалтерского учета и отчетности, департамент ценных бумаг; департамент  валютного регулирования и валютного  контроля; департамент информатизации, различного рода расчетно-кассовые центры и некоторые другие подразделения.

Надзорный блок составляют два департамента и соответствующие им управления, отделы в территориальных учреждениях  Банка России: департамент банковского  надзора и департамент инспектирования  кредитных организаций.

^ Дистанционный надзор - наблюдение  за деятельностью кредитных организаций на основе представленных банковских и, в частности, бухгалтерских документов (балансы, отчеты о прибылях и убытках, платежные документы и т. п.). Для этого в системе Банка России созданы подразделения банковского надзора - Департамент пруденциального надзора. Департамент лицензирования кредитных организаций и некоторые другие департаменты, а в территориальных учреждениях - управления (отделы) регулирования банковской деятельности.

^ Контактный надзор - это проверки  деятельности кредитных организаций,  проводимые представителями Банка  России непосредственно в кредитной  организации. Для таких целей  в структуре Банка России созданы  Департамент инспектирования кредитных  организаций и соответствующие  структуры в его территориальных  учреждениях (управления, отделы).

Дистанционный надзор:

 

Основным  инструментом дистанционного надзора  является дистанционный  анализ с  использованием автоматизированной системы  сбора и представления  отчетности банками, основанный на мониторинге  финансовых коэффициентов, выполнения нормативов безопасного функционирования и иных юридических требований, а  также на сравнении банков.

Инспекционный надзор так же является одним из важнейших этапов банковского  надзора и проводится с целью  установить непосредственно на месте  реальное финансовое состояние банка; дать оценку принимаемым им на себя рискам, состоянию системы внутреннего  контроля, организации управления, выполнению установленных пруденциальных требований, правильности отражения операций в бухгалтерском учете, достоверности отчетности, представляемой в Национальный банк. Кроме того, перед проверяющими ставятся  задачи выявления ситуаций, создающих  угрозу интересам кредиторов и вкладчиков, нарушений законодательства, регулирующего  банковскую деятельность.

    По  результатам проверок  дается оценка уровню кредитного, процентного, валютного, правового  рисков, риску потери ликвидности   и качеству управления ими.  Также  рассматриваются вопросы  достаточности  капитала банка  проводимым им операциям, полнота  и правильность формирования  основного и дополнительного   капиталов. Особое внимание при  проведении проверок уделяется  выполнению банками  законодательства  по борьбе с отмыванием денег  и организации системы  внутреннего  контроля в банках.

    По  результатам комплексной  проверки составляются акты, в  которых указываются  выявленные  нарушения законодательства, регулирующего  банковскую деятельность, и заключения  о финансовом состоянии  банка.

    Заключения  о финансовом  состоянии содержат оценки вышеуказанных  рисков по результатам  проверок, а также качества руководства  и менеджмента банка, анализ доходов  и расходов банка, организации системы  внутреннего контроля. Кроме того, в заключении о финансовом состоянии  содержатся рекомендации банку по устранению выявленных недостатков, совершенствованию  системы управления.

Инспекционный надзор имеет некоторые  ограничения, поскольку требует  вовлечения значительных надзорных  ресурсов, часто является затратным  и обременительным для банков и может осуществляться только на периодической основе. Содержащаяся в инспекционных оценках информация в течение полугода утрачивает значимость. Дистанционный же надзор с использованием аналитических систем мониторинга  надежности и устойчивости банков осуществляется непрерывно. Соответственно, полученная в ходе него оценка всегда актуальна.

Контактный  надзор (инспектирование)

 

При инспектировании кредитных  организаций можно выделить следующие  этапы:

Планирование проверок

Принятие решения о проверке и его документальное оформление

Решение организационных вопросов, связанных с выходом инспекционных  групп в кредитные организации

Изучение инспекционной группой представленных документов кредитной рганизации

Подготовка проекта акта проверки

Изучение проекта акта в функциональных подразделениях Банка России

Доработка акта проверки

Принятие решения по акту

Направление акта проверки руководству Банка России (территориального

учреждения)

Ознакомление руководителя кредитной  организации с актом проверки

Подписание акта проверки руководством кредитной организации.

Инспектирование - составная часть  банковского надзора, и, чтобы правильно  определить его функции и структуру, необходимо выяснить, какие цели оно  преследует или должно преследовать. Есть и такие цели, которые оно  не должно преследовать.

Общая цель инспектирования состоит  в том, чтобы Банк России получил  информацию о реальном положении  кредитной организации. Эта общая  цель включает две конкретные цели. Во-первых, в процессе инспектирования  следует выяснить состояние кредитной  организации и ее перспективы и, во-вторых, нужно собрать и проанализировать информацию, которая позволяет сделать вывод о том, какое влияние она оказывает другие кредитные организации.

Цели инспектирования кредитных  организаций предусматриваются  в Инструкции Банка России от 19 февраля 1996 года № 34 "О порядке проведения проверок кредитных организаций  и их филиалов уполномоченными представителями  Центрального банка Российской Федерации (Банка России)".

Проверки кредитных организаций  и их филиалов проводятся на основании  планов проверок, составленных на каждый квартал структурными подразделениями  Банка России и его территориальных  учреждений, предусмотренными Инструкцией  № 34, и утвержденных руководителями этих подразделений и учреждений. Внеплановые проверки осуществляются по указанию Председателя Банка России или его заместителей, курирующих подразделения, перечисленные в  Инструкции, руководителя территориального учреждения Банка России.

Заметим, что как внеплановые, так  и плановые проверки могут быть инициированы многими руководителями структурных  подразделений, которые, в свою очередь, от подчиненных им подразделений  и специалистов получают соответствующую  информацию о финансовом и правовом состоянии банка. Поэтому на практике круг инициаторов банковских проверок весьма широк.

Проверка кредитной организации, ее филиалов может начинаться внезапно или с предварительным уведомлением руководителя соответствующей кредитной  организации (ее филиала). Решение по этому вопросу принимается руководителем, назначившим проверку, или по его  поручению руководителем структурного подразделения, уполномоченного проводить  эту проверку.

Уведомление должно быть сделано в  письменной форме или в устной форме с последующим письменным подтверждением.

Акт проверки кредитной организации  содержит сведения об основных фактах ее банковской деятельности.

На основании анализа и обобщения  этих фактов рабочая группа Банка  России формулирует свои выводы о  соблюдении или, наоборот, о нарушении  кредитной организацией федеральных  законов, финансовых нормативов и требований нормативных актов Банка России. В итоге делается основной вывод  о финансовом положении в кредитной  организации.

В соответствии с требованиями Инструкции № 34 по результатам проверки каждой кредитной организации (филиала) составляется акт проверки, в котором отражаются все основные нарушения и недостатки, выявленные в ходе проверки.

Руководитель Банка России или  его территориального учреждения, назначивший  данную проверку, обязан не позднее  чем в двухнедельный срок, а  при комплексной (консолидированной) проверке - в месячный срок после  подписания акта проверки рассмотреть  этот акт и принять по нему решение.

Информация о работе Шпаргалка по "Деньги, кредит, банки"