Центральный банк – орган регулирования предложения денег денежно-кредитными методами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:42, курсовая работа

Краткое описание

Российская экономика, как и экономика любой другой страны, претерпевала различные этапы своего развития, естественно, что в связи с этим происходили и изменения и в тенденциях динамики денежного и кредитного секторов экономики.
Использование ЭВМ, многообразие видов кредитно-денежных операций и инструментов рынка ссудных капиталов диктуют всё новые и новые условия развития кредитного рынка.

Содержание

Содержание
Введение……………………………………………………………………4
Глава1. Понятие Центрального банка и его функции
Сущность Центрального банка……………………………… 6
Функции Центрального банка………………………………. 7
Глава 2. Роль Центрального банка в реализации денежно-кредитной политики
2.1. Сущность денежно-кредитной политики………………………………………………………...12
2.2. Методы и инструменты денежно-кредитной политики……….13
2.3. Виды монетарной политики……………………………………..22
Глава 3. Особенности денежно-кредитной политики в России
3.1. Российская практика обязательного резервирования………….24
3.2. Рефинансирование кредитных организаций Банком РФ……...30
3.3. Особенности операций на открытом рынке России………...…36
3.4. Реализация денежно-кредитной политики в РФ в 2009г………37
Заключение ……………………………………………………………………40
Приложение…………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Центральный банк орган регулирования предложения денег денежнокредитными методами.doc

— 796.00 Кб (Скачать файл)

Глава2. Роль Центрального банка в реализации денежно-кредитной политики

2.1.Сущность денежно-кредитной политики

Кредитно-денежная (монетарная) политика представляет собой  комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.3 С помощью этих мероприятий обеспечивается воздействие денежно-кредитной сферы на воспроизводственный процесс в целях регулирования экономического роста, повышения эффективности производства, обеспечения занятости населения, стабильности внешнеэкономических связей, т.е. для решения важнейших стратегических задач, стоящих перед экономикой каждой страны.

Целями денежно-кредитной  политики:

1) Экономические  цели, направленные на поддержание  экономической активности и сокращение  безработицы:

- регулирование  темпов экономического роста;

- увеличение  ВВП;

- смягчение  циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы;

- сдерживание  инфляции;

- стимулировать  рост объема денежно-кредитных  операций;

- достижение  сбалансированности платежного  баланса и другие.

2) Социальные  задачи:

- повысить уровень  жизни населения;

- сделать различные услуги более доступными и другие.

В общем виде целью государственного регулирования экономики является достижение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страны темпах экономического роста.

Нерегулируемая  деятельность коммерческих банков приводит к циклическим колебаниям деловой активности, так как в периоды депрессии им выгодно уменьшать денежное предложение, а в период инфляции - увеличивать, усугубляя тем самым кризис. Поэтому необходима взвешенная государственная политика регулирования денежного обращения. Эту роль главного координирующего и регулирующего органа всей денежной системы страны  и выполняет центральный (эмиссионный) банк.

Центральный банк, осуществляя денежно-кредитную политику, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействуя на кредит, ЦБ достигает более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.

Денежно-кредитная  политика тесно связана с внутриполитическими  и экономическими отношениями, особенно темпами инфляции и экономического роста. Поэтому она используется в совокупности с инструментами, как политика доходов, финансовая политика и др., а не как отдельный элемент регулирования экономики.

2.2. Методы  и инструменты денежно-кредитной  политики

Методы денежно-кредитной  политики — это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики — центральный банк как государственный орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики — воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.4

В зависимости  от связи метода денежно-кредитной  политики с поставленной целью денежно-кредитная политика осуществляется косвенными (экономическими) или прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

Применение  прямых методов денежно-кредитной  политики позволяет непосредственно  влиять на денежные агрегаты, распределение  ссуд и издержки заимствований. Прямые методы легче применять, они требуют меньше затрат, последствия после их применения легче предсказать, но в то же время они являются очень грубыми методами, так как они затрагивают основы экономической деятельности субъектов денежного рынка. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке. Применение прямых методов денежно-кредитной политики может вызвать  отрицательные последствия общеэкономического характера, в частности, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж, усиление бюрократических факторов и коррупции в денежной сфере.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют больший временной промежуток воздействия, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Но их применение не приводит к деформации рынка.5

Переход к преимущественно  косвенным методам денежно-кредитной  политики непосредственно связан с  общемировым процессом финансовой либерализации, повышением степени  независимости центрального банка, его функциями в экономике. Так в 80-х годах переход произошёл в большинстве стран с развитой экономикой без особых проблем. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой вытеснение прямых методов косвенными повлекло за собой реформы в банковских системах, направленные на либерализацию их функционирования.

  Также (помимо  прямых и косвенных методов)  учёные выделяют  общие и селективные  методы денежно-кредитной политики.

Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. С помощью этих методов решаются частные задачи, например, ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или некоторых видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д.

