Центральный банк России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 23:00, курсовая работа

Краткое описание

ЦБ наделен правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения и валютного курса, хранения золотых и валютных резервов. Важнейшей функцией ЦБ является выработка общей кредитной политики. Его стратегическая задача - создание условий для не инфляционного развития экономики. ЦБ в различных странах могут иметь разные названия: государственные, национальные, резервные, эмиссионные. В США функции ЦБ выполняет Федеральная резервная система, состоящая из 12 окружных федеральных резервных банков. Во многих странах ЦБ являются государственными.

Содержание

Введение __________________________________________________ 2 стр.
История ЦБР _____________________________________________3 стр.
2. Деятельность ЦБ.__________________________________________8 стр.
2.1. Органы управления банком _________________________________9 стр.
2.2. Правовой статус ЦБ. ______________________________________10 стр.
3 . Основные цели деятельности ЦБР.____________________________11 стр.
4. Основные задачи ЦБР_______________________________________11 стр.
5. Функции ЦБР _____________________________________________12 стр.
6. Операции ЦБР_____________________________________________17 стр.
6.1. Пассивные операции ______________________________________17 стр.
6.2. Активные операции ______________________________________17 стр.
7. Денежно-кредитная политика ЦБР ___________________________ 21 стр.
7.1 Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного регулирования ______________________________________________ 21 стр.
7.2 Процентная политика ЦБР _______________________________ 23 стр.
7.3 Политика резервных требований __________________________ 25 стр.
7.4 Операции на открытом рынке ___________________________ 26 стр.
7.5 Рефинансирование кредитно-банковских институтов ________ 28 стр.
7.5.1 Учетные кредиты ______________________________________ 29 стр.
7.5.2 Ломбардные кредиты ___________________________________ 30 стр.
7.5.3 Краткосрочные (корректирующие, сроком на 1 или несколько дней) и среднесрочные кредиты (на 3-4 месяца) _________________________ 31стр.
Заключение _________________________________________________ 34 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по ДКБ.docx

— 317.61 Кб (Скачать файл)

Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое ЦБ, является одним  из элементов экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Оно нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы. В законах о центральных банках особо подчеркивается их ответственность за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты.

Денежно-кредитной политики более быстрая и гибкая по сравнению  с фискальной, обладает слабой зависимостью от политического давления, но в  то же время она лишь косвенно влияет на коммерческие банки.

Являясь посредником между  государством и банковской системой страны, ЦБ призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью  определенных инструментов. Использование  различных видов инструментов варьируется в зависимости от направленности экономической политики страны, степени открытости ее экономики, сложившихся традиций и конкретных обстоятельств.

Имеющиеся в распоряжении ЦБ инструменты денежно-кредитного регулирования различаются по непосредственным объектам воздействия (предложение  денег и спрос на деньги), по своей форме (прямые и косвенные), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные), по срокам воздействия (краткосрочные и долгосрочные). Все эти методы используются в единой системе.

Объекты воздействия. В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика центрального банка направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Посредством проведения кредитной экспансии центральные банки преследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры; при помощи кредитной рестрикции они пытаются предотвратить «перегрев» конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономических подъемов. Оба эти направления денежно-кредитной политики реализуются с помощью специфических методов.

По форме инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административными являются инструменты, имеющие форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от центрального банка и направленные на ограничения сферы деятельности кредитного института. Они занимают определенное место в практике центральных банков развитых стран, а также получили широкое применение в развивающихся государствах. Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов. Рыночные (косвенные) инструменты отличаются большей гибкостью по сравнению с административными, но результаты их применения не всегда адекватны намеченной цели. Тем не менее в настоящее время отмечается отход центральных банков развитых стран от прямых методов воздействия к рыночным.

По характеру  параметров, устанавливаемых в процессе воздействия центрального банка на денежную сферу, инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные. Посредством использования количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей банков, а, следовательно, и на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования качественного параметра рынка, а именно – стоимости банковских кредитов.

По срокам воздействия инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на долгосрочные и краткосрочные в соответствии с задачами реализации ближайших и перспективных целей денежно-кредитной политики. Под долгосрочными (конечными) целями денежно-кредитной политики подразумеваются те задачи центрального банка, реализация которых может осуществляться от 1 года до нескольких десятилетий. К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики.

