Шпаргалка по "Деньгам, кредиту, банку"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 10:33, шпаргалка

Краткое описание

Роль денег в рыночной экономике
Сущность и типы денежных систем
Элементы денежной системы

Вложенные файлы: 1 файл

ответы финансы.docx

— 68.29 Кб (Скачать файл)
  1. Участники бюджетного процесса и их полномочия

 

  1.  Основы формирования бюджетов Российской Федерации

 

  1. Составление, рассмотрение и утверждение федерального бюджета

Составление проектов бюджетов является исключительной прерогативой Правительства  РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных  образований (ст. 171 БК РФ).

Составлению проектов бюджетов предшествует работа по разработке прогнозов социально—экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных  образований и отдельных отраслей экономики стран, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании  которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Проект федерального бюджета составляется в соответствии с бюджетной политикой РФ, определенной в Бюджетном послании Президента РФ.

Этапы формирования федерального бюджета  изложены в ст. 184 БК РФ:

1) разработка федеральными органами  исполнительной власти плана—прогноза  функционирования экономики РФ  на очередной финансовый год,  на основе которого разрабатываются  основные характеристики федерального  бюджета на очередной финансовый  год;

2) распределение федеральными органами  исполнительной власти предельных  объемов бюджетного финансирования  в соответствии с функциональной  и экономической классификациями  расходов и по получателям  бюджетных средств, а также  разработка предложений о проведении  структурных и организационных  преобразований в отраслях экономики  и социальной сфере.

Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления вносят проект закона (решения) о соответствующем бюджете  на очередной финансовый год на рассмотрение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления.

Государственная дума рассматривает  проект федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях:

1) в первом чтении обсуждается  его концепция, а также основные  характеристики федерального бюджета:  доходы федерального бюджета,  дефицит федерального бюджета  и источники его покрытия, общий  объем расходов федерального  бюджета на очередной финансовый  год;

2) во втором чтении утверждаются  расходы федерального бюджета  по разделам функциональной классификации  расходов бюджетов РФ и размер  Федерального фонда финансовой  поддержки субъектов РФ;

3) в третьем чтении утверждаются  расходы федерального бюджета  по подразделам функциональной  классификации расходов бюджетов  РФ и главным распорядителям  средств федерального бюджета;

4) в четвертом чтении указанный  проект федерального закона о  федеральном бюджете обсуждается  в целом.

После этого проект федерального закона о федеральном бюджете рассматривается  Советом Федерации и поступает  на подпись Президенту РФ.

  1. Исполнение бюджетов

Исполнение бюджетов представляет собой один из важнейших элементов  бюджетных правоотношений. На этой стадии происходит сбор в бюджет запланированных  на конкретный финансовый год налоговых  и неналоговых доходов, а с  другой стороны - распределение имеющихся (собранных) бюджетных средств между  их получателями, в результате которого и осуществляется запланированное  финансирование деятельности всех государственных  органов.

В большинстве стран мира в настоящее  время исполнение бюджетов осуществляется одним из следующих способов: кредитно-банковским, казначейским, казначейско-банковским. Каждый из них имеет свои особенности, недостатки и достоинства.

исполнение бюджета – это  получение всех запланированных  в бюджете доходов и финансирование предусмотренных расходов. Исполнение федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда, бюджета субъекта РФ, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета  обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом  государственной власти субъекта РФ, местной администрацией. Организация  исполнения бюджета возлагается  на финансовый орган соответствующего уровня.

В РФ установлено казначейское исполнение бюджетов. По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта РФ полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав данного субъекта РФ, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта РФ при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета и наличия необходимого для их осуществления имущества. Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Центральном банке РФ. Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством через указанные счета и отражаются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов.

Исполнение бюджета по доходам  предусматривает: перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета; распределение  в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов; возврат излишне  уплаченных в бюджет сумм доходов; учет доходов бюджета и составление  отчетности о доходах соответствующего бюджета. Учет доходов бюджетов и  составление отчетности осуществляются по формам и в порядке, установленным  Минфином РФ.

Бюджеты по расходам исполняются в  пределах фактического наличия бюджетных  средств с соблюдением процедур санкционирования и финансирования.

Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются: составление и утверждение бюджетной  росписи; утверждение и доведение  уведомлений о бюджетных ассигнованиях  до распорядителей и получателей  бюджетных средств; утверждение  и доведение уведомлений о  лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей  бюджетных средств; принятие денежных обязательств получателями бюджетных  средств; подтверждение и выверка  исполнения денежных обязательств.

Процедура финансирования заключается  в расходовании бюджетных средств в соответствии с их назначением.

  1. Экономическое содержание государственного кредита и его роль в макроэкономическом регулировании

Гос.кредит – это совокупность финансовы отношений, в которых в качестве одной стороны выступает государство, а другой – физические и юридические лица. Чаще всего гос-во – заемщик, а кредиторы – население, предприятия, государства, фонды. Так же оно может быть гарантом по обязательствам различных физических и юридических лиц.

Отличие от банковского – средства, взятые в заем государством чаще всего  не имеют инвестиционного характера, т.е не направляются на обеспечение процесса расширения воспроизводства и создания новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются на покрытие всей совокупности гос.расходов. Источник погашения гос.займов и выплаты % по ним – бюджетные средства. Таким образом функционирование механизма гос.кредита приводит к появлению гос.долга.