Рассмотрим  основные инструменты, с помощью  которых центральный банк воздействует на объекты денежно-кредитной политики. В мировой экономической практике используются такие инструменты:

    1. Политика обязательных резервов;
    2. Политика рефинансирования;
    3. Операции на открытом рынке.

 

Политика  обязательных резервов

В настоящее  время минимальные резервы - это  наиболее ликвидные активы, которые  обязаны иметь все кредитные  учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований – это процентное соотношение суммы минимальных резервов к абсолютным(объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия. Для каждого вида депозитов устанавливается своя норма обязательных резервов, причем, чем выше степень ликвидности, тем выше эта норма. Например, для депозитов до востребования норма обязательных резервов выше, чем для срочных.

Механизм действия этого инструмента заключается  в следующем:

    • Если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Естественно, это приводит к мультипликационному уменьшению денежного предложения, потому что при изменении норматива обязательных резервов меняется величина депозитного мультипликатора;
    • При уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку  он затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительные изменение  нормы обязательных резервов способно вызвать большие изменения в объеме банковских резервов и привести к изменениям в кредитной политике коммерческих банков, поэтому в действительности его применяют раз в несколько лет, а не каждый день, как в случае с операциями на открытом рынке.

Рефинансирование коммерческих банков

Политика рефинансирования (иначе её можно назвать политика учётной ставки или процентная политика) центрального банка может быть представлена двумя направлениями: как политика регулирования займов коммерческих банков у центрального банка и  как депозитная политика центрального банка.

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств  кредитными учреждениями от центрального банка.  Центральный банк может  выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя). Следовательно, ставка рефинансирования – это процент, под который центральный банк, выступая как кредитор в последней инстанции, предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам. Учетная ставка – процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.

Учетную ставку(ставку рефинансирования) устанавливает центральный  банк. Займы для коммерческих банков делает дешевыми её уменьшение, так как при получении кредита возрастают кредиты коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные средства, стремятся возвратить их, так как они становятся слишком дорогими. Сокращение банковских резервов ведет к мультипликационному сокращению денежного предложения.

Ставка процента, выступая ценой денег, формируется на денежном рынке по соотношению спроса на деньги (MD) и предложения денег (MS).

Рис. 2. Воздействие изменения денег  на ставку процента.

а)уменьшение денежной массы;                          б)увеличение денежной массы.

Кривая предложения денег вертикальна, поскольку денежную массу контролирует центральный банк и предложение денег не зависит от ставки процента. Кривая спроса на деньги имеет отрицательный наклон, так как величина спроса на деньги находится в обратной зависимости от ставки процента   - чем выше ставка процента, т.е. чем дороже кредиты, тем меньший спрос на них предъявляют экономические агенты. Равновесная ставка процента – это ставка, при которой спрос на деньги равен предложению денег. Графически её величина определяется в точке пересечения кривой спроса на деньги с кривой предложения денег.

Когда ЦБ повышает учетную ставку процента, денежная масса сокращается (сдвиг влево  кривой предложения денег от MS до MS 2), а рыночная ставка процента растет (от R1 до R2).(рис 2а).

Изменение учетной  ставки (ставки рефинансирования) прямо  влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков, что является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка.  Размер  учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот. Вообще процентные ставки центрального банка не обязательны для коммерческих банков в сфере их кредитных отношений со своими клиентами и с другими банками. Однако уровень официальной учетной ставки служит коммерческим банкам ориентиром при проведении кредитных операций.

Изменение учетной  ставки не является гибким и оперативным  методом монетарной политики. Это  связано с тем, что в развитых странах объем кредитов, получаемых коммерческими банками путем  займа у центрального банка, относительно невелик, например, в США не превышает 2-3% общей величины банковских резервов, так как центральный банк не позволяет коммерческим банкам злоупотреблять возможностью получения у него кредитов. Он предоставляет средства, только если по оценкам экспертов банк действительно нуждается в помощи, а причины его финансовых затруднений являются объективными. Кроме того, кредиты, полученные у центрального банка, коммерческие банки не имеют права выдавать своим клиентам.

Одним из недостатков использования процентной политики является то, что этот метод затрагивает только коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то этот метод практически теряет свою эффективность.

Помимо установления официальных ставок рефинансирования центральный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого обычно выступают ценные бумаги. Важно учесть то, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. Некоторые экономисты рассматривают политику рефинансирования отдельно как учетную и ломбардную политику центрального банка.

Изменив процентную ставку, нельзя заставить коммерческие банки взять кредит на необходимую государству сумму, можно лишь ожидать соответствующего поведения банков. В дисконтной политике центральный банк играет пассивную роль, тогда как на открытом рынке он выступает в качестве активного участника. Хотя политика рефинансирования стоит по эффективности после операций на открытом рынке, не стоит недооценивать роль учетной ставки: изменяя ее, центральный банк имеет большую силу для того, чтобы оказать ограничивающее влияние на банки.

Информация о работе Центральный банк – орган регулирования предложения денег денежно-кредитными методами