Основными инструментами  денежно-кредитного регулирования: установление минимальных резервных требований, рефинансирование коммерческих банков, регулирование официальной учетной ставки и операции на открытом рынке. Однако этим не исчерпывается арсенал инструментов денежно-кредитного регулирования. В некоторых странах центральные банки прибегают к таким методам, как установление кредитных ограничений, лимитирование уровня процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков, портфельные ограничение и др. Выбор и сочетание инструментов денежно-кредитного регулирования зависит, прежде всего, от задач, которые решает центральный банк на том ил ином этапе экономического развития.

7.2. Процентная политика ЦБР.

Практически во всех странах  мира коммерческие банки прибегают  к кредитным средствам центральных  банков, которые предоставляются  под определенные проценты. Дисконтная, или учетная, ставка, применяемая  центральными банками в операциях  с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций и переучету коммерческих векселей и других отвечающих требованиям центрального банка видов ценных бумаг, называется официальной учетной ставкой. Иными словами, официальная учетная ставка – это плата, взимаемая центральным банком при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним.

Официальная учетная ставка является ориентиром для рыночных ставок по кредитам. Устанавливая официальную  учетную ставку, центральный банк определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования центрального банка. Отсюда следует, что политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка – стоимости банковских кредитов.

Посредством манипуляций  с официальной учетной ставкой  центральные банки воздействуют на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост официальной учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обусловливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. Спрос на ценные бумаги падает как со стороны небанковских учреждений, поскольку более привлекательными становятся депозиты, так и со стороны небанковских кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Таким образом, повышение официальной ставки влечет за собой снижение рыночной стоимости ценных бумаг. Понижение официальной учетной ставки, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к противоположным процессам: повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается рыночная стоимость. Таким образом, учетная политика центрального банка представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидность кредитных институтов посредством изменений стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом. Изменение официальных ставок играет роль сигнала для всего рынка ссудных капиталов: повышение ставок означает начало политики кредитной рестрикции, снижение – кредитной экспансии

Как правило, в законах  о центральном банке предусмотрена  лишь сама возможность установления нижних и верхних границ официальной  учетной ставки и не указаны конкретные количественные ограничения. В связи  с этим центральный банк полностью  автономен в своих действиях и может исходить из сложившейся на данный момент обстановки в экономике и денежно-кредитной сфере. Как следует из практики центральных банков зарубежных стран, официальная учетная ставка может колебаться в пределах – от 5 до 15%. В таблице 1 приведены процентные ставки ЦБ России за 2009-2011 года.

Изменение процентной ставки центрального банка особенно активно используется в условиях нарушения равновесия платежного баланса и обострения валютных кризисов.

7.3 Политика резервных требований.

Это механизм регулирования  общей ликвидности банковской системы.

Одним из наиболее активно  применяемых центральным банком инструментов денежно-кредитного регулирования являются резервные требования в отношении обязательств коммерческих банков.

Минимальные резервы –  это обязательная норма вкладов  коммерческих банков в центральном  банке. Посредством изменения нормы  минимальных резервных требований центральные банки поддерживают объем денежной массы в заданных параметрах и регулируют уровень ликвидности коммерческих банков. Повышение норм обязательных банковских резервов (политика кредитной рестрикции) означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах ЦБ и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредитов. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышается курс национальной валюты, а также проценты по ссудам. Снижение норм банковских резервов (политика кредитной экспансии) увеличивает возможности расширения банковских кредитов и денежной массы, что ведет к снижению курса национальной валюты и уровня рыночного процента.

Норма минимальных резервных  требований устанавливается в законодательном  порядке.

Механизм применения резервных  требований предусматривает размещение в центральном банке депозитов коммерческих банков на уровне, устанавливаемом как средний за определенный период. Как правило, расчетный период составляет один месяц – подобная схема используется в Японии, Франции и других странах; в США расчетный период равняется двухнедельному сроку, в Канаде он составляет два полумесячных периода.