Сущность гос.кредита заключается в перераспределении капитала от частного сектора к государству на условиях: срочности, платности и возвратности.

Функции:

- образование денежных фондов (привлечение  средств с рынка ссудных капиталов  в централизованные денежные  фонды государства на основе  принципов срочности, возвратности  и платности, при этом условием  добровольного предоставления инвестором своих средств в распоряжение государства, является обязательство заемщика вернуть к определенному моменту времени сумму заимствования с процентами. Финансирование гос долга происходит с использованием различных методов и финансовых инструментов – гос ценные бумаги, которые выпускаются в виде долговых обязательств

- использование денежных фондов (вытекает из необходимости возврата привлеченных средств, который осуществляется, как за счет налоговых и нналоговых доходов бюджета, так и за счет механизма рефинансирования – это погашение задолженности по ранее данным обязательствам за счет средств полученных от размещения новых обязательств)

-контроль (влияние на уровень ликвидности коммерческих банков, структуры платежеспособного спроса, темпы экономического роста, объем денежной массы в обращении)

 

  1. Классификация государственных займов

Гос.кредит на практике реализуется посредством гос.займов.

  1. По месту размещения: внешние (обязательства перед не резидентом), внутренние (обяз-ва перед резидентом)
  2. В зависимости от обращения на рынке: рыночные (займы свободно продаются и покупаются, могут быть оформлены в ценные бумаги), нерыночные (не могут свободно менять своих владельцев, не подлежат обращению на рынке ценных бумаг)
  3. В зависимости от срока привлечения средств: краткосрочные (со сроком погашения до одного года), среднесрочные (от одного до пяти лет), долгосрочные (от пяти лет и выше)
  4. По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов:  закладные (обеспечиваются чем-то конкретным, например, определенными доходами или имуществом), беззакладные (не обеспечиваются ничем определенным, в качестве обеспечения служит все имущество государства или данного муниципалитета +оформлены в облигации)
  5. По уровню эмитента: федеральные, региональные, местные
  6. по характеру выплачиваемого дохода: выигрышные( доход на основе лотереи), процентные (фиксированный %) , с нулевым (доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу)
  7. в зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.
  8. По способу погашения задолженности: единовременно и частями (заем гасится равными частями в течение определенного срока, возрастающими долями; снижающимися долями)
  9. В зависимости от метода определения дохода долговые обязательства государства делятся на: с твердым доходом и с плавающим доходом
  10. По направлению использования заемных средств: целевые, нецелевые 

 

  1. Управление государственным долгом

Государственный долг – это совокупность дефицитов гос.бюджета за определенный период времени.  (в бюджетном кодексе – долговые обязательства РФ перед юр. и физ. лицами, иностр.гос-ми, международн.организациями и иными субъектами междунар.права).

Причины:

- дефицит гос.бюджета

- наличие свободных ср-в у физ.и юр.лиц

Управление государственным долгом – это система финансовых мероприятий, проводимая государством с целью  погашения займов, а также выплат доходов по этим займам, изменениям сроков и условий выпущенных займов, выпуск очередных долговых обязательств. Это одно из приоритетных направлений  финансовой политики государства.

Этапы:

1 – размещение ценных бумаг  с целью привлечения финансовых  ресурсов,

2 – погашение госдолга,

3  - обслуживание госдолга.

Погашается госдолг за счет средств  бюджета, золотовалютных резервов, денег, вырученных от продажи собственности  государства, а также при помощи новых заимствований.

Методы:

- Финансовые методы заключаются в выборе форм и способов, которыми государство будет погашать госдолг, с учетом финансовых показателей. Они нацелены на достижение предельной эффективности от привлечения займов и поиск путей сведения издержек, связанных с их погашением, к минимуму.

- Административные методы базируются на быстром выполнении распоряжений государственных органов власти. В их функции не входит оценка эффективности и результативности действий, связанных с управлением госдолга.

Основные меры:

- рефинансирование государственного долга – выпуска новых займов для погашения старой задолженности.

- Конверсия – это изменение государством доходности существующих займов. Как правило, государство прибегает к снижению размера выплат по займам в процентном выражении с целью снижения расходов, несомых при управлении госдолгом.

- Консолидация – подразумевает внесение изменений в условия займов, связанных с их сроками. Их изменение обычно происходит в сторону увеличения.

- Унификация займов – объединение в один нескольких существующих займов. При этом ранее выпущенные облигации обмениваются на новые. Часто унификация проводится вместе с консолидацией.

- Аннулирование государственного долга – радикальная мера, при которой государство отказывается от всех обязательств, связанных с выпущенным займом.

 

  1. Содержание кредита и его функции

В рыночной экономике непреложным  законом является то, что деньги должны находится в постоянном обороте. Временно свободные денежные средства должны поступать на рынок ссудных капиталов, аккумулироваться в кредитно-финансовых учреждениях, а затем эффективно пускаться в дело, размещаться в тех отраслях экономики, где есть потребность в дополнительных капиталовложениях.

Деньги, как и любой другой товар, продаются и покупаются. Кредит —  экономические отношения между  различными партнерами, возникающие  при передаче имущества или денег  другому лицу на условиях срочности, возвратности, платности и обеспеченности.

Информация о работе Шпаргалка по "Деньгам, кредиту, банку"