Большое значение в практике применения резервных требований имеет  возможность зачета или переноса избытка или дефицита обязательных резервов с текущего периода на следующий, что повышает гибкость регулирующих мер – этот механизм используется в США и Франции. Существуют также  возможности варьирования расчетного периода и периода хранения. Как правило, нормы резервных требований определяются на основании предыдущего расчетного периода и периода хранения. Как правило, нормы резервных требований определяются на основании предыдущего расчетного периода, поэтому чем больше временной интервал между расчетным периодом и периодом хранения, тем меньше связь реальной величины резервов с состоянием в данный момент денежно-кредитной сферы, а следовательно, ниже эффективность регулирующих мер, особенно в краткосрочном плане. Вместе с тем временной разрыв расчетного периода и периода хранения имеет большое значение для коммерческих банков: если он составляет один месяц, то коммерческие банки имеют достаточно времени для использования резервных активов, и их ликвидность возрастает; более короткие периоды – до одного дня – способствуют установлению жесткого контроля центрального банка над денежной массой. Как правило, интервал между расчетным периодом и периодом хранения не превышает двух недель.

Политика установления минимальных  резервных требований в качестве эффективного инструмента денежно-кредитного регулирования в последние годы заметно утратила свое значение. Все большую роль начинает играть такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как операции на открытом рынке.

7.4. Операции на открытом рынке.

Операции на открытом рынке  представляют собой операции центрального банка по купле-продаже ценных бумаг. Объект этих операций – так называемые рыночные ценные бумаги, преимущественно  обязательства казначейства и государственных  корпораций, промышленных компаний и  банков, а также векселя, учитываемые  центральным банком.

Операции на открытом рынке  – наиболее действенный и гибкий рыночный инструмент денежно-кредитной политики центрального банка, обеспечивающий эффективное воздействие на денежный рынок и банковский кредит, а следовательно и на экономику.

Во-первых, эти операции влияют на деятельность коммерческих банков через объем их ресурсов. Если ЦБ продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают (политики кредитной рестрикции), то остатки средств на корреспондентских  счетах, открытых этими банками в  ЦБ, уменьшают на сумму купленных  бумаг. Соответственно уменьшаются  их возможности по предоставлению ссуд своим клиентам. Это приводит к  сокращению денежной массы в обращении, повышению курса национальной валюты и процентных ставок. При покупке  ценных бумаг у коммерческих банков (политика кредитной экспансии) ЦБ зачисляет соответствующие сумм на их корсчета, что расширяет возможности банков по выдаче ссуд, увеличивает объем денежной массы, снижает курс национальной валюты и банковские ставки.

Во-вторых, операции на открытом рынке могут использоваться для  регулирования процентных ставок и  курса (цены) государственных ценных бумаг. Для регулирования краткосрочных  процентных ставок традиционно применяются  операции ЦБ с векселями (казначейскими  и коммерческими) краткосрочными государственными облигациями. Покупка – продажа  краткосрочных бумаг ведет к  изменению спроса и предложения, а значит курса и доходности этих бумаг, что оказывает воздействие  на краткосрочные ставки на денежном рынке и уровень курса национальной валюты.

Традиционным средством  регулирования долгосрочных процентных ставок служит операции ЦБ с долгосрочными  государственными обязательствами. Покупка  таких обязательств ЦБ вызывает повышение  их рыночного курса (в результате расширения спроса на них). Рост цены облигация  означает снижение их фактической возможности, которая определяется отношением суммы  купонного дохода по облигации к  ее рыночному курсу. Уменьшение фактической  доходности долгосрочных облигаций  приводит к снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигаций  ЦБ на открытом рынке вызывается падение  их курса и повышение доходности облигаций, а следовательно и  долгосрочных процентных ставок.

Операции центрального банка  на открытом рынке предполагают использование  различных технических процедур. Они различаются в зависимости: от условий сделок (прямая купля-продажа или купля продажа на срок с обязательством обратного выкупа по заранее установленному курсу); объектов сделок (операции с государственными или частными ценными бумагами); срочности сделок (краткосрочные – до 3 месяцев – и долгосрочные – от 1 года и более – операции с ценными бумагами); сферы проведения операций (только банковский сектор или в совокупности с небанковским сектором рынка ценных бумаг); способа установления процентных ставок (центральным банком или рынком); источника инициативы в проведении операции (центральный банк или участники денежного рынка).

Информация о работе Центральный банк России